«Атмосферные» двигатели PSA Peugeot Citroёn семейства EW считаются одними из самых беспроблемных и надёжных в истории французского концерна. К этим моторам — никаких претензий в проблеме, которая нет-нет, да возникает: одна помпа Пежо подходит «дюйм в дюйм», а другая никак не садится на своё место, так как её присоединительные отверстия совсем в других местах. При этом: и та, и другая – вроде бы для одного и того же двигателя. Почему так происходит? В чём загадка? Что надо приобрести, чтобы замена помпы Пежо прошла «без сучка и задоринки»? На все эти вопросы мы дадим ответы в этой статье.
Совсем немного истории, которая многое объяснит
Появившись в 1998 году, EW блестяще показали себя во всех условиях при любых характерах эксплуатации – от семейных седанов и представительских лимузинов, в такси и на коммерческом транспорте, вплоть до триумфальных побед на гоночных трассах. Семейство получилось весьма обильным своими отпрысками не только по рабочему объёму (литраж: 1.8, 2.0, 2.2 и 2.3), но и по мощности (от 117 л.с. до 180 л.с.) и конструкции (без и с VVT, с распределённым и прямым (непосредственным) впрыском, с уравновешивающими валами и без них, и др.).
Различают два их поколения: первое выпускалось с 1998 по 2005 годы и имело в наименовании модели окончание «…J4», и второе – с 2005 по настоящее время, с окончанием «…А».
До 2009 года EW выпускались во Франции на моторном заводе PSA в г.Тремери, а затем их производство переместилось в КНР на Dongfeng и Южную Америку в Аргентину с Бразилией, где их собирают и сегодня. Этот «исторический экскурс» здесь не просто так, ибо он многое объяснит в возникновении «плёвой проблемки», в которой абсолютно нет никакой вины двигателей EW. Её причины – в неосведомлённости владельцев автомобилей Пежо, Ситроен, Дунфэн, ФИАТ и Лянчиа, на которые эти моторы устанавливались. И сейчас мы подарим Вам исчерпывающий объём информации по вопросу «помпы для EW». Он снова актуален, так как с его решением столкнулись российские владельцы кроссоверов Dongfeng DFM AX7, на которых двигатели EW10A – самые свежие и с относительно небольшими пробегами.
Конструктивные особенности и варианты помп для моторов EW
Насосы охлаждающей жидкости (помпы) к указанным моторам состоят из двух частей (мы приводим общеупотребительные, простонародные термины, принятые в среде автолюбителей):
- Картридж – треугольного вида ажурный фланец с запресованным в нём подшипником и зубчатым шкивом привода ремнём ГРМ с одной стороны, и крыльчаткой «турбинкой» с другой;
- «Улитка» или корпус, одновременно являющийся кронштейном помпы, привинчивающимся болтами к блоку цилиндров. К «улитке», через прокладку, крепится картридж — крыльчаткой внутрь;
- Помпа в сборе (или просто «помпа») — картридж и корпус, соединённые вместе болтами (или винтами, в зависимости от варианта) в единый агрегат.
Первые варианты помпы изготавливались из прочной пластмассы чёрного цвета. Вскоре от пластмассы отказались, и, вплоть до сегодняшнего дня – «улитки» и фланцы выполняются из алюминиевого сплава.
По способу крепления картриджа к корпусу помпы различают: «на 6 болтов» и «на 4 болта».
Важно заметить, что в фирменной сервисной программе PSA ServiceBox (ранее и Citroёn Planet) всегда указывалось, что оригинальная помпа поставляется только в сборе – никаких картриджей. Однако, мало кто знает, что оригинальный картридж всё-таки был, его артикул – 96 636 549 80.
В каталоге Dongfeng Motor для DFM AX7 также значится безальтернативное применение помпы в сборе. Формально считается, что она неразборная. Но на самом деле — разбирается она легко и просто.
Картриджи отдельно никогда (формально) «в оригинале» PSA и Dongfeng не поставлялись. Даже найти 96 636 549 80 в продаже – редкая удача. Все они всегда от сторонних производителей. Однако, среди них — множество авторитетных «грандов», выпускающих продукцию высшего качества.
