Вокруг жидкости AdBlue® и её применения в России на дизельных двигателях циркулирует большое количество предубеждений, вымыслов, правильной и неправильной информации.
В 2017 году в России стартовали продажи и появились на дорогах автомобили PEUGEOT, CITROEN и DS с дизельными двигателями HDi, соответствующими новым, более жёстким экологическим нормам EURO6 (6.1, 6.2). На большинстве дизельных двигателей этих автомобилей применена система SCR с впрыском жидкости AdBlue®. Определить наличие таких дизельных двигателей на автомобилях можно по плакеткам-шильдикам с торговым названием «BlueHDi» на кузове автомобилей.
Сразу же оговоримся, что правильная, нормальная эксплуатация в России дизельных автомобилей PEUGEOT, CITROEN и DS с системой SCR, своевременное их обслуживание и использование оригинальной жидкости AdBlue®, не сопровождается и не связано с какими бы то ни было трудностями. Все предубеждения, вымыслы и мнимые проблемы связаны с технической безграмотностью покупателей, владельцев, да и чего греха таить, некоторых специалистов СТОА. Всё это – следствие дефицита информации в российской автомобильной периодике и блогосфере, на потребу публики уделяющих большее внимание «скандалам, интригам расследованиям, показать всё что скрыто», а не разъяснению сути многих важных технических вопросов. В этой статье мы предоставим Вам максимум точной информации, связанной с темой применения AdBlue® на дизельных двигателях «BlueHDi».
- Для чего нужныAdBlue®,SCR и др.?
- Что такоеAdBlue®?
- Как производитсяAdBlue®?
- Чем опасно применение контрафактнойAdBlue®?
- Как отличить оригинальнуюAdBlue®от поддельной?
- Как хранитьAdBlue®?
- Как ведёт себяAdBlue®зимой?
- AdBlue®на автомобиляхPEUGEOTиCITROEN для европейского рынка
- SCRсAdBlue®иFAP®– в чём разница
- ОбAdBlue®для лукавых и хитрованов …
Для чего нужны AdBlue®, SCR и др.?
Соответствие современных дизельных двигателей новым, более жёстким экологическим нормам практически невозможно без применения системы нейтрализации выхлопных газов SCR. Причина необходимости применения SCR в том, что сгорание топлива в современных дизелях с системой Common Rail и турбонаддувом происходит при избыточном количестве воздуха, с минимальными выбросами углекислого газа (CO2), которого не хватает для нейтрализации опасных для здоровья оксидов азота (NOX), в отличие от привычных «бензиновых» катализаторов.
Таким образом, несмотря на всё совершенство дизелей EURO4, небольшое количество NOX всё же попадало в атмосферу. Это, кстати, во-многом и стало причиной небезызвестного «Дизельгейта». Однако инженеры быстро решили проблему, применив систему SCR, в результате чего чистота выхлопных газов дизелей EURO6 сравнима воздухом, выдыхаемым человеком.
Название SCR является аббревиатурой от «Selective Catalytic Reduction» (селективное каталитическое восстановление). Система SCR состоит из каталитического нейтрализатора и системы дозированного впрыска жидкости (жидкого реагента) AdBlue® в систему выхлопа перед этим нейтрализатором.
Каталитический нейтрализатор (часто называемый SINOX) системы SCR представляет собой керамическую решётку-матрицу, ячейки которой покрыты тонким слоем диоксида титана (TiO2), оксида ванадия (V2O5) и диоксида вольфрама (WO2), заключённую в корпус из жаропрочной стали, размещённый вблизи выпускного коллектора (или представляющий с ним единое целое в зависимости от модели дизеля).
Система впрыска AdBlue® состоит из следующих компонентов:
- Бачок с жидким реагентом AdBlue®
- Насосный блок
- Блок дозировки с системой управления
- Датчики уровня AdBlue® в баке, температурные, давления и окислов азота NOX
- Форсунка, встроенная в выхлопную систему перед катализатором SINOX
Системой впрыска AdBlue® командует компьютер управления двигателем с помощью системы управления блоком дозировки и насосом. Количество впрыскиваемой в выхлопную систему жидкости AdBlue® варьируется в зависимости от режима работы двигателя, его оборотов, нагрузки и большого количества других параметров.
