Ситроен 2CV

Энциклопедия авто

Что же стало символом старинной Франции? Именно уникальный ретро-автомобиль Citroen 2CV! Сегодня этот малыш создает невероятное настроение и приятную атмосферу вокруг себя.

История модели

Ситроен 2CV увидел свет в 1948 году. В народе его негласно прозвали утенком. Автомобиль выпускался в двух версиях: грузовая и пассажирская машина.

Поколение 1948 года выпуска

Существует несколько разных мнений, почему автомобильный гигант решил выпустить такую модель. Одна из самых распространенных точек зрения то, что Ситроен решил увеличить продажи французской резины Мишлен, которую “из коробки” ставили на автомобиль.

С 1948 года и вплоть до 1992 года, покрышки здесь не менялись. Это шины Michelin X 125×80 R15, напоминающие велосипедные колеса. Да, смешному утенку смешные тапки!

Кроме того, за все годы здесь стояли самые разные генераторы:

  • FEMSA;
  • PARIS-RHONE;

То же самое касается и стартеров:

  • ISKRA-KRANJ;
  • DUCELLIER;
  • PARIS-RHONE;

Механизм стартера оставался привычным: подшипники с латунными кольцами, шестерня бендикса, контактные пластины, щетки…

Дизайн

Неординарный дизайн позволил утенку часто участвовать в съемках фильмов 60-80-х годов. За рулем «ДёШво» рассекал сам Пьер Ришар.

Экстерьер

Малотиражный автомобиль окрашен в краску палитры AC 140 Gris Rosé. Оттенком покрывали не только кузов, но и колесные диски. Именно благодаря этому достигалось единство в образе. Стоит отметить, что в разные годы производства оттенок немного отличался. Самые первые модели окрашивались в цвет АС 136.

Весь кузов орнаментирован изящными изгибами. Особенно красиво выглядит багажник. Капот представляет собой рифленый проволочный каркас, будто обтянутый тонким материалом.

Симпатичные выпуклые формы прибавляют силуэту 2CV аромата Франции 40-х годов. Кстати, переднюю часть легко снять, просто сдвинув в бок. Декоративные вставки демонтируются вместе с крыльями. Всего капот фиксируется 12 креплениями.

Передние слегка угловатые дверцы кажутся такими миниатюрными. Но на самом деле они очень тяжелые. Не нужно сильно хлопать, потому что петли здесь довольно хлипкие для такого веса. На передних дверях, по последнему писку моды, есть стеклоподъемники — форточки.

Интерьер

На торпедо аккуратно размещено три кнопочки:

  • включения стеклоочистителя;
  • проверки уровня тормозной жидкости;
  • аварийная кнопка.

Двери открываются пластиковым рычагом, а сбоку красуется кожаный ремешок, играющий роль ограничителя. Кроме того, здесь же есть прочная внутренняя ручка, за которую можно держаться на поворотах.

Для курильщиков, спереди предусмотрена пепельница — обычное решение для автомобилей тех годов. На всю приборную панель гордо красуется спидометр. Шкала с несимметричным расположением делений и огромными цифрами по центру дополнена небольшой рамкой с датой. На блеклом фоне отчетливо заметно ярко-оранжевую стрелку. Сверху спидометр прикрыт пластиковой защитой. Со временем она густо покрывается сетью царапин, но ее можно снять и отполировать.

Технические характеристики

Вес этого мини-чуда равняется всего 560 кг. На самом деле, конструкция здесь незамысловатая. Все будто игрушечное. Двухклапанная ножная помпа стеклоомывателя с пластиковой нижней частью и резиновой мембраной… Пластиковый поддон под аккумулятором. Сейчас это очень редкая вещь. Найти практически невозможно.

Переключение ближнего/дальнего света осуществляется неким краником. Он соединен с тросиком фар. Если его крутить, тросик либо поднимается, активируя дальнее освещение, либо опускается, чтобы переключиться на ближнее.

Двигатель и трансмиссия

На Ситроен «Дё-Шво» ставились 0,6-литровые 2-цилиндровые двигатели мощностью 26 л.с. По своему тихому звучанию они очень напоминают Citroёn GSA. Да, фактически это и есть ЖСА, только с другим количеством цилиндров. Впускной/выпускной коллектор по форме напоминает паучка.

В целом, это очень простой четырехтактный агрегат с воздушным охлаждением. Полусферическая головка цилиндра и поршень вылиты из легкого сплава. Ход поршня — 62 мм, и диаметр цилиндра — 62 мм.

Верхние клапаны расположены в виде буквы V. Распределительный вал приводится в движение за счет шестерен. На коленвале два подшипника с несъемными шатунами. За охлаждение отвечает вентилятор с 8-ю лопастями. Все запитано от карбюратора Solex 22 ZACl или другой модели.

Это легкий, простой в обслуживании и экономичный мотор.

