Ситроен Dyane

Автомобили Citroen

Автомобиль Citroёn Dyane — настоящая легенда 60-х годов от знаменитой французской марки, который позиционировался компактным семейным автомобилем. Небольшие габаритные размеры сделали его чрезвычайно удобным в эксплуатации, особенно в городских условиях. Авангардный для того (да и сегодняшнего) времени дизайн обуславливался не только особой формой кузовом, но и решением кормовой части в стиле хэтчбек.

Удачная конструкция и технические характеристики сделали малолитражный семейный автомобиль Citroen Dyane чрезвычайно популярным в Европе. Модель насколько удачно вписались в рынок, и «поймала волну», что выпускалась на протяжении целых 15 лет. Согласитесь, это лучшее доказательство того, что автомобиль полностью удовлетворял рынок 60-70х годов, сохраняя свою привлекательность для очень многих автовладельцев.

История модели

Автомобиль Диана задумывался как следующий шаг в развитии Citroën 2CV, а также как достойный ответ на популярный в начале 60-х бестселлер Renault 4.

Машина изначально проектировалась в кузове хэтчбек, но с рядом отличительных характеристик, включая явно выделенные «угловатые» черты. Примечательно, что во время разработки Dyane конструкторский отдел Citroen был также занят обновлением моделей DS и Ami.

На определенном этапе разработка автомобиля была передана в качестве субподряда фирме Panhard, которой руководил на то время знаменитый французский инженер Луи Бионер. Это сказалось не только на форме кузова, но и в некоторых инженерно-конструкторских решениях, которые были качественно переработаны перед самым запуском машины в серийное производство. Между прочим, это нашло отражение и в названии. Компания Panhard осуществила регистрацию авторских прав на название Dyane, которое подсознательно совместило в себе слова Dynamic, Dyna и Dynavia.

Поколение 1967 года выпуска

Ситроен Dyane увидел свет 1967 году и сразу произвел прекрасное впечатление на целевую аудиторию.

Компактный и привлекательный хэтчбек сразу привлек внимание особым стилистическим исполнением, а также элегантностью и практичностью. В отличие от модели Citroën 2CV, которая была запроектирована еще в 40-х годах и имела явную привязку к старым дизайнерским и конструкторским решениям, Citroёn Dyane символизировал уверенное вступление в новую эпоху. Однако на неё устанавливался проверенный двигатель от 2CV с воздушным охлаждением.

Поколение 1968 года выпуска

Ключевым отличием свежей модификации была установка двигателя Ami 602cc M4, что позволило повысить мощность и крутящий момент, а значит, и улучшить ходовые характеристики. По внешнему виду и интерьеру автомобиль совершенно не изменился, однако получил название Dyane 6.

Дизайн

Уверенно можно говорить о том, что автомобиль Ситроен Диана ярко выделялся в потоке на европейских дорогах. Это обуславливалось парадоксальным сочетанием угловатой формой кузова с интересными круглыми фарами, будто помещенными в квадратной рамке. Согласитесь, несколько необычное стилевое решение. Однако благодаря этому внешний вид автомобиля получился очень элегантным и милым. Более того, головная оптика была помещена в передние крылья, что придавало особую ностальжи-«изюминку» модели.

Экстерьер

Передние крылья Dyane имели хромированные украшения. Передний и задний бамперы были металлическими, с эффектными черными вставками. Решетка радиатора очень маленькая и компактная, благодаря чему капот оказался наклоненным вниз, что, кстати, обеспечивало неплохую аэродинамику (о которой в то время ещё не рассуждали всерьёз).

В целом автомобиль выглядел очень привлекательно, уверенно демонстрируя стремление стать лидером в своем сегменте.

Кузов хэтчбек в задней части добавлял преимуществ, поскольку увеличивал пространство багажного отделения.

Интерьер

Ширина салона всех модификаций «Дианы» составляла порядка 1067 мм. Несмотря на такую предельную компактность, внутри было достаточно уютно и комфортно. Конструкционные особенности автомобильных кресел давали возможность менять размеры и расположение в пространстве салона. Из особенностей модели можно выделить тонкий обод двухспицевого руля, качественную отделку, и … красивую, но прочную, устойчивую к нагрузкам пластмассу.

Технические характеристики

Малолитражный и компактный хэтчбек Ситроен Dyane весил всего 560 кг в снаряженной массе, и при этом имел грузоподъемность в 460 кг.

Из основных технических особенностей можно выделить следующие:

  • компактные габаритные размеры – 3870х148х1600 мм;
  • дорожный просвет — 190 мм,
  • объем багажного отделения — 290 л.
  • объем топливного бака – 20 л. (запас хода около 450 км);
  • средний расход топлива – 4,5 л / 100 км.

Такие показатели делали автомобиль функциональным и универсальным при ежедневной эксплуатации. Несмотря на отсутствие усилителя руля, управлять автомобилем было очень легко. Интересен размер шин, который у сегодняшнего автолюбителя вызовет непомерное удивление — 135/65 R13. Да! В то время скорости были ещё очень небольшими, и считалось, что чем тоньше шина, тем меньше бензина расходует автомобиль.

