Тормозная жидкость: как правильно выбрать

Лайфхаки

Тормозная жидкость – главная в автомобиле! От её качества и состояния напрямую зависит самое важное свойство автомобиля – его безопасность. А, значит – наша с вами жизнь. Какие-либо капризы, «хотелки», предубеждения и желание сэкономить в деле выбора и применения, как минимум – неуместны. В этой статье мы расскажем вам – как выбрать тормозную жидкость для автомобиля, какие ТЖ бывают «в природе», какими свойствами они обладают и чем отличаются, какие обозначения и символы можно увидеть на флаконах с ТЖ, на какие из них нам следует обращать самое пристальное внимание, а на какие – не обращать никакого.

Что такое тормозная жидкость

Немного истории

Тормозную жидкость, как готовое изделие, советские шоферы узнали во время Великой Отечественной Войны, когда по ленд-лизу в СССР было привезено большое количество современных транспортных средств с гидравлической системой тормозов. Так, вместе с легендарными «Студебеккерами» везли нарядные канистры со спиртоглицериновой смесью для гидросистемы их тормозов. Разумеется, в основном к нам ехали грузовики, в которых остро нуждалась Красная Армия.

 Prepared for shipment to the USSR, Studebaker US6 chassis
Подготовленные для отправки в СССР шасси Studebaker US6 для установки на них «Катюш» БМ-13

Однако и современные легковые машины в небольших количествах тоже загружались на борт транспортных судов, отправлявшихся из Америки и Англии в Россию. В некогда очень известном фильме «Счастливый рейс» («Машина 22-12») 1949 г. с Николаем Крючковым и Михаилом Жаровым в главных ролях (между прочим – отъявленными автомобилистами), начальник автоколонны, отчитывая шофёра, так и говорит: — «Может тебе «Паккард» выдать или «Линкольн» с собачкой?». Американские иномарки не были такой уж большой редкостью в автопарках столичных автоколонн.

Gas station in Moscow 1947
На фото Наума Грановского 1947 года — московская АЗС и Ford De Luxe Sedan ‘1941, скорее всего поступивший в СССР по ленд-лизу

Однако первыми о ТЖ узнали отнюдь не водители, а лётно-технический состав ВВС РККА. Гидравлика широко начала применяться в нашей авиации с конца 30-х годов для уборки и выпуска шасси самолётов, хвостового колеса, закрылков и тормозов. Смесь готовили механики прямо на аэродроме. Например, в техническом наставлении по истребителю Ла-7 прямо указано, что «гидросистема заполняется смесью глицерина со спиртом следующего состава: для лета — 30% спирта и 70% глицерина, для зимы— 50% спирта и 50% глицерина по объему». В фильме «Хроника пикирующего бомбардировщика» есть эпический фрагмент с приготовлением спиртного напитка «Ликёр шасси», как раз из такой жидкости.

Fragment from the film "Chronicle of a Dive Bomber"
Знаменитый фрагмент с «Ликёром шасси» из фильма «Хроника пикирующего бомбардировщика»

Готовые растворы для тормозов в то время у нас не прижились. Для автомобилей её получали, смешивая касторовое масло с бутиловым спиртом (C4H9OH) в пропорции 50/50 по ТУ МХП СССР 1608-47. Причём, в примечаниях (пример: инструкция на «Москвич – 402» 1956 г.) указывалась возможность замены бутанола «другим спиртом, например этиловым (винным) или изобутиловым». Такая практика продолжалась до 60-х годов, когда уже почти 100% парка автомашин стали оснащаться гидравлическими тормозами, и выпуск тормозной жидкости принял промышленные масштабы. Так появились «красная» БСК – раствор по описанному выше рецепту, и «жёлтая» ЭСК – 60% касторки и 40% этилового спирта (C2H5OH). При всех плюсах (нулевая гигроскопичность, идеальные смазывающие свойства), эти «жижи» вскипали при 100-110°С, из-за чего подходили только для маломощных и медленных транспортных средств.

