Какой бензин заливать в автомобиль

Лайфхаки

Автомобилю, как и человеку нужно чем-то питаться, что-то кушать. Буквально пару десятилетий назад вопрос «какой бензин заливать в автомобиль» – был несущественной темой гаражных разговоров. Однако, к сегодняшнему дню он постепенно превратился в острую проблему. Двигатели разрушаются детонацией, их ресурс редко «переваливает» за 100 000 км, «гуляет» октановое число бензина, как его удельный вес и летучесть. Почему? Здесь мы ответим на животрепещущие вопросы, касающиеся качества горючего, каким бензином и где лучше заправлять, как не «убить» мотор суррогатной бодягой, кто в этом виноват и что делать.

Характеристики бензина или Почему в России некачественный бензин

Для объективного ответа на вопрос следует открыть брошюры со стандартами ГОСТ «Бензины автомобильные. Технические условия» трёх разных лет: 1977 года, 1997 года, и самый свежий стандарт Таможенного Союза, в соответствии с которым в настоящее время выпускается автобензин в России. Сравним требования стандартов, собрав их в одну таблицу:

Характеристика бензина ГОСТ 2084-77

(в настоящий момент силу утратил)

ГОСТ Р 51105-97

(в настоящий момент силу утратил)

ТР ТС 013/2011

(обязателен к исполнению)

Октановое число Нормируется Нормируется Не нормируется
Состав фракций Нормируется Нормируется Не нормируется
Давление насыщенных паров Нормируется Нормируется Нормируется
Содержание смол Нормируется Не нормируется Не нормируется
Индукционный период (срок годности) Нормируется Нормируется Не нормируется
Испытание на медной пластинке Нормируется Нормируется Не нормируется
Кислотность Нормируется Не нормируется Не нормируется
Механические примеси Нормируется Не нормируется Не нормируется
Вода Нормируется Не нормируется Не нормируется
Плотность Нормируется Нормируется Не нормируется
Содержание свинца и его соединений Нормируется Нормируется Запрещено
Содержание марганца и его соединений Не содержался физически Нормируется для низкооктановых бензинов Запрещено
Содержание бензола Нормируется Нормируется Нормируется
Содержание серы Нормируется Нормируется Нормируется
Массовая доля кислорода в веществе Не содержался физически Не нормируется Нормируется

Да-да! Вы посмотрели туда и прочитали именно это – октановое число (!), основополагающий параметр бензина, допускающий или запрещающий его применение на том или ином автомобиле, в соответствии с ныне действующим Техническим регламентом Таможенного Союза: НЕ нормируется! То есть, в случае, когда в колонке с надписью «98» оказался АИ-92: можно кричать, ругаться, браниться, писать жалобы во все инстанции – к ответу привлекать некого и не за что: например, «АИ-95» теперь можно считать просто «коммерческим названием», «торговым знаком», а не строго охраняемым стандартом обозначением.

Соблюдение соответствия октанового числа «жижи», текущей из заправочного пистолета, и надписью над его гнездом – полностью на уме, чести и совести администрации АЗС. Даже если ОЧ нагло отличается от заявленного – по нормативно-правовым актам, действующим сегодня, любой государственный контролёр имеет право проверить бензин только и исключительно на соответствие Техническому регламенту Таможенного Союза, в котором октановое число отсутствует в списке обязательных параметров.

The result of an independent study of gasoline at five of the Moscow gas stations

От содержания смол в топливе зависит скорость образования и толщина нагара, залегание колец и зависание клапанов. Бензин с наименьшим их количеством, качественный и чистый, можно получить из чистой нефти (которая в России – редкость, да и та идёт в основном на экспорт), либо используя сложные современные технологии, которые у российских НПЗ вроде бы есть, и об их развитии восторженно рапортуют чиновники.

Но, странное дело: содержание смол раньше, в советское время, строго регламентировалось и выполнялось, а теперь — может быть каким угодно. Разумеется, лазейкой незамедлительно воспользовались производители поддельного горючего, а у нефтеперерабатывающих заводов отпала необходимость траты финансовых средств на модернизацию производства, поддержку стандартов и заботу о качестве горючего.

Всё положение дел ухудшает снятие требований о плотности топлива и фракционном составе. Ведь любая система впрыска, бензинового и дизельного, настраивается по объёмному расходу, а не массовому (что реализовать практически невозможно). Следуя закону Бойля-Мариотта (это из школьного учебника физики), чтобы всё работало нормально, бензин, как часть топливовоздушной газовой смеси, обязан обладать плотностью, лежащей в узком диапазоне строго заданных значений, что в свою очередь достигается точным соблюдением состава фракций.

Однако, и эти, основополагающие параметры горючего – полностью бесконтрольны. Неудивительно, что появились топливные жидкости, выдаваемые за бензины, с химической точки зрения таковым не являющимися, на которых, при вроде бы нормальном октановом числе – автомобиль «не едет».

Поэтому в нашей статье и в автомобильной жизни – нет никакого смысла «растекаться мысью по древу» о химическом составе бензинов. Ведь в соответствии с ТР ТС 013/2011 автомобильным топливом может совершенно официально и на полном серьёзе являться даже ослиная моча, за добавление которой в бензин отбывал в 1971 г. тюремный срок Василий Алибабаевич из кинокомедии «Джентльмены удачи». Соверши он своё преступление сегодня – правоохранительные органы даже не посмотрели бы в его сторону.

