„Автомобиль является самым одушевлённым из всех творений рук человеческих“ – сказал Сэр Уильям Лайонс, основатель автомобильной компании Jaguar.
Действительно – как и у нас, у каждого авто есть свой характер, темперамент и душа. Даже не замечая этого, мы относимся к ним, как к людям – кто-то становится другом, а от кого-то хочется бежать, общение с одним доставляет радость, а с другим никак не удаётся найти общий язык.
Покупка нового автомобиля чем-то напоминает обретение нового члена семьи, друга или соратника. В отличие от друзей, которых, как известно – не выбирают, автомобиль выбрать – можно. И даже – нужно! Лучшим мероприятием для выбора «своего» автомобиля является его тест-драйв (пробная поездка). Однако мало кто знает, что у тест-драйва есть свои секреты, не зная которые, многие делают неверный выбор и даже становятся жертвами мошенничества. Цель этой статьи – подсказать Вам, как провести тест-драйв с максимальной пользой, и выбранный Вами автомобиль доставлял в будущем только радость и позитивные эмоции!
- Для чего вообще нужен тест-драйвы автомобилей
- Как правильно подготовиться к автомобильному тест-драйву
- Что взять с собой на тест-драйв машины
- Что делать перед пробной поездкой на автомобиле
- «Джентльмены! Заводите моторы!» или «Поехали!»: на трассе тест-драйва
- После тест-драйва авто: «Pro et Contra»
- Махинации, хитрости и трюки менеджеров автосалонов или как не дать себя «облапошить»
Для чего вообще нужен тест-драйвы автомобилей
Пробная поездка – самый лучший способ сделать правильный выбор нужного именно Вам автомобиля. Не секрет, что в наше время успех любой марки, представленной в России, в первую очередь зависит от количества продаж. А, как известно: — «реклама – двигатель торговли». Чем мощнее и эффективнее реклама того или иного автобренда – тем лучше он продаётся и тем большую прибыль он приносит.
«Были бы деньги, а раскрутить можно и табуретку» – точно охарактеризовал мир российского паблисити один из создателей группы «Ласковый май» Андрей Разин. «Честность» и «объективность» давно стали понятиями чуждыми автомобильной рекламе. Выгоды и преимущества той или иной модели часто оказываются выдуманными, а во многих случаях ими прикрывают катастрофические недостатки. «Ах, обмануть меня не трудно!.. Я сам обманываться рад!» – со времён появления этих строк великого русского поэта ничего не изменилось даже в XXI веке.
Насмотревшись слащавых видео и начитавшись елейных отзывов, потенциальные покупатели кубарем несутся в автосалоны, подобно зомби, тысячами скупая вожделенные автомобили, через некоторое время убеждаясь, что деньги отданы зря, а машина-мечта на самом деле оказалась никчёмным бестолковым пепелацем. Как защититься от этой неприятности? Рецепт – есть!
Тест-драйв автомобиля перед покупкой – Ваше самое мощное оружие против неверного выбора!
Именно во время пробной поездки Вы можете познакомиться с будущей машиной наиболее полно, подробно и непредвзято, почувствовав её, как говорится – «до потрохов», после чего принять обоснованное решение о покупке или наоборот — вычеркнуть из списка кандидатов. Если добавить к полученным во время пробной поездки на автомобиле ощущениям впечатления от знакомства с авто «в статике», с образцом, представленным в шоу-руме автосалона, то картина выбора становится практически законченной, и никакие «внешние влияния» уже не смогут испортить правильность Вашего выбора. И Вы, возможно, даже не представляете, что Ваше право сделать правильный выбор закреплено и защищено в России … законодательно!
В Законе РФ «О защите прав потребителя» (ЗЗПП) есть две статьи, напрямую касающиеся тест-драйва
Статья 4. ПП№3: — «Если продавец (исполнитель) при заключении договора был поставлен потребителем в известность о конкретных целях приобретения товара (выполнения работы, оказания услуги), продавец (исполнитель) обязан передать потребителю товар (выполнить работу, оказать услугу), пригодный для использования в соответствии с этими целями.»
Статья 10. ПП№1: — «Изготовитель (исполнитель, продавец) обязан своевременно предоставлять потребителю необходимую и достоверную информацию о товарах (работах, услугах), обеспечивающую возможность их правильного выбора.».
Таким образом, дилерский центр автомобильной марки обязан (!) предоставить Вам возможность проведения пробной поездки на автомобиле интересующей Вас модели, причём с двигателем, КПП и комплектации, максимально соответствующими Вашим потребностям.
Как правильно подготовиться к автомобильному тест-драйву
Сначала определитесь – для кого приобретается автомобиль: «для себя любимого», для супруги, для семьи, или др. Обдумайте (можно даже нарисовать небольшую диаграмму) – кто и какое количество времени будет вести машину, а и какое количество пассажиров в течение какого времени будут находиться в салоне Вашего будущего авто. От этого зависит очень многое. Разумеется, если 100% времени за рулём будете Вы, и перевозка пассажиров не рассматривается как таковая – всё просто. Но если автомобиль для семейного использования – всё сложнее, но интереснее!