 Car parking in Luzhniki. Moscow. 1956
1956. Автомобильная стоянка в Лужниках. Для таких автомобилей тормозной жидкости «50/50: касторка + спирт» было вполне достаточно

«Революцию» в судьбе отечественных тормозных жидкостей совершило открытие Волжского Автозавода в Тольятти. Для «Жигулей», созданных по ФИАТовским лекалам, требовались современные высококипящие ТЖ на гликолевой основе. Какое-то время их поставляли из Италии, и вскоре было создано производство советского аналога ГТЖ-22 и -22М (ТУ 6-01-787–75). Состав тормозной жидкости: диэтиленгликоль (66%), этилкарбитол (32%), этилцеллозольв (3%), антикоррозионные и прочие присадки. Смесь получилась страшно ядовитой, начались тяжёлые отравления «по старой памяти» пытавшихся употребить её внутрь шоферов. Её быстро заменили «Невой», а затем «Томью», которые в какой-то мере отвечали международным стандартам DOT 1 и DOT 2.

Lada 1200 Zhiguli
Появившийся в 1970 году ВАЗ 2101 кардинально реформировал советскую автомобильную промышленность

Невероятно, но факт: ни в Советском Союзе, ни в современной России – никогда не существовало ГОСТа на автомобильные ТЖ. Максимум, что было – отраслевые ТУ, лишь в недавнее время приблизившиеся к международным DOT и принятым во всём мире американским нормативам.

Состав тормозной жидкости

Современные тормозные жидкости состоят из трёх основных компонентов: основы, растворителя и пакета присадок. Основой являются полигликоли – синтетические химические вещества, от которых зависят смазочные свойства «эликсира» для тормозов, составляющие около 20% объёмной доли. Недостаток полигликолей – высокая вязкость. Поэтому для придания смеси необходимой текучести в ней присутствует растворитель, состоящий из полигликолевых эфиров и сложных эфиров борной кислоты, занимающий до 80-85%.

Важно! Именно процентное соотношение основы к растворителю прямо влияет на соответствие тормозной жидкости Class 4 или Class 6. Оставшиеся 2-5% — пакет присадок, в котором антикоррозионные добавки, антиоксиданты и противовспенивающие ингредиенты.

Точный рецепт является секретом каждого производителя, однако «свободы творчества» здесь не наблюдается, так как соответствие международным стандартам контролируется независимыми автоклубами и обществами потребителей крайне строго, ведь это продукт, от которого напрямую зависит безопасность.

Какие бывают тормозные жидкости

Стандарты, термины и обозначения

DOT — аббревиатура от «United States Department of Transportation» (альтернативное название: USDOT), что в переводе на русский – департамент правительства США, занимающийся вопросами транспортной безопасности. Он впервые разработал список требований к тормозным жидкостям, систематизировал их, и ввел обозначения классов в стандарте FMVSS №116. Эти классы получили наименования и маркировку DOT 2, DOT 3, и др. Впоследствии эту классификацию приняли во всём мире для классификации ТЖ.

ISO – Международная Организация Стандартизации (International Standards Organisation) приняла стандарт ISO 4925:2005, который вводит дополнительные к DOT обозначения и маркировку (Class 3, Class 4, Class 5, Class 5-1 и Class 6) для более точного описания характеристик современных тормозных жидкостей.

SAE International – Международная Ассоциация Автомобильных Инженеров (Society of Automotive Engineers International) для исключения разночтений и установления чёткой стандартизации ТЖ установила стандарты J1703, J1704 и J1705, которые дублируют перечисленные, например: DOT 3 эквивалентен SAE J1703 и ISO Class 3, DOT 4 эквивалентен SAE J1704 и ISO Class 4, и т.д.

