Кто-то думает, что механические коробки передач (МКПП) требуют меньшего внимания и им не нужно столь же регулярного обслуживания, как «автоматам», CVT и DCT? Дудки! Трансмиссионное масло в коробку передач, свежее и подходящее по допуску – обязано заправляться регулярно и чётко! Вопрос «какое масло заливать в механическую коробку передач» – возникает не менее регулярно, чем у владельцев авто «с двумя педалями». Следующий, ставящий в тупик вопрос – «сколько надо менять масло в коробку»? Третий – «через сколько менять масло в коробке»?
На все эти вопросы мы дадим полный исчерпывающий ответ в этой справочной статье. И не только! Ведь здесь мы собрали все (!) МКПП, которые использовались на автомобилях Peugeot, Citroёn и «братских» им марок, за истекшие 30 лет. Так что даже владельцы раритетов найдут здесь полезную для себя информацию. Каждое семейство механических коробок передач PSA мы снабдили краткими аннотациями, в которых коснёмся не только процесса замены масла (с артикулами некоторых элементов), но и расскажем об историческом пути этих замечательных агрегатов, в активе которых имеются уникальные достижения, о которых Вы, возможно, даже не подозреваете.
- Моторные и трансмиссионные масла – в чём отличия
- Какое масло и сколько его нужно для механик Пежо и Ситроен
- 20TT01, C550 (Peugeot 107 и 108, Citroёn C1, Toyota Aygo)
- МКПП семейства BE
- 6-ступенчатые МКПП M38, M40
- Коробки передач типа MA
- Механическая коробка передач MB6
- Механическая КПП MCM
- Поперечно-переднеприводные ME
- Коробки MG
- Семейство МКПП ML (ML5, ML6, MLUC)
- Тип MLGU
- Необычные W5MBA, W6MBA
- Бонус! 10 важных «штучек», необходимых для удобной замены масла в МКПП
Моторные и трансмиссионные масла – в чём отличия
Постараемся объяснить разницу на простейшем опыте. В реальности всё конечно же сложнее, но предлагаемый эксперимент позволит понять главное. Представьте молекулу масла (вообще-то это цепочка молекул, но в нашем случае это не важно) в виде карандаша. Трущиеся поверхности смоделируем ровной поверхностью стола и прочной дощечкой, между которыми зажмём карандаш-молекулу.
Нажмём на дощечку и переместим её вдоль карандаша – она скользит с небольшим трением. Теперь также, но поперёк пишущего предмета – он катится и опять-таки с наименьшим сопротивлением позволяет переместить плоскости одну относительно другой. Только что карандаш испытывал на себе лишь односторонние воздействия, и справился с заданием отлично, играя роль – в первом случае: ледяной дорожки, во втором случае – колеса.
Усложним задачу: одновременно будем не только нажимать на дощечку и перемещать вправо-влево-вперёд-назад, но и проворачивать её в плоскости. … Ой! Карандаш треснул и развалился!
Парадокс: молекулы моторного масла испытывают преимущественно параллельные и/или перпендикулярные нагрузки. «Карпускулы» трансмиссионного масла, попадая в очаг контакта высокооборотных косозубых и гипоидных зубчатых передач, кроме этих воздействий, ещё и закручиваются, расплющиваются, изгибаются в трёх плоскостях, и т.п.
Разумеется, есть и большая разница в условиях работы молекул: «моторная» регулярно входит в контакт с «геенной огненной», в трансмиссии же таких температур не бывает; высокие моющие свойства в моторе «жижа» обязана сохранять на высоте хотя бы до замены на свежую, а в коробке передач – не так фанатично, но долго и стабильно; в двигателе ни одна молекула не может на себе ощутить «вдруг» локально-мгновенное механическое воздействие порядка нескольких меганьютонов, а в МКПП – пожалуйста, причём – это нормально.
Добавим сюда и … маркетингово-психологические аспекты. Простой пример: купили бы Вы автомобиль, в котором «трансмиссионку» пришлось бы менять с таким же интервалом, как и моторное масло на ТО, с соответствующим увеличением стоимости владения? Скорее всего Вы бы купили другой автомобиль, т.к. с выдуманным нами – можно «обанкротиться». Следовательно – трансмиссионное масло изначально приспособлено (а механические КПП под это созданы) под увеличенную в несколько раз периодичность замены. Чтобы Вас «не грузить», мы на этом остановимся, лишь констатировав, что …
У автомобиля есть три главных для его «сердечной жизнедеятельности» типа жидкостей:
- моторное масло,
- антифриз
- и масло трансмиссионное.
Одно — чтобы обеспечивать рождение энергии; второе – чтобы процесс рождения энергии не привёл к перегреву, третье — помогать эту энергию преобразовывать в движение.
Соответственно, у моторных масел и их «сестёр» для работы в трансмиссии – больше разницы, чем общего: разные основы, пакеты присадок, ингредиенты, температурный и вязкостный режимы, цвет и запах … в конце концов.
Какое масло и сколько его нужно для механик Пежо и Ситроен
Это главная справочная часть нашего альманаха, в котором механические коробки передач автомобилей концерна PSA и «братских» ему марок расположены по алфавиту.
Для большей достоверности определения конкретной МКПП, в аннотациях указаны модели транспортных средств, на которые устанавливались рассматриваемые КПП. В кратких описаниях оговорена периодичность замены «трансмиссионки», а также раскрыты важные особенности замены и рекомендации. В таблицах – информация из официального технического регламента Peugeot Citroёn (ServiceBox) с допусками и артикулами PSA, используя которые можно легко подобрать необходимое масло или соответствующий ему аналог, а также – какой его объём следует приобрести.
20TT01, C550 (Peugeot 107 и 108, Citroёn C1, Toyota Aygo)
Эта 5-ступенчатая «механика» от Daihatsu (подразделение Toyota) на субкомпактных «малышах» в России не была столь популярной, как родственный «робот» 20TT02, однако является массовой коробкой передач благодаря широкому её применению на поставлявшихся к нам официально Toyota Yaris II и ввезённых частным образом «праворульных» моделях из «страны восходящего солнца».