Признаки плохого бензина: симптомы и проблемы для мотора

  • Ухудшение динамики, которая – составная часть безопасности. Например: необходимость быстро обогнать фуру, «газом» пройти поворот, увернувшись от прямо под колёса упавшего на асфальт пьяного «в дугу» организма;
  • Преждевременная «кончина» свечей зажигания. Особенно коварен здесь ферроцен, который часто используют для разбодяживания дешёвого бензина, добавляя ему октанового числа, превращая «80» в «92-й». Свечи зажигания с красным электропроводным нагаром после работы на бензине с ферроценом Он быстро образует красный токопроводный нагар на электродах, что ведёт к сбоям в работе мотора, пропускам зажигания, и выходу из строя всей системы зажигания (если вовремя не сменить свечи и АЗС). Красный нагар убивает и «долгоиграющие» свечи с иридиевыми электродами – электроэнергия просто протекает мимо них;
  • Повышенное нагарообразование на клапанах, их сёдлах, поверхностях камеры сгорания и днище поршня. Всё это ведёт к перегреву ДВС и последующему капитальному ремонту. Повышенное нагарообразование смертельно для даунсайзинговых двигателей с небольшим объёмом, прямым (непосредственным) впрыском и турбонаддувом;
  • Сюда же следует отнести «залегание» и потерю эластичности маслосьёмных колец, нарушение герметичности цилиндро-поршневой группы, и в конце концов – дорогая реставрация движка;
  • Преждевременное, неожиданное и с крупными последствиями выгорание и разрушение матрицы каталитических нейтрализаторов. Пример: бензиновые двигатели Hyundai/Kia с «рассыпающимися» нейтрализаторами и впрыгивающим обратно в цилиндры керамопорошком, конструкторы которых с чистой совестью стремились улучшить экологию своих крупносерийных движков, но никак не предполагали, что их будут «кормить» настолько дерьмовой палёнкой. Инженеры «страны утренней свежести» даже представить себе не могли, что такой бензин вообще бывает.

Seizure on the cylinder mirror

Детонация двигателя причины

Прежде, чем говорить об октановом числе, поговорим о детонации двигателя и детонационной стойкости бензина. Детонация – взрывоподобное воспламенение или самовоспламенение топливовоздушной смеси. Обычно сопровождается характерными «цокающими», «звенящими» и «клацающими» звуками. Плохообразованные автолюбители иногда называют эти эффекты неверным выражением «пальцы звенят» или «пальцы стучат», что в действительности не имеет к поршневым пальцам никакого отношения.

Детонация бывает двух видов:

  • Послеискровая, происходящая после того, как свеча зажгла топливовоздушную смесь. Самовоспламенение и взрыв происходят неконтролируемо в отдалённых от искрового промежутка участках камеры сгорания. Происходит это по причине критического увеличения давления для данного соотношения молекул кислорода и топлива в единице объёма, которое происходит под действием движения фронта горения от искры свечи;
  • Доискровая или преждевременное зажигание. Это неприятное явление происходит до того момента, когда между электродами проскочила искра, и поршень ещё не достиг верхней мёртвой точки. Бесконтрольный самостоятельный поджиг и взрыв смеси проистекает от какой-либо сильно перегретой, не успевшей остыть детали камеры сгорания. Также этому может способствоваь общая высокая температура смеси, при которой пары бензина достигают температуры самовоспламенения (например для европейского RON 95 она составляет 260°С.

Kinds of detonation

Оба этих катастрофических для мотора явления происходят по причине низкого октанового числа бензина (ОЧ – характеристика его детонационной стойкости) и/или присутствия в его составе веществ, способствующих взрывному горению топливовоздушной смеси. Чтобы вам понятнее было – о чём идёт речь, рекомендуем провести простейший опыт, ранее входивший в число дворовых забав школьников.

Для его безопасного осуществления необходимо иметь под рукой:

  • Коробок обычных бытовых спичек;
  • Небольшой перочинный ножик;
  • Прочный и толстый гвоздь-дюбель;
  • Увесистый молоток или кусок прочного кирпича;
  • Защищитные очки, способные оградить зрение от летящих песчинок;
  • Защитные перчатки.

Необходимо создать две одинаковых горки коричневый серы, счистив её с головок пяти спичек — для одной горки, и такого же количества — для второй. В твёрдом асфальте с помощью дюбеля нужно сделать углубление на сантиметр-два в глубину, так, чтобы дюбель входил и выходил в лунку плотно. В углубление засыпать серу одной из горок, после чего аккуратно её утрамбовать дюбелем, ни в коем случае не ударяя по нему. После того, как сера в лунке утрамбована – вставить в неё дюбель. Другую горку аккуратно измельчить, и насыпать «дорожкой» в метре от дюбеля.

Если поднести горящую спичку к «дорожке» серы – она ярко вспыхнет и начнёт гореть с обильным выделением тепла и газов. Примерно такой же процесс происходит в камере сгорания с топливовоздушной смесью, когда её поджигает свеча.

Теперь, соблюдая все меры осторожности и безопасности, подойдём к ямке с утрамбованной в ней серой и торчащим сверху дюбелем, и – сильно ударим молотком или кирпичом по шляпке дюбеля … произойдёт громкий оглушительный «выстрел», асфальт вокруг дюбеля разлетится в стороны на мелкие кусочки. Похожее происходит во время детонации в камере сгорания – вся энергия взрыва уходит в звук, упругие деформации днища поршня, поршневых колец и его пальца, а также «отлепит» ГБЦ от блока цилиндров и может пробить перемычку в нём и/или прокладке. При детонации энергия практически не совершает никакого полезного действия.

Последствия послеискровой детонации позволяет эффективно предотвратить функция «аварийного» изменения опережения зажигания у системы впрыска ДВС. Однако и она «может не всё» – суррогат бывает столь низкого качества, что её возможностей не хватает. Коварство доискровой детонации в том, что умная электроника не всегда может от неё превентивно избавиться, и, несмотря на все усилия, двигатель всё равно будет продолжать «цокать». Иногда достаточно остановиться на обочине и дать движку остыть в течение 10-15 минут, но это не в состоянии устранить причину проблемы – бензин низкого качества.

Повреждения, получаемые двигателем в результате детонации

  • Пробития, проломы и прогары днища поршня;
  • Трещины и переломы поршневых компрессионных колец;

The consequences of detonation

  • Повышенный износ зеркала цилиндра, юбки поршня и вкладышей (подшипников скольжения);
  • Трещины и изломы шатунов;
  • Прогары перемычек прокладок ГБЦ в местах каналов охлаждения и смазки;
  • Трещины в блоке цилиндров между гильзами;
  • Ударные нагрузки на клапаны и их сёдла;
  • Ударные воздействия на керамические элементы матрицы каталитических нейтрализаторов, особенно, если они расположены вблизи выпускных клапанов.