Тип тормозной жидкости

Если все стандарты ТЖ соединить воедино, добавив к ним регламентированные характеристики, то получится очень наглядная и полезная сводная таблица стандартов и характеристик

DOT

FMVSS № 116

ISO

4925

:2005

SAE Кинематическая вязкость при минус 40°С

(мм2/с)

Кинематическая вязкость при плюс 100°С

(мм2/с)

Температура кипения свежей («сухой») ТЖ

(°С)

Температура кипения старой (до 4% влаги) ТЖ

(°С)

DOT 3 Class 3 J1703 < 1500 > 1.5 > 205 > 140
DOT 4 Class 4 J1704 < 1800 > 1.5 > 230 > 155
DOT 4 Class 6 ̶ < 750 > 1.5 > 250 > 165
DOT 5 Class 5 J1705 < 900 > 1.3 > 260 > 180
DOT 5.1 Class 5-1 ̶ < 900 > 1.5 > 260 > 180
Brake fluids of different standards as exemplified by the Ferodo range
Тормозные жидкости разных стандартов DOT на примере гаммы компании Ferodo

Кроме этого – ТЖ обязаны иметь строго регламентированный цвет:

  • DOT 3, 4 и 5.1 – бесцветный или янтарный;
  • DOT5 – розовый или фиолетовый;
  • LHM, LHM+ и другие на минеральной масляной основе – зелёный.

Гоночная тормозная жидкость DOT 5

Несомненная «королевская жемчужина» автоспорта, знаменитая марафонская «24 часа Ле-Мана» дала мировому автомобилестроению наибольшее количество инноваций, которые стали настолько привычны, что мы даже не задумываемся об их происхождении из Ле-Мана: дисковые тормоза, «дворники»-стеклоочистители, системы впрыска топлива, турбонаддув, и др. Особенность этого марафона – практически ни одна из гонок на протяжении почти 100 лет её истории, не обходилась без дождя. И это при том, что скорости здесь – рекордные, недоступные Формуле 1, ИндиКар и NASCAR. В 1988 году прототип WM-P88 Peugeot развил на «Унодьерской прямой» трассы 405,12 км/ч! И этот рекорд не побит до сих пор ни кем ни на одной из трасс мира.

Так вот именно «24 часа Ле-Мана» стала местом появления здесь около 20 лет назад «гоночной» тормозной жидкости, известной, как DOT 5, «силиконовой». В её составе – действительно жидкосиликоновые ингредиенты. Она была бы идеальной для массовых авто благодаря своим потрясающим характеристикам:

  • Минимальная вязкость при любой температуре;
  • Жаростойкость и сохранение своих характеристик при температурах до 300°С;
  • Отсутствие гигроскопичности (дожди Ле-Мана не могут испортить её показатели).
Peugeot 908 HDi FAP is the most powerful car in endurance racing history
Peugeot 908 HDi FAP ‘2009 — самый мощный в истории гонок на выносливость прототип тормозит перед поворотом. Обратите внимание на раскалённые докрасна керамические тормозные диски

Однако, есть недостаток, напрочь перечёркивающий её массовое применение – полное отсутствие смазывающих свойств. Для автогонок, где активная деятельность скоростного болида ограничивается 12-24 часами гонки, после чего он поступает в капитальный ремонт, такого «срока жизни» вполне достаточно. Тормозная система болида не успевает износиться настолько, чтобы начать доставлять проблемы. Рекорд «24 часа Ле-Мана» – 5410 километров за одни сутки. Тормоза с силиконовой ТЖ обычно рассчитывается на беспроблемную работу в течение 7000 км. Для гоночного прототипа этого – более, чем достаточно, чтобы доехать до финиша и победить. Но для «обычного» автомобиля такое – абсолютно неприемлемо. Если снабдить простой Пежо, Ситроен, Тойоту, Ниссан, Рено или Форд системой с DOT 5 – авто будет идеально тормозить, но к очередному ТО в 10-15 000 км, машине придётся менять абсолютно всё, касающееся тормозов из-за крайней степени износа.