Принцип действия SCR с системой впрыска AdBlue® достаточно прост. Жидкий реагент AdBlue®, являющийся раствором высокоочищенного карбамида ((NH2)2CO, мочевина) и деминерализованной воды, впрыскивается под давлением 5-8 бар в выхлопную систему перед нейтрализатором SINOX. В результате воздействия на AdBlue® горячих выхлопных газов (температура около 140–250°С) вода из раствора мгновенно испаряется и происходит термолиз – разложение карбамида на аммиак (NH3) и изоциановую кислоту (HNCO). Реакция термолиза: (NH2)2CO → NH3 + HNCO. Далее происходит гидролиз, в результате которого изоциановая кислота разлагается на аммиак и углекислый газ (СО2). Реакция гидролиза: HNCO + H2O → NH3 + CO2. Оксиды металлов нейтрализатора SINOX системы SCR становятся катализаторами химической реакции, в результате которой образуются азот и вода. Реакции SCR: 4NH3 + 4NO + O2 → 4N2 + 6H2O и 8NH3 + 6NO2 → 7N2 + 12H2O.
В процессе правильно протекающих химических процессов система SCR нейтрализует свыше 90% вредных для здоровья NOX.
Как видите, экологический эффект от применения SCR с впрыском AdBlue® очень высок, а вся эта «экология» нужна не кому-нибудь, а в первую очередь — нам с вами!
Применительно к дизельным двигателям HDi уместно заметить, что на них система SCR с впрыском AdBlue® входит в очень эффективный симбиоз с запатентованной Группой PSA «фирменной» технологией противосажевого фильтра FAP. По этой причине дизельные двигатели HDi в реальности показывают рекордные экологические показатели, к ним (в отличие от VAG, RENAULT-NISSAN и даже MERCEDES BENZ, и др.) у экологов и инициаторов «Дизельгейта» нет никаких претензий (как ни пытались «докопаться»), владельцы дизельных PEUGEOT и CITROEN (в том числе и в России) могут быть абсолютно спокойны по поводу характеристик своих автомобилей и их не будут внепланово «дёргать» на фирменные СТОА для неких «дополнительных» перепрошивок ПО системы управления двигателями. Но об SCR и FAP чуть дальше …
Что такое AdBlue®?
AdBlue® – это жидкий реагент, водный раствор, состоящий из 67.5% деминерализованной дистиллированной воды и 32.5% высокоочищенного карбамида (мочевины). Требования к составу и свойствам AdBlue® строго регламентированы стандартами:
- ISO 22241 (Европа)
- DIN 70070 (Германия)
- ГОСТ Р ИСО 22241 (Россия)
Всеми правами на торговую марку AdBlue® владеет Ассоциация автомобильной промышленности Германии (Verband der Automobilindustrie или VDA).
Встречаются альтернативные, но НЕофициальные названия AdBlue®:
- AUS 32 (Aqueous Urea Solution 32)
- DEF (Diesel Exhaust Fluid)
- ARLA (Automotive Liquid Reducing Agent)
Однако на таре с оригинальной, соответствующей всем стандартам, жидкостью AdBlue® всегда обязан присутствовать логотип «AdBlue®».
Сертифицированных производителей AdBlue® в мире немного (например, BASF и YARA в Европе, AMI в США), есть они и в России (на февраль 2018 г их двое):
- ЗАО «Обнинскоргсинтез»
- АО «МХК «ЕвроХим»»
Производителей – мало, а упаковщиков – множество, причём, среди них много очень солидных и авторитетных брендов. Например, вполне солидный российский SINTEC и знаменитый немецкий LIQUI MOLY используют AdBlue®, произведённую ЗАО «Обнинскоргсинтез». ЕвроХим выпускает отличную AdBlue® в розницу под собственным брендом «ЕвроХим» и налаживает сеть заправок AdBlue® из колонок на АЗС.
