Какие зимние шины выбрать: шипованные или фрикционные?

Лайфхаки

Важный момент, с которого следует начинать поиски резины: на зимний период надо выбирать «обувь» для Вашего автомобиля — не исходя из «ошипованности», «липучести» или МТ/АТ, а руководствуясь исключительно знаниями о том, где, по каким дорожным покрытиям и при каком морозе Вы будете ездить. Учтите также каков Ваш водительский «зимний» опыт и насколько совершенны навыки управления «железным скакуном» в экстремальных ситуациях.

Зимние шины, и шины вообще – одна из основ безопасности движения. Если они подобраны правильно – неприятные ситуации во время езды практически исключены, даже если за рулём человек, только вчера получивший «Права». В то же время, если выбрать зимние шипованные или фрикционные шины по принципам «говорят, что вот такие – хорошие», «потому что «я так сказал» и мне «положить» на мнения спецов», или в соответствии с тем, что «пипл говорит» – жди беды! И ладно, если машина попадёт в ДТП, хуже если при этом пострадают люди.

В этой статье мы поможем Вам правильно и наиболее рационально выбрать зимние шины, которые в максимальной степени обеспечат безопасность, проходимость и Вашу уверенность за рулём «железного скакуна».

Неправильный выбор шин на зиму – частая проблема

Написать эту статью меня заставил печальный опыт общения на сервисной станции с хозяевами разбитых в «день жестянщика» автомобилей, а также угодивших в ДТП в зимний период. В подавляющем большинстве случаев эти машины были «обуты» в шины, явно неподходящие для условий, в которых произошло происшествие.

An example of a car collision with a "train" on ice
Пример столкновения автомобилей «паровозиком» на льду из-за неверно выбранных шин

Однако, при обсуждении ошибочного выбора и выявления неверных критериев, коими руководствовался хозяин перед покупкой спасовавшей «обуви», часто приходилось встречаться с агрессией собеседника, его технической безграмотностью и невежеством в элементарных знаниях физики. И это при том, что клиент вроде имеет богатый водительский опыт «да я 30 лет за рулём!» и должен всё это знать «как отче наш».

Поэтому, чтобы Вы не повторяли чужих нелепых ошибок, не шли на поводу маркетинговых ловушек и рекламной халявы, а Ваши деньги и автомобиль – остались в целости и сохранности, авторская команда делится с Вами секретами (о которых маркетологи предпочитают помалкивать) безошибочного выбора зимней резины.

Стратегия выбора зимних шин

All you need is a comfortable home environment and a positive mood
Для реализации стратегии выбора шин лучше всех помогут: комфортная домашняя обстановка и позитивное настроение
  1. Временно забудьте о сравнительных тестах, отложите в стороны журналы с ними и удалите ссылки на них, как и выбросьте рекламные буклеты – в них очень мало полезного. Мнения «диванных экспертов» из D2, соцсетей и с форумов – вообще «в топку»!Всегда помните, что всё читаемое, смотримое и прослушиваемое Вами — в 90% случаев: способ заработка авторов на рекламе того или иного бренда, или наоборот – троллинге, унижении конкурента. Во всех этих делишках страдает только один человек – Вы, который не успевает отряхивать «лапшу с ушей», которую современные PR-технологи научились готовить столь аппетитно, что её охотно употребляют в пищу большинство российских автолюбителей, даже не представляя, что это – яд!
  2. Устройтесь поудобнее в любимом кресле. Обстановка должна быть комфортной. Можно плеснуть в тамблер расслабляющую порцию виски чая. Возьмите блокнот, что-нибудь пишущее, и подумайте – по каким дорогам, насколько далеко и регулярно, с каким количеством снега, льда, или без оных на дорожном покрытии, будете ездить предстоящей зимой Вы на Вашем автомобиле? Не надо обобщать! Пишите в записную книжку всё, что придёт в голову. Это очень легко сделать даже «молодому» водителю – опыт пусть и небольшой, но он уже есть. Поэтому даже воспоминаний о езде прошлой или в течение двух предыдущих зим – вполне достаточно. А уж если Ваш водительский стаж насчитывает десятилетия – проблем никаких! После того, как «дорожная карта» Вами составлена – возьмите три разноцветных маркера и выделите фрагменты записанного Вами текста с описанием снега (особенно глубокого) – синим цветом, где упоминается лёд – красным цветом, а сухому зимнему городскому или шоссейному асфальту подарите жёлтый цвет. Теперь, когда  весь текст стал разноцветным – зрительно проанализируйте пропорции трёх цветов. Можете посчитать даже число выделенных слов, хотя настолько высокая точность здесь не нужна. Результаты можете записать прямо тут же на листке, на его полях или рядом с заголовком. Поздравьте себя – первый, максимально объективный параметр для выбора шин у Вас теперь – есть!
  3. Переверните лист блокнота. Разделите лист вертикальной чертой на две несимметричные части – левая 2/3, правая 1/3. Поройтесь в своих воспоминаниях и выпишите в левой части «неприятные дорожные ситуации», которые приключались с Вами зимой за прошедшие 2-3 года. Придётся напрячь все «чертоги разума» и вспомнить всё. Чем больше будет этот список – тем лучше. После того, как набралось более десятка пунктов – снова вооружитесь фломастерами. В правой части, напротив «ситуаций» с максимальной честностью перед собой коротко напишите результат, например: «Застрял. Потребовалась посторонняя помощь», «Занесло. Еле вырулил», «Машина пошла боком. Отловил и вернул к прямолинейному движению. Помогла ESP», «Цепанул обочину. Началось рыскание. Легко отловил. Отделались лёгким испугом» и т.п.

