Вокруг этого вопроса в автолюбительской среде наибольшее буйство мнений, эмоций, профессиональных и безграмотных подходов. Народ «ведётся» на самые сумасшедшие рецепты, как и тупо следует устаревшим предписаниям. А ведь выбрать масло для автомобиля – удивительно просто! В данной статье мы докажем это, не отрицая и того, что «каждый – кузнец своей судьбы» (древнеримская пословица), а мы добавим, что «и своего автомобиля – тоже».
- Виды масел для автомобилей
- Какое масло выбрать для двигателя
- Допуски масла
- Когда и как менять масло в машине
- Что мешает выбрать автомобильное масло
- Как отличить подделку автомобильного масла
- Замена масла в коробке передач
- Трансмиссионные масла для МКПП и «роботов с одним сцеплением»
- Трансмиссионные масла для вариаторов CVT и «роботов с двумя сцеплениями»
- ATF – масло для гидромеханических АКПП
- Заключение
Виды масел для автомобилей
Классификация масел для авто по областям применения
- Моторное автомобильное масло;
- Трансмиссионное:
- Механических коробок передач, раздаточных коробок, мостов и редукторов;
- Гидромеханических АКПП;
- «Роботов с одним сцеплением»;
- «Роботов с двумя сцеплениями»;
- Вариаторов CVT;
- Электромоторов электромобилей.
- Гидравлическое – для гидроусилителей руля, гидравлических приводов систем, гидропневматических подвесок и т.п.
Есть ещё несколько видов «жиж» для вспомогательных систем, которые обычно и «маслом» назвать можно лишь условно. По своим свойствам они близки к тормозным жидкостям, и к контексту темы не относятся.
Какое масло выбрать для двигателя
Классификация:
- Допуск производителя или соответствие его спецификации;
- SAE, API, ACEA, ILSAC
Для начала, нужно точно и чётко знать: какой мотор находится под капотом Вашего авто – его марка, модель, модификация и год выпуска. Про марку — не удивляйтесь: бывают машины, у которых логотипы на капоте и моторе могут быть разными. Причём иногда – даже конкурирующие. Например, Peugeot 107 оснащалась двигателем 1.0 12v (384F) от Toyota/Daihatsu, а фургоны Toyota ProAce имеют под капотом дизели 2.0 HDi PSA Peugeot Citroen DW10F, и подобных примеров – множество.
Необходимая информация о применяемых маслах обычно содержится в сервисных книжках, гарантийных руководствах или технической документации на сайте производителя. В конце концов можно позвонить на СТОА ОД профильной марки, а может даже – в Представительство, и узнать искомое. Однако «человеческий фактор» и связанные с ним ошибки никто не отменял, поэтому лучше иметь какое-либо документальное подтверждение, чтобы знать точно.
А что делать, если сервисная книжка утеряна, документация отсутствует, а ОД не может дать вразумительный ответ, или таковые отсутствуют в России вовсе? Помощь – форумы и интернет-сообщества, где Вам обязательно помогут. В подавляющем количестве случаев здесь размещены доступные для скачивания PDF-файлы, PPT-презентации, сканы или др. копии техдокументации. Так что, выбираем моторное масло для Вашего «скакуна» не торопясь и вдумчиво.
Допуски масла
Это – самый главный параметр, по которому подбирается автомобильное масло. Если он известен и указан – все прочие обозначения на канистре практического смысла не имеют.
Примеры допусков (у автопроизводителей их бывает с десяток):
- PSA B71 2296;
- PSA B71 2312;
- BMW LL01/LL-98;
- VW 502.00/505.00;
- Opel GM-LL-B-025;
- FIAT 55535-M2;
- … и др.
Бывает, что для одного двигателя подходят масла с несколькими допусками и связанными с ними индексами по SAE. Подбор масла по вязкости значительно расширяется. Пример: мотору 1.2 VTi PureTech PSA (EB2) предписаны моторные масла с допусками — B71 2300 (10W-40), B71 2296 (5W-40), B71 2290 (5W-30) и B71 2312 (0W-30). Бывают и такие, для которых допуск – отсутствует, а есть только требования по SAE, API и др. Яркий пример: движок 1.6 VVT Nissan (HR16DE), предъявляющий к маслу минимальные требования – API не ниже SL или ILSAC GF-3 или выше, соответственно гамма применяемых масел – огромна.
