Новый бензиновый двигатель EP6FDTM

Лайфхаки

Введение

Бензиновый двигатель 1.6 THP 150 л.с. (EP6FDTM) относится к новому, третьему поколению семейства двигателей EP6 с турбонаддувом. Помимо рассматриваемого двигателя, к третьему поколению «турбонаддувных» EP также относятся:

  • 1.6 e-THP 165 л.с. EURO6 (EP6FDT)
  • 1.6 THP 150-165 л.с. EURO5 (EP6FDTM) для некоторых стран Европы
  • 1.6 e-THP 205-210 л.с. EURO6 (EP6FDTX)

Перечисленные двигатели предназначены для замены двигателей предыдущего (второго) поколения семейства EP: 1.6 THP 150 л.с. (EP6CDTM), 1.6 THP 156 л.с. (EP6CDT) и 1.6 THP 200 л.с. (EP6CDTX). В виду того, что в обозримом будущем на российском рынке из нового поколения двигателей будет присутствовать только 1.6 THP 150 л.с. (EP6FDTM), остальные двигатели в этой статье рассматриваться не будут.

EP6FDTM under the hood of the second generation Peugeot 3008, after restyling
EP6FDTM (1.6 THP PureTech 150 л.с.) под капотом Peugeot 3008 II, после рестайлинга

Торговая марка EP6FDTM: THP

THP произносится по-французски и по-английски: Ти́-А́ш-Пи́

Расшифровывается: Turbo High Pressure (Турбонаддув Высокого Давления)

Turbo High Pressure произносится по-французски: Тюрбо́ А́й Прессю́р

Внешний вид EP6FDTM
Внешний вид EP6FDTM

Основные цели появления нового двигателя:

  • Снижение расхода топлива в среднем на 18%, достижение результата 5.8-7.1 л/100 км.
  • Увеличение надёжности, безотказности и ресурса двигателей EP с турбонаддувом.

79% узлов и деталей двигателей третьего (F) и второго (С) поколений – общие.

21% узлов и деталей двигателей третьего (F) поколения – новые.

Двигатель 1.6 THP 150 л.с. (EP6FDTM) предназначен для агрегатирования с коробками передач:

  • Автоматическая 6-ступенчатая адаптивная Aisin EAT6 (новая, третьего поколения, TF-70SC G3).
  • Механическая 6-ступенчатая МСМ.
Presentation of EP6FDTM on a computer screen
Товарный вид EP6FDTM на экране компьютера в сервисной программе Servicebox Группы Stellantis

Двигатель EP6FDTM отвечает экологичеcким нормам EURO5 и предназначен для стран, в которых соответствие экологическим нормам EURO6 не является обязательным (например, Россия).

Для обеспечения налоговых выгод мощность двигателя EP6FDTM для российского рынка документально снижена до 150 л.с. (110 кВт), в то время как его «европейский» вариант развивает 165 л.с. (121 кВт).

Сниженная до 9.5 степень сжатия двигателя EP6FDTM (150 л.с.) относительно 10.5 у EP6FDT (165 л.с.) при увеличении давления наддува на 0.2-0.3 бара, а также специальная программа компьютера системы впрыска, обеспечивают его лучшую приспособленность к работе на топливе плохого качества и бензине Аи-92. Однако использование бензина Аи-92 допускается только в исключительных или аварийных случаях. Постоянную эксплуатацию на «92-м» бензине следует исключить!

Двигатели 1.6 THP 150 л.с. (EP6FDTM) выпускаются во Франции на заводе двигателей корпорации PSA Peugeot Citroen «Société de Mécanique Automobile de l’Est» в г. Дувран.

Assembling the EP6FDTM on the assembly line at the PSA Motor Plant
Сборка EP6FDTM на конвейере моторного завода PSA Peugeot Citroen (Группа Stellantis) в г. Дувран

Новые узлы, детали и системы

  • Новая система впрыска топлива BOSCH MED4.4 с увеличенным давлением впрыска 200 бар (у предыдущего двигателя EP6CDTM – 120 бар).
  • Новый компьютер системы впрыска и управления двигателем.
  • Новое программное обеспечение компьютера управления системой впрыска и двигателем.
  • Новые алгоритмы управления системами с изменяемыми параметрами:
    • Система изменения фаз газораспределения
    • Масляный насос с изменяемым давлением и производительностью
    • Насос охлаждающей жидкости с изменяемым давлением и производительностью
    • Электронноуправляемый термостат
  • Применение нового износостойкого материала DLC (Diamond Like Carbon) с низким коэффициентом трения на поршневых кольцах, поршневых пальцах и шатунах.
  • Новое графитовое покрытие юбок поршней и их форма для снижения трения о стенки цилиндров.
  • Новые клапаны с так называемым «натриевым охлаждением», снижающим нагарообразование.
  • Новая цепь газораспределения с микроотверстиями в роликах для лучшей смазки, снижения трения и увеличения ресурса.