В спокойной и комфортной домашней обстановке – запишите на бумаге (именно запишите, а не пытайтесь запомнить — в процессе вождения или эйфории Вы половину – обязательно забудете) краткий список того, что хотите испытать. Например:
- Разгонная динамика;
- «Тянет» или «не тянет» двигатель;
- Не «плывёт» ли в поворотах и насколько точно управляется;
- Насколько комфортно и удобно переключать передачи КПП;
- Адекватно ли работает АКПП, вариатор или «робот», логично ли его поведение;
- Насколько жёстко/мягко работает подвеска при проезде неровностей типа «лежачий полицейский»;
- Звукоизоляция салона, громко ли слышен двигатель или его вообще не слышно;
- Удобна ли посадка на водительском кресле, удобно ли супруге и/или детям на заднем сиденье;
- Удобство посадки/высадки (особенно актуально для пожилых людей);
- Насколько хороша обзорность, удобно ли парковаться;
- «Холодный» автомобиль или «тёплый» (актуально при зимнем тест-драйве);
- … и многое другое, что лично Вы считаете в своём будущем автомобиле главным требованием.
Список особо не перегружайте. Для составления полной картины Вам будет достаточно 15-20 пунктов. Не обобщайте понятия. Например, «комфорт» – термин очень растяжимый, и каждый понимает его по-своему. Постарайтесь конкретизировать – что именно из «комфорта» важно для Вас в наибольшей степени: мягкость кресел, удобство посадки, шумо- и звукоизоляция, удобство пользования подрулевыми переключателями, дизайн приборной панели, или др.
ВНИМАНИЕ! О цене-скидках на тест-драйве – не разговаривайте и их не обсуждайте! Это Вы легко и спокойно выясните в последующий после пробной поездки целенаправленный «финансовый» визит в этот (или другой) автосалон. Перед тест-драйвом Вам будет достаточно знать «общую» информацию о цене – «хватит денег или не хватит», и — не более. Ведь если сделают привлекательную скидку на плохой автомобиль – он всё равно останется ПЛОХИМ в течение многих лет, пока Вы от него не избавитесь, а о скидке Вы забудете сразу после постановки на учёт, укоряя себя «зря повёлся на скидос, купив это дерьмо». Не отвлекайтесь на «звон денег»!
Важный вопрос, который для многих становится камнем преткновения – брать ли с собой на тест-драйв авто супругу, детей, семью, друзей и знакомых? Для ответа на этот вопрос мы и советовали начать с определения – для кого и каких целей приобретается транспортное средство.
Если «железный скакун» покупается для личного, индивидуального пользования, и ездить на нём будете Вы, и только Вы – зачем Вам другой советчик, хоть он и друг или специалист? Ведь такими нас сделал Бог, что ощущения, впечатления и требования к «своему» автомобилю у каждого из нас столь же индивидуальны и неповторимы, как отпечатки пальцев. Ваш товарищ подсознательно будет «примерять на себя» Вашего фаворита. Его мнение скорее всего будет мало соответствовать Вашему и станет помехой правильному выбору.
Но если покупается «лайнер» для семейного использования, без супруги и детей – никак не обойтись! Пусть за рулём «испытуемого» будете находиться только Вы, но остальные члены семьи, разместившиеся на пассажирских сиденьях – тоже будут вовлечены в тест-драйв. Секрет в том, что водитель, в силу преимущественной концентрации своего внимания на дорожной обстановке, не замечает большой части особенностей поведения авто. Например, толчок подвески при проезде барьера типа «лежачий полицейский», кажущийся за рулём незначительным и незаслуживающим внимания, на заднем ряду сидений может ощущаться «выстрелом из катапульты».
Другой пример – ковшевидные кресла переднего ряда, цепко и мягко удерживающие «капитана» и «штурмана», могут сочетаться с плоской и скользкой «лавкой» подушки заднего дивана, по которому дети будут «летать» в поворотах из стороны в сторону, как по льду, несмотря на пристёгнутые ремни безопасности. А может быть и противоположное – водителю, из-за высокого роста, может чуть-чуть не хватать длины перемещения кресла вдоль (легко компенсируется подбором регулировки по высоте), зато для ног задних пассажиров – пространство и простор. В любом случае – при покупке семейного «лайнера» обязано быть одинаково важным мнение каждого члена семьи.
- Ещё один вопрос, деликатный и интимный, часто вызывающий споры и ставящий в тупик – брать ли на тест-драйв женщину (пусть она и супруга, мать, дочь или подруга)? Мужчины и женщины отличаются не только физиологическими особенностями. Дело в том, что сотнями тысяч лет существования людей, на генном уровне в нас записано, что мужчина – воин, охотник или добытчик, а женщина – хранительница домашнего очага. Основным транспортным средством большую часть истории человечества были лошади. Лишь всего около сотни лет назад эти прекрасные животные уступили своё место «коням железным», к которым перешла вся любовь и уважительное отношение «сильной половины».
«С природой не поспоришь» (С). Подсознательно многие женщины, пусть и не показывая это прямо, относятся к отношению мужчины к автомобилю, как к игре мальчика с дорогой игрушкой, блажью и способом уйти от исполнения семейных обязанностей. Разумеется, что прогресс и эмансипация во-многом изменили физиологию и генетику – многие дамы рулят машинами не хуже мужчин и даже неплохо выступают в труднейших автогонках, как и многие мужчины стали прекрасными хранителями семейств и «мапами», занимающимися домостроем не хуже «лучших половин». Однако – это скорее исключение, чем правило. Из личного опыта – бывало, что во время пробных поездок разгорались настолько жаркие семейные баталии, что приходилось останавливать тест-драйв, всех участников усаживать на пассажирские места, после чего отвозить в кафе для успокоения и воцарения мира в «ячейке общества». Вывод только один – решение об участии прекрасных представительниц «слабого пола» в тест-драйве должно решаться индивидуально и с учётом специфических особенностей характера каждой из любимых нами «femme».