Разумеется, прогресс не стоит на месте. На некоторых сверхдорогих суперкарах в их тормозах работает DOT 5. Так что её использование на «обычных» авто – дело времени. Это – обязательно произойдёт. Но – не сегодня!

Какую жидкость выбрать и по каким параметрам?

Выбор по эксплуатационным параметрам

При выборе тормозной жидкости следует руководствоваться следующими аспектами:

  • Рекомендации технического регламента производителя автомобиля, изложенные в сервисной книжке или гарантийном руководстве;
  • Оснащение Вашего транспортного средства современными электронными ассистентами торможения – ABS, ESP, ASR, и т.п.;
  • Климатическая зона, в которой происходит эксплуатация.
Fragment of the manual for Citroen C3 Picasso about the type of brake fluid
Фрагмент руководства по эксплуатации Citroen C3 Picasso о типе применяемой тормозной жидкости

В «мануалах» современных автомобилей в большинстве случаев о теме тормозов написана лишь короткая фразка: DOT 4. Разумеется если указано «DOT 5.1» – использовать только её, так как на нынешний 2021 год – это самая совершенная из ныне существующих тормозных жидкостей и ничего лучше пока не создано. Некоторые бренды предлагают DOT 5.1/ABS с небольшим добавлением силиконовых ингредиентов. Однако на поверку оказывается, что характеристики – точно такие же, как у «обычной» DOT 5.1 при более высокой цене, а позитивный эффект на уровне «погрешности измерений».

Другое дело, если в сервисной книжке указана «просто» DOT 4. Здесь у Вас большая свобода действий по применению ТЖ и даже улучшению работы тормозов в определённых условиях эксплуатации.

Указание «DOT 4» обычно подразумевает «по умолчанию» использование Class 4, т.е. обычную «тормозуху».  Это оправдано, если машина ездит в относительно тёплых краях, где не бывает сильных морозов, а снег, если и бывает, то всего пару месяцев в году. В то же время, для таких «тепличных» условий мы рекомендуем использовать вместо DOT 4 Class 4 более «продвинутую» DOT 5.1.

Причин несколько:

  • Выше температура кипения, из-за чего тормоза более термостабильны при езде с большими скоростями и/или в горной местности;
  • Большая текучесть, что положительно скажется на скорости срабатывания механизмов и систем, более точное дозирование торможения и лучшая чувствительность педали тормоза;
  • Современный пакет противоизносных и антикоррозионных присадок, что увеличит ресурс гидравлики тормозов, продлив срок годности её узлов и деталей.

Автомобиль снабжён ABS и ESP? Тогда использование для тёплого климата DOT 5.1 или DOT 4 Class 6 практически безальтернативно – хорошая тормозуха раскроет весь потенциал электронноуправляемой гидравлики и обеспечит более высокий уровень безопасности.

Однако, Россия – северная страна. На большей части нашей территории зима длится более полугода, а морозы ниже – 15°С – нормальное явление. Для таких условий лучше подходит DOT 4 Class 6. Важное преимущество этой ТЖ – высокая текучесть и небольшая вязкость при низких температурах (750 мм2/с вместо 1800 мм2/с у Class 4 и 900 мм2/с у DOT 5.1). Class 6 и был создан для стран с холодным климатом, то есть – для нашей с Вами страны в том числе. Низкая вязкость при морозах вплоть до сибирских, позволит ESP и ABS работать столь же эффективно, как при +20°С. Это особенно важно при движении по льду и укатанному снегу, на которых любое неосторожное движение рулём или педалями может спровоцировать занос или неожиданную потерю траектории движения. Так облегчите электронно-гидравлическим системам работу по обеспечении Вашей безопасности и целости Вашего автомобиля.