Когда и как менять масло в машине
Как часто надо менять масло в ДВС – в сервисных книжках и технических регламентах может быть написано всё, что угодно, но мы настоятельно рекомендуем обновлять его в российских условиях не реже, чем 10 000 км или 1 раз в течение года. Если автомобиль интенсивно эксплуатируется – периодичность желательно сократить до 7500 км.
Если периодичность ТО, и связанной с ним смены масла — до 10 000 км, а в течение года Вы проезжаете более 30 000 км, то русской зимой лучше использовать 0W- и 5W-, летом – W-30, W-40, а в особо жарких местностях W-50.
Разумеется, все они должны отвечать требованиям завода-изготовителя. Такой подход позволит исключить масляное голодание при сверхнизких зимних температурах и экстремальной жаре в субтропиках. Ведь в течение истекших 10 лет погода ежегодно преподносит всё большее число неприятных климатических «сюрпризов».
Есть и исключения из правил, которые являются, хоть и оправдавшим себя на практике, но «народным творчеством» автолюбителей.
Таким примером могут являться первые два поколения «высокотемпературных» бензиновых PSA EP6, донимавших владельцев проблемами. Для них был изобретён «народный рецепт» – искусственное (программное или с помощью несложного электронного блока) занижение рабочей температуры с 95-103°С, до 85-95°С, а после замены маслосъёмных колпачков и приведения работы ГРМ и ЦПГ в норму – переход на моторное масло с ПАО (ПолиАльфаОлефины) вязкостью 0W-40 вместо предписанных B71 2290 (5W-30) и B71 2312 (0W-30).
Однако мы не возьмём на себя смелость рекомендовать такие операции. Это может посоветовать только опытный специалист профильной СТОА, проанализировав режимы эксплуатации, характер езды и множество других параметров в каждом конкретном случае. Здесь слишком высок риск навредить мотору, а не облегчить ему жизнь.
Что мешает выбрать автомобильное масло
«Масляный троллинг» и глубокомысленные рассуждения о всяких ПАО, изомерах, «совсем-совсем синтетике», «просто синтетике», «полусинтетике» и «минералке» приняли глобальный характер на автолюбительских форумах и в соцсетях. Всё это похоже на поиск «эликсира молодости» или «философского камня», принимающий уродливые формы, ведь рассуждают не специалисты-химики ГСМ с солидным научным опытом, а обычные водители, многие из которых в школе по химии никогда выше «тройки» оценок не имели, зато берут своей наглостью, напором и убеждением, что, к сожалению, к теме не имеет никакого отношения. Уместно вспомнить цитату из детского фильма «Про Красную Шапочку»: — «Лучше всё же делать – то, что ты делать – мастер». Поэтому мы Вас от чистого сердца хотим защитить от «взрыва мозга», вредной растраты времени и умственных сил на бесполезное словоблудие и занятие сомнительными экспериментами. Ведь за этой «шелухой» теряется внимание к главному – техническому состоянию Вашего «железного коня»:
- Давно ли менялся воздушный фильтр мотора;
- Хороший ли это фильтр, а не поддельный или «дешёвка»;
- Каково состояние свечей зажигания (их для осмотра, вообще – выкручивали когда-нибудь?);
- Хорошим ли бензином или ДТ «кормите» своего «скакуна»;
- Когда промывали соты его радиаторов от мусора, пыли и грязи;
- … и многое, многое другое.
Эти перечисленные вопросы – намного важнее, чем «масляные», и, если всё в идеале – не имеет смысла «ломать копья» в поисках «волшебного» моторного масла. Ведь если в двигателе полностью исключить трение, то потери снизятся всего на исчезающе малые 10%, и 100-сильный ДВС разовьёт всего-то 110 л.с. – мизер по сравнению с затратами на преодоление фрикционных потерь.
Как отличить подделку автомобильного масла
Не секрет, что сбыт поддельных и контрафактных масел в России принял угрожающий характер. Этот бизнес «крышуется» на самом высоком уровне. На это указывают многочисленные факты обнаружений и ареста подпольных производств и складов с фальшивыми ГСМ, которые после победных рапортов об уничтожении очередных криминальных точек, блеска и звона наград, через непродолжительное время возобновляющих свою злодейскую деятельность.