Что такое октановое число

Это главный параметр автомобильного бензина, характеризующий его стойкость к детонации (взрывоподобному процессу горения), что определяется в лабораторных условиях. Больше ни от чего ОЧ не зависит и ничто не определяет.

Развенчаем миф: октановое число бензина никак не взаимосвязано с октаном, органическим соединением с формулой C8H18. Величина детонационной стойкости – величина условная, и физическая, в то время, как всё связанное с октаном – термины и значения химические.

Как определяют «какое октановое число»

Ещё с начала XX века повелось, что для определения ОЧ берут международно признанный эталонный одноцилиндровый бензиновый двигатель с изменяемой степенью сжатия (похожий на компрессионный моторчик кордовых моделей самолётов). Его заправляют исследуемым бензином, чья антидетонационная стойкость пока неизвестна. После того, как мотор завёлся, частоту вращения его коленвала доводят до 600 об/мин (или 900 об/мин, в зависимости от метода), и плавно увеличивают степень сжатия. Как только начали появляться характерные для детонации «клацающие» звуки, мотор переключают на питание смесью двух органических веществ: изооктана (высочайшие противодетонационные свойства, оцененные в 100 единиц) и гептана (полное отсутствие детонационной стойкости – 0 единиц). Пропорции веществ плавно меняют, добиваясь появления «цокота» в камере сгорания. Если детонация наступила при соотношении 90% изооктана и 10% гептана – означает, что исследуемый бензин имеет октановое число «90». Соответственно, в случае, когда отношение 95% к 5%, то бензин – «девяносто-пятый». Чем больше число – тем выше стойкость бензина к взрывному воспламенению. Существуют два метода выявления октанового числа.

Исследовательский метод

Другое его название – RON (Research Octane Number (англ.)) или ROZ (Reforschungsoctanzahl (нем.)). Он подразумевает доведение оборотов до 600 об/мин при неизменных: температуре воздуха на впуске 52°С и угле опережения зажигания 13°. Метод принят в Европе, России и большинстве стран мира. Со времён СССР, бензин, чьё октановое число определено исследовательским методом – обозначается «АИ».

Моторный метод

Также его называют – MON (Motor Octane Number). Скорость вращения коленвала 900 об/мин, температура на впуске 149°С, а угол опережения зажигания может меняться. С давних времён метод был принят в США основным и использовался в нашей стране (обозначение «А»), действуя одновременно с исследовательским. Причина «двойных стандартов» – во время Великой Отечественной Войны, поставляемое по ленд-лизу в СССР горючее, поступало в основном из США. Для удобства, и у нас до 60-х годов временно использовалась американская методика, а автомобильные бензины маркировались «А». Однако, с расширением внешней торговли углеводородами, появлением происходящего из Италии автопроизводства ВАЗ, как и общим расширением связей с Европой, в СССР, а затем и в России, предпочтение было отдано исследовательскому методу определения октанового числа, который в настоящее время является стандартным.

Арифметический (или суммарный) метод

Альтернативное название – AKI (Antiknock Index). Это даже не метод, а общее арифметическое: (RON + MON)/2. В настоящее время принят в США, Канаде и некоторых странах Южной, используясь одновременно с моторным.

Таблица соответствия RON, MON и AKI

RON, ROZ (Аи) MON (А) AKI
80 76 78
90 80 85
91 81 86
92 83 87.5
95 85 90
98 88 93
100 90 95

 Fuel plate used on this vehicle

Внимание! В виду заметного отличия октановых чисел одного и того же бензина, полученных в результате трёх методов определения, чтобы не было проблем во время эксплуатации, следует тщательно рассмотреть наклейку на обратной стороне крышки горловины бензобака и точно выяснить – топливо с какой антидетонационной стойкостью необходимо данному автомобилю.

Fuel plate Audi

Ответ на этот вопрос приобретает первостепенную важность для транспортного средства, оснащённого современным турбонаддувным даунсайзинговым бензиновым мотором, который выдаёт высочайшие характеристики, но абсолютно не приспособлен для работы на низкооктановой контрафактной «бодяге», к которой ни один европейский конструктор в здравом уме не будет его готовить, ибо в большинстве цивилизованных стран такая проблема отсутствует напрочь, как таковая.

Маркировка бензина

В России сейчас выпускаются следующие торговые автомобильные марки бензина (АИ-, -RON):

  • 80 (бывший А-76);
  • 92;
  • 92 «улучшенный»;
  • 95;
  • 95 «улучшенный»;
  • 98;
  • 98 «улучшенный»;
  • 100 «улучшенный» дальше некуда.

Встречаются даже не перечисленные в столбце экзотические бензины АИ-120. Как выясняется – ничего «супер» и «гипер» в них нет.

Маркировка автомобильных бензинов подразумевает в себе обозначение условного октанового числа, характеризующего детонационную стойкость. Разделение по октановому числу «76 … 98» является рудиментом советских времён и желанием сымитировать принадлежность к «европейским ценностям». В несерьёзности этих цифр легко убедиться, если поверхностно изучить – из чего и как делается бензин.

Развенчаем миф о якобы «чистом» бензине АИ-92 на российских АЗС, из которого по слухам делают «95» и «98». Это наивное заблуждение, ибо в одном из самых коррумпированных и бесконтрольных видов бизнеса встретить персонаж кристальной честности, торгующего чистым бензином: даже теоретически представить такой объект для письма икон – невозможно. Не тешьте себя иллюзиями – «девяносто-второй» создаётся путём промышленного или «дворового» добавления к дешёвому «80» ароматических углеводородов, повышающих октановое число до «92».

Косвенное доказательство этому – гигантский объём выпуска АИ-80 при том, что автомобили, для которых этот бензин предназначен, давно не выпускаются и «вымерли, как динозавры». Резонный вопрос – куда же уходят миллионы тонн этого горючего, если даже в Армии России тягачи ЗиЛ-130 и -131, ГАЗ-52, -53 и -66 давным-давно списаны, а вместо них служат дизельные транспортные средства? Чудес не бывает – его используют для получения «92» добавкой «химии».