    Теперь красным выделите случаи, окончившиеся печально либо с посторонней помощью.

    Жёлтым – когда ситуация разрешилась неопределённым образом или Вы вышли из неё самостоятельно, но потратив на это изрядное количество сил и нервов.

    Синим или зелёным отметьте случаи, которыми Вы гордитесь – неприятностей удалось избежать благодаря водительскому мастерству.

    Процентное и визуальное соотношение цветов объективно укажет Вам – каких ситуаций следует остерегаться сильнее всего, и от которых в наибольшей степени должны будут защитить новые зимние шины. Ура! Для правильного выбора шин у вас теперь есть и второй, возможно, самый важный параметр – безопасность!

    Теперь, перед тем, как претворить «Стратегию» в жизнь, и разноцветный текст на листках блокнота конвертировался в комплект «правильных» зимних шин, безопасность, уверенность и отсутствие проблем – совсем немного важной вспомогательной информации …

Когда менять шины

Точно обозначить этот срок (с высокой точностью – до даты) смогут ответы на следующие вопросы:

  • Сезонная смена шин регламентируется пункт 5.5 Приложения 8 к техническому регламенту таможенного союза ТР ТС 018/2011 «О безопасности колесных транспортных средств») в зимние месяцы (с 01 декабря по 28-29 февраля) разрешается использовать только зимние шины;
  • Сроки запрета эксплуатации ТС в зимние месяцы на летних шинах законодательной властью любого уровня (федеральной, региональной) могут быть только увеличены и не могут быть уменьшены. Поэтому следите за информацией от местного чиновничества, лишний раз уточняя даты через интернет. Ведь иногда, кое где в некоторых регионах бывает, что водителей специально не информируют о местно-законодательном введении досрочного перехода на зимнюю резину, чтобы поднять собираемость штрафов;
  • Снег и лёд, как и зима, только для городских чиновников наступает «вдруг». Мы с вами о наступлении соответствующих холодов узнаём всегда заранее, за несколько дней, из сообщений местного отделения Гидрометцентра России;
  • К тому моменту, когда на дороге появляется снег и/или лёд – на Вашем автомобиле уже должны быть установлены зимние шины. Если этого не произошло – вините только себя.
At what temperature should summer tires be changed to winter ones
+5С и ниже — при такой температуре летние шины следует менять на зимние

Получить ответ на вопрос: «когда пора переобуваться?» – не доставляет никаких трудностей. Главное помнить, что сезонная смена шин – не только жизненно необходимая для обеспечения безопасности операция, но и надёжная защита от проблем с проходимостью и скольжением.

Основные характеристики зимних шин

Есть устойчивое мнение, часто озвучиваемое многими профессионалами, что современные «липучки» по своим фрикционным характеристикам вплотную приблизились к шипованным. Всё это так, но изрядная доля лукавства в этих словах произрастает из рекламно-маркетинговых департаментов шинных производителей. Чтобы убедиться в этом – не надо быть дипломированным специалистом, достаточно владеть школьным курсом физики и толикой жизненного опыта.

This photo is deceiving
Слева: шипованные шины. Справа: фрикционные. Обратите внимание на то, что большая часть протектора «липучек» обильно забита ледяной крошкой, в то время, как протектор «шиповок» ещё может работать

Плутовство в словах об одинаковости трения о поверхность льда у «шиповок» и «фрикционок» в том, что всё это действительно так, но — только при достаточно прямолинейном движении и равномерно стабильных ускорении или замедлении. Рассмотрим процесс, будто под микроскопом.

Шины на льду – рассматриваем в подробностях

Как только начинается скольжение (занос, буксование или др.), между поверхностью шины и льдом возникает трение скольжения, из-за которого выделяется тепло, лёд начинает плавиться, и между поверхностью шины и льдом образуется вода. Причём эта вода находится в очень интересном пограничном агрегатном состоянии, которое условно можно назвать «желеобразным», как консистентная смазка.