Выбор по бренду

Следует учесть, что степень требований и проверки соответствия нормативам сейчас настолько высоки, что этот вопрос не имеет той степени остроты, которую вкладывают в процесс его решения. Если выбор ведётся среди мировых авторитетов, например: ATE, BASF, Bosch, Brembo, Castrol, Ferodo, Hella/Pagid, Pentosin, Shell, Textar, TRW и Yacco – можно смело применять практически любую из понравившихся. Все они будут на одинаково высочайшем уровне характеристик. Но если хозяин «пепелаца» жаждет жмотски выкроить «30 серебренников» из своего же кармана, не задумываясь о том, что экономит на своей безопасности, то здесь мы обязаны призвать к тому, чтобы выбрать:

  • Самую из самых солидных брендов;
  • Самую свежую;
  • Быть максимально бдительным, «не вестись» на дешевизну.
 Examples of DOT 4 Class 6 brake fluids of famous brands of fuels and lubricants
Примеры тормозных жидкостей DOT 4 Class 6 известных и солидных брендов ГСМ

ТЖ – слишком деликатный товар, от которого, порой, зависит жизнь, пусть не водителя и пассажиров, а других участников движения, соседей по потоку, прохожих и случайных людей, просто проходящих мимо.

Российские производители? Почему бы и нет! Почитайте результаты сравнительных тестов в редакциях солидных СМИ. Почитайте отзывы. Среди отечественных жидкостей тоже есть достойные продукты.

N.B. Как показывает практика, в России – любые автомобили Peugeot, Citroen, DS, Opel, Dongfeng и Samand следует заправлять жидкостью DOT 4 Class 6 или в южных районах DOT 5.1.

Присадки тормозной жидкости

Таковые – есть. Однако мы не только не берёмся советовать какую-либо из них, а категорически против применения любой присадки для тормозной системы! «Тормоза – это последнее, что отделяет нас от Бога» – как-то сказал великий автогонщик Стерлинг Мосс. Поэтому – любое вмешательство в систему, стократно продуманную и тысячекратно испытанную, намного тщательнее, нежели любая другая из присутствующих на автомобиле, равноценна сделке с Сатаной. Ведь чтобы быть полностью уверенным в тормозах современного автомобиля, и нужно – всего-то:

  • Регулярно осматривать, обслуживать и смазывать «механику» и менять состарившуюся «гидравлику»;
  • В соответствии с периодичностью тех.регламента (а лучше – чаще) менять тормозную жидкость.И больше ничего не надо. Добавки – лишнее.

Развернём вопрос в обратную сторону – сама тормозная жидкость может являться присадкой к дизельному топливу.

Лайфхак (подсмотрено у дальнобойщиков). Уж если так получилось, что придётся заправиться «демисезонным» ДТ при крепком морозе, что грозит замерзанием «соляры» – ТЖ можно эффективно и безболезненно использовать в качестве антигеля. Ведь в составе «жижи» для тормозов – сложные эфиры и полигликоли: в общем-то ничего страшного для дизельной аппаратуры, зато с крайне низкой температурой замерзания и высокой текучестью. Так что предварительно влитые перед заправкой в топливный бак 100 мл «тормозухи» способны превратить в «зимнее» до 60 литров «демисезонного» или «летнего» топлива.

Однако, это – «интенсивная терапия» и «скорая помощь», частое использование которой чревато большими проблемами для здоровья движка. Ведь в ТЖ есть небольшое количество ингредиентов, способствующее нагарообразованию.

Когда и как часто менять тормозную жидкость

По техрегламенту

В этом вопросе главный критерий – информация в сервисной книжке (гарантийном руководстве).

Обычно указано два параметра:

  • Периодичность по пробегу;
  • Периодичность по времени.
Fragment of Peugeot 3008 technical regulations on the frequency of brake fluid change
Фрагмент технического регламента Peugeot 3008, где описана периодичность смены тормозной жидкости

Например: «смена тормозной жидкости – через каждые 50 000 км пробега или 2 года эксплуатации в зависимости от того, какой параметр наступит раньше». Кстати, такая периодичность – оптимальна для подавляющего большинства автомобилей. Она позволит защитить «жижу» от насыщения водой, как и не позволит испортить гидравлическую систему продуктами естественного износа и окисления, как и продлить жизнь гидроцилиндрам и периферии тормозной системы.