Технические характеристики

EP6FDTM  

 

4. Система впрыска.

 

Система впрыска топлива BOSCH MED 17.4.4 является главным нововведением двигателя EP6FDTM.

 

Насос высокого давления BOSCH поршневого типа развивает номинальное давление от 60 бар (на холостом ходу) до 200 бар (при максимальной нагрузке).

 

Насос снабжён регулятором производительности и не имеет магистрали обратного слива топлива в бак (так называемой «обратки»).

 

Чтобы насос высокого давления обеспечивался постоянным напором топлива, топливный бак нового двигателя EP6FDTM, в отличие от предыдущего двигателя EP6CDTM, оснащён топливоподкачивающим насосом с изменяемой производительностью.

 

Насос высокого давления закрыт специальным акустическим кожухом для снижения шума работы.

 

Код 5GY
Мощность (л.с.) 150
Мощность (кВт) 110
… на об/мин 6 000
Крутящий момент (Нм) 240
… на об/мин 1 450 – 4 000
Максимальные об/мин 6 500
Система изменения фаз газораспределения На впуске
Количество цилиндров 4
Количество клапанов 16
Турбокомпрессор Borg&Warner

Twin Scroll

Впрыск топлива Непосредственный

(прямой)

Давление 200 бар

Система впрыска BOSCH MED 17.4.4
Система «Stop&Start» Отсутствует
Маховик Двухмассовый
Экологическая норма EURO5
Ёмкость системы смазки (Л) 4.25
Моторное масло Total Quartz INEO FIRST 0W-30 или Total Quartz INEO ECS 5W-30

Принцип действия насоса высокого давления аналогичен применяемому на «турбодвигателях» семейства EB (1.2 THP 110 л.с. и 130 л.с.) и имеет конструкцию с одним поршнем. Насос высокого давления приводится в действие от носка впускного распределительного вала через подшипник из материала с пониженным коэффициентом трения DLC (Diamond Like Carbon). Поршень перемещается под действием роликового толкателя и вала с тремя кулачками. Для снижения износа, шумности и увеличения надёжности кулачковый механизм и толкатель смазываются струёй масла из распределительного вала через масляную форсунку.

Форсунки BOSCH новой системы впрыска – электромагнитные, с рабочим давлением до 200 бар, осуществляют впрыск трёх последовательных порций топлива (аналогично принципу впрыска на дизельных двигателях с Common Rail) в зависимости от нагрузки, режима и частоты вращения двигателя. На предыдущем двигателе EP6CDTM форсунки были способны осуществить лишь двухпорционный впрыск. Это нововведение позволило увеличить мощность и крутящий момент на низких оборотах, улучшить эластичность двигателя, а также исключить вибрации и низкочастотный гул при работе двигателя на невысоких оборотах (этот отрицательный эффект часто наблюдался у предыдущего двигателя EP6CDTM).

Турбокомпрессор Borg&Warner Twin Scroll

Турбокомпрессор Twin Scroll (производство Borg&Warner) двигателя EP6FDTM такой же, как на предыдущем EP6CDTM, с фиксированной геометрией турбины и электронасосом для охлаждения турбокомпрессора после выключения зажигания. Изменению подверглось программное обеспечение управления турбокомпрессором, а именно открытием его перепускного клапана с электромагнитным управлением.

Технология Twin Scroll («двойная улитка») позволяет реализовать сложный «двойной» турбонаддув (двумя турбокомпрессорами) в одном корпусе с двумя турбинными кольцевыми каналами-«улитками». Оба они принимают выхлопные газы от собственной половины цилиндров и подают их на специально спрофилированные лопатки одного ротора-турбины, эффективно раскручивая ее во всем диапазоне оборотов (например, выхлопные газы от 1 и 4 цилиндров работают на высоких оборотах, а от 2 и 3 – на низких), исключая запаздывания вращения турбины и эффект «турбоямы».