То есть, вода в пятне контакта шины со льдом ещё не настолько текуча, как её сестра, льющаяся из-под крана в ванной комнате, но уже является достаточно жидкой, чтобы снизить коэффициент трения почти до нуля.

К тому же, если температура окружающей среды заметно ниже 0°С, то вода, появившаяся между шиной и льдом, на локальном уровне постоянно замерзает и плавится. В результате перемещения молекулярных слоёв в воде образуются микроскопические частички льда в виде шариков, которые дополнительно снижают трение скольжения, добавляя к нему трение качения. Это легко проиллюстрировать опытом: если пытаться толкать старый дубовый шкаф, лежащий боком на асфальте – занятие это требует большого количества сил. Но, стоит сыпануть на асфальт под скользящую стенку шкафа пару горстей сухого песка – чудесным образом шкаф начинает бодро перемещаться вперёд, «как по маслу». Причина в том, что тысячи песчинок, находящихся между асфальтом и стенкой шкафа, активно перекатываются друг по другу, замещая трение скольжения трением качения.

Так в чём лукавство устойчивого мнения о якобы одинаковости трения «липучек» и «шиповок» о лёд? В том, что всё это актуально только для самых неопасных и безобидных режимов движения, при которых шансы угодить в ДТП или заиметь прочие проблемы – минимальны. В подавляющем своём большинстве, «зимние» ДТП становятся последствиями резко изменившихся обстановки и условий движения: экстренное торможение, быстрое вращение руля (и связанное с этим изменение траектории), буксование на месте или на ходу (например, из-за слишком интенсивного нажатия на педаль газа), мгновенное изменение сцепных свойств шин из-за наезда на лёд незамеченной в темноте или под снегом лужи, и др. Разумеется, что современные системы стабилизации движения ESP, ESC, VSC и др. надёжно стоят на страже драйверской безопасности, но «обвести вокруг пальца» законы физики они не в состоянии, а в некоторых ситуациях их силы оказываются слишком неравны против обстоятельств.

Water that appears in the tire sipes instantly turns into ice
Появившаяся в результате трения шины о лёд вода, попадая в поры — мгновенно превращается в лёд

И вот как раз в таких, экстремальных ситуациях, происходящих неожиданно для водителя, шины в большинстве сравнительных тестов, не проверяют. В рекламных источниках на эту тему тоже предпочитают умалчивать, либо повествовать с пафосом о некоем «переходе уровня безопасности на новый, ранее недостижимый уровень», что на деле оказывается «пустым звуком». Так вот истина в том, что у зимних шин без шипов, «фрикционных», в таких режимах трение о ледяную поверхность – резко снижается. Почему? Потому что появившаяся из-за малейшего трения (от этого не могут защитить даже самые сверхбыстродействующие ABS) в пятне контакта вода тут же работает, как попавшая на рельсы смазка, «Аннушка уже разлила масло» («Мастер и Маргарита»)! Не спасает от этого даже большое количество ламелей.

Ламели на зимних шинах – добро и зло

Ламели — это маленькие прорези толщиной с волос, которые есть практически на всех современных легковых шинах.
Действительно: чем их больше, и чем более замысловатая их конструкция – тем лучше.

Lamellas on winter tires
Пример ламелей на зимних шинах

Но они – совсем не панацея от бед. Пусть в большинстве ситуаций они и полезны, но есть у них и «ахиллесова пята», когда их наличие – вредно. При околонулевых температурах, когда в месте касания шины о поверхность дороги и без трения достаточно воды – ламели выполняют важнейшую функцию, удаляя отсюда воду, способствуя повышению сцепных свойств шин.

Однако, когда мороз заставляет термометр опуститься ниже -10°С, вода из этой зоны, в виде капель попадая в полости ламелей — мгновенно там замерзает, превращаясь в «ледяную пудру», которая забивает их напрочь, превращая некогда «зубастые» зимние шины, практически в гоночные «слики». У одних шин ламели являются плодом глубоких исследований и самых разнообразных испытаний, у других – «чтоб были».

The illustration is beautiful! In reality, everything is different
Иллюстрация красива, но и — лжива! При морозах ниже -5-10С все эти «потоки воды» превращаются в лёд. Вранья вроде нет — при 0С всё именно так и работает! Но при -10С всё это — лёд!!!

И получается незавидная картина – только что вполне нормально удерживающие автомобиль на ледяной поверхности шины-«липучки», вдруг коварно становятся неуправляемыми. Это не стечение обстоятельств, это – физика. И наука ясно даёт понять – почему с «фрикционками» автомобилю на льду достаточно сорваться в занос или «буксануть», и далее его движение во-многом становится хаотичным, а «приструнить» вдруг потерявшего контроль «железного коня» по силам лишь опытному водителю с развитыми контраварийными навыками. Самовнушение часто не позволяет аналитическому возвыситься над эмоциональным, и благодаря сухому расчёту и объективной аналитике понять – шипованные шины в данной ситуации спасли бы всё дело!