По цвету

ТЖ – отличный растворитель из-за присутствия солидного количества сложных эфиров. Это свойство является хорошим индикатором её кондиции, как и общего состояния тормозов. В идеально работающей системе никакого влияния внешних факторов не происходит, поэтому тормозная жидкость своего цвета не меняет долгое время.

Обычно она достаточно прозрачна и имеет слегка желтоватый оттенок, а некоторые бренды специально делают его «кислотным». Это сделано специально, с целью облегчить оперативность поиска утечек при освещении ультрафиолетом.

Мутная и/или ставшая коричневой «жижа», изменившая свой цвет на более тёмный, явно заметный взгляду – её пора менять. Если подобное произошло заметно раньше предписываемых техрегламентом сроков, то это сигнализирует об одной из двух проблем:

  • Какой-то из элементов гидросистемы неисправен, требует ремонта или замены, пропуская к ТЖ внешние среды;
  • Жидкость изначально была низкого качества, поддельная, контрафактная и т.п. Поэтому необходимо её полностью заменить, сменив продавца.

Приборный метод определения качества тормозной жидкости

Основной параметр кондиции тормозной жидкости – содержание в ней воды. Вспомним, что ТЖ – крайне гигроскопична. Это можно легко измерить различными портативными приборами, которые по форме напоминают среднего размера маркер-фломастер. Приобрести их можно на интернет-площадках АлиЭкспресс, Джум, Тао и т.п. – за «копейки».

Examples of portable brake fluid testers
Примеры портативных тестеров тормозных жидкостей

Принцип действия – два медных электрода на конце «ручки», которые опускаются в исследуемую «тормозуху», после чего прибор определяет диэлектрическую проницаемость «жижи». Понятное дело, что на роль профессиональных (хотя, там есть аналогичные изделия и для профи, и тоже – по небольшой цене) они не претендуют, но для «карманного», примерного определения ответа на вопрос – «менять или подождать», они вполне подходят.

Как происходит замена тормозной жидкости

Тут ничего сложного.

Метода – два:

  • Пассивный (вытеснение);
  • Активный («прокачка»).

Метод вытеснения требует большого количества времени, зато позволяет – полностью, в наибольшей степени и в-одиночку, освежить ТЖ во всей системе вплоть до закоулков.

Прокачка делает процесс в 2-3 раза быстрее, но требует участия двоих человек, не на 100% эффективна (обычно 5-7% старой «жижи» остаётся в системе) и слишком деликатна в отношение «человеческого фактора» (один раз не успел закрутить штуцер – и система «схватит» изрядную порцию воздуха, после чего его будет крайне трудно извлечь).

Мы намеренно не будем публиковать последовательность смены тормозной жидкости по первому и второму методам, дабы не вызывать желания сделать это самостоятельно. Причин несколько:

  • Если владелец произведёт смену ТЖ самостоятельно, после чего могут обнаружиться проблемы в работе ABS, ESP и/или других узлов и деталей тормозов, то в случае, если это будет иметь какие-либо трагические последствия, что без труда докажет привлечённая судом техническая экспертиза, по ЗЗПП, КоАП и УК РФ вся тяжесть произошедших событий целиком ляжет на него, отягчающим фактором, а производитель, его агенты/контрагенты и партнёры — минуют ответственности. Такова практика. Мы не имеем даже морального права склонять владельца автомобиля к непредумышленному проступку, тем более — преступлению;
  • Смена тормозной жидкости у множества современных автомобилей подразумевает переведение их в так называемый «сервисный режим» с помощью фирменного диагностического компьютера и специального ПО. Даже на неофициальных, но авторитетных СТОА, такое оборудование встречается нечасто. Если проигнорировать необходимость «сервисного режима» и провести замену ТЖ «по старинке» – в гидросистеме останется изрядное количество «старой» жидкости, остатки которой быстро перечеркнут положительный эффект от замены, «деликатные» элементы системы могут получить неустранимые повреждения, а тормоза после такого мероприятия могут работать даже хуже, чем до него;
  • Давно ли Вы меняли «тормозуху» самостоятельно? Если предыдущий раз это было 5-10 лет назад на каком-нибудь менее совершенном автомобиле, чем сейчас, то – даже не пытайтесь! Единственного: — «Ой! Вот это – забыл!», может быть достаточно для приведения гидросистемы в негодное для последующей езды состояние. Доверьтесь профессионалам! Как минимум, они проводят эту и подобные операции чуть ли не ежедневно и возможность допустить ошибку у них близак к «абсолютному нулю» относительно Вашей квалификации, пусть когда-то и очень высокой. Здесь риск от соотношения «сэкономленные рубли / цена возможной ошибки» – явно не в Вашу пользу! Поэтому вспомним Михаила Жванецкого: — «у любого преступления есть Имя, Фамилия и Отчество». Очень хочется, чтобы они были не Вашими.

Если на «Жигулях», «Москвичах» и «Запорожцах» самостоятельная смена «тормозухи», даже «частичная» — ещё как-то «прокатывала», то на новых авто, в конструкции которых царствуют технологии XXI века, старые приёмы недопустимы.

В каком объёме менять тормозную жидкость

Здесь два постулата:

  • Если менять, то в избыточном объёме. Никаких «частичных» смен в этом деле – не бывает. В противном случае – даже минимальный оставшийся в системе объём «старой» тормозной жидкости быстро «отравит» свежую и самую совершенную, в результате чего мероприятие пройдёт зря, деньги будут потрачены впустую, а безопасность тормозов станет сравнима с «нулевой»;
  • В сервисной книжке или мануале обычно указывается объём тормозной системы, который подлежит сменить. Лучше всего к этой цифре прибавить 250 мл «, и замена тормозухи будет «с чистой совестью». Если по каким-то причинам этот объём неизвестен, то его можно рассчитать самостоятельно.

Расчёт необходимого и достаточного объёма сменяемой ТЖ

  • Внутренний диаметр трубок гидросистемы тормозов, в среднем = 3 мм, то есть 0.003 м. Площадь сечения = 0.00072 м2.
  • Для примера возьмём Peugeot 3008 II поколения. Его колёсная база = 2.675 м. Умножаем на 2, т.к. система двухконтурная = 5.35 м. Результат умножаем на 1.5, так как система диагональная = 8.03 м;
  • От главного гидроцилиндра вниз уходят 4 трубки, длина каждой из которых примерно 0.4 метра, т.е. = 1.6 метра;
  • Объём бачка ТЖ обычно около 300 мл (0.3 литра);
  • Вместительность камер блоков ESP/ABS и рабочих цилиндров – около 250 мл (0.25 литра);
  • Вводим запас 0.25 л на «чистовую» прокачку, когда из штуцеров пойдёт визуально «чистая», но с примесями «старой».

Итог: (8.03 + 1.6) х 0.0000072х10000 + 0.3 +0.25 + 0.25 = 1.493 литра.

Результат: 1.5 литра необходимо закупить и использовать, чтобы замена тормозухи на данном авто была полноценной.

Уместно заметить, что для «тонкой подстройки» объёма сменяемой жидкости многие бренды выпускают флаконы объёмом 0.25 л. Многие думают, что это для «частичной» замены «тормозухи» – только в бачке, но это совершенно не так!

