Как выбрать аккумулятор для автомобиля

Лайфхаки

Многие автолюбители могут возразить, что, мол «замена аккумулятора на машине не требуется уже 8 лет, и всё нормально», при этом не собираясь понимать, что момент, когда АКБ вдруг станет «ненормальным», может произойти в самый ненужный момент с очень неприятными последствиями.

Новый автомобильный аккумулятор (АКБ) предоставит Вам стопроцентную уверенность в своей надёжности, гарантированном запуске двигателя автомобиля в любой мороз и слаженную работу всех электронных систем Вашего автомобиля. Однако, чтобы это было действительно так, нужно знать кое-что ещё.

Когда менять на автомобиле аккумулятор

В двух случаях:

  • когда он перестал «держать заряд», иначе говоря – если он «умер»,
  • когда ему уже исполнилось более 5 лет.

Необходимость замены АКБ в первом случае – очевидна. Хотя – не совсем. Ведь за стремительно теряющим заряд аккумулятором может стоять поломка, совершенно с ним не связанная, а притаившаяся в глубинах электрооборудования Вашей машины. Поэтому начните с визита к грамотному автоэлектрику – только он сможет поставить правильный диагноз. А во втором случае – выбрать аккумулятор для автомобиля по марке и модели, и – купить его.

old battery
Возраст 5 лет для АКБ — критический. Вот и эта, казалось бы новая, после 6 лет безупречной службы — «умерла»

4-5 лет – это тот возраст аккумуляторной батареи, в течение которого (разумеется, при его нормальной эксплуатации) возможность проблем с ним – исчезающе мала. Чем она «старше» – тем больше вероятность её отказа. С течением времени вероятность неприятностей возрастает в арифметической прогрессии. Поэтому, как только аккумулятору исполнилось 5 лет – отправьте его, предварительно зарядив, «на заслуженный отдых» в гараж, на дачу или «трейд-ин», купив новый, свежий и более современный.

Fresh Eurorepar battery in Peugeot 308
Этот свежий аккумулятор от Eurorepar обеспечит Peugeot 308 уверенные запуски суровой русской зимой в течение 5-7 лет

Как проверить автоаккумулятор

Невероятно, но факт – всё ещё существуют «олдскульные шофера» и ретрограды, использующие для определения параметров АКБ и его «жизнеспособности» так называемые «нагрузочные вилки» родом из XX века, будто не замечая, что с тех далёких пор конструкция автомобильных «хранителей энергии» сильно изменилась.

Old load fork from the USSR
Автоаккумуляторная нагрузочная вилка времён СССР прошлого века

«По уставу» – нагрузочную вилку нужно было по очереди подсоединить к каждой из банок, измерить в течение 5-7 секунд напряжение на каждой из них, которое должно было быть одинаковым и равняться примерно 1.6-1.8 вольт. Если на какой-то из банок напряжение сильно отличается от остальных и/или быстро падает – батарея неисправна.

Measuring battery parameters using a load plug
Измерение параметров аккумуляторной батареи с помощью нагрузочной вилки

Но в XXI веке АКБ с открытыми перемычками между банками – винтажная редкость для ретроавтомобилей. Современные имеют полностью закрытую, герметичную (условно) конструкцию в виде пластмассового параллелепипеда, из которого торчат только два конических «полюса» – анод «плюс» и катод «минус». Поэтому «дедовские» методы измерений и «бабушкины» приспособления для этого – пора отправить в музеи.

Dinosaur among rechargeable batteries
Такие аккумуляторы-динозавры советских времён — давно вымерли

В наше время существует уйма «продвинутых», и при этом — весьма недорогих компьютерных тестеров для автомобильных батарей. Они компактны, удобны в пользовании, и способны предоставить потребителю не только максимум информации, но и вывести её – на дисплей, принтер или экран компьютера через USB-разъём, Bluetooth и Wi-Fi.

Examples of modern battery testers for cars
Примеры современных аккумуляторных тестеров для автомобилей

Многие зарядные устройства содержат в себе функцию тестирования параметров АКБ.