Шипы

Их ненавидят и боготворят! Российские «дорогостроители» клянут их «на чём свет стоит» за якобы повышенный износ асфальтового дорожного полотна (странно, что в не менее северных, чем Россия странах: Финляндия, Норвегия, Швеция, Канада и Аляска, с заметно более активным автомобильным движением, асфальт остаётся целым многие годы, и шипованные шины запрещать здесь никому в голову не приходит).

Но именно они часто становятся той «волшебной соломинкой», которая спасает от ДТП на скользкой дороге в, казалось-бы, неминуемо фатальной ситуации. Причина в том, что возвышающийся на полтора-два миллиметра над «беговой дорожкой» металлический шип – как острые когти на нежной кошачьей лапке: при езде по асфальту «вжимаются» внутрь благодаря эластичности гнезда, а на льду -активно и глубоко царапают лёд, «вгрызаясь» в его поверхность острыми гранями, подобно винтовочному штыку.

Spikes will bite into ice even at extremely low temperatures
Следы шипов на байкальском льду при -45С. Это фото наглядно иллюстрирует, что шипы работают всегда, при любом морозе. Подобных фото «липучек» Вы — не встретите

О трении вонзившегося в лёд шипа можно рассуждать, примерно, как об оном у забитого в стену гвоздя или в адрес алмаза, скребущего гладкую поверхность стекла. Влияние «водяной смазки» здесь минимально (если вообще уместно для рассматривания), т.к. теплопроводность стали в 5 раз выше, чем у резины, и появившаяся в месте контакта шипа и льда вода – мгновенно замёрзнет. Шип упруго перемещается в своём гнезде при качении шины, поэтому примёрзший к его поверхности лёд — тут же отвалится. В рассмотренных нами выше «коварно-деликатных» ситуациях (при заносе, буксовании и срыве в скольжение общий) трение шипованных шин о ледяную поверхность, в 3-5 раз выше, чем у «липучек», как в продольном, так и в поперечном направлениях. Это – плюс. Но у «шиповок» есть и минусы, которые мы рассмотрим чуть далее.

Бренды

Любому водителю следует помнить, что подавляющее большинство шинных производителей базируются намного южнее Москвы, Санкт-Петербурга, Квебека и Монреаля.

Dunlop winter tire testing ground in Elvsbühn, Sweden
Полигон Dunlop для испытаний зимних шин в шведском Эльвсбюне

Подавляюще большая часть их продукции реализуется в странах, где снег видят не дольше 1 месяца в году. Только самые крупные, либо «особым образом заточенные» шинные компании и бренды занимаются серьёзной разработкой на научной основе и производством действительно зимних шин.

Например: Pirelli и Continental имеют по одному собственному «приполярному» полигону, у Michelin и Dunlop таких – по два, GoodYear и Nokian построили крупнейший полярный полигон в Ивало, да и для финского бренда зимние шины — основополагающий продукт, которым занимается уникальный конструкторский коллектив, а департаментом дорожных испытаний командует двукратный Чемпион Формулы 1 Мика Хаккинен.

Test Division Chief of Nokian Tires - 2-time Formula 1 World Champion Mika Hakkinen
2-кратный Чемпион Формулы 1 Мика Хаккинен — шеф дивизиона испытаний Nokian Tyres. Его усилиями Nokian в топе не только зимних шин, но и сильно продвинулись в летних

Множество других компаний, не имеющих возможностей для собственной разработки покрышек для зимы, вынуждены закупать (часто – устаревшие) ноу-хау у «грандов» или выдумывать их «по наитию», часто даже не пользуясь компьютерным моделированием. Иногда кому-то удаётся сделать таким образом неплохие шины, но часто результат оказывается «никаким».

Pirelli winter tire testing ground in Flurheden, Sweden
Полигон Pirelli для испытаний зимних шин «Sottozero Center» в шведском Флюрхедене. Редкий пример, когда «южная» марка производит отличные зимние шины

В самом деле – наивно ждать сколь-нибудь высоких характеристик от зимних покрышек, создатели которых видели снег лишь несколько раз в жизни? Наш однозначный совет – при выборе зимних шин делать его в пользу известного, авторитетного бренда.

Part of the huge Nokian and Goodyear winter tire testing ground in Ivalo, Finland
Nokian и Goodyear совместно создали самый «холодный» полигон в финском Ивало. Морозы ниже -40С здесь — нормальное явление

Шипованные шины

Это шины, которые имеют на поверхности «беговых дорожек» встроенные в тело металлические элементы (шипы), призванные улучшить сцепление шины со скользким дорожным полотном.