Внимание! Неиспользованную тормозную жидкость хранить во вскрытой, и после этого (якобы) герметично закрытой таре – категорически нельзя! Уж таково коварство высокой гигроскопичности этой смеси – через пару-тройку месяцев эта «жижа» потеряет свои свойства и станет непригодной для дальнейшего использования. Поэтому при замене следует использовать весь, без остатка объём, а в случае, если осталось «лишнее» – утилизировать или найти альтернативное применение, но ни в коем случае не использовать на автомобиле.

Лайфхак. Уж если совсем не хочется выбрасывать флакон с наиспользованной ТЖ, то ей можно найти альтернативное применение. А именно — для защиты от коррозии тормозных дисков, если транспортному средству придётся стоять на улице изрядное количество времени (например: если хозяину предстоит уехать в командировку).

Чтобы рабочая поверхность тормодисков не заржавела – перелейте жидкость для тормозов в подходящую ёмкость, оборудованную распылителем (сойдёт пустой флакон из-под «стекломоя» или полироля) и обильно опрыскайте «зеркало», по которому работают колодки. Тут же насытившись влагой полигликоли станут «нейтральными» и осядут на металл в виде плёнки, защитив его от воздействия воды, кислот и едких противогололёдных «коктейлей». Во время последующего начала движения и первого контакта дисков с колодками, эта плёнка мгновенно сотрётся и испарится, без снижения эффективности замедления. Отсутствие ржавчины снизит абразивный износ колодок и дисков, уменьшит скрип и шум работы тормозов.

Полезные свойства ТЖ в быту

  • Обладает повышенной проникающей способностью, на уровне керосина и WD-40, поэтому при обильном смачивании способствует отворачиванию самых «прикипевших» резьб;
  • Способна «поднять» и сделать очищаемыми самые «мёртвые» отложения на раковинах, ваннах и унитазах. Однако для очистки посуды использовать её нельзя;
  • Зимой может эффективно использоваться для «разморозки» и приведения в действие заледеневших замков. Кстати, аналогичные средства для этих целей – «некондиционной» или бракованной «тормозухой» и являются;
  • Является отличным средством для «реанимации» старых велосипедных и мотоциклетных цепей, как и очистки от ржавчины металлических изделий, что очень пригодится любителям старины и реставрации техники.

ТЖ для автомобилей Peugeot, Citroen, DS, Opel, Dongfeng, Samand и др.

Как показывает практика и неумолимая статистика – через какое-то время многие начинают обслуживать свои автомобили самостоятельно или доверять его «проверенным неофициалам». Чтобы эти «проверенные» сохранили своё реноме, вместе с вами избежали проблем и не наделали ошибок, катастрофически влияющих на безопасность, служит наш совет использовать на моделях указанных марок DOT 4 Class 6.

С тормозами шутки плохи, а эксперименты могут закончиться трагически! Возьмите за аксиому принцип – «экономить на тормозах – экономить на своей безопасности», поэтому из «золотого» соотношения «цена/качество ТЖ» смело и без сомнений уберите слово «цена»!

 Examples of DOT 4 Class6 brake fluids
Примеры тормозных жидкостей DOT 4 Class 6. Здесь не все, которые мы настоятельно рекомендуем для использования

Рекламой ни в коем случае не является, но первую очередь мы рекомендуем остановить свой выбор на ТЖ компаний-разработчиков тормозных систем (ATE, Bosch, Brembo, Jurid/Bendix, и др.), а также химических концернов-патентодержателей и изготовителей ингредиентов для производства этих жидкостей (BASF, Pentosin), как и солидных, но малоизвестных у нас брендов ГСМ (Comma, Igol, Repsol, Yacco, Wolf). ТЖ этих брендов недёшевы и продаются только в солидных розничных и интернет-магазинах, зато можно быть стопроцентно уверенным, что вероятность случайно купить контрафакт или подделку — минимальная. В наше мошенническо-криминальное время, это – важно!

Денис Шебеко
Оцените автора
Обзор автомобилей Пежо и Ситроен от Car-fanatik