Автору возразят, что — тысячи водителей готовы засвидетельствовать, что на АИ-92 моторы работают ровнее, плавнее и с меньшим количеством проблем, чем на «95-м». Всё – так! Но за это надо поблагодарить не ангелоподобную добропорядочность производителей «девяносто-второго», а совершенство систем впрыска, которые защищают моторы от преждевременного выхода из строя «аварийным» изменением настроек двигателей, «с запасом» предотвращающие проблемы. Да и «эффект плацебо» – никто не отменял – большинство фанатов «92-го бензина» упорно не обращают внимания на увеличившийся расход – верный признак, что движок работает не так, как надо. Но мы – о другом.

Gasoline RON 100

Если бензины «80 … 98» ещё как-то могут считаться таковыми по ТР ТС 013/2011, то для «улучшенных» бензинов создано большое количество «особых» технических условий, например ТУ 0251-001-66197441-2012 «Бензины неэтилированные автомобильные с улучшенными экологическими и эксплуатационными характеристиками» и др. Они позволяют применять толуол, ксилол, МТБЭ и прочую «ароматику» в практически неограниченных количествах. И здесь рекламно-маркетинговые службы топливных олигархий «оттягиваются по-полной!». Ведь перечисленные ароматические вещества – отличные растворители. Поэтому в ход идёт «козырь» повышенных очищающих свойств «улучшенного» бензина. Секрет, что эти вещества трудно сделать «грязными», т.к. их основной ареал применения – тонкая химия. Поэтому из колоды достаётся карта «более чистый бензин». Формально – да, но относительно чего, какого другого бензина? Если сравнить с «обычным», без «улучшайзинга», то – действительно чуть чище, но если взять советский или современный европейский – это и бензином-то назвать можно будет очень условно.

Обратите внимание, что все «улучшенные» бензины – обязательно имеют какое-нибудь «дополнительное название». Дьявол здесь в том, что это, вроде невинное добавление – выводит горючее из-под требований  даже гиперлояльного ТР ТС 013/2011 и соответствующего контроля за его соблюдением. Поэтому советуем заправляться на брендовых АЗС солидных иностранных и российских АЗС – у этих хотя бы «внутренний контроль» имеется, и, пусть небольшая, но забота о репутации.

Какой бензин хороший

Этот вопрос вызывает самые горячие гаражные дискуссии. Наши специалисты в таких не участвуют, так как знают ответ: хорошего бензина встретить в России практически невозможно по объективным причинам. Можно лишь частично защититься от дурного воздействия на двигатель плохого горючего, соблюдая следующие меры:

  • Если Ваш автомобиль оснащён системой впрыска бензина: чем выше его октановое число – тем лучше! Это не касается двигателей карбюраторных, у которых отсутствует функция автоматического управления опережением зажигания. Например: ГАЗ-69 ‘1953 с дефорсированным движком от «Победы» рассчитан на бензины А-56, А-66, А-70 или А-72, которые давно не выпускаются промышленностью – даже если залить «восьмидесятый», то могут начаться неприятности, а «92-й» для него смертелен: прокладки и усилия затяжки шпилек ГБЦ не рассчитаны на его высокую отдачу, поэтому даже для АИ80 его опережение зажигания приходится принудительно «загрублять»;
  • Принцип «на ступень выше» – превентивный метод избавления от негативных последствий использования дрянного бензуса. Если для авто предназначен «92-й» – заправляйте «95», если предписан «девяносто-пятый» – лейте в бак «95 Экстра» или «98», а ещё лучше – «сотку».

Однако будьте готовы к тому, и спокойно воспримите факт, что стопроцентной защиты от низкокачественного горючего «на 1/6 части суши» обеспечить не удастся даже при максимальной бдительности и соблюдении всех предохранительных мер. Причина – в ущербной снизу доверху системе реализации горючего, от нефтяной вышки – до колонки АЗС.

Недостатки «улучшенных» бензинов

Главный недостаток «улучшенных» бензинов с большим содержанием «ароматики» – недолгий срок сохранения свойств. Если заправиться таким топливом, действительно позитивно удивившись  – насколько резво и «с огоньком» едет машина, то дав ей постоять без движения пару недель (например: владелец уехал в командировку), а после вновь отправившись в путь – от былой прыти может не остаться и следа: авто «просто едет», и ничего более. Увы. Но это – естественно для таких бензинов. «Ароматика» быстро теряет свои позитивные свойства. Об этом знали в СССР, и в ГОСТах строго оговаривалось содержание «деликатных» компонентов. Теперь – нет.

Признаки плохого бензина

  • Если поверхность дула заправочного пистолета явно скользкая и маслянистая – бензин разбавлен дизельным или печным топливом. Это может быть сделано и непредумышленно, а, например, если бенз был слит из топливозаправщика в ёмкость из-под ДТ, и сейчас из неё выкачиваются последние десятки литров. Как это получилось – не важно, зато первостепенно для жизнедеятельности мотора. Использовать разбавленный «солярой» бензин на современном моторе – желать ему смерти. Качественный — не оставляет на металлической поверхности ощутимого маслянистого налёта;
  • Попадая на кожу руки капля качественного бензина ощутимо её холодит, а после растирания пальцами — не оставляет никаких следов. Скользкие ощущения, говорящие о присутствии в горючем солярового или других масел, указывает, что оно разбавлено;

 Oily residue on hands

  • Посмотрите на цвет бензина и его консистенцию. Нормальный – прозрачный с еле заметной желтоватой бледностью (это раньше, при СССР, каждое из его октановых чисел окрашивалось в свой цвет, что давно отменено). Жёлтый оттенок, тем более если по цвету и консистенции он напоминает мочу – разбавлен стопроцентно. Оттенок голубой или бирюзовый – значит в бензине повышенное содержание ацетона. Любое отличие цвета от прозрачного – повод критически задуматься о заправке на этой АЗС;
  • Осадок на дне флакона недопустим ни в каких количествах. Прозрачный — в горючем есть вода. Его присутствие, или плавающая в бензине муть – к неизбежной преждевременной замене забитого топливного фильтра и промывке бака от «гудрона». Об очевидно тяжёлых последствиях для системы впрыска мы даже не говорим – они нагрянут очень скоро;