Благодаря полной идентичности редукторной части 20TT01 с «роботом», запчастей для этих коробок передач – «море», как «пежоситроеновских», так и «тойотовских». Например, сливная пробка PSA 6822.ET у Toyota имеет артикул 90341-18006, контрольно-заливная 6822.NQ — 90341-18033, а их прокладки 6822.Y1 – 90430-W0001 или 90430-18008. То же касается и всех остальных деталей.
Интервал замены трансмиссионного масла — через 50 000 км, но не позже 3 лет с момента предыдущей смены.
«Дырки» у этой МКПП – две: сливная и заливная, являющаяся ещё и контрольной. Пробки хорошо заметны и определимы на поверхности даже изрядно загрязнённого агрегата. Разумеется, перед процедурой обновления масла все поверхности вокруг отверстий нужно хорошенько очистить и обмыть для исключения возможности случайного проникновения грязи внутрь. Залить свежее масло в 20TT01 можно из-под автомобиля «литровым шприцом» с изогнутым наконечником или сверху подкапотного пространства через воронку с удлинительной трубкой подходящей длины.
Выбор «трансмиссионки» для этих МКПП проблем не доставляет – они практически «всеядны», хоть мы и обязаны призвать к соблюдению допусков PSA или Toyota. Масел, отвечающих этим требованиям – уйма. А вот от чего мы настоятельно хотим оградить – от соблазна использовать жидкости ATF для АКПП, что иногда проделывают некоторые «экспериментаторы». Никаких выгод это не даёт. Но если «жижа для автоматов» случайно протечёт к муфте сцепления и попадёт на фрикционные диски, мгновенно впитавшись в них, «как в губку» – сцепление быстро «сгорит» вплоть до повреждения маховика двигателя, после чего потребуется не только замена всей «корзины» в сборе, но и дорогой ремонт. При нормальном, своевременном обслуживании и грамотной эксплуатации 20TT01 способна прослужить «миллион километров» – по крайней мере так утверждают российские фанаты «праворуких» японских кей-каров.
МКПП семейства BE
Эти механические коробки передач позитивно являются «заслуженными ветеранами» французского автомобилестроения – их производство Группа PSA развернула в 1981 году. Вдумайтесь: за прошедшие с того момента 40 лет, различные модели Пежо, Ситроен и «дружественных» марок, оснащённые различными вариантами МКПП семейства BE, как минимум 8 раз (!) становились «Автомобилями года». Разумеется, в течение этого времени «Бэ-Ешки» несколько раз модернизировались, и сейчас выпускается уже IV-е их поколение (BE4/5). Сначала они были 4-скоростными, но вскоре полностью перешли на 5-ступенчатую конструкцию. Первые модификации имели не всем удобный алгоритм переключения ЗХ «перед 1-й, вперёд», но начиная с BE3 получили более привычный нам «после 5-й, назад». Трансмиссиями этого семейства оснащались все модели PSA малого и среднего класса, и оснащаются ими (правда, в ограниченных масштабах) до сих пор, несмотря на кажущуюся архаичность «5-ступенчатости». В активе – исключительная надёжность, выносливость, относительно простая конструкция и доступность запчастей. Поэтому, даже после недавнего появления более «продвинутого» и совершенного 6-ступенчатого «потомка» MB6, его «предка» не снимают с производства. Выпускаются BE4/5 не только во Франции, но и в Южной Америке (заводы PSA/Stellantis: El Palomar в Аргентине и PIB в Порто-Реаль, Бразилия), а также в Китае на Dongfeng Motor (в Россию поставлялся кроссовер DFM AX7 с этой коробкой передач).
Периодичность замены трансмиссионного масла – 60 000 км, но не позже 3 лет с момента предыдущей смены.
Автомобиль куплен новым? Освежите трансмиссионное масло, когда одометр приблизит своё значение к 20 000 км, а на календаре исполнится годовщина с дня приобретения авто. В следующий раз проделайте это через 40 000 км (60 000 км на «приборке») или к трёхлетию владения машиной.
Коробка передач снабжена тремя отверстиями: сливное, контрольное и заливное, которое «по совместительству» является ещё и сапуном (дренажным клапаном). Сливную пробку 2221.32 можно отвинтить не только привычным «квадратом на 8 мм», но и головкой «на 21 мм». Не забывайте менять уплотнительное кольцо – подходящие артикулы: 016430, 031338 или 834823. Контрольное отверстие закрывается пробкой-болтом 2221.30 ключом «под квадрат на 8 мм» или головкой «на 24 мм» (бывают варианты и с 2221.32 под ключ «на 21») через прокладку с номерами: 115100, 134211, 94525114, 77 03 062 043 и т.п.
Заливается свежее масло через верхнее отверстие, из которого перед этим следует вывинтить сапун 2268.14 шестигранным ключом «на 17». Поможет воронка с удлинительной трубкой подходящей длины. Однако менять масло в МКПП BE4/5 можно и из-под автомобиля, воспользовавшись «литровым шприцом» с угловым наконечником, заливая «свежак» в контрольное отверстие до момента «пока не польётся наружу».
Примечательно, что отверстие в сапуне закрывается эластичной пробкой 2218.16, на которую следует обращать пристальное внимание при каждом обновлении «трансмиссионки». Если вокруг дренажного клапана расплывается масляное пятно – пробку 2218.16 желательно заменить свежей (резине и пластмассе свойственно стареть) или сам сапун заменить альтернативным, более массовым и подходящим по резьбе.
Эта «механика» исторически «заточена» под масло с допуском PSA B71 2330 (эталонное: Total Transmission/Traxium Gear 8 75W-80 GL4/4+). Поэтому не пытайтесь «найти письмо в пустом конверте», экспериментируя с GL-5 и более высокими SAE – они грозят преждевременным износом синхронизаторов и зимними трудностями. За 40 лет своей безотказной службы коробки передач BE уже давно «всем и всё доказали», защитив «зелёных» неопытных изыскателей от «эффекта чужих граблей».