Всё началось во Франции
На протяжении 5 лет после старта производства движков EW артикулы помп менялись, «как в калейдоскопе». Вначале подавляющее большинство из них имели пластмассовые корпуса и фланцы. Интересно, что небольшое количество моторов оснащались и алюминиевыми насосами ОЖ, имевшими точь-в-точь такую же форму, как и полимерные. Найти логику было трудно, т.к. металлические можно было встретить и на 1.8 (EW7J4), и на 2.2 (EW12J4). Широкое применение Пежо и Ситроен в такси обозначило необходимость в увеличении интервала между заменами ремня ГРМ, роликов и помпы, ведь изначально он составлял лишь 60 000 км, что при интенсивной эксплуатации вело за собой повышенную стоимость владения.
С 2003 года ремень ГРМ усилили, увеличили ресурс подшипников роликов, а помпы с тех пор стали делать только легкосплавными. Пластмасса такую периодичность выдержать уже не могла. К тому же отмечались случаи критического нагрева «улиток» от находящихся рядом элементов выхлопной системы. С этим справились легко, применив тепловой экран, крепившийся к верхней части шпилек, применённых вместо болтов. Пробег между сменами ремня ГРМ и его роликов увеличился до 90-120 000 км. Помпу предписывалось менять вместе с ними, от чего профи были явно не в восторге. Как раз подошло время плановой модернизации двигателей EW, в которую включили и радикальное решение всех претензий по отношению к помпе.
В 2005-м году стартовало 2-е поколение моторов EW, которое отличается не только наличием системы изменения фаз газораспределения (VVT) и буквочкой «А» в обозначении модели, но и множеством внутренних, не всегда заметных глазу, позитивных изменений. Не будем отходить от контекста этой статьи, и ограничимся насосом охлаждающей жидкости, которого эти «скрытые» изменения коснулись кардинально. В связи с тем, что ходимость ремня ГРМ было решено увеличить до 240 000 км (120 000 км для тяжёлых условий), сменился не только его изготовитель (немецкий Continental впервые крупносерийно применил технологию с кевларовым кордом ремня), но и поставщики помпы новой конструкции.
Внешне новый агрегат отличался от старого лишь «4-болтовым» соединением фланца и «улитки». Основные изменения были в подшипнике, который получил увеличенный ресурс и дополнительную герметизацию. Помпа нового образца имела идентичные присоединительные размеры и элементы крепления к блоку цилиндров, как у предыдущих, а ServiceBox предписывал её применение взамен прежних «6-болтовых», поставка которых в оригинальные запчасти прекратилась. Таким образом изделие 1609417480 (и его «близнец» от FIAT 9670557580) является единым и унифицированным для всех двигателей семейства EW, обладая огромным ресурсом.
Продолжение в Китае на Dongfeng
Проводить углублённое расследование на эту тему смысла не имеет, так как всё легко объясняется по косвенным данным – производство двигателей семейства EW начало передаваться в КНР «братскому» Dongfeng Motor, когда решение о переходе на «единую и унифицированную» ещё не было принято. Партнёры запустили в производство для поставок на конвейер DFM в Ухане помпу EW «старого» образца. Достаточно взглянуть на насос ОЖ, демонтированный с движка EW10A кроссовера AX7, чтобы убедиться – он «очень близко к тексту» повторяет ещё ту, пластмассовую конструкцию, но исполненную в лёгком сплаве и имеющую весьма оригинального вида боковое отверстие на фланце картриджа – для смазки подшипника «турбинки».
В виду того, что помпы 2-литрового «пежоситроеновского атмосферника» на AX7, «пробежавшие» 100-120 000 км — тактильно, аудиально и осязательно не вызывали никаких претензий к своему «здоровью», мы не возьмём на себя смелость рекомендовать обязательную их замену на таком пробеге. В то же время пословица «бережёного Бог бережёт» в подсанкционных экономических условиях приобретает новый качественны смысл, превращая риск не в «благородное», а самое, что ни на есть, гибельное дело, о чём надо обязательно помнить.