Защититься от покупки суррогатных масел и оградить свой автомобиль от проблем – довольно легко. Есть несколько способов, и мы начнём с самого обыденного:
Покупать ГСМ только в тех магазинах, которые указаны на официальных российских сайтах их производителей. На многих из них имеются «индикаторы подделки», обычно требующие ввода индивидуального проверочного кода (в т.ч. и штрих- или QR), присвоенного каждой канистре. Имея смартфон, подделку можно определить прямо в магазине, до её оплаты. Такую защиту предоставляют, например: Mobil, Castrol, Shell, Total, и др.
Лайхфак. Приобретать масла малораспространённых в России брендов, но солидных, выпускающих высококачественные жидкости. Их продукцию подделывать не имеет смысла, поэтому жуликам такие – неинтересны.
Упаковка у этих фирм часто защищена от подделки лучше, чем у «грандов», а цена – вполне разумна. На российском рынке, среди таких: ARECA, Igol, Motul и Yacco (Франция), Comma (Англия), Repsol (Испания), Eni (Италия), Neste (Финляндия), Wolf (Бельгия), Addinol, Fuchs и Rowe (Германия).
Важно — многие из их масел имеют прямые допуски автопроизводителей. Например:
- Igol Symbol Ceramic 5W-40: PSA B71 2296;
- Yacco P 0W-30: PSA B71 2312 (2014);
- Motul 8100 ECO-lite 5W-30: GM Dexos 1 Gen2, 6094M, 4718M, Ford M2C 929-A, 946-A;
- Comma Eco-M 0W-20: Jaguar/Land Rover STJLR.51.5122;
- Addinol Premium 0540 C3 5W-40: VAG 502.00, 505.00, 505.01.
Замена масла в коробке передач
Трансмиссионные масла для МКПП и «роботов с одним сцеплением»
Классификация:
- По вязкости, SAE (примеры: 75W-80, 75W-90, 80W-140 и др.);
- По качеству, API (примеры: GL-4, GL-5).
Механические коробки передач и «роботы с одним сцеплением» обычно являются одними и теми же агрегатами, отличие которых в системе управления – у «механики» всё делает рука водителя, «робот» имеет электрическую или электронно-гидравлическую АСУ. Поэтому и масла в их картерах – одинаковые.
Здесь также нужно следовать рекомендациям автопроизводителя. Присадка в КПП и масляный «улучшайзинг» здесь не только бесполезен, но и чреват преждевременным выходом из строя различных элементов валов и подшипников. Например: класс GL-4 и GL-5 отнюдь не «один старее, другой новее». На самом деле, первый объединяет масла в основном для переднеприводного транспорта с поперечным расположением агрегатов, где применяется большое количество цветных металлов и их сплавов, как и комбинированные противоизносные покрытия. GF-5 предназначен для «продольных» КПП, «раздаток», мостов и редукторов, где трение происходит в основном «сталь по стали», а цветных сплавов – минимум. Поэтому применение GL-5 вместо GL-4 может привести к повышенному износу и эрозии синхронизаторов, латунных и бронзовых втулок, а ГЛ-4 вместо «пятёрки» – к повышенному локальному нагреву поверхностей трения зубъев, их питтингу и последующему разрушению.
Однако прогресс синтетических масляных технологий привёл к появлению высокоэффективных «трансмиссионок», которые одинаково положительно отвечают требованиям «4» и «5», и даже превосходят их. Такие масла имеют обозначения вида GL-4+ и GL-4/5.
Замена масла в коробке передач «механического» типа:
- первый раз – через 10-20 000 км,
- последующие – через 50 000 км или 1 раз в 3 года.
Выбирая трансмиссионные масла нужно знать меру! Например, известен случай, когда один российский владелец раритетного Willys MB решил сделать подарок «ветерану» и залил в его коробку и мосты современную трансмиссионную «синтетику». Результат был ужасен – за ночь всё масло слилось из механизмов на пол гаража. После такого конфуза пришлось вернуть заслуженной машине предписанный «олдовый» нигрол, и … Вокруг сальников не было даже следов «запотевания», а в течение последующего 1000-километрового автопробега «старик» не потерял ни капельки «трансмиссионки».
Трансмиссионные масла для вариаторов CVT и «роботов с двумя сцеплениями»
Здесь какая-либо международная стандартизация отсутствует по объективным причинам – слишком деликатные конструкции у этих коробок передач, сильно отличающиеся у различных производителей, от чего – слишком специфические требования к маслу для каждой из них.