Преимущества

Преимущество — одно единственное, но которое перевешивает все преимущества других шин и недостатки – «шиповки» обеспечивают самое высокое среди шин трение о поверхность скользкой дороги. Почему это происходит – мы уже выяснили;

Недостатки

Автошины с шипами запрещены для летней эксплуатации в России;

Высокая шумность с характерным «цоканием»;

Иногда пониженные, относительно «липучек», сцепные свойства на сухом асфальте;

При эксплуатации на мощных автомобилях (свыше 110 л.с. на 1 тонну веса) и активном вождении – ускоренная потеря шипов и необходимость перебалансировки колёс.

Фрикционные шины

Таким названием нарекли тип зимних шин (альтернативный термин – «липучки»), которые не имеют каких бы то ни было «усилительных» элементов в виде шипов для обеспечения увеличенного сцепления с ледяной или снежной поверхностью.

Нужно понимать, что «липкие шины» не прилипают к дорожному полотну, как скотч! Фактически это те же самые летние шины, но с составом резины, рассчитанным на низкие температуры, особым узором и рисунком протектора, большим количеством ламелей.

Преимущества

Возможность круглогодичной эксплуатации, в виде «резины M+S», т.к. запреты на летнюю эксплуатацию к «нешипованным» шинам не применяются;

Как правило, более низкий, чем у шипованных, уровень шума при езде;

Намного более высокий уровень сцепных свойств, чем у летних шин, на ледяном и снежном дорожном покрытии;

Недостатки

Низкие сцепные свойства на льду (относительно шипованных шин);

Более высокий, чем у летних, уровень шума;

Дураки и дороги

Расскажу Вам реальную историю, которая заставляет смеяться, как и с горечью вспомнить слова из некрасовского «Кому на Руси жить хорошо»: — «Мужик что бык: втемяшится в башку какая блажь — Колом ее оттудова не выбьешь: упираются, Всяк на своем стоит!». Довелось мне полтора года работать в крупном уральском городе, с развитой экономикой, просвещённым населением и весьма неплохим качеством дорог (разумеется, по среднероссийским понятиям).

Всё хорошо, но привыкнув к тому, что в Москве и Питере, после очистки дорог от снега и льда, их обильно покрывают антигололёдными реагентами, из-за чего при -30°С асфальт столь же сухой, как в знойный летний полдень. Но в этом городе, будто неуч занимается хозяйством – выпавший снег «располировывается» щётками снегоочистительных машин до состояния катка в местном «Ледовом дворце». Хуже другое – превратив таким образом улицы и тротуары в конькобежные трассы, их поверхность не посыпается ничем – о противогололёдных реагентах здесь не слыхивали, и даже банальным песком лёд посыпается лишь жителями домов у подъездов. После уборки, улицы и проспекты – так и остаются: блестящими ото льда и белыми от прочно укатанного снега – красиво, но чертовски небезопасно!

О дорогах в этом городе, пожалуй – всё. Настала пора приступить к описанию второй беды нашей страны, тяжесть которой среди водителей этого города — потрясла и удивила! Казалось бы: для зимы здесь самим «Автомобильным Богом» прописано всем применять шипованную резину. Но в местных шинных магазинах автошины с шипами – редкость. Не завозят? Не покупаются!!!

Все местные авто-СМИ, интернет-сообщества, менеджеры в отделах дополнительного оборудования автосалонов, продавцы на авторынках и магазинах запчастей, словно зомби повторяют одно и то же: шипованная резина для автомобиля – зло, «шины-липучки» – то что надо! Причём ежедневная зимняя дорожная картина (для поддержки физической формы я ходил на работу пешком) почти на каждом перекрёстке – «паровозики» из торчащих одна в другой трёх, четырёх и даже пяти машин со «сложенными домиком» капотами. Ясно видно, что дорога – голимый лёд, а разбитые авто – все с «фрикционками».

Train collision due to slippery tires in winter
Пример «паровозика». Сфотографирвано в другом городе … Но дурацкую суть это — не меняет!

Начинаешь беседовать с участниками ДТП – каждый обвиняет всех вокруг, погоду, властителей, но даже лёгкое предложение задуматься над вопросом «произошло бы это, если б на колёсах были шипы?», как правило, вызывало у собеседника бурю осуждения вида «на шипах ездят только дураки». Сначала это забавляло. Но когда количество ежедневных обращений в малярно-жестяной цех с характерными повреждениями передней и задней частей автомобиля превысило два десятка, радость от перспективы получить на этом солидную финансовую выгоду, сменилась ужасом от понимания гигантизма масштабов невежества здешних водителей!

