Как сделать Camping Box для автомобиля своими руками

Лайфхаки

В конце прошлого лета предложили мне сконструировать и изготовить кемпинг-бокс. Хотя я никогда раньше этого не делал и опыта эксплуатации подобных систем не имею (всякие спальники и т.п. не в счет), тема интересная, согласился. В качестве не то чтобы эталона и образца, но некой иллюстрации пожеланий заказчика выступал многим уже известный импортный QUQUQ. Мол, вот нужна пусть не точная копия, но нечто похожее.

Для чего нужен современный кемпинг бокс

К тому времени QUQUQ  мною был довольно подробно изучен, равно как и достаточное количество подобных фирменных и самодельных конструкций. Но просто взять и скопировать что-то известное не хотелось, хотелось привнести какие-то новые и оригинальные идеи. По ходу повествования постараюсь подробно аргументировать, почему что-то сделал именно так, а не иначе. В тексте будет больше общих рассуждений, конкретики больше в подписях к фотографиям – мне кажется, так нагляднее. Данная статья больше про конструкцию и изготовление, а плюсы и минусы эксплуатации покажут последующие испытания.

Кемпинг-бокс QUQUQ. Главная и, на мой взгляд, единственная изюминка – возможность раскладывать кровать, предварительно не снимая матрасы с тумбы. Но и у этого плюса есть свой минус – толстые матрасы нельзя убрать, обзор назад полностью перекрыт.

Целевой аудиторией автомобилей, для которых разрабатывалась моя конструкция, являются минивэны-близнецы Peugeot Traveller / Citroen SpaceTourer / Opel Zafira Life / Toyota ProAce Verso, к которым должен был присоединиться еще и Fiat Ulysse. Для минивэнов других марок и моделей конструкцию, скорее всего, необходимо адаптировать, как минимум по приспособлениям крепления к кузову, а возможно и некоторым размерам. Что впрочем, не является проблемой. Размеры кемпинг-бокса (сама тумба без учета панелей кровати, ДхШхВ) 700х1160х540 мм, настил спального места при разложенном виде 1960х1160 мм, при этом в широкой части салона ширина спального места по матрасам – 1360 мм. А вот взвесить конструкцию пока не удалось…

Выбор материалов

Упор на низкую стоимость, как главный критерий, по ТЗ не делался, но я старался избежать лишнего удорожания. Наоборот, со стороны заказчика были пожелания обеспечить достойный внешний вид. Поэтому материалы выбраны не самые дешевые, например, почти весь видимый алюминий анодирован. А вот минимизация общего веса конструкции была в приоритете. Поэтому в качестве основных материалов выбрал любимый алюминиевый конструкционный профиль (облегченный, 20х20) – для каркаса и сотовый полипропилен Diamond (12 мм, вместо тяжелой фанеры) – для несущих плоскостей тумбы, кровати и выдвижных лотков. Перегородки изначально планировалось изготовить также из сотового полимерного листа, но он оказался жидковат.

В итоге применил алюкобонд (3 мм). Если кто будет использовать данный материал, рекомендую заказывать с двумя лицевыми сторонами. У стандартного одна сторона лицевая, вторая – изнаночная, имеющая другой цвет и гораздо менее стойкая к царапинам и т.п. Как по мне, материал спорный, наряду с некоторыми плюсами имеет и несколько существенных минусов.

Сейчас может быть лучше бы посмотрел какой-нибудь пластиковый лист, например, АБС. Ну и общестроительный алюминиевый профиль (прямоугольные трубы, уголки и т.п.) – для каркаса и ящиков.

Концепция автобокса

Тут, как говорится, ничего личного оригинального – только бизнес обобщение чужого опыта. Каркас основной тумбы предусматривает три отсека: для кухонного модуля (с плиткой, откидным столиком, ящиками для посуды и газового баллона), холодильника и биотуалета с умывальником. В верхней части тумбы на петлях прикреплена складывающаяся кровать, поверх которой хранятся матрасы.

3D-эскиз каркаса будущего кемпинг-бокса

 

Спальное пространство формируется верхней плоскостью тумбы и двумя секциями кровати. Соответственно матрасов три – по одному на каждую секцию. Откидную крышку, как у QUQUQ, делать не стал, т.к. на мой взгляд, она только мешает – к кемпинг-боксу вплотную не подойти, а выдвижных секций он не имеет, приходится тянуться. Также принципиально отказался от крепления к кузову такелажными ремнями.

Правильность этих решений была впоследствии подтверждена несколькими людьми, имевшими опыт обращения с QUQUQ. Крепление к кузову осуществляется крюками-зацепами за штатные такелажные петли со стороны заднего бампера и Т-болтами с эксцентриковыми зажимами к рельсам в полу на передней стенке тумбы. Тут надо отдать должное конструкторам Фольксваген, в отличие от Пежо, предусмотревших рельсы в полу практически до заднего бампера, что позволяет не изобретать велосипед с крепежом. В минивэнах концерна Stellantis на полу багажника мы имеем лишь «персидские ковры».