Система воздушного питания

Двигатель EP6FDTM оснащён новой системой удаления картерных газов, которая уменьшает их скапливание и конденсацию на стенках впускного коллектора, снижая нагарообразование вблизи седел и на штоках клапанов. Кроме этого новая система исключает попадание воды во впускные трубопроводы и к турбокомпрессору при движении автомобиля в условиях сильного дождя или при форсировании водных преград вброд.

При эксплуатации в условиях низких температур новая система питания воздухом позволяет избежать переохлаждения и замораживания картерных газов и сократить смешивание топлива с парами моторного масла.

Цилиндро-поршневая группа

Поршни двигателя EP6FDTM имеют новую форму камеры сгорания, обеспечивающую более оптимальное сгорание топливо-воздушной смеси, тем самым снижая расход топлива.

Подшипники скольжения шатунов, поршневых пальцев и поршневых колец имеют покрытие из нового износостойкого  материала DLC (Diamond Like Carbon) со сниженным коэффициентом трения относительно предыдущего двигателя EP6CDTM, в котором применялся материал Permaglide.

Газораспределительный механизм (ГРМ)

Основное отличие от предыдущего двигателя EP6CDTM – изменённая программа управления системой изменения фаз газораспределения. Цепь ГРМ новой конструкции имеет в 1.5 раза больший ресурс, чем предыдущая, используемая на EP6CDTM.

Система охлаждения двигателя

Новая программа электронноуправляемого термостата.

Температура его открытия снижена до 85°С (у EP6CDTM — 115°С), чтобы избежать перегрева (исключить «тепловой удар»)  турбокомпрессора во время остановки автомобиля, особенно при наличии системы «Stop&Start».

Компьютер системы впрыска и управления двигателем

Новый компьютер системы BOSCH MED 17.4.4, кроме своих прямых обязанностей теперь управляет:

  • Топливоподкачивающим насосом низкого давления (находится в топливном баке автомобиля)
  • Давлением масла (электронноуправляемый масляный насос)
  • Системой «Stop&Start» (при её наличии)

Новый компьютер снабжён новой функцией «анти-тюнинг», которая обнаруживает изменение программного обеспечения и/или попытку электронного вмешательства в систему управления двигателем.

Моторное масло

Чтобы исключить повышенное нагарообразование на сёдлах и штоках клапанов на двигателях EP6FDTM следует использовать моторное масло TOTAL QUARTZ INEO FIRST 0W-30. В исключительных случаях допускается кратковременное использование моторного масла TOTAL QUARTZ INEO ECS 5W-30.

Коммерческие доводы, Выгоды и Преимущества нового двигателя EP6FDTM

  1. «Сделано во Франции» — двигатель EP6FDTM имеет «чистокровное» французское происхождение.
  2. Значение мощности 150 л.с. обеспечивает выгодное налогообложение (в реальности он развивает 165 л.с.) при сохранении «пушечной» динамики автомобиля PEUGEOT 308 T9 (разгон 0 – 100 км/ч = 8.3-8.5 с)
  3. Допускается кратковременная эксплуатация на бензине Аи-92.
  4. Новый EP6FDTM на 18-20% экономичнее предыдущего EP6CDTM.
  5. Увеличенные на 15% мощность и крутящий момент на низких оборотах – двигатель «подхватывает с самых низов».
  6. Отсутствие вибраций и посторонних звуков на низких оборотах.
  7. Новый двигатель в 2 раза тише предыдущего.
  8. Отстствуют (полностью!) запаздывания турбины (эффект «турбоямы»).
  9. Защита от «гидроудара» и «захлёбывания» при форсировании водных преград вброд и езде во время сильных дождей.
  10. Уменьшенное нагарообразование на сёдлах и штоках клапанов.
  11. Усиленная защита турбокомпрессора от перегрева.
  12. Увеличенная надёжность двигателя.
  13. Увеличенный ресурс двигателя.
  14. Двигатели EP6 – семикратные победители конкурса «Engine of the Year»

 

 

Благодарим за внимание!!!

 

 

Пежо Ситроен ДС Отрадное

23.08.2018 г.

Материал подготовлен Шебеко Д.В.

Денис Шебеко
Оцените автора
Обзор автомобилей Пежо и Ситроен от Car-fanatik