Шины АТ/МТ – альтернатива фрикционным и шипованным

Парадокс нашей российской жизни состоит в том, что вокруг выбора «липучек» или «шиповок» — в соцсетях и на форумах буйствуют атомные эмоции, эпистолярные страсти погорячее любовных, рушатся судьбы, делаются имена и состояния. Однако, как минимум, на двух третях территории нашей страны живут и эксплуатируют свои автомобили люди, которые с гомерическим хохотом, сатирой и иронией взирают на всю нашу «возню в песочнице», как на детсадовские хныканья «мой совочек больше, а мой – красивее», так как здесь – «дорог нет», асфальт можно увидеть только на межрегиональных шоссе или по телевизору, «до Бога – высоко, до Царя – далеко».

Особенность эксплуатации автомобилей в этих районах такова, что круглый год проходит на «грязевых» шинах AT/MT с агрессивным «тракторным» рисунком протектора.

Почему? Потому что езда на «липучках» или «шиповках» зимой (а летом – и на «летних») здесь может быстро окончиться в первом же сугробе или жирной грязевой луже сразу же за населённым пунктом, расстояния между которыми исчисляются десятками километров «грунтовок», «грейдеров» и прочих.

AT (All Terrain) предназначены для езды по бездорожью разной степени лёгкости (50%), а также по дорогам с твёрдым покрытием и асфальту (50%). Для них характерна слегка усиленная по прочности конструкция, близкая к «M+S» и «фрикционкам»;

MT (Mud Terrain) – самые экстремальные, созданы для преимущественной езды по бездорожью (70%), в том числе и тяжёлому, с болотами, «дикими» лесными дорогами, а также в горах, где покрытие изобилует острыми камнями. Езда по асфальту для таких шин бывает редкой и занимает не более 20% годичной эксплуатации. Протектор таких шин – самый «хищный», конструкция – самая мощная и «неубиваемая».

Чтобы понять актуальность зимнего (на самом деле – круглогодичного) применения шин AT/MT – не надо далеко отъезжать от Столиц. Добро пожаловать в зимний Валдайский район или на озеро Селигер, которые равноудалены от Москвы и Санкт-Петербурга! Морозы крепче -30°С здесь – нормальное дело, снегопады обильны, асфальтовых дорог – исчезающе мало, зато много грунтовок, которые даже на подробных картах указаны не всегда.

AT / MT tires are the most powerful off-road weapon known
Шины AT/MT — самое мощное оружие против рыхлого снега и бездорожья из известных

Разумеется, что уборка снега – «дело рук самих в нём утопающих». Иногда выручает Армия России, техника которой после «снежных апокалипсисов» расчищает местные дороги, но в прямые обязанности Защитников Отечества это, по понятным причинам, не входит.

The tread of these MT tires is clean and ready to tackle snow drifts
Обратите внимание: протектор «грязевых» шин MT практически чист от снега и льда — а значит будет работать, работать и работать

Остаётся местным жителям только одно – уповать на проходимость собственных автомобилей и «злость» внедорожных шин AT/MT, так как ни на чём другом без риска внезапно и напрочь застрять здесь ездить невозможно.

Монетизируем стратегию выбора зимней резины

Если владелец автомобиля живёт в Москве, например — в районе «Отрадное», а работает, допустим, в «Сокольниках», при этом зимой за МКАД выезжает редко, либо вообще не покидает территорию Столицы – зачем ему шипованные шины? Дороги «нерезиновой» убираются от снега и защищаются ото льда, пусть не всегда вовремя, зато бескомпромиссно и фатально: после «атомного заряда» противогололёдных реагентов, вплоть до весны — асфальт чист и сух при любых морозах и выпадающих осадках.

Kremlin embankment at -20C
Так обычно выглядит Кремлёвская набережная при морозах -20С и ниже. От МКАД Россия только начинаетеся)))

Фрикционные зимние шины, «липучки» в этих условиях смогут полностью раскрыть свой потенциал, обеспечить максимальный уровень безопасности и выгоды. Даже малоопытный водитель в таких условиях на шинах без шипов имеет минимальные шансы для совершения ошибок. Даже если двор оказался занесённым снегом – пара взмахов лопатой или помощь соседей по автостоянке – быстро решат проблему даже в случае основательного застревания.

Однако даже лёгкое усложнение вышеописанной ситуации (на что укажет выделенный красным текст – появление льда) может сильно изменить картину. Например, если Вы не прекращаете зимой посещать свою любимую загородную «Фазэнду» – в почти 100% придётся столкнуться с тем, что местные дороги не столь хорошо и качественно убирают, как в городской черте. Соответственно, лёд и снег на здешних дорогах – «постоянные жители», а не «гости». Здесь любой, самый невинный поворот, при ошибке пилотирования, может закончиться ДТП.

Начинающий водитель обязан об этом помнить! «Шофёру со стажем», особенно если большую часть своей автомобильной жизни он провёл за рулём заднеприводных «Жигулей», «Москвичей» и/или «Волг»: жизненно необходимо бесстрастно понимать, что на нынешнем его передне- или полноприводном «железном скакуне» огромный опыт может сыграть с «ветераном» дурную шутку – управляемость и реакции современных автомобилей иные, чем раньше, да и возрастные особенности организма уже пора брать в расчёт.