Так пользуйтесь же плодами прогресса! Мы специально не будем перечислять марки и модели этих девайсов, так как имя им – легион, и приобрести их можно — от сельских магазинов запчастей до глобальных интернет-площадок типа Aли, Джум и Тао, по ценам — от пяти сотен до такого же количества тысяч рублей. Всё зависит лишь от функционального вооружения девайсов, их ориентации («любительские» или для профессиональных автосервисов) и «раскрученности бренда».

Основные параметры выбора аккумулятора

По типу силового агрегата

Оснащён ли Ваш автомобиль системой «Stop&Start», выключающей двигатель при остановке и мгновенно запускающей его при касании педали газа? Если «Да» – ищите АКБ исключительно типов VRLA, AGM или Gel. Ваш автомобиль «гибридный»? Тогда обратитесь на фирменную СТОА бренда Вашего автомобиля или в автосервис, специализирующийся на ремонте и обслуживании автомобилей с гибридными силовыми установками. Причина – АКБ Вашего «гибрида» может иметь экзотическую конструкцию с авангардными характеристиками, из-за чего в розничной продаже отсутствовать, и купить её будет возможным только заказав у производителя.

Battery for Peugeot 3008 1.6 e-HDi
Под капотом этого Peugeot 3008 замечательный дизель 1.6 e-HDi и «Stop&Start». Для него нужна АКБ типа VRLA

Но если Ваш автомобиль – «обычный», то на нём возможно применить аккумуляторную батарею практически любой конструкции, но настоятельно рекомендуем выбрать АКБ более современных типов, в том числе VRLA или AGM. Пусть их цена будет выше, но потраченные при их покупке деньги они оправдают длительной надёжной работой и превосходными характеристиками.

По маркировке

Обратите внимание на то, что написано на корпусе АКБ.

Как минимум, на нём будет указано следующее, например: 12V, 75Ah, 720А DIN, 800А EN/SAE/GS, 5600TC.

«12V» означает, что АКБ для бортовой автомобильной электросети напряжением 12 Вольт

«75Ah» – ёмкость АКБ составляет 75 ампер-часов. «720A DIN» —  значение максимального тока холодного пуска, измеренного по методу Deutche Industriе Normen – 720 Ампер

«800А EN/SAE/GS» — значение максимального тока холодного пуска, измеренного по методу Society of Automotive Engineers – 800 Ампер

«5600TC» – артикул в каталоге запчастей производителя Вашего автомобиля, в нашем случае это – Группа PSA Peugeot Citroen

«12V» или напряжение бортовой сети 12 Вольт – основная характеристика.

 Example of marking on a Varta battery
Пример маркировки на аккумуляторной батарее Varta

На прилавке могут стоять в ряд несколько близких по внешнему виду АКБ, но на одних может быть указано напряжение 6 Вольт – эти для некоторых мотоциклов и скутеров, 12 Вольт – эти как раз нам с Вами и нужны (!), и 24 Вольта – эти для больших грузовиков, полноразмерных автобусов и строительной техники. Отставляем лишние в сторону и продолжаем выбор.

По ёмкости

Важно знать аксиому, что Ваш новый аккумулятор не должен иметь характеристики ниже, чем «75Ah, 720А DIN, 800А EN/SAE/GS»! Если ёмкость будет меньше (например, вместо 75Ah – 65Ah) – в сильный мороз стартёр лишь пару раз «вжикнет», и АКБ «опустеет».

Придётся её нести домой и заряжать, потратив на это несколько часов, и без уверенности в успехе следующих пусков. Или искать соседа, который позволит «прикурить» от своего автомобиля. Если значение пускового тока будет меньше необходимого, всё ещё хуже – даже полностью заряженный и «тёплый» аккумулятор не сможет с достаточной бодростью «провернуть коленвал». Завести автомобиль Вы сможете, лишь отбуксировав его в тёплый гараж, или … дождавшись тёплого времени года.

Однако, если в том же «форм-факторе» и габаритных размерах Вам удастся приобрести батарею большей ёмкости (например, вместо 75Ah – 80-90Ah) и/или с увеличенным пусковым током (вместо 720A – 760-800A) – возможность возникновения «зимних проблем» многократно снизится.