Какие важные физические и химические свойства AdBlue® полезно знать?
- AdBlue® начинает замерзать при температуре -11°С и теряет текучесть к -15°С.
- При температурах выше +40°С жидкость AdBlue® начинает довольно активно разлагаться.
- AdBlue® не горит и не поддерживает горение (содержание воды — 67.5%).
- AdBlue® входит в активную реакцию с металлами, вызывая коррозию. Если AdBlue® попала на металлическую деталь автомобиля, особенно на поверхность кузова – следует незамедлительно смыть реагент водой.
- Плотность AdBlue® при 20°С = 1.09 г/см3 (для сравнения: плотность воды при 20С = 0.99 г/см3).
- Если придётся заливать AdBlue® в бак из сторонней тары, это следует делать с помощью пластмассовой воронки с длинным эластичным носиком диаметром не более 20 мм.
Как производится AdBlue®?
Повторимся, что AdBlue® является водным раствором карбамида (мочевины) высокой степени очистки.
Мочевина – продукт синтеза аммиака (NH3) и углекислого газа (CO2). Выпускаются в основном два типа мочевины:
- Техническая
- Высокоочищенная
Техническая мочевина в подавляющем большинстве используется для производства сельскохозяйственных удобрений. Она же используется в косметике, бытовой химии, растворителях, красках и клеях.
Высокоочищенная мочевина используется в тонких химических технологиях, для изготовления лекарственных средств, а также при производстве жидкости AdBlue.
Вода для изготовления AdBlue® используется также «не простая», а деминерализованная и дистиллированная, сверхвысокой очистки.
ВНИМАНИЕ!!! Невозможно изготовить AdBlue® путём смешивания (пусть и в точных пропорциях) технической мочевины и «обычной» воды (из-под крана, из бутылки с «минералкой», дистиллированной из бутылки «для аккумуляторов», и т.п.). Для SCR (и кошелька владельца) применение такой «смеси» будет иметь катастрофические последствия!
Чем опасно применение контрафактной AdBlue®?
Казалось бы, чего проще: смешиваем в точной пропорции карбамид (мочевину) с дистиллированной водой, и AdBlue® – готова? Нет, и ещё раз нет!!! Это рецепт приготовления быстродействующего яда для вашего автомобиля, который в короткий срок выведет систему SCR из строя, а «рационализатор» «попадёт» на крупную сумму денег и дорогостоящий ремонт. Почему?
Потому что высокоочищенная мочевина в розничной продаже не встречается, на складах не лежит, купить или «стырить» её невозможно. Только что химически полученная и девственно чистая высокоочищенная мочевина тут же идёт в дело – нигде не хранясь из неё сразу получают конечный продукт, в нашем случае – жидкий реагент AdBlue®. Причём, весь этот процесс происходит только и исключительно на сертифицированных VDA производствах, коих в России на сегодняшний день (февраль 2018 г.) только два.
Техническая мочевина, особенно использующаяся для производства удобрений, изначально имеет в своём составе так называемый антислёживатель, «Уресофт» или ему подобный, содержащий натрий. Этот антислёживатель необходим для обеспечения возможности хранения минеральных удобрений, изготовленных из технической мочевины, исключения слипания гранул и порошков в условиях высокой влажности, присутствия воды и воздействия солнечных лучей. Подобные вещества в меньших количествах, но всё равно содержит техническая мочевина, предназначенная для изготовления бытовой химии, косметики, красок и клеев.
Производители контрафактного, не отвечающего стандартам жидкого реагента, лишь напоминающего AdBlue®, используют именно ту техническую мочевину, которая описана выше – найти её и применить в своих неприглядных целях, увы, довольно легко.
