Как выбрать масло для автомобиля

Лайфхаки

Вокруг этого вопроса в автолюбительской среде наибольшее буйство мнений, эмоций, профессиональных и безграмотных подходов. Народ «ведётся» на самые сумасшедшие рецепты, как и тупо следует устаревшим предписаниям. А ведь выбрать масло для автомобиля – удивительно просто! В данной статье мы докажем это, не отрицая и того, что «каждый – кузнец своей судьбы» (древнеримская пословица), а мы добавим, что «и своего автомобиля – тоже».

Виды масел для автомобилей

Классификация масел для авто по областям применения

  • Моторное автомобильное масло;
  • Трансмиссионное:
    • Механических коробок передач, раздаточных коробок, мостов и редукторов;
    • Гидромеханических АКПП;
    • «Роботов с одним сцеплением»;
    • «Роботов с двумя сцеплениями»;
    • Вариаторов CVT;
    • Электромоторов электромобилей.
  • Гидравлическое – для гидроусилителей руля, гидравлических приводов систем, гидропневматических подвесок и т.п.

Есть ещё несколько видов «жиж» для вспомогательных систем, которые обычно и «маслом» назвать можно лишь условно. По своим свойствам они близки к тормозным жидкостям, и к контексту темы не относятся.

Какое масло выбрать для двигателя

Классификация:

  • Допуск производителя или соответствие его спецификации;
  • SAE, API, ACEA, ILSAC

Для начала, нужно точно и чётко знать: какой мотор находится под капотом Вашего авто – его марка, модель, модификация и год выпуска. Про марку — не удивляйтесь: бывают машины, у которых логотипы на капоте и моторе могут быть разными. Причём иногда – даже конкурирующие. Например, Peugeot 107 оснащалась двигателем 1.0 12v (384F) от Toyota/Daihatsu, а фургоны Toyota ProAce имеют под капотом дизели 2.0 HDi PSA Peugeot Citroen DW10F, и подобных примеров – множество.

Необходимая информация о применяемых маслах обычно содержится в сервисных книжках, гарантийных руководствах или технической документации на сайте производителя. В конце концов можно позвонить на СТОА ОД профильной марки, а может даже – в Представительство, и узнать искомое. Однако «человеческий фактор» и связанные с ним ошибки никто не отменял, поэтому лучше иметь какое-либо документальное подтверждение, чтобы знать точно.

А что делать, если сервисная книжка утеряна, документация отсутствует, а ОД не может дать вразумительный ответ, или таковые отсутствуют в России вовсе? Помощь – форумы и интернет-сообщества, где Вам обязательно помогут. В подавляющем количестве случаев здесь размещены доступные для скачивания PDF-файлы, PPT-презентации, сканы или др. копии техдокументации. Так что, выбираем моторное масло для Вашего «скакуна» не торопясь и вдумчиво.

Допуски масла

Это – самый главный параметр, по которому подбирается автомобильное масло. Если он известен и указан – все прочие обозначения на канистре практического смысла не имеют.

Примеры допусков (у автопроизводителей их бывает с десяток):

  • PSA B71 2296;
  • PSA B71 2312;
  • BMW LL01/LL-98;
  • VW 502.00/505.00;
  • Opel GM-LL-B-025;
  • FIAT 55535-M2;
  • … и др.
fragment from citroen service book
Фрагмент из сервисной книжки Citroen образца 2008 года

Бывает, что для одного двигателя подходят масла с несколькими допусками и связанными с ними индексами по SAE. Подбор масла по вязкости значительно расширяется. Пример: мотору 1.2 VTi PureTech PSA (EB2) предписаны моторные масла с допусками — B71 2300 (10W-40), B71 2296 (5W-40), B71 2290 (5W-30) и B71 2312 (0W-30). Бывают и такие, для которых допуск – отсутствует, а есть только требования по SAE, API и др. Яркий пример: движок 1.6 VVT Nissan (HR16DE), предъявляющий к маслу минимальные требования – API не ниже SL или ILSAC GF-3 или выше, соответственно гамма применяемых масел – огромна.

fragment from nissan service book
Фрагмент из «Руководства по эксплуатации» Nissan с двигателем HR16DE

Когда и как менять масло в машине

Как часто надо менять масло в ДВС – в сервисных книжках и технических регламентах может быть написано всё, что угодно, но мы настоятельно рекомендуем обновлять его в российских условиях не реже, чем 10 000 км или 1 раз в течение года. Если автомобиль интенсивно эксплуатируется – периодичность желательно сократить до 7500 км.