- Не совмещайте тест-драйв автомобиля с поездкой в супермаркет, магазин, в кино или театр – женщины и дети будут постоянно «нудить» – заканчивай, заканчивай, заканчивай, поехали скорее в аквапарк, на каток, там сегодня распродажа, опоздаем, пап – я писять хочу, а ты карточки скидочные взял, … и т.д., и т.п. А оно Вам это – нужно??? Ни пробную поездку как надо, полезно и объективно – не проведёте, ни последующие мероприятия. Уместно задать вопрос – а зачем тогда вообще проводить тест-драйв, если времени – дефицит, а участники пробной поездки думают о чём-то другом, и это мероприятие – лишь помеха осуществления их мечт на этот день? Что делать? Выход из положения – прост.
Тест-драйв должен стать для семьи — самостоятельным шоу, не связанным с другими мероприятиями! Попробуйте сделать нечто вроде квеста! В роде – сегодня мы едем испытывать уникальную машину, все вы – и мама, и дети – испытатели. Чем подробнее и лучше вы испытаете авто – тем лучше и желаннее будет сюрприз после испытаний. … Посмотрите на карте – по близости от автосалона, в котором Вы будете проводить тест-драйв машины, наверняка будет какая-нибудь хорошая пиццерия, ресторан или хотя бы брендовый фаст-фуд с просторным залом.
Так закрепите ощущения и информацию от только что проверенных испытаний позитивными эмоциями! Тут же, в комфортной и позитивной обстановке, можно обсудить все тонкости и особенности будущего семейного «крейсера». В этом Вам лучшим помощником будет – листок бумаги, на котором Вы записали требования к автомобилю, о чём мы советовали в начале главы.
- Перед тестовой поездкой на авомобиле – хорошенько выспитесь. Если Вы личность впечатлительная (это очень хорошо) – в течение суток перед пробной поездкой не смотрите негативно-агрессивных или тяжёлых фильмов. И конечно же исключите своё участие в ссорах, скандалах и неприятных событиях. Разумеется, что участие в тест-драйве «с бодуна» – абсолютно неприемлемо. В любом случае: если Вы в плохом настроении, нездоровы или мешают неприятные жизненные обстоятельства – отмените пробную поездку, проведите её в другой раз!
Медиками доказано – человеческое восприятие сильно зависит от его психологического состояния и степени усталости. Абсолютно один и тот же автомобиль, в одних и тех же условиях: грустному человеку покажется скучным и некрасивым, а весёлому и бодрому – позитивным и привлекательным.
- Узнайте прогноз погоды. Если в выбранный Вами день и час тестовой поездки ожидается проливной дождь, снежный буран или штормовое предупреждение – мероприятие может закончиться очень плохо, поэтому отмените пробную поездку или перенесите её на более подходящую в метеорологическом отношении дату.
Пусть погода будет – позитивной. Разумеется, что для хорошего автомобиля плохая погода преградой быть не может, но во всём нужно знать меру – пробная поездка не должна превратиться в экстрим-шоу, что Вам только навредит, а проведённая в стиле небольшого позитивного приключения – будет максимально полезной.
- Не проводите тест-драйв ночью или в тёмное время суток! Как минимум – это небезопасно. Всё Ваше внимание будет приковано к дороге. Единственное что сможете проверить – свет фар. И больше ничего.
Если пробная поездка проводится в яркий летний день – не забудьте удобные противосолнечные очки с подходящим светопропусканием и широкими дугами (защищают глаза от боковых солнечных лучей). Зрение не должно напрягаться. Разумеется, если Вы пользуетесь очками в обычной жизни – взять их с собой необходимо априори.
- Наденьте на тест-драйв удобную одежду, лучше – спортивного типа. Ничто не должно стеснять Ваши движения, тем более – мешать. Следует понимать, что пробная поездка – это не светский раут, и не ярмарка тщеславия. Дорогой костюм или роскошная шуба будут смотреться здесь, как минимум, неуместно.
Если выбираете из нескольких автомобилей – не проводите больше двух тест-драйвов в один день! Разумеется, их можно провести и три, и пять, и даже десять, но … все ощущения неизбежно перемешаются и плюсы одного авто могут случайно быть приписаны другому, а минусы третьего – первому.
А теперь – самое главное! Позвоните в автосалон, узнайте какой автомобиль представлен в нём на тест-драйве и ЗАПИШИТЕСЬ!!! Это необходимо, чтобы его случайно не увезли на ТО, и Ваш визит не был бы напрасным. Узнайте – какие документы необходимо с собой захватить. Во время телефонного разговора с менеджером салона обязательно спросите – застрахован ли тестовый автомобиль по КАСКО. Если «Да» – можете смело ехать в этот автоцентр, если «Нет» – приезжать сюда не следует, так как Вы не должны нести никакой финансовой ответственности за сохранение «испытуемого» в целости.