Применение контрафактных химических реагентов вместо AdBlue® грозит SCR дизельного двигателя следующими тяжёлыми проблемами:
- Выход из строя нейтрализатора SINOX из-за известкования его матрицы и/или необратимого «отравления» катализатора даже небольшим количеством соединений натрия и других веществ, содержащихся в антислёживателе технической мочевины, а в это время …
- Некорректная работа системы управления двигателем, появление «ошибок», «чекэнджинов-джекичанов», прочих неприятностей, после чего …
- Снижение характеристик двигателя, его мощности, крутящего момента, и т.д., а если «на это забить», то …
- Возникновение отложений в ячейках нейтрализатора вплоть до их закупорки, что ведёт к повышенному сопротивлению истечению выхлопных газов, повреждению системы их выпуска вплоть до выхода из строя газораспределительного механизма
Как отличить оригинальную AdBlue® от поддельной?
Увы, но в России, как это происходит с бензином, маслами и антифризами, так и с AdBlue® — на розничном рынке царит, мягко говоря, беспорядок. Контрафактных AdBlue® очень много, и, если одни не переходят черту закона, играя на безграмотности покупателя, то другие внаглую подделывают оригинал не боясь ответственности. Это печально, но бороться с этим можно! Мы снабдим Вас «оружием», состоящим из 10 пунктов, с помощью которого Вы сможете в большой степени обезопасить себя от покупки поддельной AdBlue®.
Начнем с того, что в розничной продаже AdBlue® встречается в большом количестве упаковок-канистр различной ёмкости: от 1-литровых флаконов и 5-10-литровых канистр до 208-литровых пластмассовых бочек и «еврокубов».
- Безопаснее всего покупать AdBlue® на СТОА дилерских центров авторитетных автомобильных марок, поставляющих свои дизельные автомобили в Россию (не обязательно PSA, но и BMW, MERCEDES BENZ, VOLKSWAGEN, AUDI, SKODA, FORD, и др.), ведь вспомним, что «AдБлю мерседесовской» и «АдБлю бээмвэшной» – не существует, AdBlue® у любого автопроизводителя и/или бренда может быть только одна – ISO Если авторитетной СТОА поблизости нет, то покупать AdBlue® следует в солидных магазинах ГСМ или в магазинах брендовых АЗС.
- AdBlue® не может продаваться в прозрачной или металлической таре! Если «маленькие» 1-3 литровые флаконы и 3-5 литровые канистры с AdBlue® могут быть полупрозрачными (из пластмассы «молочного» цвета), то 10-20 литровые канистры – всегда в непрозрачной таре (чаще тёмно-синего цвета).
- Если флакон или канистра полупрозрачные — аккуратно, не «встряхивая», приподнимите её над собой к источнику света, чтобы рассмотреть дно. У оригинальной AdBlue® осадка или отложений быть не может в принципе! Если Вы обнаружили на стенках или днище канистры осадок или какие-нибудь отложения – это подделка!
- На канистре или флаконе с AdBlue® обязательно должен присутствовать логотип «AdBlue®» и упомянуты стандарты: ISO22241, DIN70070 или ГОСТ Р ИСО 22241 . Если логотип «AdBlue®» и упоминание хотя бы одного из перечисленных стандартов отсутствуют, а вместо них нечто вроде «EcoBlue, AcBlue, AdFluide, BluePro, TruckBlue и т.д.» – не покупать, это подделка!
- Жидкость AdBlue® не может стоить очень дёшево! Например, на февраль 2018 г, 20-литровая канистра оригинальной AdBlue® не может иметь цену ниже 400 рублей. Если Вы видите, что цена ощутимо ниже – это подделка!
- Этикетка на флаконе или канистре должна иметь солидный вид и достаточно высокое качество. VDA не предоставляет лицензию «нищебродским» производителям и дистрибьютерам, экономящим на индивидуализации продукта. Если этикетка напечатана на дешёвой бумаге, наклеена криво, угол отклеился и старается свернуться в трубочку, качество печати на уровне домашнего принтера – это подделка!
- На канистре или флаконе обязаны быть указаны дата производства и номер партии. Как правило, у солидного производителя, эта информация наносится лазерной печатью на крышке или корпусе самой канистры, а не на этикетке.