При этом «усиленные» характеристики АКБ ни коим образом отрицательно не скажутся на работе электрооборудования Вашего автомобиля (чем обычно пугают малообразованные «специалисты», слабо разбирающиеся даже в школьного уровня законах физики).

По артикулу

Зная артикул штатной АКБ, для Вас быстро подберут нужный аккумулятор, сверившись с каталогом.

Например, в каталоге запчастей Servicebox (PSA Peugeot Citroen и Stellantis) указан целый список артикулов, а в каталоге Eurorepar (этой же группы корпораций) — автомобильных марок и моделей, к которым каждый из этих аккумуляторов подходит. Производя покупку таким методом, Вы с наибольшей гарантией приобретёте именно ту АКБ, которая нужна именно Вашему автомобилю. Причём, «с гарантией» в прямом и переносном смыслах! Например, на АКБ Eurorepar предоставляется солидная гарантия длительностью 2 года, в течение которых аккумулятор, в случае его некорректной работы, можно возвратить в магазин «без лишних вопросов».

По форме и габаритам

Автомобильные АКБ могут иметь самую разную форму и габариты

В свою очередь, какие-то автомобили требуют установки аккумуляторов строго определённых размеров и конфигурации, а какие-то позволяют экспериментировать, предоставляя владельцу применять аккумуляторы, отличные от штатных. Например, на дизельном Citroen C4 1.6 e-HDi «Stop&Start» возможно установить только АКБ с артикулом 5600TW или аналогичную, а дизельный Peugeot 605 2.1 TD Executive требует лишь, чтобы АКБ имела ёмкость не менее 65 А/ч и пусковой ток выше 640 Ампер, остальные параметры, размеры, высота клемм, форма корпуса и полярность могут быть – какими угодно. Поэтому, если хочется приобрести «усиленную» АКБ – не поленитесь заглянуть в подкапотное пространство Вашего автомобиля, и, вооружившись рулеткой, проанализировать площадку штатной АКБ задавшись вопросом: — «влезет ли сюда желаемое?».

Как определить полярность АКБ. Для этого нужно поставить аккумулятор на стол и развернуть его «конусами» к себе. Если «плюс» справа, а «минус» слева – АКБ имеет «обратную» полярность («Тип 0»). Если наоборот: «плюс» слева, а «минус» справа – полярность «прямая» («Тип 1»).

Некоторые автомобили требуют использования исключительно заданной производителем полярности АКБ, а некоторые – и «обратной», и «прямой». Например, на кроссовере Dongfeng AX7 2.0 возможно применить аккумуляторы только с «прямой» полярностью, но можно «играть» их высотой – клеммы здесь перемещаются вверх-вниз, а у седана Mitsubishi Lancer IX – и «обратной», и «прямой» полярности, так как его клеммы перемещаются вперёд-назад в довольно широких пределах.

По стандарту (EU, JIS, USA и др.)

Заключительные два важных параметра – стандарт АКБ («европейский» или «японско-азиатский» JIS), Тип и диаметр клемм(«европейские» А и E, «японский» B, «американские» F и G).

Аккумуляторы «европейского» и «японского» стандартов отличаются размерами, расположением клемм (у «европейцев» они утоплены заподлицо с верхом АКБ, у «японцев» — возвышаются над ним) и способами закрепления на площадке.

Типы клемм отличаются диаметром: у «А» – в виде «толстых» конусов, у «B» конусы «тонкие», «Е» и «F» – винтовые, а «G» – под болт.

Как видите – перед покупкой АКБ необходимо обратить самое пристальное внимание и на эти особенности, предварительно измерив штангенциркулем или линейкой диаметр клемм, запомнив их форму, а проще всего – сфотографировав предыдущий аккумулятор и клеммы автомобиля на смартфон, чтобы в магазине показать фотографии продавцу, который быстро подберёт необходимую Вам и Вашему автомобилю аккумуляторную батарею.

Восстановление АКБ? Теперь это возможно!