Если периодичность ТО, и связанной с ним смены масла — до 10 000 км, а в течение года Вы проезжаете более 30 000 км, то русской зимой лучше использовать 0W- и 5W-, летом – W-30, W-40, а в особо жарких местностях W-50.

Разумеется, все они должны отвечать требованиям завода-изготовителя. Такой подход позволит исключить масляное голодание при сверхнизких зимних температурах и экстремальной жаре в субтропиках. Ведь в течение истекших 10 лет погода ежегодно преподносит всё большее число неприятных климатических «сюрпризов».

Есть и исключения из правил, которые являются, хоть и оправдавшим себя на практике, но «народным творчеством» автолюбителей.

Таким примером могут являться первые два поколения «высокотемпературных» бензиновых PSA EP6, донимавших владельцев проблемами. Для них был изобретён «народный рецепт» – искусственное (программное или с помощью несложного электронного блока) занижение рабочей температуры с 95-103°С, до 85-95°С, а после замены маслосъёмных колпачков и приведения работы ГРМ и ЦПГ в норму – переход на моторное масло с ПАО (ПолиАльфаОлефины) вязкостью 0W-40 вместо предписанных B71 2290 (5W-30) и B71 2312 (0W-30).

Fragment of viscosity-temperature characteristics according to SAE
Фрагмент вязкосно-температурных характеристик по SAE из «фирменной» сервисной программы PSA Servicebox

Однако мы не возьмём на себя смелость рекомендовать такие операции. Это может посоветовать только опытный специалист профильной СТОА, проанализировав режимы эксплуатации, характер езды и множество других параметров в каждом конкретном случае. Здесь слишком высок риск навредить мотору, а не облегчить ему жизнь.

Что мешает выбрать автомобильное масло

«Масляный троллинг» и глубокомысленные рассуждения о всяких ПАО, изомерах, «совсем-совсем синтетике», «просто синтетике», «полусинтетике» и «минералке» приняли глобальный характер на автолюбительских форумах и в соцсетях. Всё это похоже на поиск «эликсира молодости» или «философского камня», принимающий уродливые формы, ведь рассуждают не специалисты-химики ГСМ с солидным научным опытом, а обычные водители, многие из которых в школе по химии никогда выше «тройки» оценок не имели, зато берут своей наглостью, напором и убеждением, что, к сожалению, к теме не имеет никакого отношения. Уместно вспомнить цитату из детского фильма «Про Красную Шапочку»: — «Лучше всё же делать – то, что ты делать – мастер». Поэтому мы Вас от чистого сердца хотим защитить от «взрыва мозга», вредной растраты времени и умственных сил на бесполезное словоблудие и занятие сомнительными экспериментами. Ведь за этой «шелухой» теряется внимание к главному – техническому состоянию Вашего «железного коня»:

  • Давно ли менялся воздушный фильтр мотора;
  • Хороший ли это фильтр, а не поддельный или «дешёвка»;
  • Каково состояние свечей зажигания (их для осмотра, вообще – выкручивали когда-нибудь?);
  • Хорошим ли бензином или ДТ «кормите» своего «скакуна»;
  • Когда промывали соты его радиаторов от мусора, пыли и грязи;
  • … и многое, многое другое.

Эти перечисленные вопросы – намного важнее, чем «масляные», и, если всё в идеале – не имеет смысла «ломать копья» в поисках «волшебного» моторного масла. Ведь если в двигателе полностью исключить трение, то потери снизятся всего на исчезающе малые 10%, и 100-сильный ДВС разовьёт всего-то 110 л.с. – мизер по сравнению с затратами на преодоление фрикционных потерь.

Как отличить подделку автомобильного масла

Не секрет, что сбыт поддельных и контрафактных масел в России принял угрожающий характер. Этот бизнес «крышуется» на самом высоком уровне. На это указывают многочисленные факты обнаружений и ареста подпольных производств и складов с фальшивыми ГСМ, которые после победных рапортов об уничтожении очередных криминальных точек, блеска и звона наград, через непродолжительное время возобновляющих свою злодейскую деятельность.

One of the arrested warehouses of counterfeit products
Фото арестованного «подпольного» склада поддельных автомасел — десятки тысяч литров! Через 2 месяца он возобновил свою деятельность

Защититься от покупки суррогатных масел и оградить свой автомобиль от проблем – довольно легко. Есть несколько способов, и мы начнём с самого обыденного:

Покупать ГСМ только в тех магазинах, которые указаны на официальных российских сайтах их производителей. На многих из них имеются «индикаторы подделки», обычно требующие ввода индивидуального проверочного кода (в т.ч. и штрих- или QR), присвоенного каждой канистре. Имея смартфон, подделку можно определить прямо в магазине, до её оплаты. Такую защиту предоставляют, например: Mobil, Castrol, Shell, Total, и др.