Поэтому – чем большее сцепление с дорожным полотном обеспечат зимние шины, и более умеренной, разумной будет скорость движения – тем меньше шансов для возникновения дорожно-транспортных проблем вплоть до их полного отсутствия. Логичный и разумный выбор для таких условий – шины с шипами.

Чем больше «красного» на обоих листках, лежащих на Вашем столе – тем более необходимо Ваш автомобиль оснастить шипованными шинами. Да! В чём-то придётся «поступиться», например, жужжать они будут громче «липучек», но и уровень безопасности при движении по льду будет несравнимо более высокий. Разумеется, решать хозяину – что ему важнее: лёгкий звуковой дискомфорт (легко компенсируемый увеличением громкости магнитолы) или «сжатие очка» от страха скольжения на любом ледяном участке дороги.

Если список изобилует красным и синим, езда по льду и снегу – шины должны быть не только с шипами, но и иметь развитые грунтозацепы с широкими каналами между ними. Эти каналы будут обеспечивать быструю «самоочистку» протектора от ледяной «стружки», а также увеличивать трение с примятым и укатанным снегом.

Частая езда по укрытым глубоким слоем снега грунтовым дорогам, в местностях, где снегоуборочной техники отродясь не видели подразумевает наличие на Вашем автомобиле «грязевых» шин AT/MT. Они формально и не считаются зимними, так как на них знак со «снежинкой» часто отсутствует, но до сих пор не известно ни одного случая, когда бы сотрудник ДПС «докопался» до отсутствия соответствующей маркировки – «хищный» протектор однозначно даёт понять, что шина не является летней.

По проходимости любой автомобиль превращают на бездорожье в танк, которому «кроссоверный» (мнимый) полный привод 4WD с вечно перегревающимися муфтами – напрочь не нужен. Однако при езде по шоссе, звуковой фон на борту автомобиля, «обутого» в шины AT/MT, как на борту бомбардировщика-ракетоносца Ту-95. Шутка! А если серьёзно, то нужно решить, что для Вас важнее – звуковой комфорт или возможность ездить по снежной целине и сугробам не боясь застрять и/или остаться один-на-один с морозом и дикой природой.

Тесты шин в СМИ: как желание на Вас нажиться — обернуть себе во благо

«Все тесты и сравнения шин – сплошь куплены и проданы!» – и это: так и есть! А как Вы думали? Средствам массовой информации автомобильным сайтам, журналистам и блогерам – «тоже хочется кушать»! И единственное, что приносит всем им «мани-мани» – реклама.

Производители шин успешно пользуются обстановкой, часто сами инициируют и активно финансируют сравнительные тесты и испытания покрышек в обмен на высокое место в рейтинге и позитивные мнения о своей продукции.

Подождите возмущаться! Мы согласны, что такое положение в той или иной степени вводит автолюбителей в заблуждение, является обманом и жульничеством.

Но всё это можно развернуть себе во благо, избежать облапошивания, и всё-таки сделать правильный выбор. Не забывайте, что в своём большинстве журналисты ведущих СМИ и авторитетные блогеры – действительно знающие своё дело профессионалы, просто поставленные в условия необходимости произвести «невинный» мухлёж.

Опыт общения с редакциями ведущих автоСМИ и журналистской братией, позволил изобрести очень эффективный Лайфхак, которым делюсь с Вами …

Перед Вами подшивки самых авторитетных автомобильных изданий России (они могут быть и в цифровом виде, как и в Интернете). Обождите приступать к желаемому – читать сравнения шин.

Сначала возьмите блокнот и разделите его страницу вертикальной чертой на две половинки. Теперь тщательно, от страницы к странице перелистайте каждый номер за два-три прошедших года. Как только встречаете рекламу какого-то из шинных брендов – слева пишите его наименование, а справа – ставите единичку.

После того, как закроете последнюю страницу, в Вашем списке будет с десяток брендов, справа от каждого из которых будет частота появления рекламы марки шин на страницах этого издания. Теперь приступайте к чтению сравнительных тестов и рейтингов шин, в которых — из итоговых таблиц смело и неумолимо вычёркивайте шины, находящиеся в «тройке лидеров» Вашего списка.

Таким образом из результатов тестов и рейтингов Вы полностью удаляете субъективизм и влияние рекламного финансирования. Расстановка оставшихся марок и моделей зимних покрышек и покажет Вам «кто есть кто» в максимально профессиональном сравнении.

Исследовав одну подшивку – переходите к следующей. Если исследуете Интернет-сайты: подход практически тот же самый – обнаружить потенциального заказчика и плательщика, чья продукция при беспристрастном сравнении была бы ниже, но после финансовой подпитки – поднялась в рейтинге.