Transparent sediment in a bottle with gasoline - presence of water

  • Запах – последний из косвенных индикаторов качества. Внимание! Нюхать бензин нужно не засовывая нос в ствол топливного пистолета и не поднося к нему горлышко флакона, а «как учили в школе» – удерживая на расстоянии, подгонять аромат к носу взмахами руки.  How to sniff gasoline Аромат тухлой рыбы или бытового газа выдаёт в топливе тяжёлые углеводороды, солярку для теплоэлектростанций. Острый «шибающий» запах растворителей и/или спирта означает наличие в колонке низкооктанового бензина, ОЧ которого повышено с помощью большого количества вредной для двигателя «ароматики». Ещё хуже, если сквозь «химию» пробивается аромат эвкалипта, мяты или йода – это сигнал о том, что в бензин вмешан ферроцен, увеличивающий детонационную стойкость, но уничтожающий свечи зажигания красным электропроводным нагаром, что в конце концов, если свечи и бензус не поменять, приведёт к выходу из строя системы зажигания двигателя.

 red soot is a consequence of the presence of ferrocene in gasoline

Как проверить бензин

Чтобы определить качество бензина, который сейчас польётся в бак или уже там находится, у обычного водителя есть два метода:

  • Косвенный;
  • Приборный.

Косвенный метод

Проверка этим методом занимает всего пару минут — перед тем, как вставить дуло заправочного пистолета в горловину бензобака, слейте примерно поллитра-литр в приготовленную для этого прозрачную, чистую и пустую бутылочку из-под Колы, а если её не оказалось — проведите пальцем по внутренней поверхности его ствола и понюхайте испарения. Да, пусть это внешне эти действия весьма забавны, но здоровье двигателя – заметно важнее мнения дурака, посчитавшего вас токсикоманом, тем более, что встречаетесь с ним первый и последний раз

Приборный метод

Он позволит более точно определить качество бензина, чем косвенный. Правда, для этого предварительно придётся вложить в «дело» денюжек и приобрести девайсы, но они себя окупят с лихвой. Всё прочитанное вами далее – рекламой не является ни при каких обстоятельствах.

  • Прибор «ОКТИС-2» можно назвать «народной лабораторией». Его цена вполне «подъёмна» любому автолюбителю, процесс пользования доступен даже школьнику начальных классов, размеры относительно небольшие, работает автономно, а точность измерений, пусть и не достаточна для проведения профессиональных анализов, но для нас с вами вполне достаточна, чтобы защитить автомобиль от «палева» – плюс/минус три единицы ОЧ. OCTIS 2 Измерять детонационную стойкость этим прибором можно, опустив его трубчатый сенсор в ёмкость с бензином соответствующего объёма и глубины, или одев на ствол заправочного пистолета увидев первые цифры сразу после подачи первых литров в бак. Это очень удобно и эффективно. Если на колонке написано, например, «95 Гипер», а на табло «ОКТИСа» высветилось «92», и в трёх последующих показаниях это число не изменилось, то заправку можно срочно прекратить, оплатить пару-тройку залитых литров «фуфла», и безопасно для движка, своих нервов и кошелька, отправиться для заправки на другую АЗС, с более качественным топливом;
  • Приборы «ОКТАН-2», «Октан ИМ» и ПЭ-7300М обладают большей точностью измерений и сертифицированы для профессионального использования, но цена в диапазоне 65-110 000 рублей напрочь отбивает весь смысл их покупки обычными автолюбителями. Их потом даже не продашь, так как без ежегодной поверки, которая тоже требует суммы денег, эти приборы – «просто куски железа»;

Professional instruments for measuring octane number

  • Индикаторные бумажные полоски, из которых наиболее массовые – «Test Way». Принцип действия близок к таковому у тестов на беременность. Отделённая от обоймы бумажка касается своим краем капли бензина, и по изменению её цвета определяется: хороший он, плохой, а если низкокачественный, то каких присадок у него в избытке. Paper strips Test Way До недавнего времени этот тест можно было приобрести чуть ли не в каждом магазине запчастей и на брендовых АЗС. Однако в виду низкой точности и высокой примерности результатов, сейчас они редко встречаются в продаже.

Улучшить бензин

А что делать, если заправлен полный бак, вы отъехали с десяток километров от злополучной АЗС, заметили, что двигатель всё громче «цокает» детонацией, налицо явные признаки, что в баке плещется «бодяга» с низким октановым числом, а путешествие не подразумевает возвращения, разборки и трату времени на судебные тяжбы? Мы сразу хотим оградить вас от ошибочных действий, почему-то часто советуемых видным и специалистами:

  • Ни в коем случае не сливайте «палёнку» на грунт или в случайно попавшую под руку тару. Есть риск получить тяжёлое отравление (ведь, чтобы бензин потёк, его придётся через шланг сосать ртом) и совсем недалеко до пожара. Увы! Но такие факелы каждый год вспыхивают летом вдоль трасс, связывающих юг с остальной Россией. Мы противники экологического экстремизма, но слить 50 литров на землю – это верх живодёрства: значит убить всё живое на расстоянии метра от разлива, и сделать её мёртвой на ближайшие несколько лет;
  • Совет доехать до ближайшего сервиса и всё сделать там – тоже бестолковый. Во-первых: где этот якобы находящийся рядом сервис и что это за сервис – ещё нужно узнать. А если дело происходит ночью и в отдалении от центров цивилизации – «куковать» до утра, боясь завести машину? Во-вторых: даже если приехали на какой-то сервис и слили бензин в предназначенную для этого ёмкость – что дальше делать? Ехать за горючим «на перекладных» до ближайшей заправки – а если там «палёнка» ещё хуже предыдущей?;
  • И самым сомнительным советом, равноценным приснопамятному «денег – нет, но вы – держитесь», является указание выработать шняжную «жижу», и на АЗС разбавить её качественным высокооктановым бензусом. Совет этот не только бессмысленный по логике, но и математике. Например: в баке оказалось 50 литров «ослиной мочи» условно «92» — чтобы его превратить в «95», нужно выработать половину (25 литров), после чего залить столько же «98-го». «Засада» в том, что для выработки 25 литров нужно проехать … более 200 км! За это время можно напрочь «убить» самый стойкий движок, после чего все разбавления и прочие мероприятия с топливом будут бесполезны. А если транспортное средство с турбонаддувным даунсайзинговым двигателем, «нежным» и деликатным к используемым «жижам»?