6-ступенчатые МКПП M38, M40
Этими «приёмными» 6-ступенчатыми МКПП оснащались самые мощные версии фургонов семейства «X250» (Peugeot Boxer III, Citroёn Jumper и FIAT DUCATO) с дизелем 3.0 HDi. Ирония автомобильной судьбы — эти коробки выпускались General Motors, и к PSA или FIAT Chrysler не имели никакого отношения, но после покупки французами Opel, Vauxhall и европейских активов GM, а также слияния групп в общий концерн Stellantis, производство МКПП M40, осуществляемое бывшими конкурентами, стало собственным, «родным». В России варианты указанных автомобилей – редкость, а значит и встреча с «механикой» M40 для многих владельцев и сервисменов — будто «в гостях у сказки».
Интервал смены масла – 40-50 000 км, но не позже 2 лет с момента предыдущей его замены.
Интересно, что в Великобритании интервал смены «трансмиссионки» строго ограничен 30 000 милями (не более 48 000 км). Для континентальной Европы формулировки несколько мягче, однако «между строк» читается «если затянете с ТО – будет плохо». Поэтому нашим владельцам авто с этой коробкой передач мы настоятельно рекомендуем придерживаться «английской» периодичности и подхода к смене масла в М40.
Коробка «большая», и тем удивительнее заметить на ней отсутствие контрольного отверстия. Присутствуют здесь лишь сливное (с пробкой 2221.50 или 16 064 506 80) и заливное (с пробкой 2101.L7, 16 098 598 80, FIAT 55224102). Полная «абстракция» здесь с герметизацией – судя по «библии», сливная пробка вообще не имеет уплотнительного кольца, а заливная имеет внутри эдакую «пред’трубку» 2221.51. Объясняется это просто: все они считаются разовыми, и, на самом деле – у сливной кольцо насажено на её резьбу и изначально притянуто к головке, а заливную можно использовать повторно без «дополнения», нужно лишь … Применить подходящие по размеру и функционалу уплотнительные кольца, после чего разовые детали становятся очень даже «многоразовыми».
M40, как и её «родная сестра» M38, которые часто устанавливаются на кемперы, сооружённые на базе FIAT Ducato (ими же оснащаются некоторые спецверсии, созданные на базе всех «X250») имеют важную особенность, подмеченную в основном европейскими эксплуатантами, и составившие, пусть субъективную, но статистику, которая показала – на масле с допуском Tutela ZC 75 Synt эта МКПП работает наиболее беспроблемно, легко и плавно. Это мнение может быть предвзятым, оценочным суждением, и мы не имеем права выносить вердикт или давать совет, как и утаить эту информацию было бы нечестно по отношению к Вам. Поэтому решение на каком масле эксплуатировать М38/М40 Вы можете принять только сами. Мы же лишь констатируем: эта коробка весьма хороша, надёжна и удобна, если её обслуживать — любя.
Коробки передач типа MA
Это семейство «маленьких» МКПП для Peugeot и Citroёn (и многих «дружественных» им марок) начало выпускаться в мае 1986 года на в то время новейшем автоагрегатном заводе PSA во французском г.Метц. MA стали первыми в Европе коробками передач, для изготовления компонентов и при сборки которых широко применялись роботы и компьютерные системы управления производством. Около десяти лет эти МКПП неофициально считались специалистами лучшими в мире среди «компактных» и имели множество подражаний и даже копий. Это неудивительно: ведь изначально эти коробки задумывались спортивными и гоночными, поэтому имели большой запас прочности и высокую надёжность при отменной «скорострельности», а также очень небольшой массе – всего 34 кг.
Коробками MA оснащались ВСЕ Пежо и Ситроен, чей бензиновый или дизельный двигатель развивал крутящий момент до 120 Нм, а с 1996 г – до 160 Нм. Перечислять модели и их варианты смысла не имеет – на это бы потребовалось полстатьи: настолько их много. Заметим лишь, что этими МКПП оснащались все модели PSA, от малюсенькой «пули» Citroёn AX до многоцелевого универсала и фургона Peugeot Partner. Интересно, что кроме Франции коробки передач MA выпускались и в КНР на Dongfeng Motor, и их можно встретить на официально поставлявшихся в Россию седане DFM S30 и кроссовере DFM H30 Cross. Семейство коробок передач MA выпускается и сегодня, даже несмотря на то, что появился более современный и совершенный его 6-ступенчатый «потомок» MB6 – проверенную надёжность и безупречную репутацию ещё рано «списывать в музей».
Периодичность замены трансмиссионного масла – 60 000 км, но не позже 3 лет с момента предыдущей смены.
Если Вы приобрели новый автомобиль с МКПП MA, мы рекомендуем произвести первую замену «трансмиссионки» на 20 000 км по одометру или через 1 год после покупки (в зависимости от того, какой параметр наступит раньше), а вторую – ещё через 40 000 км (60 000 км на счётчике километража).
Интересная особенность … В «техническом букваре» указано (цитата): — «доведение до уровня осуществляется путём слива из коробки передач и последующей заправки соответствующего количества масла». Однако контрольное отверстие c винтовой пробкой 2221.11 «под квадрат на 8 мм» (будьте бдительны: бывают аналоги «под шестигранник на 8 мм»!) и магнитом на кончике у многих вариантов MA — имеется. В то же время – некоторые версии этих МКПП контрольного отверстия лишены, и именно для них в «библии» указана технология контроля уровня методом «слива и залива». Такая же пробка 2221.11 закрывает и сливное отверстие. Не забывайте менять уплотнительные кольца 0164.30 (а также: 0313.38, 8348.23, 91 12 724, 32135-AX001, 77 03 062 062, 77 03 062 063 и т.п.). Свежее масло заливается через сапун 2268.12, который закрывается защитной крышкой 2268.13 (не потеряйте её!) с помощью воронки и удлинительной трубки.
Коробки МА считаются непривередливыми к маслу, но мы крайне не рекомендуем применять «жижи» GL-5 (для гипоидных и конических пар), которые своей «активной химией» разъедают и окисляют элементы из цветных металлов, противоизносные и антифрикционные покрытия. Лучше уж применить GL-3. Однако идеальным выбором будет современная трансмиссионная «синтетика» GL-4+ (GL-4/5). Помнить об этом надо хотя бы потому, что МКПП MA обладают «миллионным» ресурсом, иногда переживая двигатель, да и сам автомобиль.