Кухонный блок установлен на обычных шариковых направляющих с нагрузкой 45 кг, пришлось делать фиксаторы для них. Выдвижные лотки для биотуалета и холодильника оснащены шариковыми направляющими RollJet с нагрузкой 100 кг и фиксаторами крайних положений (очень тяжелые – там сталь толщиной 2 мм!).

Лучше было бы поставить кухонный модуль на пусть и более тяжелые и дорогие направляющие с замками, как в двух других секциях. На торце кухонного блока расположен откидной вспомогательный столик, покрытый технической пробкой 4 мм, чтобы можно было ставить горячую посуду, и чтобы поверхность не была скользкой. Также в кухонном модуле есть два ящика для столовых приборов и посуды. Ящики могут выдвигаться в две стороны, что обеспечивает доступ к их содержимому вне зависимости стоит ли кто-то у плиты.

Виртуальный компьютерный эскиз материализуется в реальную конструкцию

Честно скажу, эта изначально казавшаяся очень удобной идея на стадии реализации воспринималась уже не так однозначно. Двусторонние направляющие ящиков не обеспечивают полного выдвижения и не имеют никаких фиксаторов, которые пришлось изготавливать самостоятельно, что усложнило конструкцию. Возможно, проще было отказаться от двустороннего выдвижения и поставить обычные направляющие.

И совет тем, кто проектирует нечто подобное для себя: перед определением размеров будущих ящиков изучите, какие вкладыши для столовых приборов есть в продаже, если собираетесь их использовать.

Так мне не хватило буквально 8 мм по ширине, и пришлось чуточку подрезать купленный вкладыш, чего легко можно было избежать, уменьшив на эти миллиметры отсек для газового баллона без ущерба для него. Такие вот нюансы. Отсек плиты оснащен раскладным ветрозащитным экраном, фиксирующимся магнитами.

Примерка в авто. Не забываем обеспечить доступ к креплению запасного колеса! Видны продольные опоры-лыжи, необходимые для поднятия кемпинг-бокса над выступающими из пола рельсами. Это позволяет использовать конструкцию в коротких кузовах. Правда, там третий ряд придется убрать

Все фирменные системы, которые я видел, подразумевали однозначное удаление из авто 3-го ряда сидений, хотя про некоторые и было написано, что это не так. Все равно в путешествии он, как правило, не нужен, а освобождающееся место частично занимает кемпинг-бокс, а частично багаж. Кто бы что ни говорил, но все эти кемпинг-боксы имеют немалые вес и габариты, так что лишний раз их ставить и снимать не очень то и хочется. Кроме того, их надо где-то хранить.

Поэтому я попытался сохранить 3-й ряд, хотя бы для версий с длинным кузовом, и это удалось. Таким образом, при сложенной кровати автомобиль сохраняет все пассажирские места, причем без сокращения диапазона продольной регулировки. Освобожденные от оборудования отсеки кемпинг-бокса можно использовать как багажник, что позволяет полноценно эксплуатировать автомобиль между путешествиями без демонтажа всей конструкции и существенно сократить необходимое для хранения инвентаря место вне авто.

Такими крюками конструкция фиксируется за штатные такелажные петли заднего бампера

 

Так выглядят Т-болты с эксцентриковым зажимом, фиксирующие кемпинг-бокс спереди в штатных рельсах 

Выбор оборудования для автомобильного кемпингбокса

Состав оборудования – это не догма, а лишь пример наполнения кемпинг-бокса. Далеко не все пользуются биотуалетами, а кто-то путешествует и без холодильника. Что ж, тогда каждый волен использовать имеющиеся отсеки по своему усмотрению. Можно просто поставить чемоданы или сумки с вещами.

Готовый кемпинг-бокс установлен в автомобиль. Синие ручки на концах шариковых направляющих – фиксаторы крайних положений

Изучив несколько отчетов бывалых автопутешественников, холодильник выбрал компрессорный Libhof Q-28 (27 л). Вместе с холодильником взял блок питания на 220В, чтобы можно было пользоваться не только в поездках в машине, и защитную пленку (как для смартфонов) на верхнюю панель – плоскую крышку этого холодильника можно использовать в качестве дополнительного столика. Сколько ни смотрел кемпинг-боксов, везде предлагается протягивать провод холодильника к розетке прикуривателю через кемпинг-бокс не понятно как.