Двигатель и трансмиссия

Как уже отмечалось выше, изначально на автомобили 1967 года выпуска устанавливались моторы от 2CV с воздушным охлаждением. Они имели полусферическую камеру сгорания и поршни с интересным плоским верхом. Их мощность достигала с 21 л.с. (16 кВт), поэтому автомобиль гордо развивал скорость в … 100 км/ч.

Однако спустя полгода в качестве силовых агрегатов стали использоваться ДВС Ami M4, объем которых увеличился до 602 см3. Заявленная мощность такого мотора составляла уже 28 л.с. (21 кВт), что позволяла разгонять его до совсем сумасшедших … 110 км/ч. Новый мотор отличался увеличенным диаметром цилиндра, и увеличенным на 2 мм диаметром жиклёра карбюратора, как и увеличенной до 8.0 степенью сжатия.

В обоих моторах (2CV и Ami) предусматривалось воздушное охлаждение за счет вентилятора, который устанавливался на коническом носке коленвала и крепился при помощи болта. Конечно, с новым мотором автомобиль стал расходовать аж на 0.25 литра (это шутка, но ещё помнившие войну пожилые французы относились к этой цифре с большим скепсисом) больше горючего, зато разгон стал не таким анемичным.

Продольное расположение двигателя делало его чрезвычайно удобным для технического обслуживания, особенно самостоятельного, в гаражных условиях. Система питания была традиционной для того времени, карбюраторной. ДВС был неприхотливым в эксплуатации, благодаря чему сумел завоевать уважение и доверие со стороны миллионов автовладельцев. Между прочим, это также положительно сказалось на длительном сроке выпуска автомобиля, который продолжался вплоть до 1983 года включительно.

Подвеска и ходовые качества

Ожидать чего-либо исключительного в подвеске здесь не стоит, поскольку в данном автомобиле пользовалась традиционная для небольших Ситроенов пружинная независимая подвеска спереди и сзади. Несмотря на некоторую жесткость, она была простой по конструкции и чрезвычайно надежной. На тот момент это было действительно важным параметром для семейного автомобиля.

Благодаря этому автомобиль уверенно преодолевал любые дорожные препятствия и сохранял свою работоспособность даже при эксплуатации на бездорожье (в Европе таковое тогда ещё встречалось). Механическая коробка передач — 4-х ступенчатая, синхронизированная. Передние и задние тормоза были барабанного типа, сейчас это воспринимается полной архаикой, но для начала 70-х они отлично справлялись с поставленными задачами.

Особенности эксплуатации

В эксплуатации Dyane была крайне неприхотливой. Французские инженеры постарались на славу, чтобы создать действительно надежный автомобиль, который не имел каких-либо критических недостатков. Машина была очень удобной в отношении индивидуального обслуживания, вплоть до быстрого и лёгкого капитального (!) ремонта двигателя в гаражных условиях силами одного автолюбителя.

Головки блока цилиндров двигателя крепились не двумя, а тремя шпильками, причем днища поршней слегка выходили за привалочную плоскость цилиндров. Интересно отметить, что простая конструкция давала возможность автовладельцу буквально за час заменить поршни или поршневые кольца. Для этого было достаточно использовать всего лишь «стандартный бытовой» набор ключей и «головок». А если открутить и снять крылья (требовалось всего несколько минут) — открывался полный доступ ко всему двигателю и его «обвесу».

Типичные проблемы и неисправности

Несмотря на высокое качество изготовления, автомобиль все же имел некоторые моменты, на которые стоило обращать внимание каждому владельцу:

  • Спустя 25-30 000 км зачастую появился скрип, возникающий в районе подвески при проезде неровностей. Чаще всего это обуславливалось отсутствием смазки или же заострением кромок верхнего витка пружин.
  • Повышенный износ шкворней из-за старения смазки. Рекомендуется «шприцевать» шкворни передних ступиц каждую 1 000-1 500 километров, чтобы продлить срок их службы.
  • Повышенный износ свечей зажигания из-за того, что при работе катушки зажигания работали два цилиндра одновременно. Соответственно, одна искра тратилась впустую, и свечи зажигания служили обычно не больше 10 000 км. Простим этот анахронизм распределителю зажигания, ведь благодаря элементарной конструкции, починить его можно было «на коленке», что в то время было важнее технического совершенства.

Заключение

За 15 лет производства было выпущено свыше 1,45 миллиона автомобилей Ситроен Dyane. Только в течение 1-го года было произведено свыше 98 тыс. автомобилей этой марки. Данная модель до сих пор является популярной среди коллекционеров, поскольку наилучшим образом отражает эпоху 60-х и 70-х годом французского автомобилестроения.

Денис Шебеко
Оцените автора
Обзор автомобилей Пежо и Ситроен от Car-fanatik