«Вишенкой на торте» многих современных, управляемых компьютером зарядных устройств для гаражного использования, является наличие функции, которую раньше могли реализовать только самые опытные аккумуляторщики-«волшебники» в гаражах солидных автоколонн и таксопарков – импульсное, волнообразное изменение зарядного тока для десульфатации пластин АКБ. Несомненное удобство компьютерных технологий в том, что десульфатация происходит автоматически, без участия человека. Вам лишь необходимо выбрать в меню или нажать на кнопочку панели управления ЗУ, «целебный» режим – всё остальное сделает за Вас умная электроника.

Examples of modern car battery chargers with a "curative" desulfation function
Примеры современных зарядных устройств автомобильных АКБ с «лечебной» функцией десульфатации

Можно конечно посетовать на то, что зарядка автомобильного аккумулятора с использованием функции десульфатации длится раза в полтора дольше обычной, но будем справедливы – это исчезающе малый дискомфорт по сравнению с практически бесплатным, и, как показывает практика – весьма эффективным мероприятием, способным продлить жизнь батареи на пару дополнительных лет.

Уход за аккумулятором автомобиля

Чтобы аккумулятор Вашего автомобиля жил долго и счастливо, радуя Вас бодрыми запусками в самые лютые холода и чёткой работой бортовой электроники при тропической жаре – за ним надо ухаживать. Это несложно, относительно редко, зато — очень полезно!

  • Первое, и самое важное – регулярно проверять плотность посадки клемм на «конусы» аккумуляторной батареи. Для этого достаточно небольшим усилием пальцев попытаться покачать и покрутить клеммы на «конусах». Если перемещения не ощущаются – всё нормально! Это контрольное действие я рекомендую производить всегда, когда Вы открыли капот Вашего автомобиля (например, чтобы долить «незамерзайки» в бачок омывателя). Если перемещения есть – подтянуть ключом соответствующего размера клеммные гайки.
  • Рекомендую два-три раза в год тщательно очищать верхнюю (хотя бы – видимую) поверхность АКБ от грязи, пыли, различных отложений и веществ. Лучший помощник Вам в этом деле – старая использованная зубная щётка и бытовая салфетка из микрофибры. Особенное внимание необходимо уделить клеммам и пространству вокруг них – ничего, что хоть как-то может проводить электрический ток здесь быть не должно! Только чистая сухая поверхность!

Очень полезно перед установкой клемм, одеть на «конусы» небольшие фетровые «шайбы» предварительно пропитав их электротехническим вазелином типа ВТВ или аналогичной смазкой. Такое «рацпредложение» исключит любое проникновение к клеммам влаги, масел и других вредных для АКБ веществ.

После того, как клеммы плотно одеты на «конусы» аккумулятора, крайне полезно смазать места соединения тем же ВТВ или спрыснуть эти места специальным «аккумуляторным лаком», который не позволит проникнуть вредоносным для АКБ «жижам» к месту контакта.

Перечисленные принадлежности, смазки и спреи для обслуживания АКБ Вы всегда можете купить в магазинах вместе с аккумулятором, а многие бренды предлагают целую гамму полезной «химии», которую можно приобрести тут же.

with an old battery is not life
«Со старым аккумулятором — это не жизнь». Выражение Юрия Деточкина (актёр Иннокентий Смоктуновский) стало крылатым, а фрагмент из «Берегись автомобиля» вместе с неподражаемым Георгием Жжёновым — культово-символичным в нашей автомобильной (и не только) жизни

«Со старым аккумулятором – это не жизнь» – фраза, сказанная Юрием Деточкиным в знаменитом фильме Рязанова «Берегись автомобиля» в далёком 1966 году – актуальна и сегодня. Наши советы и рекомендации позволят Вам увеличить ресурс имеющейся на борту Вашего автомобиля аккумуляторной батареи, секономить солидную денежную сумму, а при покупке новой АКБ – не совершать чужих ошибок. Ровных дорог и здоровья Вашему автомобилю, а Вам – уверенности в нём и обилия приносимых им удовольствий!

Денис Шебеко
Оцените автора
Обзор автомобилей Пежо и Ситроен от Car-fanatik