 Shell protection
Пример защиты от подделки у продуктов Shell. Аналогичные системы есть и у многих других «грандов»

Лайхфак. Приобретать масла малораспространённых в России брендов, но солидных, выпускающих высококачественные жидкости. Их продукцию подделывать не имеет смысла, поэтому жуликам такие – неинтересны.

Упаковка у этих фирм часто защищена от подделки лучше, чем у «грандов», а цена – вполне разумна. На российском рынке, среди таких: ARECA, Igol, Motul и Yacco (Франция), Comma (Англия), Repsol (Испания), Eni (Италия), Neste (Финляндия), Wolf (Бельгия), Addinol, Fuchs и Rowe (Германия).

Yacco packaging is counterfeit proof
Характерный «вихревой» рассекатель потока не только фирменная «фишка» Yacco, но и способствует удобству — поток масла всегда заливается струйкой

Важно — многие из их масел имеют прямые допуски автопроизводителей. Например:

  • Igol Symbol Ceramic 5W-40: PSA B71 2296;
  • Yacco P 0W-30: PSA B71 2312 (2014);
  • Motul 8100 ECO-lite 5W-30: GM Dexos 1 Gen2, 6094M, 4718M, Ford M2C 929-A, 946-A;
  • Comma Eco-M 0W-20: Jaguar/Land Rover STJLR.51.5122;
  • Addinol Premium 0540 C3 5W-40: VAG 502.00, 505.00, 505.01.

Замена масла в коробке передач

Трансмиссионные масла для МКПП и «роботов с одним сцеплением»

Классификация:

  • По вязкости, SAE (примеры: 75W-80, 75W-90, 80W-140 и др.);
  • По качеству, API (примеры: GL-4, GL-5).

Механические коробки передач и «роботы с одним сцеплением» обычно являются одними и теми же агрегатами, отличие которых в системе управления – у «механики» всё делает рука водителя, «робот» имеет электрическую или электронно-гидравлическую АСУ. Поэтому и масла в их картерах – одинаковые.

Здесь также нужно следовать рекомендациям автопроизводителя. Присадка в КПП и масляный «улучшайзинг» здесь не только бесполезен, но и чреват преждевременным выходом из строя различных элементов валов и подшипников. Например: класс GL-4 и GL-5 отнюдь не «один старее, другой новее». На самом деле, первый объединяет масла в основном для переднеприводного транспорта с поперечным расположением агрегатов, где применяется большое количество цветных металлов и их сплавов, как и комбинированные противоизносные покрытия. GF-5 предназначен для «продольных» КПП, «раздаток», мостов и редукторов, где трение происходит в основном «сталь по стали», а цветных сплавов – минимум. Поэтому применение GL-5 вместо GL-4 может привести к повышенному износу и эрозии синхронизаторов, латунных и бронзовых втулок, а ГЛ-4 вместо «пятёрки» – к повышенному локальному нагреву поверхностей трения зубъев, их питтингу и последующему разрушению.

Consequences of pitting of rubbing surfaces of gears
Последствия питтинга трущихся поверхностей шестерён коробки передач

Однако прогресс синтетических масляных технологий привёл к появлению высокоэффективных «трансмиссионок», которые одинаково положительно отвечают требованиям «4» и «5», и даже превосходят их.  Такие масла имеют обозначения вида GL-4+ и GL-4/5.

Замена масла в коробке передач «механического» типа:

  • первый раз – через 10-20 000 км,
  • последующие – через 50 000 км или 1 раз в 3 года.

Выбирая трансмиссионные масла нужно знать меру! Например, известен случай, когда один российский владелец раритетного Willys MB решил сделать подарок «ветерану» и залил в его коробку и мосты современную трансмиссионную «синтетику». Результат был ужасен – за ночь всё масло слилось из механизмов на пол гаража. После такого конфуза пришлось вернуть заслуженной машине предписанный «олдовый» нигрол, и … Вокруг сальников не было даже следов «запотевания», а в течение последующего 1000-километрового автопробега «старик» не потерял ни капельки «трансмиссионки».

Трансмиссионные масла для вариаторов CVT и «роботов с двумя сцеплениями»

Здесь какая-либо международная стандартизация отсутствует по объективным причинам – слишком деликатные конструкции у этих коробок передач, сильно отличающиеся у различных производителей, от чего – слишком специфические требования к маслу для каждой из них.

Причём, свойства масле для CVT и DCT/DSG тоже кардинально отличаются. Здесь никаких «свобод выбора» быть не может – использовать следует только то, масло, которое имеет конкретный допуск. «Шаг влево, шаг вправо» – и коробка передач быстро сломается.