Есть способ избежать перечисленных проблем «малой кровью»! «Включим» логику и физику: если двигатель «звенит» от детонации, при том, что оснащён «умной» системой защиты от этой неприятности, значит бензин имеет явно заниженное октановое число, более низкое, чем «разумный предел» системы управления ДВС. Если б оно было в районе нормы, а всё остальное «ниже плинтуса», то мотор бы «не тянул» и не развивал свойственную мощность, но никак бы не «цокал» или «звенел». Следовательно – нужно срочно поднять на 5-10, а может и большее число единиц, октановое число имеющегося в баке «компота», чтобы исключить детонационные разрушения цилиндро-поршневой группы. Как это сделать? Это – просто! Надо всего-лишь иметь на борту несложный и недорогой «джентльменский набор», или, если хотите – «тревожный чемодан».

В этом «чемоданчике»:

  • Воронка с тонким носиком, способная открыть заслонку топливной горловины бензобака и пролезть в образовавшееся отверстие;

Funnel with a thin spout

  • Полиэтиленовые «разовые» перчатки (из-за КОВИДа таких – море даже бесплатных);

Protective polyethylene gloves

  • Защитные очки (цена около 200 руб) для защиты глаз от возможных брызг. Да и в обычной жизни они — пригодятся;

Safety glasses for work

  • Флакон или канистра с жидкостью, которую вам предстоит выбрать самостоятельно, следуя нашим рекомендациям в следующей главе.

Как повысить октановое число бензина

Жидкости, увеличивающие октановое число и превращающие «палево» в бензиновую смесь, на которой можно ехать безбедно для мотора, возможно, вас удивят. Это из-за того, что мы разместим их в соответствии с законами физики и химии, личным рейтингом автора и испытательных лабораторий, на чьих вердиктах основан рейтинг:

Толуол, Ксилол и Р-4

Все жидкости являются растворителями для красок и лаков, поэтому – легкодоступны для покупки. Используются они и как присадка в бензин. Толуол (не путать с тринитротолуолом, он же «тол», являющимся взрывчатым веществом) имеет октановое число около 115 – 118 с рекомендованной пропорцией 1:30-1:50. Ксилол идентичен по ОЧ, но требует чуть большего вливания – 1:25-1:35. В состав растворителя Р-4 входит 62% толуола, 26% ацетона и 12% бутилацетата, который не поднимает, но в растворе – способствует стабильности октанового числа, которое у продукта составляет, по разным оценкам, от 110 до 113 единиц, а рациональная пропорция – 1:20-1:30 к «бодяжному» бензину.

 Toluene Xylene R-4

Преимущества:

  • Удобство применения – 1-литровой тары хватит для решения всех проблем с низким октановым числом;
  • Доступность в продаже – все указанные вещества можно найти в любом строительном магазине;
  • Весьма бюджетная цена, особенно на фоне «чудодейственных» октан-бустеров и –корректоров, в своём составе имеющих эти же «жижи». «Так зачем переплачивать?» (С);
  • Попутное преимущество: весьма деликатно, но эффективно растворяют вредные отложения в системе питания (Не для старых моторов с большим пробегом! Главное – не переборщить с концентрацией, а то и полезное растворяться начнёт))).

Недостатки:

  • Очень ядовиты и вредны при попадании на кожу — при использовании: открывать бутылку аккуратно, исключить возможность вдыхания паров, держать голову как можно дальше от воронки, заливать в воронку медленно – не допуская «булькания» и появления брызг;
  • Концерогены;
  • Для использования на семейном автомобиле – неприемлемо (если ребёнок втайне откроет «красивую бутылочку» в багажнике папиного авто, и «нанюхается» – беда будет страшной).

Нафталин

Раньше широко применялся для уничтожения моли. В этом качестве сегодня утратил былую актуальность, но всё ещё встречается в продаже в виде пропитки «противомольных шариков» и химических реактивов. Позволяет повысить октановое число бензина на 3-5 единиц относительно первоначальной «бодяги». Увеличение достигается разложением при высоких температурах на сгораемые углеводороды и водяные пары, препятствующие детонации. Попутный позитивный эффект – отличная очистка от нагара всех элементов камеры сгорания. Однако с нафталином не всё так просто.

Powdered naphthalene and milling balls

Преимущества:

  • Относительно безвреден для здоровья человека;
  • Выдающиеся очищающие и моющие свойства, особенно в камере сгорания, причём не механического, а химически-деградационного свойства;
  • По сумме положительных характеристик – наиболее эффективен из всех.

Недостатки:

  • В чистом виде в продаже практически не встречается. Иногда моно купить в качестве химреактива, но цена может оказаться неадекватной;
  • Наиболее доступный вариант – «шарики» против моли. В них нафталин является пропиткой. Матрица шарика – прессованный и склеенный мел;
  • Требует неудобного мероприятия по растворению в 1.5-2.5-литровой ёмкости с бензином двух десятков измельчённых «шариков», а после отстаивания в течение двух суток – тонкого отфильтровывания в подобную по объёму ёмкость, закрывающуюся герметично;
  • В виду нахождения в таре ёмкостью 1.5-2.5 литра — это исключает оперативное применение раствора в случае полного заполнения бензобака контрафактным бензином.

Изопропилен или изопропиловый спирт, изобутанол или изобутиловый спирт

Широко используются в нефтяной промышленности, применяются для большого спектра гражданских нужд: растворитель, компоненты жидкостей для омовения лобового стекла, как и в качестве промышленной присадки для повышения ОЧ товарного бензина. Собственное октановое число изопропилена и изобутанола варьируется от 99 до 104 в зависимости от степени очистки. Требуемая пропорция – около 1:15-1:20.

Isopropyl alcohol and isobutyl alcohol

Преимущества:

  • Легко покупаются через Интернет-магазины, хоть в розничной продаже «с прилавка» и редки;
  • Экологически безвредны, как и для здоровья человека, но являются ЯДом при употреблении внутрь!!!;
  • Могут сослужить добрую службу в домашнем хозяйстве в качестве безвредного растворителя или антибактериальной защиты.