Холодильник для автомобиля

Делать это надо каждый раз при установке/снятии холодильника. А если холодильник находится в выдвижном ящике/лотке, то еще и при каждом выдвижении/задвигании последнего необходимо следить за проводом во избежание его попадания куда не надо и повреждения. В своей конструкции я сделал специальный внутренний удлинитель, подключаемый к прикуривателю автомобиля в момент установки кемпинг-бокса. Розетка удлинителя выведена прямо в лоток холодильника и перемещается вместе с ним. Кабель защищен специальным гибким кабель-каналом, как на станках с ЧПУ.

Оборудование установлено в кемпинг-бокс
Ящики могут выдвигаться и в эту сторону. В верхнем ящике виден лоток для столовых приборов

Мини-кухня для авто

Газовая плитка – 2-х конфорочная Следопыт Ultramax с керамическими сетками на конфорках, уменьшающими открытое пламя и повышающими ветроустойчивость. Плитка может работать от цанговых баллончиков, а к правой конфорке можно подключить бытовой газовый баллон.

Холодильник. Видна розетка удлинителя и кабель-канал
При установке кемпинг-бокса в автомобиль встроенный удлинитель подключается к бортовой сети через розетку

Газовый баллон ввиду ограниченности места выбрал пятилитровый. В этом размере в продаже есть два варианта – обычный металлический и композитный LiteSafe. Выбрал композитный. К баллону купил редуктор с манометром и клапаном аварийной отсечки газа. Опять же из-за жестких ограничений по габаритам отсеков плитку для подключения баллона пришлось чуть-чуть модернизировать, чтобы шланг подключался не сбоку через штатный длинный штуцер, а через переходник в цанговый разъем сквозь дно плитки.

Биотуалет для авто

Для удобства подсоединения шланга в его разрыв поставил быстро разъемное соединение (БРС) для горючих газов, так же с клапаном перекрытия подачи. Для замены баллона в полке, на которой стоит плитка, предусмотрен люк. Если использовать бытовой баллон не предполагается, то его отсек может быть использован для хранения чего-то другого. Например, посуды или продуктов. С этой целью полка-держатель баллона и принадлежностей к нему сделана съемной.

Биотуалет, канистра-умывальник и раковина

Про биотуалет Thetford Porta Potti 165 и канистру-умывальник с краном особо и говорить нечего. Роль раковины выполняет съемный складной силиконовый таз.

Автомобильный сейф

Ну и в качестве вишенки на торте – стальной мини-сейф с кодовым замком для хранения денег, документов и т.п., спрятанный в основании тумбы.

Потайной мини-сейф. Кодовый замок избавляет от необходимости носить ключ

Кровать в автомобиле? Это реально!

Собственно кровать состоит из верхней поверхности тумбы и прикрепленной к ней 2-х секционной складной панели-книжки. Кровать складывается на тумбу, а раскладывается в переднюю часть салона автомобиля поверх сложенных спинок сидений и опираясь на них. Если сиденья сняты, кровать опирается на собственные откидные ножки с фиксаторами крайних положений. Каждое «крыло» книжки имеет свою пару ножек. В сложенном состоянии ножки помещаются внутри каркаса панелей кровати.

Секции матрасов крепятся к поверхности кровати липучками. Наполнитель матрасов – Струттофайбер толщиной 8 см. Каждый матрас имеет съемный чехол на молнии. На чехлы пришиты полосы липучки, такие же полосы приклеены на верхние поверхности тумбы и панелей кровати. Этими липучками матрасы надежно фиксируются на разложенной спальной поверхности.

В транспортном положении матрасы складываются стопкой на тумбу. Для этого оба широких матраса складных панелей имеют скосы по углам, чтобы проходить между задними стойками кузова авто. Верхняя плоскость стопки  не выходит выше лини спинок сидений 3-го ряда, т.е. почти не ограничивает обзор назад.

Третий ряд сидений стоит на своем месте. Диапазон продольных регулировок сохранен

 

Матрасы не возвышаются над задней спинкой и не ограничивают обзор назад

 

Кровать раскладывается вперед. Предварительно необходимо снять матрасы

 

Кровать разложена. Видна откидная ножка

 

Откидные ножки в сложенном состоянии прячутся между панелей кровати

 

Разложенная кровать с матрасами. Видно, что матрасы в средней части салона имеют размер от борта до борта. Ламели на переднем плане – это уже другая история про другую конструкцию для этих же минивэнов

О предстоящих ходовых испытаниях получившегося кемпинг-бокса будет отдельный рассказ. И конечно, доработки, модификации и новые конструкции. Ведь внутренний туризм в нашей стране только набирает обороты, и особенно на авто. Наша задача сделать его более комфортным и приятным!

Кемпинг-бокс демонтирован из автомобиля. Даже с внутренним оборудованием процедура легко выполняется двумя членами экипажа

 

Михаил Бойко
Оцените автора
Обзор автомобилей Пежо и Ситроен от Car-fanatik