  • Здесь существуют только допуски. Их примеры:
  • VAG: TL 052180 (G 052 180) и TL 052516 (G 052 516) для CVT, TL 052182 и TL 052 529 для DSG;
  • PSA: 9734.S2 для DCT;
  • Mercedes Benz: 20 для CVT, 236.21 для DCT;
  • Mitsubishi: CVTF Dia-queen J1/ J4 для CVT, Dia-queen SSTF-I для DCT;
  • Subaru: NS-2; Lineartronic CVTF; iCVTF для CVT;
  • … и многие другие.

Разумеется, производители ГСМ «не сидели сложа руки» и разработали масла, которые одинаково эффективно соответствуют спецификациям допусков практически всех трансмиссионных брендов.

Примеры:

  • Comma CVTF — имеет официальные допуски или соответствует спецификациям 11 производителей;
  • Eni Rotra DCT – 11;
  • Igol Dual Gear – 12;
  • Repsol CVT – 14;
  • Yacco CVT — 18;
  • Wolf ECOTech CVT Fluid – 20.

ATF – масло для гидромеханических АКПП

ATF – Automatic Transmission Fluid, вообще-то маслом является лишь отчасти. Поэтому более правильно этот продукт было бы назвать «жидкостью». Однако автолюбительской братии привычнее называть её маслом. В мире классификации «жиж» для «автоматов» главенствующую роль играют допуски.

Международные и национальные стандарты (ASTM, JASO, JWS и др.) пытались ввести, но они так и не были «приняты на вооружение», хотя и присутствуют для формальности в спецификациях. Некоторые допуски стали даже «именами нарицательными». Например, многие автолюбители, да и спецы, часто называют жидкость АКПП не иначе, как «Декстрон» – от американского General Motors Dextron I-VI.

Buick Roadmaster 1949
Buick Roadmaster ‘1949 — первый в истории, у которого «автомат» был в стандартном исполнении. Он стал «звездой» фильма «Человек дождя»

Вероятная причина в том, что корпорация стала пионером производства и использования «автоматов», чей Buick Roadmaster ‘1949 стал первым в мире автомобилем, получившим гидромеханический «автомат» в качестве стандартного оборудования. GM до сих пор входит в число крупнейших производителей таких АКПП, но в современном мире «правят бал» отнюдь не они, а специализированные компании: Aisin AW (Япония), ZF (Германия) и Borg&Warner (США-Великобритания).

Некоторые автопроизводители и их дочерние компании тоже выпускают автоматические коробки передач, но в заметно меньших, чем у «грандов» количествах (Chrysler, Ford USA, Hyundai/Kia, JATCO), вводя свои стандарты для ATF. Однако чего-то кардинального в этих нормативах нет, поэтому во-многом они просто повторяют наиболее массовые. Один из примеров: допуск Aisin AW-1, который дублируется у JWS 3324 и Toyota WS.

Убережём Вас от «происков Сатаны» в периодичности смены масла в «автомате», а именно: в техрегламентах многих марок указано нечто в роде «масло рассчитано на весь срок службы автомобиля», при этом: каков этот срок – не уточняется. Взглянув на любую канистру с ATF мы обнаружим на этикетке срок хранения или годности. В идеальных условиях он обычно составляет от 20х до 4-х лет. «Работающая» жидкость для АКПП подразумевает снижение этого временного промежутка в 1.5 раза. Таким образом получается, что масло необходимо освежать не реже, чем 40-50 000 км по пробегу или 2-3 года по времени.

При подборе ATF по бренду следует руководствоваться теми же подходами, как у моторных масел: дешёвых жидкостей от солидных брендов для «автоматов» – не бывает, подделок – несметное количество, всегда проверять подлинность на сайтах производителей ГСМ, а если с этим морочиться нет желания – продукция малоизвестных в России, но авторитетных на международном уровне фирм – Вам в помощь.

Заключение

Вот мы с Вами и выяснили главный критерий подбора любого автомобильного масла – допуск производителя. Это не культ и не догма – в некоторых случаях вполне можно применить и более современную «жижу», однако делать это необходимо, предварительно исследовав вопрос и проконсультировавшись со специалистами. Покупая и используя масла и жидкости, имеющие правильные допуски, Вы гарантируете своему автомобилю «богатырское здоровье» в течение длительного времени, как и практически бесконечный ресурс. Замена масла в коробке передач обязана производиться, пусть с увеличенной периодичностью относительно моторного, но регулярно и ответственно.

Денис Шебеко
Оцените автора
Обзор автомобилей Пежо и Ситроен от Car-fanatik