- Флаконы ёмкостью 1-3 литра с оригинальной AdBlue® в подавляющем числе случаев имеют характерного вида гибкий «носик». Конструкция «носика» такова, что не позволяет при заливке AdBlue® в бак попасть туда загрязнениям или случайно пролиться при извлечении «носика» из бака. Если «носика» нет – это что-то «левое»?
- Флакон или канистра с AdBlue® всегда опломбированы! «Пломба» может иметь разный дизайн и конструкцию – начиная от прозрачной «термоусадки», заканчивая специальными поясками с медальонами, но в любом случае «пломба» без своего повреждения не позволит крышке повернуться относительно тары. «Одноходовые крышки», типа тех, которые мы привыкли видеть на канистрах с жидкостью омывателя лобового стекла на таре с AdBlue® не применяются!
- Продавец обязан предоставить сертификат качества на каждую партию AdBlue®. Честный продавец знает об этом праве покупателя AdBlue® и предоставит сертификат по первому Вашему требованию, без задержек и сопротивления. Продавец «левака» сделает всё, чтобы этот сертификат Вам не предоставлять. На всякий случай … Выдержка из Постановления Правительства Российской Федерации от 4 октября 2012 года № 1007, п.12: — » … Продавец обязан по требованию потребителя ознакомить его с товарно-сопроводительной документацией на товар, содержащей по каждому наименованию товара сведения об обязательном подтверждении соответствия согласно законодательству Российской Федерации о техническом регулировании (сертификат соответствия, его номер, срок его действия, орган, выдавший сертификат, или сведения о декларации о соответствии, в том числе ее регистрационный номер, срок ее действия, наименование лица, принявшего декларацию, и орган, ее зарегистрировавший). Эти документы должны быть заверены подписью и печатью поставщика или продавца с указанием его места нахождения (адреса) и телефона. … «.
Как хранить AdBlue®?
Хранить тару с AdBlue® можно в гараже, дома или в самом автомобиле. Тем не менее, нескольких несложных правил всё же надо придерживаться. Вот они:
- Идеальные условия для хранения AdBlue® – в тёмном месте при температуре от 0°С до +20°С
- Жидкость начинает замерзать при температуре -11°С и полностью теряет текучесть к -15°С
- Не допускать нагревания жидкости выше +30°С
- Беречь жидкость AdBlue® от воздействия прямых солнечных лучей
- Хранить AdBlue® желательно в оригинальной таре. Если это невозможно, то использовать только пластмассовую, чисто вымытую и просушенную тару
Ни в коем случае не допускать контакта AdBlue® с металлическими предметами и посторонними жидкостями. При хранении AdBlue® в сторонней таре, даже кратковременно, ни в коем случае не использовать канистры из-под бензина, дизельного топлива или масла! Даже следы топлива, масла или антифриза, оставшиеся на стенках этой тары, способны нанести ощутимый урон системе SCR.
Срок годности AdBlue® составляет от 6 до 36 месяцев в зависимости от температуры хранения.
- При +10°С = 36 месяцев (3 года)
- При +25°С = 18 месяцев (1.5 года)
- При +30°С = 12 месяцев (1 год)
- При +35°С = 6 месяцев (полгода)
Как ведёт себя AdBlue® зимой?
Вроде бы «страшилка»: AdBlue® начинает замерзать при температуре -11°С и теряет текучесть к -15°С. В ответ на это, баки AdBlue® автомобилей PEUGEOT, CITROEN и DS в исполнении для России снабжены системой обогрева, который рассчитан на эффективную работу при температурах до -35°С и начинает работать сразу после запуска двигателя.