Механическая коробка передач MB6
Новейшая 6-ступенчатая механическая коробка передач Группы PSA и Stellantis, поступившая в производство в 2020 г. во французском Валансьене и на Dongfeng Motor в КНР. Эта «механика» призвана заменить «ветеранов»: компактную MA, «среднюю» BE и отчасти «скорострельную» MCM. Многое новая конструкция позаимствовала у своих «предков» (даже внешне она похожа на BE). Сохранив надёжность и выносливость «родителей», MB6 имеет внутри «продвинутую» механическую «начинку» с большим количеством инновационных противоизносных и антифрикционных покрытий, компактных и ажурных зубчатых передач, а «вишенка на торте» – прогрессивные быстродействующие синхронизаторы Hoerbiger.
Новинка является самой компактной в классе «средних» механических КПП и обладает очень небольшой массой – всего 38 кг вместе с маслом. Коробка передач ориентирована на применение в автомобилях полной массой до 2900 кг совместно с бензиновыми и дизельными двигателями, развивающими крутящий момент до 260 Нм. На сегодняшний день (май 2022 г.) «механика» MB6 устанавливается на все модели Peugeot, Citroёn, DS и Opel, созданные на компактной модульной платформе CMP (EMP1) с бензиновыми двигателями 1.2 PureTech (EB2ADT/ADTS) и дизелями 1.5 BlueHDi (DV5D/RD).
Очень скоро эта коробка появится на новейших моделях других марок корпорации Stellantis (Alfa Romeo, FIAT, Jeep, Lancia), созданных на этой платформе. Китайский государственный концерн Dongfeng Motor уже использует 6МКП MB6 (как стратегический партнёр Stellantis) на своих моделях малого класса Сюань и Сюань GS, также использующих шасси CMP. Причём, с хорошим успехом в автоспорте – команда Dongfeng Yixuan Racing Team на гоночных лифтбеках Сюань стала двукратным победителем азиатского чемпионата по кольцевым гонкам класса «Супертуризм».
Интервал смены трансмиссионного масла – 60 000 км, но не позже 3 лет с момента предыдущей смены.
Если автомобиль с МКПП MB6 приобретён новым, то мы настоятельно рекомендуем первую замену «трансмиссионки» совершить, когда на одометре появится пробег 20 000 км или через 1 год после покупки (в зависимости от того, какой параметр наступит раньше), а вторую – после следующих 40 000 км (60 000 км на счётчике пробега).
Слив «отработки» у MB6 происходит через соответствующее отверстие в нижней части картера, закрываемое винтовой пробкой 98 253 407 80 (взаимозаменяема с «традиционной» 2221.11) через разовое кольцо уплотнения размером 16х22х2 с артикулами 0164.30, 0313.38, 8348.23, 91 12 724, 32135-AX001, 77 03 062 062, 77 03 062 063. Для отвинчивания этой пробки воспользуйтесь ключом «под квадрат 8х8 мм».
Для заполнения свежим маслом потребуется добраться до сапуна 98 140 471 80 и осторожно (!) отвинтить его рожковым ключом «на 17», так как его корпус пластмассовый. Не потеряйте резиновую пробку 2218.16 сапуна (!) – эта «копеечная» и малюсенькая деталька играет важную роль клапана связи с атмосферным воздухом, не позволяя коробке «потеть маслом» по сальникам, прокладкам и разъёмам.
Контрольного отверстия для слежения за уровнем масла у MB6 не предусмотрено. Так сделано для исключения вредного «человеческого фактора» при обслуживании. Необходимый уровень обеспечивается методом слива трансмиссионного масла и последующей заправки необходимого количества масла в коробку передач – как минимум, отпадает необходимость в строгой горизонтальности положения автомобиля в пространстве, и ошибка исключается.
Обратите внимание, что новейшая «шестиступка» MB требует и «трансмиссионку» с новым допуском PSA B71 2310 SAE 75W/75W-80 API GL4/4+. Эти масла в продаже – не редкость, и выпускаются в том числе и отечественными производителями. Нет никаких сомнений, что MB6 при достаточном уровне заботы и соблюдении рекомендованных нами интервалов обслуживания будет «жить вечно». В то же время, «не будем растекаться мысью по древу» о её авторитете и преимуществах, так как по меркам автомобилестроения она ещё «младенец» и у неё в буквальном смысле – всё впереди.
Механическая КПП MCM
Уникальное своим происхождением и превосходное по характеристикам семейство «скорострельных» 6-ступенчатых МКПП PSA начало выпускаться на агрегатном заводе Peugeot Citroёn в Валансьене 2 января 2008 года, аккурат к старту производства будущих французских бестселлеров Пежо 308 и Ситроен С4 c мощными и инновационными бензиновыми двигателями 1.6 THP 150 л.с. (EP6DT) и 175 л.с. (EP6DTS). Чуть позже появилась MCM/D для агрегатирования с дизелями. Неповторимость рождения MCM в том, что это чуть ли не единственный пример в автомобильной истории, когда великолепная по всем параметрам «механика» получилась путём … упрощения и перевода на ручное управление 6-ступенчатого «робота» MCP (EGS6) с электронно-гидравлической АСУ!
Секрет успеха в том, что этот «робот» изначально проектировался для спортивно-гоночного использования и не подразумевал крупносерийного изготовления. Однако его конструкция оказалась настолько рациональной, что после адаптации к конвейерному производству и «усмирения гоночных эмоций» в марте 2006 года стартовал массовый выпуск EGS6. «Механика» MCM, которую всё же потребовал рынок, появилась почти через год и выпускается до сих пор.
«Эм-Си-Эм» всегда была только 6-ступенчатой и устанавливалась на Peugeot 208, 2008, 308, 3008, 408, 508, 5008, а также Citroen C3, C4, все Picasso и DS на их базе. Хочется особо отметить единственную модель, на которой эта коробка (рассчитана на крутящий момент до 300 Нм), в усиленном варианте, агрегатировалась с 2-литровым 163-сильным дизелем DW10C (крутящий момент 320-340 Нм) – спортивное купе Peugeot RCZ. Четыре раза (!) серийные RCZ становились победителями суточного марафона «24 часа Нюрбургринга», и заметная часть этого триумфа по праву принадлежит 6-ступенчатой «механике» MCM, в этих труднейших гонках «доказавшей всё», все свои способности, возможности и преимущества.