Что взять с собой на тест-драйв машины
- Водительское удостоверение;
- Паспорт. Он понадобится для оформления «бумаг», необходимых для Вашего допуска за руль тестового автомобиля. Он наверняка зарегистрирован в ГИБДД от юридического лица, а в этом случае доверенность – обязательна;
- Подходящая по длине рулетка. Очень полезная штука – с её помощью можно измерить: размеры багажника, ширину салона, прочие важные для Вас размерности, чтобы затем сравнить их с оными у других конкурентов;
- Противосолнечные очки;
- Список того, что и какие параметры Вы хотите испытать;
- Блокнот или записную книжку, и ручку (чтобы делать необходимые пометки и замечания «по горячим следам»).
Обычно каких-то других документов для участия в тест-драйве не требуется. Но всё равно хорошенько расспросите менеджера о необходимых «доках». Ведь бывает, что при наличии журналистского удостоверения, Вам могут отдать автомобиль для пробной поездки – на сутки и даже дольше!
Бывает, что к участникам тест-драйва предъявляют дополнительное требование о наличии водительского стаже более двух лет. Это требование не только незаконно, но и абсолютно лишено смысла и логики. Сухой язык статистики беспристрастно указывает на обратное – только что окончившие автошколу водители, со стажем менее 2-х лет являются самыми безопасными участниками дорожного движения и реже других попадают в аварии. Если такое требование имеется, и машину Вы водите меньше двух лет, то попробуйте «надавить» по телефону на менеджера или переговорить с его руководителем, способным решить вопрос в Вашу пользу. Если товарищи «упираются», то ехать на тест-драйв в этот автоцентр смысла не имеет – если они не в состоянии пойти навстречу в решении столь простейшего вопроса, то всё остальное у них скорее всего такое же «дубовое».
Что делать перед пробной поездкой на автомобиле
И вот Вы приехали в автосалон для тест-драйва. Если Вы приехали для проведения тест-драйва на спецполигон типа «Jeep Territory», «Jaguar Land Rover Experience» или «Porsche Warm-Up», то следующие строки для Вас неактуальны. Будет достаточно сказать девушке на ресепшн: — «Здравствуйте! Я приехал!», после чего водитель-инструктор всё сделает за Вас, и потребуется лишь следовать его указаниям. Но если тест-драйв проводится в обычном автосалоне, то эта глава будет очень важна.
Здесь тоже надо будет подойти к ресепшн и сказать те же слова. Тест-драйв обычно проводит один из продавцов-консультантов или менеджер. Некоторые солидные автоцентры позволяют себе иметь специального водителя-инструктора, специализирующегося на проведении пробных поездок, но это – большая редкость. Перед тем, как приступить к самому интересному будет необходимо оформить всякие формальности и задать сотруднику важные вопросы.
- Первое, в чём необходимо удостовериться и увидеть собственными глазами – застрахован ли тестовый автомобиль по КАСКО. Как мы уже говорили: если страховка есть – смело продолжайте оформление доков, если её нет – уезжайте из этого автосалона.
- Проводящий пробную поездку сотрудник автосалона обязан (!) перед тест-драйвом показать на карте или её фрагменте в «Анкете тест-драйва» его маршрут. Если инструктор по какой-то причине забыл это сделать – напомните ему об обязательности этой процедуры.
- В это же время покажите сотруднику автоцентра список того, что Вы собираетесь проверить. Вместе с ним обсудите – где и на каком участке Вы сможете испытать каждую интересующую Вас характеристику. Обычно специалисты солидных автосалонов «имеют в обойме» несколько маршрутов тест-драйва для проверки тех или иных специфических особенностей автомобиля. Сотрудник должен подобрать наиболее оптимальный, на котором Вы проверите всё, что нужно.
- Важно ознакомиться с маршрутом ПЕРЕД отъездом на «испытуемом» от автосалона, а не в процессе вождения! «Поехали, а я Вам по дороге всё покажу» – неприемлемо и «сильно пахнет» тем, что от Вас хотят скрыть какой-то недостаток или «слабое место» автомобиля, отвлекая внимание на следование правильным маршрутом (который, разумеется, Вы сразу не запомните). Правильный принцип таков: в автосалоне запоминаете маршрут, а на «первом круге» пробной поездки, когда за рулём менеджер, закрепляете маршрут в памяти.
- Укажите инструктору, что первый полный круг по маршруту тест-драйва должен совершить он. А Вы будете сидеть рядом на пассажирском кресле. Во время этого круга сотрудник расскажет – на каком участке что и как лучше проверить, где и какие есть ограничения скорости, светофоры, камеры, и другие важные особенности трассы. Это важно для того, чтобы Вы во время «своих» кругов не отвлекались на такие «помехи».
- Длительность пробной поездки обычно составляет от 20 до 40 минут (в зависимости от трассы, дорожной обстановки и Ваших желаний). Количество «ваших» кругов, как правило – не ограничивается. Бывают варианты, когда без нескольких испытательных кругов просто не обойтись! Например, у кроссовера Peugeot 3008 автоматическая 6-ступенчатая коробка передач Aisin AT6 оснащена функцией выбора режимов: «обычный», «зимний» и «спортивный». В таком случае мы рекомендуем проехать один «свой круг» в «обычном», второй – с включённым «спортивным», а третий – на «зимнем» режимах.
Пусть это слегка и увеличит длительность тест-драйва, зато Вы сможете максимально эффективно изучить особенности изменений в поведении автомобиля, оснащённого такой АКПП. Ведь меняется характер не только переключений «автомата», но и двигатель вместе с подвеской и тормозной системой начинают работать по-другому. Так что количество «ваших» кругов по трассе тест-драйва не обязательно должно быть ограничено одним, и полностью зависит от Вашего желания.