Причём, свойства масле для CVT и DCT/DSG тоже кардинально отличаются. Здесь никаких «свобод выбора» быть не может – использовать следует только то, масло, которое имеет конкретный допуск. «Шаг влево, шаг вправо» – и коробка передач быстро сломается.
- Здесь существуют только допуски. Их примеры:
- VAG: TL 052180 (G 052 180) и TL 052516 (G 052 516) для CVT, TL 052182 и TL 052 529 для DSG;
- PSA: 9734.S2 для DCT;
- Mercedes Benz: 20 для CVT, 236.21 для DCT;
- Mitsubishi: CVTF Dia-queen J1/ J4 для CVT, Dia-queen SSTF-I для DCT;
- Subaru: NS-2; Lineartronic CVTF; iCVTF для CVT;
- … и многие другие.
Разумеется, производители ГСМ «не сидели сложа руки» и разработали масла, которые одинаково эффективно соответствуют спецификациям допусков практически всех трансмиссионных брендов.
Примеры:
- Comma CVTF — имеет официальные допуски или соответствует спецификациям 11 производителей;
- Eni Rotra DCT – 11;
- Igol Dual Gear – 12;
- Repsol CVT – 14;
- Yacco CVT — 18;
- Wolf ECOTech CVT Fluid – 20.
ATF – масло для гидромеханических АКПП
ATF – Automatic Transmission Fluid, вообще-то маслом является лишь отчасти. Поэтому более правильно этот продукт было бы назвать «жидкостью». Однако автолюбительской братии привычнее называть её маслом. В мире классификации «жиж» для «автоматов» главенствующую роль играют допуски.
Международные и национальные стандарты (ASTM, JASO, JWS и др.) пытались ввести, но они так и не были «приняты на вооружение», хотя и присутствуют для формальности в спецификациях. Некоторые допуски стали даже «именами нарицательными». Например, многие автолюбители, да и спецы, часто называют жидкость АКПП не иначе, как «Декстрон» – от американского General Motors Dextron I-VI.
Вероятная причина в том, что корпорация стала пионером производства и использования «автоматов», чей Buick Roadmaster ‘1949 стал первым в мире автомобилем, получившим гидромеханический «автомат» в качестве стандартного оборудования. GM до сих пор входит в число крупнейших производителей таких АКПП, но в современном мире «правят бал» отнюдь не они, а специализированные компании: Aisin AW (Япония), ZF (Германия) и Borg&Warner (США-Великобритания).
Некоторые автопроизводители и их дочерние компании тоже выпускают автоматические коробки передач, но в заметно меньших, чем у «грандов» количествах (Chrysler, Ford USA, Hyundai/Kia, JATCO), вводя свои стандарты для ATF. Однако чего-то кардинального в этих нормативах нет, поэтому во-многом они просто повторяют наиболее массовые. Один из примеров: допуск Aisin AW-1, который дублируется у JWS 3324 и Toyota WS.
Убережём Вас от «происков Сатаны» в периодичности смены масла в «автомате», а именно: в техрегламентах многих марок указано нечто в роде «масло рассчитано на весь срок службы автомобиля», при этом: каков этот срок – не уточняется. Взглянув на любую канистру с ATF мы обнаружим на этикетке срок хранения или годности. В идеальных условиях он обычно составляет от 20х до 4-х лет. «Работающая» жидкость для АКПП подразумевает снижение этого временного промежутка в 1.5 раза. Таким образом получается, что масло необходимо освежать не реже, чем 40-50 000 км по пробегу или 2-3 года по времени.
При подборе ATF по бренду следует руководствоваться теми же подходами, как у моторных масел: дешёвых жидкостей от солидных брендов для «автоматов» – не бывает, подделок – несметное количество, всегда проверять подлинность на сайтах производителей ГСМ, а если с этим морочиться нет желания – продукция малоизвестных в России, но авторитетных на международном уровне фирм – Вам в помощь.
Заключение
Вот мы с Вами и выяснили главный критерий подбора любого автомобильного масла – допуск производителя. Это не культ и не догма – в некоторых случаях вполне можно применить и более современную «жижу», однако делать это необходимо, предварительно исследовав вопрос и проконсультировавшись со специалистами. Покупая и используя масла и жидкости, имеющие правильные допуски, Вы гарантируете своему автомобилю «богатырское здоровье» в течение длительного времени, как и практически бесконечный ресурс. Замена масла в коробке передач обязана производиться, пусть с увеличенной периодичностью относительно моторного, но регулярно и ответственно.