В настоящий момент МКПП MCM несколько уступила былые позиции более современной и совершенной 6-ступенчатой MB6, но в производственной гамме она остаётся.
Периодичность замены трансмиссионного масла, такая же, как в «родственной» РКПП MCP6/EGS6/ETG6 — через 60-70 000 км, но не позже 3 лет с момента предшествующей смены.
Сливается «отработка» из картера MCM через нижнее резьбовое отверстие с хорошо заметной пробкой 2221.11 под ключ «квадрат 8х8», герметичность которой обеспечивается кольцами (на выбор) 0164.30, 0313.38, 8348.23, 91 12 724, 32135-AX001, 77 03 062 062, 77 03 062 063 или подходящими по размеру (16х22х2) и назначению. Заливка свежего масла производится через сапун 2268.28 (вывинчивать не надо!), закрываемый крышкой 98 020 209 80, которую следует снять для освобождения заправочного отверстия.
Остаётся воспользоваться воронкой и удлинительной трубкой подходящего диаметра. Контрольного отверстия или щупа у MCM и MCP не предусмотрено, а контроль уровня производится кардинальным методом полного слива и последующего заполнения картера предписанным количеством масла.
Пусть Вас не смущает явно «неэкономичный» объём заправляемой в MCM «трансмиссионки» – 2.1 литра. Ведь 100-граммовых и даже полулитровых канистр не выпускают. Дело в том, что в Европе давно принято проводить работы по замене масла в КПП на профильных СТОА, на которые оное поставляется в 20-литровых канистрах или бочках. Подобная практика есть и на хороших отечественных сервисных станциях. Если в «старом свете» самостоятельное обслуживание своего авто является чем-то в роде хобби, то в нашей стране большинство автолюбителей предпочитают сами приобретать масло. Поэтому для MCM/EGS6 им приходится закупать его 3 литра, оставляя в остатке 0.9 л «на будущее», либо жлобски экономить, заливая лишь 2 литра, что на наш взгляд чревато опасностью «лёгкого масляного голодания», чего эти коробки не любят.
«Механика» MCM стала синонимом спорта, быстроты и надёжности. Если в ней что-то работает «не так» – достаточно просто освежить масло, либо обратиться на хорошую СТО PSA. К слову, это чуть ли не самая эргономичная и беспроблемная коробка передач не только среди «французов», а в сегодняшнем автомобильном мире — вообще. Цените это.
Поперечно-переднеприводные ME
Это первое семейство «высоконагруженных» поперечно-переднеприводных 4- и 5-ступенчатых МКПП Группы PSA, стартовавшее в 1989 году. Первым автомобилем, получившим коробку передач ME, стал представительский седан Peugeot 605. Вскоре «Эм-Ешками» стали оснащаться Citroёn XM, а также коммерческие Expert/Jumpy и Boxer/Jumper первых поколений. Несмотря на то, что «всё было впервые и вновь» – дебют этих коробок передач оказался весьма успешным и они продержались в производстве почти 10 лет, став основой и дав жизнь следующему, «модульному» семейству «мощных» МКПП PSA, известному, как ML. Этим и объясняется внушительная взаимозаменяемость между ME, MG и ML. Рассматриваемое нами семейство агрегатировалось с бензиновыми и дизельными двигателями рабочим объёмом от 1.9 л до 3.0 л мощностью 92-200л.с., развивавших крутящий момент 160-280 Нм.
Интересно, что у ME были «олдскульные» варианты с измерением уровня масла с помощью щупа. Чаще они встречались на коммерческих моделях PSA, в то время, как у «гражданских» было «всё, как обычно» – с помощью бокового контрольного отверстия. Этому есть простое объяснение – например у Boxer, Jumper и Ducato силовой агрегат расположен в подкапотном пространстве слишком глубоко для комфортной работы с МКПП, а снизу расположен мощный подрамник и крупные кузовные элементы, что также не способствует удобству работ с коробкой передач. Решение со щупом позволяло не только оперативно контролировать кондицию масла, но и заливать его через трубку. Доказательством тому: большинство «грузовых» вариантов ME сапуна, и вообще «свободных» верхних «дырок» — не имели.
Если масляного щупа не было, то контроль и заправка свежим маслом осуществлялась через боковое отверстие с винтовой пробкой 0163.93, которая взаимозаменяема с 0163.21, 0167.16 и 93 502 063, а также с Renault/Nissan 77 03 075 348.
Мы рекомендуем применить 2221.11, так как оная имеет в своей сердцевине магнит, который соберёт дополнительное количество вредных металлических частиц. Уплотнительные кольца этих пробок: 0164.30, 0313.38, 8348.23 или подходящие по назначению размером 16х22х2.
Сливное отверстие у ME формально – одно: под винтовой пробкой 2221.19 (можно заменить 2221.11), уплотняющейся указанными выше кольцами. Однако у части коробок передач присутствует и дополнительная «дырка» для слива «отработки – посередине «большой» части картера МКПП и пробкой 2221.31 с резьбой М10 и кольцом 2211.09 (размер 11,3х16х1). По всей вероятности, это отверстие использовалось для «совсем полного» слива старого масла, является уважительным техническим перфекционизмом – тем более, что на поздних ME оно отсутствует.
Периодичность смены трансмиссионного масла – 40 000 км, но не позже 2 лет с момента предыдущей смены.
Более частая смена «трансмиссионки» у ME объясняется просто – тогда ещё только начинали применяться противоизносные и антифрикционные технологии, её конструкция более «откровенна» и поэтому требует повышенной деликатности при обслуживании.
В настоящее время «механика» семейства ME, как и автомобили ею оснащённые – скорее раритеты, чем «обычные» транспортные средства. Поэтому и уважение к этому агрегату должно быть особое. Ведь если эта коробка и сегодня радует своего владельца, то забота о её хорошем здоровье должна быть двойной, а может и тройной, относительно современных.