- Если в шоу-руме автосалона представлен автомобиль, аналогичный тестовому, «пощупайте» и научитесь пользоваться всеми приборами, рычажками, ручками и регулировками. Несколько раз отрегулируйте кресло, чтобы при посадке в тестируемый автомобиль, потратить на это минимум времени и быстро найти удобные настройки. Также обратите внимание на регулировки руля – в скольких плоскостях он регулируется, в каких диапазонах перемещается и как разблокировать/заблокировать рулевую колонку.
В случае, если тестовый автомобиль «единственный в своём роде», и аналога в шоу-руме не имеет, то придётся всё вышеперечисленное пробовать на нём. Но – исключительно ДО начала тест-драйва. Если начать производить регулировки, искать какая кнопочка или рычажок какую функцию включает/выключает, будучи уже на дороге – можете быть стопроцентно уверены, что настройки кресла будут неудобными, а пользование органами управления будет дискомфортным, а главное – вы не сможете проверить и половины намеченного. Оно Вам – нужно? Наверное – нет! Поэтому научитесь пользоваться максимальным количеством органов управления автомобилем «в статике», на образце в шоу-руме.
Наглядный пример – если Вы впервые тестируете автомобиль Mercedes Benz, а до этого ездили на машине другой марки, то в процессе езды можете столкнуться с проблемой пользования «дворниками» и включением фар, так как все кнопки у него сконцентрированы на единственном рычажке «поворотников», в то время, как у других авто управление этими функциями разнесено по разные стороны от руля. Другой пример – управление «дворниками» и наружным освещением у Peugeot и Citroen производится вращением «барабанчиков» сверху-вниз на концах подрулевых рычажков, но у автомобилей Honda или Dongfeng эти же действия производятся вращением снизу-вверх, а у Volkswagen и Audi свет переключается круглой ручкой, вынесенной под приборную панель. Не ознакомившись с этим предварительно, перед поездкой, незнание таких особенностей во время тест-драйва может сильно испортить ощущения и даже напугать.
ВНИМАНИЕ! Пристёгивание ремнями безопасности во время тест-драйва – обязательно! Инструктор имеет полное право (в том числе и юридическое) отказать Вам в проведении пробной поездки и приказать покинуть машину, если Вы не пристёгнуты. В свою очередь – и сотрудник обязан пристегнуться. Если он не пристёгнут – обяжите его это сделать.
«Джентльмены! Заводите моторы!» или «Поехали!»: на трассе тест-драйва
Итак … Вы с инструктором – на трассе тест-драйва. Сотрудник проехал «свой» круг и ознакомил Вас с особенностями маршрута, освободил водительское кресло, и Вы с ним поменялись местами. Что дальше?
- Первым делом проверьте тормоза! Для этого, сразу после старта, на относительно ровном и прямом участке сухого асфальта, набрав скорость около 30-40 км/ч – плавно затормозите, замедлившись до 5-10 км/ч. Именно плавно, а не «ударив по гольмам»! Это нужно для безопасности и понимания процесса торможения конкретно данной модели автомобиля, динамики его замедления. Дело в том, что не только каждой марке присущи свои индивидуальные особенности торможения, но и любая из её моделей может отличаться тормозной спецификой. Это – нормально!
Есть автомобили, которые мгновенно «встают колом» даже от слабого касания педали тормоза, а есть такие, для замедления которых приходится жать на педаль чуть ли не двумя ногами. Многое здесь зависит и от привычки. Например, человек всю жизнь ездивший на «корейцах», впервые надавив на тормоза Peugeot, ощущает их «острыми», как и любой «пыжевод», поехав на машине из «страны утренней свежести» с ужасом ощущает, что она «не тормозит». Дело в том, что тормоза у тех и других – отличные, просто они по-разному настроены, да и поставщики тормозных систем и электроники ESP/ESC/CDS у марок – разные, но в обоих случаях — одни из лучших в мире: Bosch (у PSA) или Teves ATE Continental (у Hyundai/Kia или VAG). Поэтому – просто постарайтесь привыкнуть. Если не получится – значит автомобиль «не Ваш».
Потренировавшись пару-тройку раз в торможении и слегка привыкнув к особенностям замедления, переходите к испытаниям остального. Проверить тормоза – главное! Ведь даже Чемпион мира Формулы 1 и IndyCar Марио Андретти, говорит: — «Просто удивительно, сколько гонщиков, даже в Формуле-1, думают, что тормоза предназначены только для торможения».
- На прямом и безопасном участке трассы тест-драйва повращайте рулём влево-вправо на небольшой угол. Так к Вам придёт понимание, как автомобиль поворачивает и насколько «острый» у неё «руль». Есть машины, руль которых приходится неистово вращать, как штурвал бригантины, чтобы она хотя бы немного изменила свою траекторию, но есть и такие, у которых достаточно лишь чуть шевельнуть пальцами спицу «бублика», чтобы автомобиль ушёл в сторону. Причём, эти свойства рулевого управления мало зависят от класса и отношения к спорту – «увальни» и «строптивцы» есть, и у сугубо семейных авто, и у «заряженных».
