Ситроен BX

Энциклопедия авто

Модель Citroёn марки BX произвела в свое время настоящую революцию в сознании автолюбителей, поскольку имела инновационный дизайн, а также ряд выдающихся технологических новшеств. Модель выпускалась в период с 1982 по 1994 год и была чрезвычайно популярной на протяжении всего этого времени. Удобство управления и комфорт сочетались с высокой надежностью, благодаря чему автомобили практически не ломались, что нашло отражение в рекламном лозунге данного авто: «Hates Garages, but Loves Driving» (ненавидит гаражи, но любит передвижение).

История модели

Новинка хэтчбек Citroёn BX была разработана талантливым конструктором и инженером Марчелло Гандини из дизайн-бюро Бретоне. Ситроен ВХ был 2-ой совместно разработанной моделью после слияния компаний Peugeot и Citroёn в далеком 1976 году.

Таким образом, в разработке основных узлов автомобиля принимали участи специалисты из обеих брендов, благодаря чему автомобиль получился на тот момент действительно инновационным, поскольку имел ряд важных новшеств, о которых будет сказано ниже. Модель была презентована в 1982 года в Париже, причем тогда выставка прошла под Эйфелевой башней. Автомобиль Ситроен ВХ пришел на смену морально и физически устаревшему Citroen GS/GSA, производство, которого было запущено еще в 1970 году.

Поколение 1982 года выпуска

Изначально модель выпускается в кузове хэтчбек, а через год состоялась презентация ещё и версии универсал Break. Автомобиль комплектуется двигателем серии BX15E, объемом в 1,5 л, который характеризуется экономичностью и несложным техническим обслуживанием. Из особенностей можно выделить стрелочный тахометр и спидометр (до этого Ситроены славились своими приборами с неподвижной стрелкой и перемещающимися шкалами), которые подчеркивали спортивную направленность модели.

Поколение 1985 года выпуска

В продаже появляется обновленная версия автомобиля, которая выходит под литерами GT. Теперь автомобиль оснащается новым двигателем от Peugeot, объемом в 1.9 л, который характеризуется наличием только одного карбюратора. Максимальная мощность возрастает до 105 л. с, что дает ей качественные преимущества. Из обновлений впервые применяется цифровая приборная панель и появляется бортовой компьютер. Только за 1985 год производитель выпускает свыше 4000 таких автомобилей.

Поколение 1987 года выпуска

После рестайлинга у «БэИкс» появились новые более закругленные бамперы, увеличенные колесные арки для более широких шин, обновленные зеркала и новая форма указателей поворота. Конструкторы стали выпускать авто с 16-клапанной версией двигателя, благодаря чему максимальная скорость автомобиля составляла уже 220 км/ч. Из обновлений можно выделить антиблокировочную систему тормозов, переработанный спойлер (задний), бамперы из стеклопластика, а также легкосплавные диски колес.

Дизайн

Экстерьер

Универсал ВХ Break можно было уверенно позиционировать как семейный автомобиль, поскольку он имел большой и вместительный багажник. Вытянутый корпус подчеркивал спортивную стилистику автомобиля, а характерная «юбка», опоясывающая авто по всему периметру, подчеркивала особый стиль.

Кузов имел уникальную на тот момент антикоррозионную обработку, благодаря чему на него практически не воздействовала коррозия, что отмечали многие автовладельцы. Автомобиль имел оптимальные аэродинамические характеристики и минимальный коэффициент лобового сопротивления (Сх-0.32), что было особенно актуально при движении на высокой скорости.

Со всей уверенностью можно сказать о том, что ВХ — эпохальный автомобиль, который не только полностью себя окупил, но и задал определенный тренд в развитии автомобильной индустрии второй половины 80-х годов.

Особая индивидуальность данного автомобиля обуславливалась следующим:

  • установка на всех 4-х колесах дисковых вентилируемых тормозов в стандартной комплектации;
  • первый автомобиль, спроектированный с использованием компьютерных программ;
  • количество выпущенных транспортных средств марки ВХ превысило отметку в 2,5 миллионов экземпляров.

Модель успешно продавалась не только на территории Европейских стран, но также в США, где также снискала уважение и признание автолюбителей.

Интерьер

В салоне автомобиля Citroёn BX ощущается продуманная эргономичность, поскольку все элементы управления расположены в удобных и доступных местах. Сиденья с подголовниками имеют несколько вариантов настроек (по наклону спинки, регулировки вперед/назад и по высоте). Особое внимание следует уделить рулевому колесу, которое является уникальным благодаря односпицевому креплению в нижней части. Благодаря этому водитель «всегда видит» панель приборов, которую ничто не перекрывает.