Отзывы владельцев автомобилей о той или иной марке и модели шин – очень полезны. Но! Их польза только в том случае, если это мнения реальных людей, существующих в реальности, написавших свои слова «от души», а не для «накрутки» за деньги, или от ботов. Защититься от ложных измышлений довольно легко. «Накрутчики» обычно не отличаются красноречием, а их русский язык – куцый и однообразный. Прочитайте десяток постов. Если среди них Вы обнаружите явно похожие друг на друга по структуре, отсутствию поэтики и эмоциональности – это явно писано «за деньги» или программой-роботом. Вычеркните, удалите эти сообщения. Оставьте только те, читать которые интересно и познавательно. Пусть в этих сообщениях и поругивают Вашего «фаворита», но, согласитесь – лучше получить критическое замечание о выбираемом Вами продукте от реального владельца, чем получить поддержку своему мнению от десятка лживых небылиц, имеющих цель «навешать лапшу» и откорректировать Ваш выбор в нужном проходимцам направлении.

К финалу мероприятия в Вашем личном рейтинге останется две-три модели зимних шин, выбрав одну из которых Вы сможете быть на 100% уверены в том, что «победитель» избран Вами обоснованно и аргументированно, о чём Вы сможете с гордостью рассказать друзьям и коллегам.

После замены шин

И вот – выбранные Вами шины смонтированы на колёсные диски, которые установлены на Вашего «железного скакуна» и Вы готовы отправиться в путь …

Обкатка шин

Любые зимние шины сначала нужно «обкатать» (без разницы — шипованные или фрикционные «липучки»). Обкатка шин проста и незатейлива – в течение ближайших 500-700 км скорость движения не должна превышать 70-80 км/ч, резких ускорений и экстренных торможений старайтесь не допускать, как и на этом расстоянии постарайтесь избежать экстремального пилотирования. Нужно это для того, чтобы «грибки» шипов правильно разместились в своих гнёздах, а сложной формы ламели «фрикционок» «приработали» свои боковые поверхности друг к другу. После того, как обкатка закончится, Вы быстро почувствуете, что «держак» шин на скользкой поверхности явно улучшился, шумность уменьшилась до разумного и вполне терпимого уровня, а автомобиль явно «побежал быстрее».

Развал-схождение

Проверьте «сход/развал» на первом же ТО! Почему это нужно сделать? Потому что из-за износа предыдущие шины на Вашем автомобиле имели на несколько миллиметров меньший диаметр, соответственно, новые – настолько же больший. По этой причине геометрия (взаимное расположение шарниров, рычагов и др. элементов) подвески, пусть несильно, но – изменится, что может неожиданно обернуться повышенным износом свежих покрышек, часто – ещё и несимметричным. Чтобы этого не произошло – отрегулируйте развал-схождение сразу же после установки новой резины.

Как хранить зимние шины

Общие рекомендации:

  • Помещение, где хранятся шины должно хорошо проветриваться;
  • Исключить попадание солнечного света, а лучше обеспечить межсезонное хранение шин в условиях полной темноты;
  • Хранить шины как можно дальше от источников тепла или нагревательных приборов;
  • Пары растворителей и активных химических веществ разрушительно влияют на резину, ускоряя её старение, поэтому не допускайте совместное хранение в одном помещении шин и химикатов;
  • Перед постановкой на хранение – максимально тщательно вымойте шины водой, удалив с них всю грязь;
  • После того, как шины высохли – обильно покройте их наружную поверхность жидкой силиконовой смазкой, которая благотворна по отношению к резине.

Если шины будут храниться на колёсных дисках

  • Колёса нужно хранить «стопкой» или в подвешенном за центральное отверстие диска состоянии;
  • Между колёсами желательно положить упаковочный картон (например от ящика из-под холодильника или телевизора), чтобы «башня» была устойчивей, «Останкинской», а не «Пизанской», а края колёсных дисков не контактировали с резиной соседнего колеса;
  • Воздух из шины полностью не стравливать, оставив в ней примерно 1 бар давления;
  • Ни в коем случае не хранить колёса вертикально «рядком» – в месте опоры колеса о землю шина «вомнётся» и колёса станут «квадратными».

Если шины хранятся демонтированными с колёсных дисков

  • Хранить «свободные» от дисков шины – только вертикально «рядком»! Если их сложить «стопкой» – нижняя шина сплющится и превратится в «ватрушку», чего допускать никак нельзя!

Вот увидите – если Вы правильно, как мы Вам советуем, отнесётесь к выбору зимних шин, этот процесс не будет для Вас утомительным, доставит массу удовольствия, и не потребует тратить нервы на анализ  чужих советов незнакомых Вам людей. Нескользкой дороги Вам!

 

 

 

Денис Шебеко
Оцените автора
Обзор автомобилей Пежо и Ситроен от Car-fanatik