А если AdBlue® всё-таки замёрзла, а обогрев бака «не хочет» её отогревать? В этом тоже нет каких-то особых проблем. Застывшую в баке AdBlue® можно относительно быстро отогреть самому. Для этого следует взять флакон с несколькими литрами AdBlue® и нагреть его до температуры +30-40°С. Нагревать флакон следует в полном объёме, не допуская локального перегрева. Например, его можно поместить в ёмкость с горячей водой, но ни в коем случае не греть паяльной лампой или опускать в AdBlue® кипятильник!!! Помните, что при нагреве выше +40-50°С AdBlue® начинает довольно активно разлагаться, а при контакте с разогретым металлом входит с ним в реакцию. Флакон с нагретым до +30-40°С реагентом следует незамедлительно (пока не остыл) опустошить в бак AdBlue®. Через 20-30 секунд AdBlue® в баке снова станет жидкой, а после запуска двигателя всё заработает «как надо».
Если обогрев бака AdBlue® не работает – проверить соответствующий предохранитель, и, если он сгорел – заменить целым с таким же номиналом по току. Если предохранитель в порядке – обратитесь на СТОА ОД PEUGEOT или CITROEN.
Важно знать, что замерзание никак не сказывается на физике и химии AdBlue®: реагент замёрзший, а затем оттаявший, обладает ровно такими же свойствами, как только что изготовленный.
AdBlue® на автомобилях PEUGEOT и CITROEN для европейского рынка
На автомобилях PEUGEOT и CITROEN система SCR с впрыском жидкого реагента AdBlue® применяется у вариантов с дизельными двигателями «BlueHDi». В каталоге «фирменных» расходных жидкостей для автомобилей Группы PSA присутствует оригинальная AdBlue, которую можно приобрести на любой СТОА российской дилерской сети PEUGEOT и CITROEN. Её артикулы (реферансы):
Артикул (Реферанс) | Тара и её ёмкость | Торговое название жидкости |
1611328380 | Флакон 1.9 л. | AdBlue ISO22241 |
1611188580 | Канистра 10 л. | AdBlue ISO22241 |
Таблица некоторых дизельных автомобилей PEUGEOT, CITROEN и DS, ёмкости их баков AdBlue®, места расположения горловин и примерного пробега на полном баке AdBlue®.
Марка, модель | Объём бака AdBlue® (л) | Расположение горловины бака AdBlue® | Примерный пробег на полном баке AdBlue® |
PEUGEOT | |||
208 (DV6), 308, 2008 | 17 | В багажном отсеке | До 15 000 км |
208 (DV5) | 17 | Рядом с горловиной топливного бака | До 20 000 км |
3008 (P84), 5008 (P87) | 17 | Рядом с горловиной топливного бака | До 15 000 км |
PARTNER (K9) | 18 | Рядом с горловиной топливного бака | До 15 000 км |
TRAVELLER (K0) | 21 | На второй левой стойке кузова | До 18 000 км |
EXPERT (K0) | 21 | На второй левой стойке кузова | До 18 000 км |
BOXER III | 14 | Рядом с горловиной топливного бака | До 10 000 км |
CITROEN | |||
C3, C4 Picasso, C-Elysse | 17 | В багажном отсеке | До 15 000 км |
С5 | 18 | В багажном отсеке | До 15 000 км |
BERLINGO (K9) | 18 | Рядом с горловиной топливного бака | До 15 000 км |
SPACETOURER (K0) | 21 | На второй левой стойке кузова | До 18 000 км |
JUMPY (K0) | 21 | На второй левой стойке кузова | До 18 000 км |
JUMPER | 14 | Рядом с горловиной топливного бака | До 10 000 км |
DS | |||
DS3, DS4, DS5 | 17 | В багажном отсеке | До 15 000 км |
Когда запас хода на AdBlue® составит 2400 км, на дисплее бортового компьютера первый раз появится сообщение системы предупреждения. В интервале от 2 400 км до 600 км запаса хода при включении зажигания будет загораться контрольная лампа AdBlue® в сопровождении звукового сигнала и сообщения: «Долейте AdBlue. Пуск будет невозможен через ХХХХХ км».