Из небольших минусов можно отметить отсутствие регулировки руля по длине и наклону. Несмотря на отсутствие гидроусилителя, рулевое колесо крутится легко, благодаря чему автомобиль отлично управляется. Подушки сидений имеют удобный профиль и ярко выраженную боковую поддержку. Из достоинств можно выделить штатный электроподогрев сидений, а также возможность складывать спинки задних сидений в соотношении 1/2.

Технические характеристики

По состоянию на 1982 года автомобиль Ситроен Б Икс был суперсовершенным, благодаря чему обеспечивал водителя и пассажиров высоким уровнем безопасности. Благодаря относительно небольшим габаритам в 4240х1680х1360 мм, автомобиль легко помещался на узких улочках европейских городов.

Из особенностей можно выделить следующее:

  • изменяемый клиренс от 100 до 220 мм;
  • расположение ДВС — поперечное;
  • привод – на передние колеса;
  • тип рулевого управления – рейка-шестерня;
  • снаряженная масса авто – от 950 кг.

Объем бензобака в 44 литра позволял автовладельцу проезжать после полной заправки свыше 560 км. Автомобиль можно было уверенно использовать для дальних путешествий, поскольку объем багажника составлял от 445 л. (в обычном состоянии) до 1455 л. (при сложенных задних сиденьях).

Двигатель и трансмиссия

На авто марки Citroёn BX монтировались бензиновые ДВС группы PSA (серий XY, TU и XU) Их объем был 1360 см3, 1580 см3, а с 1984 года и 1905 см3, в зависимости от модификации. При этом 16-клапанная головка блока цилиндров у самой мощной версии «16 Soupapes» была заимствована у раллийного автомобиля Peugeot 205 Turbo 16.

На Ситроен BX устанавливались такие модели моторов:

  • 1,1 л 55 л.с. H1A (для рынков Португалии и Испании)
  • 1,5 л 75 л.с. (BX15E)
  • 1,6 л. 90 л.с. (XU5);
  • 1,9 л. 122 л.с. (XU9JP)
  • BX Turbo Diesel (вся гамма дизелей PSA семейств TUD и XUD, кроме 2.1 D/TD)

В конце 80-х годов на Citroen BX стал устанавливаться полный привод, что несколько увеличило расход топлива, но сделало авто более устойчивым на скользкой дороге. Важно отметить, что в период с 1985 по 1987 года выпускалась модификация BX Sport, двигатель которой был оснащён двойным карбюратором, а мощность составляла 126 л.с. (93 кВт) при 5800 об/мин.

Подвеска и ходовые качества

Благодаря уникальной гидропневматической подвеске Hydractive, автомобиль не только обладает потрясающей мягкостью хода, но и не кренится в поворотах. Все автомобили оснащались 5-ти ступенчатой МКПП или 4-ступенчатым «автоматом» ZF 4HP14.

Отличная управляемость обеспечивалась за счет увеличенной толщины стабилизатора поперечной устойчивости. Все это делало автомобиль очень удобным в управлении, надежным и функциональным для передвижения по любым дорогам.

Особенности эксплуатации

Отзывы автовладельцев подтверждают тот факт, что Citroёn BX является неприхотливым  в повседневном использовании, что объясняется простой конструкцией многих узлов, где ломаться практически нечему. Если говорить о знаменитой гидропневматической подвеске, то она характеризуется надежностью и устойчивостью к повышенным нагрузкам.

Примечательно, что при выключенном зажигании автомобиль может значительно проседать при загрузке багажника. Однако после того как водитель запускает двигатель, подвеска плавно поднимается, после чего машина быстро становится готовой к поездке.

Типичные проблемы и неисправности

Если говорить о поломках Строен БИкс, выделяют проблему вентилятора охлаждения, причиной чего обычно становится датчик температуры. Если вовремя не поменять помпу, то она выйдет из строя, что приведет к неизбежной остановке автомобиля, поэтому за данным узлом нужно пристально следить.

Подвеска живет долго. В случае выхода из строя, можно доехать до ближайшего СТО, если передвигаться аккуратно, используя ручник в качестве тормоза. Здесь главным недостатком является то, что в случае разгерметизации из строя выходит не только подвеска, но и тормозная система.

Заключение

Несмотря на то, что производство автомобилей Citroёn модели BX закончилось еще в 1994 году, их до сих пор можно встретить на дорогах Европейского Союза и России. Это обусловливается не только высочайшим качеством исполнения автомобиля, но также высокой надежностью и неприхотливостью в эксплуатации.

Денис Шебеко
Оцените автора
Обзор автомобилей Пежо и Ситроен от Car-fanatik