Недостатки:

  • Не применять зимой (!), когда температуры готовы упасть ниже -5С – в растворе с бензином могут способствовать его вязкости вплоть до замерзания;
  • Требуют наличия на борту в «тревожном чемоданчике» около 2-4 литров, что занимает много места в компактных автомобилях;
  • В случае оперативной необходимости помочь – не смогут этого сделать в случае контрафакта в баке «под горлышко»;
  • Правоохранительные и таможенные органы «аллергически» относятся ко всему, что носит имя «спирт», не разбираясь – этиловый он, изопропиловый или изобутиловый. «Химия» их мало интересует, но возможность «под это дело» произвести «тщательный досмотр» вплоть до обыска – «хлебом не корми».

Ацетон

Этот углеводород – «модный» персонаж «гаражных» модификаций бензинов. Ютюб изобилует хвалебными и уничтожительными видео на эту тему. Мы не оспариваем – ни одного, ни другого мнения. Лишь констатируем, что теплотворная способность ацетона почти в 2 раза (!) ниже бензиновой. Поэтому приемлемым топливом для современного автомобиля он никак являться не может, как и для тарантасов вековой давности. Однако, как присадка в бензин для подъёма ОЧ он – работает. Это его свойство используется многими топливными мошенниками. Так почему же и нам с вами его не использовать? Идеальная пропорция примерно 1:25.

Acetone

Преимущества

  • Легко купить, продаётся в любом магазине стройматериалов;
  • Полезен не только для автомобиля, но и в быту;
  • Относительно безопасен и не требует особых защитных мер при использовании.

Недостатки

  • При передозировке не повышает, а наоборот – опускает октановое число;
  • Не может быть оперативно применён в случае полностью заполненного «туфтой» бензобака;
  • При высоких температурах и перепадах давления в топливных магистралях ацетон будет способствовать вскипанию бензина, появятся паровые пробки и двигатель будет работать с перебоями.

Применение других веществ, как показала практика, имеет настолько низкий эффект, что не можем их советовать.

Прежде, чем применять указанные нами жидкости и с их помощью изготовить улучшенный бензин – необходимо чётко уяснить следующее:

Их применение может быть только кратковременным, для «интенсивной терапии». Примерно, как обезболивающее для человека, перенесшего операцию – после наркоза оно исключит болевой шок и мучения, но при постоянном использовании, нанесёт непоправимый ущерб здоровью;

После того, как на «модифицированном» нашими советами суррогате вы доехали до брендовой АЗС, высокое качество бензина на которой не вызывает сомнений- тут же заправьте им полный бак, чтобы максимально разбавить имеющуюся смесь и облегчить жизнь двигателя, сохраняя его ресурс.

Цены на бензин – из чего они складываются

Выдумаем фантастическую страну Прекраснянию, занимающую шестую часть суши планеты Лязем в созвездии Центавра. Держава эта богата ресурсами и полезными ископаемыми, являясь крупнейшим на планете добытчиком и переработчиком нефти. Денежная единица – убль. Прекрасняне ездят на тавтомобилях, которые работают на бензине. И всё бы хорошо, да топливо это — какое-то странно дорогое для солидного нефтяного статуса отчизны, регулярно дорожает и по качеству «ниже плинтуса».

На сегодняшний день в цене литра прекраснянского бензина «зашито»: 6% — переработка нефти в горючее, 10% — стоимость сырья, 10% — транспортировка и дистрибьютерская сеть, 14% — прибыль нефтяных корпораций, 60% — налоги, «уходящие» в государственную казну.

 What makes up the price of gasoline

Такое соотношение развенчивает один из прекраснянских мифов о некоем влиянии на цену 1 литра своего собственного горючего каких-то мифических «международных биржевых котировок». Холёной морде, «втирающей» гражданам с экранов всякие небылицы на эту тему — пипл охотно верит, не задумываясь о двух вещах:

  • Прекрасняния является крупнейшим в мире добытчиком нефти и газа, то есть, теоретически – полностью энергонезависимая от внешнего мира страна, напрочь свободная от любой «международности», касающейся углеводородных ресурсов;
  • Присутствие в цене литра бензина биржевой стоимости сырья настолько ничтожно, что даже если оно подорожает вполовину (а это приведёт к топливному коллапсу планетарного масштаба!), то цена литра прекраснийского «АИ-95» увеличится на исчезающе малые 2 убля (52 вместо 50).

Биржевые цены на сырьё не только периодически повышаются, но и регулярно снижаются. Если б цена прекраснянского бензина была от них хоть в какой-то зависимости, то она бы не только увеличивалась, но и уменьшалась. Однако за истекшие 20 лет невозможно припомнить ни одного факта, когда б бензин дешевел – всегда только дорожал.

Не менее смехотворно выглядят «телеспектакли», в которых «самый-самый» Прекраснянин отчитывает буржуев-олигархов за неуёмность финансовых аппетитов, с благочестивым выражением «портрета» требуя недопущения роста цен на топливо. Не хочется называть это плутовством или шулерством. Просто, даже если олигархи полностью откажутся от своей прибыли – литр прекраснянского бензина вместо 50 ублей подешевеет лишь до 43-х. Результат: «Солнцеликий» в очередной раз показал народу свою о нём заботу, олигархия исполнила приказ, оставив свои прибыли неизменными, бензин всё равно плавно подорожал, тавтолюбители смиренно всё это оплачивают, и все ликуют от стабильности. Однако не оставляет ощущение, что народ снова облапошили. Учитывая, что 60% цены – налоги в казну, то ответ на вопрос «кто виноват в подорожании прекраснянского бензина» становится очевидным.

К лучшему в Прекраснянии вряд ли что-то изменится, т.к. энергетический эстеблишмент находится в плотной спайке с государственной системой, практически бесконтрольной и некритикуемой. Так что «подорожания топлива по просьбам трудящихся» можно считать для Прекраснянии абсолютно нормальным явлением.

Забота о качестве бензина?