- Первая часть проверки удобства и «остроты» рулевого управления – на трассе. Скажем так – «в динамике». А второе испытание проведите – «в статике», то есть – на парковке. Применяются усилители руля различных конструкций, характеристик и функций. Есть с изменяемым усилием, есть – с неизменным. Изменяемое усилие может быть с пропорциональной или параметрической характеристикой. Что лучше, а что хуже – забивать Ваш мозг этой, абсолютно ненужной информацией, сейчас не будем, но обратим внимание на главное – рулевое управление и характер его поведения обязаны быть удобными Вам, и только Вам!
- Не пачкайте своё сознание совершенно ненужной информацией о типе усилителя руля: гидравлический он, электрогидравлический или электрический! Всё это – «от лукавого» и произрастает от необразованности якобы «знатоков», считающих один лучше другого, а третий – лучше остальных. Главное – усилитель руля обязан быть на современном автомобиле, как и иметь характеристики, удобные именно Вам, а не кому-то другому. Процесс «руления» обязан доставлять удовольствие, а от его типа – не зависит ничего.
- Важнейшее для создания мнения о комфортабельности автомобиля испытание – езда по барьерам типа «лежачий полицейский» и дорожным неровностям. Ни в коем случае не бойтесь ездить по ним на тест-драйве. Если инструктор краснеет и «потеет», прося Вас по ним не ездить – это первый сигнал о том, что подвеска авто «дубовая» или дискомфортная. Не потакайте его желаниям – ведь на таком же автомобиле ездить Вам, а не ему.
В то же время – относитесь к испытаниям на неровностях «без фанатизма». Проезжайте по ним именно с той скоростью, как Вы привыкли и как Вам комфортно. Не надо «скакать» по ним на бешеной скорости, на которой даже самые «упругие» машины будут «пробивать» подвеску до ограничителей хода.
ВАЖНО! Перед проездом какой-либо неровности или совершением маневра, постарайтесь заранее предупредить об этом сотрудника и пассажиров. Это особенно актуально, если на борту «испытуемого» Ваша семья, супруга, дети или престарелые родственники. Не пугайте их. Если этого не делать, то на финише и после тест-драйва они могут наговорить о понравившемся лично Вам автомобиле множество гадостей и негативных мнений, которые испортят выбор.
- Если Вы проверяете автомобиль, оснащённый «роботом» (с «одним сцеплением» или типа DSG), то обязательно на нём «потолкайтесь в пробках» или хотя бы смоделируйте «пробочное» движение. Проделать это испытание лучше в конце тест-драйва, когда муфта «double kupplung» уже разогрелась. Сымитировать «пробку» можно, совершив около 10-15 спринтерских разгонов до 7-10 км/ч с последующими торможениями до «нуля».
Начиная с десятого «разгона-торможения» может начать проявляться неадекватность поведения системы автоматического управления АКП. Если неадекватность появилась – в будущем езда по «пробкам» станет сродни изощрённой пытке. А когда коробка передач ведёт себя нормально даже после двух десятков «толчков» – «можно брать» (С).
- «Ваши» круги трассы тест-драйва проводите при полном молчании мультимедийной или аудиосистемы! Ни один лишний звук не должен мешать ушам «слушать» автомобиль. Ведь даже лёгкое «мурлыканье» радио может скрыть неприятные «сверчки», потрескивания и вибрации.
После тест-драйва авто: «Pro et Contra»
Сразу после пробной поездки на автомобиле (лучше перед выходом из автосалона) сделайте на листке со списком испытуемых параметров и требований короткие надписи «по горячим следам» (по любой системе: «пятибалльной», «+/-» или «Супер/Отстой»).
Если Вы испытываете несколько автомобилей – пусть каждому из них будет посвящен отдельный листок.
Заметки крайне эмоционального содержания – приветствуются. Многие психологи считают, что «первая реакция – самая точная и правдивая», но необдуманная. Через некоторое время эти записи очень пригодятся.
Прежде, чем начать подведение итогов и вплотную подойти к ответу на вопрос «что выбрать?», должно пройти несколько часов. Вы и те, кто участвовал в тест-драйве, должны успокоиться, страсти остынуть, а в дело вступить холодный рассудок и сухая логика.
Постарайтесь, чтобы в течение этого времени с Вами никто не общался ни по какому вопросу приобретения автомобиля, и об автомобилях вообще – ни на словах, ни по телефону, ни по Email. Ничьё стороннее мнение не должно повлиять на выбор особенно в течение этих часов, когда Ваше подсознание «раскладывает по полочкам» все полученные впечатления, ощущения, оценки и реакции. Любое вмешательство в этот скрытый мыслительный процесс станет помехой, из-за которой что-то изначально позитивное из-за чьего-то постороннего мнения может незаметно стать негативным.
Лучше всего подведение итогов делать вечером, в комфортной обстановке. Если Вы принимаете решение вместе с людьми, также участвовавшими в тест-драйве, то создайте и для них комфортные условия и уют. Исключите любые всплески эмоций, чужие сторонние вмешательства в обсуждение.
Как раз сейчас «эмоциональные заметки на полях» будут наиболее полезны – с помощью них Вы сможете уточнить расстановку акцентов на фоне других мнений и параметров.
Точки зрения всех участников полезно собрать в общую сводную таблицу, что сильно упростит, облегчит и ускорит принятие решения о покупке одного или другого автомобиля.