Коробки MG
Формально эту «механику» можно считать вариантом «Heavy Duty» коробок ME, но мы выделим её в отдельное семейство, пусть и немногочисленное, так как конструктивных отличий от «сестры» достаточно много. Агрегатировались эти МКПП только с самыми мощными и высокомоментными моторами в гамме PSA конца 90-х: бензиновыми PRV 3.0 V6 (ZPJ, ZPJ4) и дизельными 2.5 TD (DJ5T, DK5T). Соответственно, встретить коробки MG мы можем лишь на флагмане Citroёn XM и коммерческих «трудягах» Peugeot Boxer, Citroёn Jumper и FIAT Ducato с самыми мощными дизелями. Выпускались эти МКПП с начала до конца 90-х, когда их сменили более эффективные и совершенные ML.
Интервал замены масла – 40 000 км, но не позже 2 лет от предыдущей его смены.
По поводу периодичности – здесь та же история, что и у ME: антиизносные и противофрикционные покрытия тогда только начали применяться, и у рассматриваемых в этой главе коробок всё работает «на чистом металле», поэтому и менять масло нужно чаще, а применять – только хорошее.
Аналогично ME – у MG есть варианты со щупом для контроля уровня, а есть и с отверстием. Сливное и контрольно-заправочное отверстия закрываются винтовыми пробками 2221.11 через уплотнительные кольца 0164.30, 0313.38, 8348.23, 91 12 724, 32135-AX001, 77 03 062 062, 77 03 062 063 или их аналоги. Соответственно и свежее масло заливается через трубку щупа с помощью подходящей лейки, либо из-под машины в контрольное отверстие «литровым шприцом» или сверху через воронку с трубкой. Слив «отработки» – через хорошо заметную винтовую пробку 2221.11 «под квадрат 8 мм».
Автомобили с МКПП MG сегодня – редкость. Однако на клубные СТО частенько заезжают прекрасно ухоженные раритеты Peugeot и Citroёn, а значит размещённая здесь информация об этих редких коробках – актуальна и необходима.
Семейство МКПП ML (ML5, ML6, MLUC)
Семейство этих «модульных» механических коробок PSA передач появилось в конце 90-х и изначально было рассчитано на работу в паре с мощными бензиновыми и дизельными двигателями, развивающими высокий крутящий момент, в тяжёлых условиях эксплуатации (в т.ч. и на коммерческом транспорте), предоставляя выбор 5- или 6-ступенчатой конструкции, с большим выбором вариантов передаточных чисел.
Модульность, то есть возможность комбинирования различных блоков картера, валов в них и прочих взаимосвязанных элементов, позволяла подбирать конструкцию вариантов ML к конкретной специфике эксплуатации разнообразных моделей PSA (семейная, спортивная, коммерческая и т.п.).
Поэтому в нашей таблице указаны три наиболее массовых и характерных варианта МКПП. Эти коробки устанавливались на «бензинки» и дизели PSA рабочим объёмом от 1.9 л до 3.0 V6, мощностью 90-243 л.с., развивающие крутящий момент от 215 до 550 Нм.
Интервал обновления масла – 60 000 км, но не позже 3 лет от предыдущей его замены.
Слив масла осуществляется через отверстие в нижней части картера, закрываемое винтовой пробкой 2221.11 через уплотнительное кольцо 0164.30, 0313.38, 8348.23 или подходящее по функционалу размером 16х22х2 мм. Для отворачивания пробки требуется ключ «под квадрат на 8 мм». Если применить аналогичную по резьбе пробку METALCAUCHO 00670, то кроме «квадрата» появится возможность отвинтить её ещё и головкой «под шестигранник на 17 мм». Момент затяжки не должен превышать 25-30 Нм! Будьте осторожны – необдуманно сорвать резьбу здесь очень легко.
Часть вариантов ML имеет сбоку, недалеко от сливного – контрольное отверстие, закрываемое пробкой 2221.32 (под шестигранник «на 21»), уплотняемой кольцом 0164.30 (или аналогичным). Мы рекомендуем заменить эту пробку на 2221.11, так как резьба со штатной у них одинаковая, но у «одиннадцатой» имеется магнит, который задержит на себе дополнительное количество металлических продуктов износа, что является несомненным преимуществом и её плюсом. «Дырка» для контроля уровня масла является также и полноправным заливным отверстием, тем более, что у части ML5T сапун отсутствует, поэтому альтернативы для залива свежей «трансмиссионки» у них фактически нет. Зато производить такую процедуру можно и сверху, и из-под машины.
Большая часть вариантов ML бокового контрольного отверстия не имеет – только сливное и сапун, который служит для заполнения МКПП свежим маслом. У таких вариантов контроль уровня осуществляется … «путём слива из коробки передач и последующей заправки соответствующего количества масла» – именно так указано в официальном руководстве по обслуживанию и ремонту автомобилей Группы PSA. В отличие от других трансмиссий PSA, здесь сапун 2268.12 из корпуса не выкручивается, а с его наконечника снимается крышка 2268.13, и в освобождённое отверстие заливается новая «трансмиссионка». У таких вариантов ML наполнение коробки маслом производится сверху через воронку и трубку подходящего диаметра.
Замечательная МКПП! Надёжная, беспроблемная и быстрая, доказательством чему – множество гоночных побед. Однако ML «уходит на заслуженный покой», постепенно уступая место более современным и совершенным MB6, как и «автоматам» от Aisin — «механика» в паре с мощными моторами нынче не в моде.
Тип MLGU
Это семейство 5- и 6-ступенчатых МКПП Группы PSA, созданных для применения исключительно на коммерческих моделях Peugeot, Citroёn и FIAT. В основе MLGU лежит модульная конструкция «механики» ML. Однако с легковой «сестрой» коробки передач для лёгких грузовиков и фургонов роднит относительно небольшое число взаимозаменяемых деталей, что даёт нам право выделить их в отдельное семейство.