При запасе хода от 600 км до 0 км при включении зажигания контрольная лампа AdBlue® будет мигать в сопровождении звукового сигнала и сообщения «Долейте AdBlue: Пуск будет невозможен через ХХХ км» с указанием остатка запаса хода в километрах. Во время движения сообщение будет показываться через каждые 30 секунд пробега до тех пор, пока уровень AdBlue® не будет пополнен. Залить AdBlue® необходимо при первой же возможности, пока бак не опустел. Если бак опустеет, следующий запуск двигателя окажется невозможным.
Внимание! Система блокировки пуска двигателя включится автоматически, как только бак для AdBlue® окажется пуст.
После того, как бак AdBlue® опустеет, при включении зажигания, контрольная лампа AdBlue® будет мигать в сопровождении звукового сигнала и сообщения «AdBlue: Пуск невозможен».
Для восстановления возможности запуска двигателя необходимо залить в бак не менее 5 литров AdBlue®.
2400 км – много это или мало? 2400 км – это поездка из Москвы до Ижевска и обратно в Москву, или от Москвы до Самары и обратно в Москву, или Москва – Санкт-Петербург – Москва – Санкт-Петербург – Бологое, или … Маршрут не имеет значения, так как становится ясно и понятно – за 2400 км, куда бы Вы ни поехали по необъятным просторам нашей России, у Вас будет множество мест и возможностей приобрести нужное количество оригинальной AdBlue®, пополнить им бак до необходимого уровня, и продолжить путешествие.
SCR с AdBlue® и FAP® – в чём разница
В начале статьи мы с вами узнали, что на большинстве автомобилей PEUGEOT, CITROEN и DS с дизельными двигателями «BlueHDI» могут присутствовать две технологии – SCR с AdBlue® и FAP®, которые образуют очень эффективны. Эти две системы работают решают похожие задачи, но работают по-разному. По этой причине распространено заблуждение, что SCR с AdBlue® и FAP® – это одно и то же. Это совершенно не так, и сейчас мы разберёмся почему.
Система SCR с впрыском AdBlue® предназначена для нейтрализации окислов азота NOХ путём впрыска в выхлопную систему перед нейтрализатором реагента AdBlue®, который посредством химической реакции в присутствии катализатора преобразует вредные для здоровья окислы азота в абсолютно безвредные азот, углекислый газ и воду.
Технология противосажевого FAP-фильтра предназначена для «дожигания» сажи (одна из форм углерода) и твёрдых частиц, задержанных матрицей фильтра (установленного сразу за нейтрализатором SCR) путём вмешивания дозирующей системой специальной жидкости EOLYS в поступающее в двигатель дизельное топливо. EOLYS представляет собой коллоидный раствор микроскопических нано-гранул с церием (церином) в лигроине. Часть церия из присадки EOLYS сгорает вместе с топливом в начале такта рабочего хода, повышая температуру выхлопных газов. Другая часть церия впрыскивается в цилиндр в течение такта выпуска и через выпускной коллектор попадает на матрицу противосажевого FAP-фильтра, где вспыхивает и горит с большим выделением тепла, полностью сжигая всю осевшую в фильтре сажу и твёрдые частицы до безвредного и безопасного газообразного состояния.
Разница систем видна «невооружённым глазом»:
- SCR впрыскивает AdBlue® в выхлопную систему, а дозатор FAP вмешивает EOLYS в поступающее в двигатель топливо
- SCR нейтрализует окислы азота, а FAP-фильтр «дожигает» сажу и твёрдые частицы
- AdBlue® – раствор карбамида (мочевины) в воде, EOLYS – коллоидный раствор наногранул с церием в жидком углеводороде
Периодичность «общения» с AdBlue® и EOLYS тоже разная:
- AdBlue® заливается водителем в специально предназначенный для этого отдельный бак с примерной периодичностью 1 раз в 10-15 000 км, расход AdBlue® составляет примерно 1 литр на 1000 км (тысячу километров!)
- EOLYS поставляется в виде разовых мягких картриджей, которые меняются с примерной периодичностью 1 раз в 100-120 000 км (менять картридж положено на СТОА во время ТО, но водитель может поменять его и самостоятельно – там нет ничего сложного), точный расход определить довольно трудно, так как он составляет примерно 1 литр на 25-30 000 км.