Советы по покупке моторных помп, использованию и взаимозаменяемости
Всесторонне исследуя вопрос применяемости и унификации помп и их элементов у двигателей EW, обнаруживается неприятное и даже опасное – в каталогах и «подборщиках артикулов» большинства интернет-магазинов царит полный беспорядок, из-за которого то и дело происходят неприятные казусы типа: заказал картридж для «4-болтовой» помпы, а по факту пришёл для «6-болтовой», как и наоборот. Чтобы низвести до нуля, исключить подобные несчастья в будущем, мы предлагаем применить следующий «стратегический» ход. Этот приём позволит Вам намного более гибко действовать в условиях надвигающегося дефицита запасных частей, конкретно – выбора помп для двигателей семейства EW …
В самое ближайшее время, пока ещё «есть из чего выбрать»:
- Если на Вашем EW сейчас имеется помпа с «4-болтовым» креплением картриджа – для замены приобрести «6-болтовую» (имеется в виду «помпа в сборе»);
- Если двигатель оснащён «6-болтовой» — купить «4-болтовую», разумеется, также «в сборе» (этот вариант актуален для владельцев DFM AX7);
- Демонтированный с двигателя агрегат ни в коем случае не выбрасывать, а хорошенько герметично упаковать и оставить «про запас».
Таким образом, при следующей замене помпы, у Вас будет достаточная свобода выбора: имея «в запасе» две «улитки» – «4-болтовую» и «6-болтовую», Вы сможете подобрать к ним любой картридж! Даже при самом скудном ассортименте картридж может быть – либо одним, либо другим. Но главное, что даёт свободу и спокойствие: применить Вы сможете – любой из них.
Разумеется, когда на EW Вашего автомобиля помпа с четырьмя болтами, то специально «сломя голову» искать «шестиболтовую» особого смысла не имеет (в то же время – ничего не мешает заказать «по умолчанию 6-болтовую» помпу от Dongfeng, к качеству которой – никаких претензий), так как выбор картриджей – пока весьма внушительный. Как вариант – можно приобрести «про запас» один-два картриджа внушающего доверие бренда, после чего быть уверенным, что на ближайшие 200-300 000 км их точно хватит.
Ниже мы публикуем таблицу с артикулами помп и картриджей к ним по «разболтовке», в унификации которых есть стопроцентная уверенность. Эту таблицу Вы можете распечатать или сохранить в памяти смартфона, применив её при подборе подходящего изделия, без «гаданий на кофейной гуще».
Бонус! Не забудьте про прокладки — чтоб было сухо
Внимание! Перед заменой помпы и/или картриджа, не только мы, но и ServiceBox с техрегламентом – настоятельно рекомендуем приобрести и заменить прокладки:
- 1340.55 – 2 штуки! (в каталоге DFM: 2824200) – уплотнительное кольцо между внешним патрубком системы охлаждения и «хоботом» (раструб, выходящий их центра «улитки» наружу) помпы;
- 1206.F6 (в каталоге DFM: 1701205) – уплотнительное кольцо между «окном» помпы на её привалочной плоскости и ответной поверхностью на блоке цилиндров двигателя.
Перед установкой уплотнительные кольца хорошенько пропитайте антифризом, чтобы они зашли, «как по маслу».
Методический совет ... Бывают случаи, когда при замене картриджа помпы новым, но другого бренда, крыльчатка может коснуться внутренней поверхности «улитки». Ничего страшного нет: «создать зазор» можно путём увеличения толщины прокладки между корпусом и фланцем, вырезав её из подходящего материала — алюминиевой или медной фольги, паронита ПМБ, прокладочного картона или др.
Пусть под рукой у Вас будут артикулы наружных трубок-патрубков системы охлаждения – если они имеют повреждения, используя иллюстрацию ниже, Вы сможете подобрать аналогичные у PSA или Dongfeng. Помните, что у «автоматов» и «механики» они отличаются количеством штуцеров.
Резьбы болтов обязательно покройте графитовым порошком от карандашного грифеля (или тонким слоем графитовой смазки) – это не позволит виткам «прикипеть», исключит коррозию, а при следующих подобных работах демонтаж пройдёт «весело и быстро» … Ну дальше Вы знаете …