С 1998 года ими комплектуются все поколения (вплоть до самого современного, 2022 года) Peugeot Boxer, Citroёn Jumper и FIAT Ducato исключительно с дизельными двигателями 2.2 HDi (DW и Puma), 2.3 JTD (IVECO), 2.5 D/TD (PSA DJ5), 2.8 TD/HDi (Sofim).
Периодичность смены трансмиссионного масла – 50 000 км, но не позже 2 лет с момента предыдущей смены.
Интересно, что для рынка Великобритании, США и Канады (в Америке есть ещё один малоизвестный представитель проекта «X250», к которому относится третье поколение Пежо Боксер и Ситроен Джампер) – Dodge/Ram ProMaster) пробег между заменами масла для MLGU жёстко ограничен до 30 000 миль (48 000 км). Всё это заставляет сильно задуматься над информацией в российском техническом регламенте PSA, где до сих пор указывается, что «масло рассчитано на весь срок службы автомобиля» (без указания, что фактически имеется в виду период Гарантии, а не «пока не развалится»!).
«Трансмиссионка» заливается сверху через сапун 2268.12, для чего необходимо снять его крышку 2268.13 (не потеряйте!). У некоторых МКПП сбоку имеется контрольное отверстие с винтовой крышкой 2221.32 (под шестигранную головку «на 21» или квадрат «на 8 мм») и уплотнительным кольцом размером 16х22х2 (0164.30, 0313.38, 8348.23, 91 12 724, 32135-AX001, 77 03 062 062, 77 03 062 063 и т.п.).
Мы рекомендуем заменить эту пробку на 2221.11, так как у неё есть магнит, который удержит на себе дополнительное количество вредных металлических частиц. Через контрольное отверстие можно также и заполнить картер свежим маслом. Однако у современных MLGU часто контрольное отверстие отсутствует.
«В начале карьеры» у этой МКПП было несколько вариантов с измерением уровня масла щупом. Его трубка может служить и для заправки свежей «трансмиссионкой».
Для слива отработавшей «жижи» снизу имеется сливное отверстие, закрываемое винтовой пробкой 2221.11 и кольцевой прокладкой с артикулами, указанными выше.
Внимание! Часть водителей иногда дают опасный совет контролировать уровень и заправлять MLGU свежим маслом с помощью отверстия, в которое вкручен датчик или фланец гибкого вала скорости (в зависимости от варианта МКПП) – ни в коем случае этого не делайте! Риск повредить датчик или случайно сломать нежные пластмассовые зубчики червячного редуктора – слишком велик!
MLGU – одна из самых «неубиваемых» и в то же время – самых распространённых МКПП Группы PSA в нашей стране. Если что-то неприятное всё же произошло – запчасти для неё можно найти достаточно легко. Ведь «троица» Peugeot Boxer, Citroёn Jumper и FIAT Ducato в огромных количествах (на протяжении десятка лет у нас они были одними из самых популярных коммерческих автомобилей-«полуторок») эксплуатируется на всей территории России, в том числе в качестве маршрутных такси и машин «Скорой Помощи», вплоть «до самых до окраин».
Необычные W5MBA, W6MBA
Эти 5- и 6-ступенчатые МКПП от Mitsubishi использовались на двух семействах «совместных» японско-французских кроссоверов: Peugeot 4007, Citroёn C-Crosser, Mitsubishi Outlander XL и Peugeot 4008, Citroёn C4 Aircross, Mitsubishi ASX (RVR). Эти коробки «мицубишевские», и их можно встретить на огромном количестве моделей Mitsubishi, как с правым, так и с левым рулём, а также на соплатформенных «американцах» Chrysler, Dodge и Jeep.
Периодичность смены «трансмиссионки» … вот здесь «смешались в кучу кони, люди»:
PSA: давно знакомая «песня» — «масло на весь срок службы автомобиля»;
MMC для Европы и Японии: 90-100 000 км;
MMC для США: 60 000 миль (97 000 км).
Все эти рекомендации производителя (так и хочется поставить в кавычки) конечно хороши, но «бьют-то не по паспорту, а по морде» (из знаменитого одесского анекдота). В суровой российской реальности, при замене трансмиссионного масла в коробках W5MBA/W6MBA не только на Peugeot 4007/4008 и «братских» Ситроенах, но и на «непрофильных» Mitsubishi, при пробегах около 80-100 000 км – часто «отработка» по своему виду и запаху напоминала зловонную чёрную субстанцию типа дёгтя или мазута.
Хуже, что в этой гадости содержалось большое количество металлических частиц и стружки – индикатор угрозы критического износа и скорой поломки МКПП. У таких же коробок при смене масла на 50-60 000 км такового не наблюдалось. Поэтому мы настоятельно рекомендуем другую периодичность, отличающуюся от «официальной» ….
Интервал замены масла – 40-50 000 км, но не позже 3 лет с момента предыдущей его заправки.
Здесь всё по-японски просто: снизу, под выходом полуоси – пробка сливная, сбоку – пробка контрольно-заливная. Обе пробки – одинаковые (артикул: 2221.56, 3713A012), хорошо заметные и определимые по «трём весёлым буквам OIL» на шестигранной головке. Отвинчиваются ключом «на 24 мм». Уплотняются разовыми кольцами 2219.24, 1200A277 или любыми подходящими по назначению размером 18х24х2.
Масло GL-5 для этих коробок передач – «смерть». Mitsubishi предписывает им «своё родное» DIA QUEEN NEW Multi Gear Oil API 75W-80 — вообще GL-3. Допускается также «традиционное» PSA B71 2330 GL-4/4+, и по-видимому это – «край». Что можно сказать точно: на «пежоситроеновской трансмиссионке» и рекомендованном нами регламенте замены масла, эти МКПП полностью демонстрируют свои «японские» преимущества – большой ресурс и надёжность. «Вот и славно! Трам-пам-пам!» (С).