К слову, впервые появившись в 2002-м году на PEUGEOT 607 2.2 HDi FAP, к настоящему моменту технология противосажевого FAP-фильтра претерпела множество модернизаций. Соответственно существует несколько вариантов жидкости EOLYS для дизельных двигателей семейств DV, DW и DT разных поколений и годов выпуска, в разных упаковках, со слегка разными свойствами. По этой причине, перед самостоятельной покупкой EOLYS обязательно уточните на СТОА или у авторитетного специалиста – какой именно вариант EOLYS, в какой упаковке и с каким артикулом (реферансом) Вам необходимо приобрести.
Об AdBlue® для лукавых и хитрованов …
Не секрет, что кое-кому захочется «обвести вокруг пальца» систему SCR, чтобы снизить и без того небольшие затраты использования AdBlue®, а возможно, даже отключить эту систему с помощью «обманок» и прочих «приблуд». Если устоять перед соблазном невозможно, то нужно знать следующее …
Разбавление AdBlue® водой (даже дистиллированной и суперочищенной) никакой экономии не даст! Более того – зимой такая смесь замёрзнет уже при 0°С, а не при -11-15°С, как AdBlue® оригинальная. Но если всё происходит летом, то … Система управления SCR отследит, что реакция в нейтрализаторе идёт недостаточно полно и просто увеличит количество подаваемого реагента. Хорошо, если в результате всё будет «тож на тож», но расход жидкости может непропорционально возрасти и вместо ожидаемой экономии «на выходе» может получиться ощутимая финансовая потеря, которая, если «бодяжить» AdBlue® и дальше, в конце концов обернётся досрочным и дорогим ремонтом насосного блока системы SCR, который будет работать всё это время с повышенными нагрузками.
По поводу «обманок» и несанкционированного отключения впрыска AdBlue®: с одной стороны – нет проблем, с другой – они очень даже могут быть, причём, очень неприятные!
«Нет проблем!» – Постановлением Правительства РФ от 30 июля 2014 года №730 была введена поправка в технический регламент «о требованиях к выбросам автомобильной техникой, выпускаемой в обращение на территории Российской Федерации, вредных (загрязняющих) веществ», позволяющая отключать функцию ограничения мощности двигателя при отсутствии жидкости или при неработающей системе селективной очистки выбросов отработавших газов SCR от вредных оксидов азота. Таким образом «обманкам» и прочим «приблудам» включён «зелёный свет». Казалось бы – твори, выдумывай, пробуй? Но не всё так просто …
«Неприятности» любителям «обманок» и «приблуд» создали автопроизводители. Они знают, что в подавляющем большинстве случаев такие мероприятия заканчивается фатальными поломками техники, требующими для их устранения дорогого ремонта, а любую «обманку» или «приблуду» можно быстро удалить, «сделав всё как было», после чего приехать на СТОА с требованиями «халявного» гарантийного ремонта (мол, всё это само произошло). Чтобы этого избежать, в ПО систем управления двигателями вводятся приложения типа «антитюнинг», а в Договорах купли-продажи, Актах приёма-передачи новых автомобилей, в Гарантийных и Сервисных книжках, в явных или завуалированных формах прописывается, что любое вмешательство в конструкцию автомобиля неизбежно ведёт за собой отказ в гарантийном ремонте. Таким образом, применение разнообразных «обманок» и «приблуд» связано с огромным риском потерять Гарантию и «попасть на большие деньги» в случае необходимости ремонта, вызванной применением этого контрафактного оборудования. Надо это или нет – решать Вам!
В качестве заключения закончим тем, с чего начали — правильная, нормальная эксплуатация в России дизельных автомобилей PEUGEOT, CITROEN и DS с системой SCR, своевременное их обслуживание и использование оригинальной жидкости AdBlue, не сопровождается и не связано с какими бы то ни было трудностями.
Удачи Вам на дорогах!