Махинации, хитрости и трюки менеджеров автосалонов или как не дать себя «облапошить»
Разумеется, что любому менеджеру автосалона необходимо продать именно тот автомобиль, который был бы выгоден ему, фирме на которую он работает, а не Вам. Увы! В большинстве случаев интересы менеджера будут кардинально отличаться от Ваших. Если полностью довериться мнению продавца, в большинстве случаев он подберёт авто, которое не будет приносить удовольствия от покупки и владения. Допустить этого нельзя. Поэтому важно знать о махинациях и трюках, которые используют сотрудники автосалонов до, в процессе и после тест-драйва, чтобы «втюхать» нужный им автомобиль, а Вам не попасться на их уловки.
- Присмотритесь к маршруту тест-драйва ещё в шоу-руме. Если пробная поездка проходит по идеально ровным улицам, тем более по первоклассным шоссе типа МКАД – скорее всего это говорит о том, что подвеска у автомобиля излишне жёсткая, «зубодробительная», и на это Ваши предшественники уже жаловались.
Смело настаивайте на том, чтобы маршрут тест-драйва имел участок с неровной, ухабистой дорогой, где сможете исчерпывающе проверить мягкость подвески и плавность хода. Если этот участок короткий – настаивайте на возможности проехать по нему несколько раз. Если менеджер лишает Вас возможности испытать автомобиль на «колдырях», объясняя это отсутствием подобных дорог поблизости – скорее всего он врёт (у нас даже на «правительственных» трассах есть неровности), а автомобиль не достоин внимания, ибо способен «вытрясти душу» из Вас и пассажиров.
- Автомобиль для тест-драйва может быть оснащён дополнительной шумо- и звукоизоляцией. Во время пробной поездки он будет тихим и бесшумным, как сурдокамера. Вы будете уверены, что и абсолютно новый авто столь же беззвучен. Каким же глубоким будет разочарование, когда, выехав из автосалона на только что купленной машине, ощутите себя, как внутри пустой железной бочки, по которой бьют молотками из-под капота, и осыпают гравием со стороны колёсных арок. На возмущенный вопрос о таком звуковом несоответствии Вам поступит предложение сделать шумоизоляцию за дополнительную «круглую» сумму. Жаловаться властям бесполезно, так как под действие Закона о защите прав потребителя это не подпадает.
Выявить подвох трудно (дополнительную «шумку» на тестовых авто обычно хорошо прячут), но можно. Для этого откройте капот, взгляните на внутреннюю сторону его крышки, если на ней находится чёрная ворсовая панель – отогните её край и загляните внутрь: если там просто окрашенный металл, то дополнительная изоляция от звуков отсутствует, если же там приклеены серебристые или чёрные панели – она присутствует. Также попробуйте нагнуться к педалям и отогнуть края декоративного ворсового карпета – дополнительную шумоизоляцию обычно прячут под ним.
- Загляните в багажник, поднимите крышку-панель, закрывающую запасное колесо, хорошенько осмотрите бока и верхнюю часть пространства отсека. Дополнительную шумоизоляцию могут разместить и здесь. Но Вам важнее увидеть наличие запасного колеса, инструмента и принадлежностей. Бывает, что всё это хозяйство в багажнике отсутствует. Почему? Потому что есть автомобили, где запасное колесо и прочее находящееся здесь имущество никак не закреплены, и во время проезда неровностей всё это издаёт громкие неприятные звуки. Чтобы этого не было, «запаску» и прочие багажные принадлежности автосалоны некоторых марок предпочитают хранить отдельно, «отмазываясь», что мол «воруют».
- Тестовые авто часто нашпиговывают дополнительным оборудованием, которое может выглядеть, как штатное. Машина выглядит богато и роскошно. Вы находитесь в эйфории и менеджеры всё это Вам успешно «впаривают». Нужно это Вам или нет – их не интересует. Вы покупаете такой же, этого же уровня комплектации авто, и заказываете на него установку всего этого великолепия. Весь этот ДОП, разумеется, устанавливают, и Вы радостно уезжаете на новом автомобиле.
То, что Вас «ободрали и обобрали», станет ясно после изучения прайс-листов данной модели и услуг специализированных центров по установке сигнализаций, видеорегистраторов, мультимедийных систем и др. Выяснится, что за меньшую сумму можно было приобрести эту же модель с более богатым уровнем комплектации, а расценки в установочных центрах могут быть в 2-3 раза ниже, чем такие же услуги в автосалоне, продавшем автомобиль.
Поэтому и не надо во время тест-драйва обсуждать какой-либо ДОП и тем более – ни в коем случае не покупать сразу же автомобиль! «С этой мыслью надо переспать» (С).
- Очень часто бывает, что автосалон выставляет на тест-драйв модель в максимальной комплектации. Если тест-драйв проведён «правильно» и «лапша на уши» Вам повешена «грамотно», то Вы уезжаете домой раздумывать над покупкой бюджетной или средней комплектации этого авто в полной уверенности, что он будет столь же роскошен и солиден, как «испытуемый». Находясь в эйфории при получении новенького авто Вы не сразу заметите, что: этой пимпочки нет, та кнопочка отсутствует, вместо панели с разъёмами – заглушка, а отделка явно ниже по качеству, чем ожидалось изначально. Так как Акт приёма-передачи уже подписан, то возврат автомобиля невозможен.
Поэтому перед и после тест-драйва тщательно изучите прайс-лист желаемой для приобретения модели, а в автосалоне потребуйте, чтобы менеджер Вам подробно, доходчиво и чётко объяснил отличия каждого из уровней её комплектации. Всё это нужно, чтобы Вы по незнанию не купили «кота в мешке».