Бонус! 10 важных «штучек», необходимых для удобной замены масла в МКПП
Удивитесь, но замена трансмиссионного масла в «механике» любого Пежо, Ситроена, да вообще любого автомобиля, может быть весьма увлекательным, позитивным и быстрым мероприятием! Главное – правильно к нему подготовиться и грамотно «вооружиться». Про сервисный подъёмник или «яму» мы речи не ведём: если у Вас есть доступ к этим «стратегическим кайфушкам», неимоверно облегчающим обслуживание машины – хозяину честь и хвала. Если подобного нет – есть родственники, друзья и знакомые, у которых это обязательно есть, и они (это действительно так) будут рады Вам помочь «оторвать автомобиль от земли», либо под ним оказаться (в хорошем смысле). И как только это произошло …
Всё, что мы опишем далее – максимально облегчит труд по смене «трансмиссионки» и доставит массу позитивных эмоций. Список можете скопировать и распечатать:
- Перчатки ХБ. Желательно белого цвета. На светлом фоне Вы лучше будете видеть свои движения и чётче замечать всё, что держит рука. Перчатки защитят кожу рук от порезов и прочих неприятностей – фраза «шрамы красят мужчину» хороша на словах, но, согласитесь, лучше обойтись без этого;
- Защитные очки. Часто их называют «стрелковыми очками». Они должны быть максимально прозрачными со всех сторон, как и со всех сторон ограждать «зеницу ока» от неизбежно осыпающихся пыли, песка и грязи. Их цена на Али, Джум, Тао и др. очень невелика. Ведь малюсенькая песчинка, случайно попавшая в незащищённый глаз способна не только остановить всё мероприятие, но и заставить незамедлительно ехать в медицинское учреждение;
- «Мерный стакан» ёмкостью 3 литра. Этого объёма «с запасом» хватит для того, чтобы чётко понять – сколько из МКПП слилось старого масла, а после утилизации «отработки» в соответствующую ёмкость, этот же сосуд позволит чётко и точно отмерить объём свежей «трансмиссионки», которую предстоит заправить в агрегат. Заострим Ваше внимание на том, что использование старых канистр из-под моторного масла – крайне неудобная штука! Их боковая «мерная шкала» имеет точность «плюс-минус трамвайная остановка», а уровень будет «плясать» в зависимости от усталости Ваших рук, особенно когда из коробки придётся «выкапывать» последние «кап-капы» чёрной «жижи», что может занять с десяток минут, а опустить канистру на землю Вам не позволит её узкое горло. Подобные действия с «мерным стаканом» дадут Вам практически полную свободу действий и движений, ибо его горло – огромно;
- Ключ «под квадрат 8х8» (в зависимости от модели и варианта Вашей коробки передач). Он актуален для большинства МКПП Peugeot и Citroёn. Найти, заказать и купить заранее его можно в интернет-магазинах. Вариантов – множество: в виде головки или «Г»-образного ключа. Бывает, что головкой орудовать удобнее, т.к. её можно закрепить на ручке-трещотке, что компактно и удобно в узких проёмах. В то же время, «Г»-образный ключ бывает удобнее просовывать во всякие узкости благодаря минимальным размерам. Нужно смотреть «по месту»: одно дело, когда нужно менять масло у ML6C на Peugeot 607 с её огромным подкапотным пространством, рассчитанным под мощный 3.0 V-образный дизель с АКПП, другое дело – работать с MA5 в миниатюрном моторном пространстве субкомпактвэна Peugeot 1007, где рукам механика приходится обладать гибкостью и чувствительностью щупалец осьминога.
- Головка и/или рожковый ключ (а лучше и то и другое) «на 21 мм» (для соответствующих МКПП). Редкость, но заказать и купить – можно;
- Набор головок и ключей от «на 10» до «на 24», а также «шестигранников» 8-14. Это полезно не только для обслуживания МКПП. В процессе Вы можете заметить, что требуется «поджать» – там, сям, и ещё вон там …;
- «Литровый шприц» – это название простонародно. В реальности он может иметь и меньшую ёмкость. Полезно, если он будет прозрачным. Есть шприцы с угловым наконечником. Не настаиваю на своём мнении, но предпочитал «обычный», на «носу» которого можно закрепить прозрачную эластичную трубку, которую можно: и отрезать любой длины и изгибать – как захочется;
- Корщётка. Пойдёт практически любая, но лучше с длинным упругим ворсом – чтобы даже самую твёрдую грязь можно б было счистить с внутренних «квадрата на 8» или «шестигранников».
- Аэрозольный баллончик «очиститель стёкол» (желательно с тонкой трубкой). В составе очистителей этого типа содержатся весьма активные по отношению к маслам и грязи ингредиенты, но вполне дружелюбные к дыхательной системе человека и его коже. Пары-тройки «пшиков» вокруг «заросшей грязью» головки винтовой пробки МКПП вполне будет достаточно, чтобы всё это безобразие сделать податливым, а через 5 минут легко счистить корщёткой. После ещё двух «пшиков» с последующей протиркой хорошей тряпкой – головка нужной пробки и поверхность вокруг будут чисты «до металла». Как говорится – «чего и желать?»;
- Воронка и прозрачная трубка. Разумеется, в идеале: профессиональная воронка с подвесом и трубка с набором наконечников всевозможных форм и уплотнений. Но это великолепие входит в арсенал СТО, и для обычного автолюбителя является роскошью. Тем не менее, подходящая воронка из арсенала любого магазина «Хозтовары» и прозрачная ПВХ (если силиконовая – вообще «5 баллов») соответствующего диаметра – лучшее вооружение любого желающего сменить масло в МКПП Peugeot, Citroёn и др. Мы же не зря публикуем размеры резьбы заливных и контрольных пробок «механики»: например — при М16Х1.5 эффективный диаметр «дырки» будет 14 мм, следовательно, трубку с таким наружным диаметром и надо будет приобрести. А подобрать к ней воронку – сможет и первоклассник.
«Твори! Выдумывай! Пробуй!» – этот лозунг 30-х пионеров-энтузиастов моделизма, ваяния, зодчества и истории, в новые нынешние времена заиграл совершенно другими и более яркими цветами, осветив и наставив на курс «действовать!» самые широкие слои населения нашей страны, в авангарде которых МЫ – автомобилисты! Есть сомнения? А вот у создателей самой современной «механики» сомнений не было – «в век автоматизации» на PSA и решили создать инновационную МКПП MB6, понимая, что эта тема сейчас «не в моде», но … История-то движется – по спирали …