В Прекраснянии она декларируется только «на бумаге». Здесь это генеральный, коррумпированный и криминализированный сверху донизу вид бизнеса, как по вертикали, так и по горизонтали: НПЗ изготавливают топливо из сырья «которое пришло»и отдают распространителям «какое получилось», дистрибьютеры разбавляют его, иногда даже приводя его в некое соответствие с заявленным октановым числом (бывает и нет) с получением соответствующей выгоды, и так далее вплоть до местных АЗС, где оно в очередной раз разбодяживается (если есть что и чем разбавлять), к тому же – недоливается. Вся эта цепочка находится под неусыпным взором «смотрящих» контрольных органов, которые тоже «в деле» и для показушного подтверждения необходимости своего существования иногда демонстративно кого-то наказывают, впрочем – без фатальных последствий для «партнёров по бизнесу».

Не так страшен плохой бензин, как его малюют

Что можно сказать в заключение. Сложилась парадоксальная ситуация: на российский рынок выводятся новые модели автомобилей с всё более совершенными и высокими по своим характеристикам силовыми агрегатами, требующими просто нормального по качеству топлива, но в то же время — качество отечественного бензина с каждым годом неуклонно снижается. На этом фоне удивляет массовое осуждение иностранных автопроизводителей за «слабые движки», «сырые конструкции» и «недоведённость». При этом – упорно обходится стороной факт того, что в Европе, Азии, Америке и Японии эти же авто с теми же самыми «нежными» двигателями легко проезжают по 200-300 000 км, даже близко не имея таких проблем, как при эксплуатации в нашей стране.

Мы не призываем «ломать систему», хотя такой «топливной вакханалии» в крупнейшей нефтедобывающей стране мира быть не должно ни при каких условиях, зато предоставляем советы и лайфхаки – оружие для защиты своего автомобиля от последствий применения суррогатного бензина, и уверены, что это оружие будет применено вами » в мирных целях» и весьма эффективно для здоровья вашего автомобиля.

БОНУС: Приметы хорошей АЗС

  • АЗС солидных, желательно иностранных, брендов Shell, BP и Neste. На этих станциях производится хотя бы минимальный контроль качества горючего и забота об имидже компании. Кроме этого, в виду нового витка «ненависти ко всему заграничному», заправки чужестранных марок исподволь подвергаются дополнительным проверкам с ужесточённым контролем. Однако обольщаться не следует – низкокачественное топливо может появиться и здесь, и вины автозаправки в этом не будет;
  • Крупные узловые АЗС отечественных брендов. Часто они считаются «образцово-показательными» у владеющих ими сетей. Например: Лукойл №205 на 173 км автодороги Р-22 «Каспий», Роснефть №117 на 40 км Ярославского шоссе (М-8) и т.п. Rosneft No. 117 at 40 km of the Yaroslavl highway Определить их можно по огромным, видимым издалека цилиндрическим цистернам оптовой раздачи. Горючее в колонках на таких станциях подаётся прямо из этих ёмкостей. Возможности разбодяжить бензин в таких условиях минимальны, и он всегда свежий. Но и в этих местах ничего не гарантировано – «голь на выдумки хитра», а низкое качество закладывается в горючее ещё на НПЗ;
  • Очень хороший индикатор – «дальнобойщики». Народ этот – крутой и профессиональный, который «на мякине не проведёшь». Поэтому, если фуры заезжают сюда одна за другой, то ДТ здесь качественное, и репутация у точки достаточно высока, чтобы вы её посетили. Однако бывают и исключения: бодяжить ДТ из-за возможных проблем с водителями тягачей – рискованно, зато легковые «бензинки» ухошлёпов заправлять «палевом» – легко и непринуждённо. Нужно сохранять бдительность и в этом случае;
  • Как правило, на заправочных станциях известных брендов, расположенных в «бойких местах» с большой проходимостью транспортных средств, на территории которых чисто, в павильонах опрятно, а сотрудники вежливы и подтянуты — плохой бензин встретить вероятность мала. Обновляемость нефтепродуктов здесь наверняка регулярная, поэтому «старых» не может быть априори. Если АЗС больше напоминает скворечник или охотничью заимку в тайге, станция находится «в тени» больших дорог, а цена горючего непривычно мала – на 100% здесь торгуют контрафактом и/или ворованным. Gas station selling counterfeit gasoline Не прельщайтесь лёгкой выгодой – сегодня сэкономив 100-200 рублей на качестве бензина, в прямом смысле уже завтра можно потерять 100-200 000 рублей на ремонте автомобиля;
  • «Как огня» опасайтесь «заправок-двойников», которые маскируются под известный бренд, и, чтобы обезопасить себя со стороны закона, будучи окрашенными в «фирменные» сетевые цвета, меняют одну-две буквы в названии и эмблему. Например: вместо Роснефть – Ростнефть, взамен Лукойл – Локойл, заместо BP – PB, и т.п. Fake gas station На такой подлог и идут, чтобы сбагривать лохам фуфлыжную горючку, барыжить ворованным или некондиционным бензином. Ведь если он на АЗС нормальный, то мимикрировать нет никакого резона;
  • Если заправочная станция брендовая, и всё вроде ОК, но что-то вызывает у вас опасение – не сочтите оскорблением, подберите с асфальта пару-тройку чеков этой АЗС, которые в изобилии валяются у выхода из павильона, около урн и колонок. У действительно «фирменных» точек имя бренда будет содержаться в названии юридического лица, например: Лукойл – ООО «Лукойл-Центрнефтепродукт», Татнефть – ООО «Татнефть-АЗС-Запад», Башнефть – ООО «Башнефть-Розница», и т.п. В случае, когда на фронтоне павильона ярко горит логотип известной топливной сети, а в чеке указано нечто в роде: ООО «Рога и Копыта», ИП «Пупкин и сыновья», ЗАО «Подпольный бизнес местного депутата» – это так называемая «франшиза», франчайзинговые заправочные станции, к услугам которых следует прибегать только в самых крайних случаях. Бензин здесь, регулярно бывает от главного поставщика, но бывают периоды, когда из пистолетов топливораздаточных колонок льётся «левое» горючее.
Денис Шебеко
Оцените автора
Обзор автомобилей Пежо и Ситроен от Car-fanatik