Когда во время тест-драйва Вы находитесь за рулём, то при проезде неровностей и «колдырей», находящийся в автомобиле сотрудник автосалона, как бы «вдруг» начинает отвлекать Вас вопросом или болтовнёй. Эта уловка действует так – когда менеджер что-то резко говорит или спрашивает, Вы «автоматически»-подсознательно переключаете своё внимание на него, рефлекторно отвлекаясь от поведения автомобиля и издаваемых им звуков. Ведь эти звуки могут быть громкими и некомфортными, являться недостатком данной модели. Поэтому, перед тем, как сесть за руль проверяемого автомобиля, укажите сотруднику автосалона, чтобы он помалкивал, отвечал только на Ваши вопросы и только тогда, когда его об этом попросят.
- Есть ещё один способ оставить у Вас положительные впечатления о заведомо плохом автомобиле называется «Ворона и лисица». С первых же метров тест-драйва менеджер начинает уважительно и ненавязчиво восторгаться Вашим стилем управления, используя хвалебные фразы вида: — «как Вы классно прошли этот поворот», «сразу видно опытного водителя», «у Вас многому нужно другим поучиться», «ехать вместе с Вами в одной машине – удовольствие», и т.п. Как это действует? Вспомните басню Ивана Андреевича Крылова «Ворона и лисица» – всё работает точно также, как описано в этом гениальном произведении. «И в сердце льстец всегда отыщет уголок» – покупателю уже не важен автомобиль, его недостатки и «косяки», так как всё его подсознание уже охвачено тщеславным «здесь меня любят и здесь меня ценят больше, чем в других автосалонах», и, разумеется он оставляет деньги в здешней кассе, лишь потом понимая, что ему «втюхали» откровенную рухлядь.
- Не менее эффективен способ одурачивания, называемый «подмена понятий» или «желаемое за действительное». Работает он так – в тот же момент, когда управляемый Вами автомобиль проезжает неровность, «колдобину» или другое препятствие, менеджер «с огнём в глазах» эмоционально говорит: — «смотрите, как упруго (или «мягко» – в зависимости от Ваших потребностей) автомобиль проехал эту выбоину?», «заметили, как плавно и бесшумно проехала машина через искусственную дорожную неровность (ЛП)?», и т.п. Подмена понятий в том, что на самом деле, если б менеджер рядом молчал или отсутствовал, этот звук был бы оценен Вами, как слишком громкий, а реакция подвески охарактеризована дискомфортной и разболтанной. Всё это происходит подсознательно — в момент, когда Вы управляете автомобилем и не в состоянии критически оценить слова менеджера, которые «записываются» в Вашу память, как на магнитную плёнку. Этот приём – ещё одна причина указать менеджеру, чтобы во время тест-драйва он молчал.
- Многие менеджеры сразу после начала движения включают магнитолу/мультимедийную систему якобы «для создания позитивной атмосферы». Это первый признак того, что у автомобиля отвратительная шумоизоляция. Поэтому с самого начала тест-драйва заставьте сотрудника автосалона выключить музыку и все источники посторонних звуков.
- Последний «рубеж атаки» продавцов автосалона – «додавливание» клиентов после тест-драйва. То есть, после того, как пробная поездка проведена, Вы уже покинули шоу-рум и едете/приехали домой, Вам начинают трезвонить по телефону из автосалона. Сначала может позвонить девушка и, трогательно извиняясь за беспокойство, задать якобы формальные вопросы: — «Что Вам понравилось в автосалоне?», «Понравился ли Вам автомобиль?», «Что Вам понравилось в автомобиле?», «Какие бы его параметры Вы оценили выше других?», и т.п. Девушка «не просто так» задаёт эти вопросы, её задача – сделать так, чтобы Вы произнесли и вспомнили как можно больше положительных, позитивных особенностей авто. Полученную информацию сотрудница тут же передаёт менеджеру, который, выждав час-полтора, звонит Вам и начинает «прессовать», то есть «более углублённо разводить» на покупку автомобиля. Минус ситуации в том, что Вы начинаете торговаться с менеджером, идя на поводу его предложений и фраз, полностью уходя от анализа полученной на тест-драйве информации и ответа на вопрос: — «а нужен ли вообще мне этот автомобиль?».
Поэтому не забудьте, ещё находясь в автосалоне, заставить менеджера чётко уяснить, что сегодня (или в течение любого необходимого Вам для принятия решения о покупке/отказе от покупки срока) звонить Вам не надо, не надо даже пытаться это сделать, и в случае звонка покупка в этом автосалоне не состоится (слегка запугнуть). Даже если кто-то из автосалона позвонит, сразу же прекращайте общение фразой вида: — «разговаривать не могу, и смогу только послезавтра», после чего «положить трубку». Помните главное – никто и никоим образом не имеет права мешать Вашему спокойному принятию решения о покупке будущего автомобиля.
Мы солидарны с писателем, поэтом и драматургом Максимом Горьким, сказавшим: — „Нет силы более могучей, чем знание; человек, вооружённый знанием, — непобедим.“. Теперь Вы вооружены искусством проведения тест-драйва, и мы уверены, что выбранный с помощью полученных знаний автомобиль будет радовать Вас на протяжении многих лет и тысяч километров, а значит ещё одним счастливым человеком на земле станет больше!