Двигатель защищен от неприятных сюрпризов на дороге крепкой металлической защитой. Если понадобится ремонт, в качестве колец можно заказать детали фирмы GOETZE.

В мотор заливается масло 20W-50. Всего понадобится 2 литра. Можно использовать, например, Total HI-PERF 4T Special 20W-50 или Yacco MVX 500 TS 4T 20W-50. Бонусом станут красивые канистры. Объем топливного бака — 20 литров.

Силовой агрегат соединяется с трехступенчатой коробкой передач. Здесь три передачи плюс четвертая повышающая и передача заднего хода.

Подвеска и ходовые качества

Что касается плавности хода, то этот ретро-автомобильчик уделает самых современных стиляг. Лежачие полицейские ему вообще ни по чем. Главное, при ремонте, не приварить лишних слоев. А то получится что-то очень прыгучее и жесткое.

На раму нанесен прочный слой антигравийки. Так что, если когда-нибудь понадобится ее отдирать, Вам не позавидуешь. Сама рама изготовлена из 0,8 мм листа железа.

Легендарная резина Michelin Х 125×80 R15 оказалась старше самого утенка. Рисунок протектора не рассчитан для маневров в поворотах, поэтому Ситроен 2CV нещадно скользит в поворотах. Эту резину упорно ставили на автомобиль даже после завершения его производства. Настолько свыклись.

В качестве передней оси здесь обычная балка с:

  • цапфами, гильзами и шкворнями рукавов;
  • рукавами;
  • амортизаторами;
  • ступицами;
  • подшипниками;
  • наконечниками рулевых тяг;
  • червяком рулевой рейки.

А внутри корпуса передней балки разместился рулевой механизм.

Задняя подвеска — тоже балка с:

  • рукавами;
  • барабанами тормозов;
  • подшипниками (по два с каждой стороны).

Пружины расположены внутри баллонов. Они установлены вертикально и соединены с подвеской специальными металлическими стержнями, крепящимися к оси с помощью шпилек. Крышка баллона заварена сваркой. А сама конструкция представляет собой трубу диаметром 135 мм (в грузовой версии) и 110 мм (в пассажирской версии).

Амортизаторы крепятся к раме с подвеской четырьмя болтами. Их диаметр на разных моделях отличается. В грузовой он составляет 14 мм, а в пассажирской — 12 мм. Поэтому амортизаторы на разных 2CV не взаимозаменяемы. Да и к тому же, на грузовике задние амортизаторы будут длиннее.

Передние амортизаторы удерживаются на оси за счет суппортов, поэтому снимаются вместе с ними.

Что касается ШРУСов, за всю историю, устанавливалось несколько вариантов этих узлов. Более старый вариант оснащался 8 шлицами, чуть новее — 20 шлицами. А с 1971 года стали монтировать принципиально новые ШРУСы.

Весь кузов крепится к раме на 30 болтах диаметром в 7 мм. Несущей стала именно рама, так как кузов сам по себе намного легче

Особенности эксплуатации

Приятным дополнением стал домкрат, который принято хранить под крышкой капота. Инструмент старой закалки. Непривычная форма, но зато какой прочный!

В этом автомобиле еще нет современных проблем с электроникой и обновлениями прошивок бортового компьютера. И уже нет назойливой надобности доливать во вкладыши баббит.

Из электроники здесь лишь два датчика: уровня топлива и уровня заряда аккумулятора.

Типичные проблемы и неисправности

  • Самое проблематичное, это найти резину на колеса Ситроен 2CV. Ее придется заказывать в Финляндии. У местных шинных магнатов вряд ли окажется такой размер. А если брать докатку от иномарок, то у них предельная нагрузка ниже, да и индекс скорости только до 60 км. Плюс немного меняется конструкция и качество управления.
  • Ну а если у Вас прогнила рама, то ремонтировать ее очень сложно. Нужно, разве что, заказывать другую. Она оцинкованная.
  • Еще одна интересная особенность, что не так, как у всех — это гаечки кронштейнов бамперов. Резьба у них не какая-то там привычная М8 или М10, а уникальная М9. Задачка посложнее!
  • Еще на 2CV нежные “лапки”. Рычаги подвески ломаются не столько от усталости металла, сколько от ударов, нанесенных под определенным углом. Эта проблема утенка тянется еще из 40-х. Поэтому раллисты дополнительно усиливали его рычаги.

Заключение

2CV стал культовой малолитражкой, захватившей целых 40 лет истории «самой французской марки Ситроен». И это был первый автомобиль концерна, который стал настоящим средством передвижения, а не просто предметом роскоши. За все эти годы его купили около 4 млн. человек. И по сей день утенка продолжают реставрировать, чтобы вкусить наслаждение от поездки на настоящем ретро-автомобиле.

Денис Шебеко
Оцените автора
Обзор автомобилей Пежо и Ситроен от Car-fanatik