Ситроен AX

Энциклопедия авто

Миниатюрный симпатичный автомобильчик модели AX от Citroёn выпускался в период с 1986 по 1998 год. Это настоящий семейный автомобиль субкомпактного класса — 3525х1555х1355 мм, который за счет своей экономичности и удобства сумел завоевать бешеную популярность серди многих европейских автовладельцев своего времени. Машина относилась к сегменту В, и отлично подходила для городских условий.

История модели

Привлекательный и компактный хетчбэк Ситроен AX стал результатом успешной работы талантливых инженеров, перед которыми стояла задача создать одновременно простую и недорогую, но одновременно вместительную и достаточно резвую машину. Разработка началась еще в сентябре 1983 года. Перспективный автомобиль должен был прийти на смену заслуженным Citroën LNA и Visa.

Разработка, однако, затянулась, поэтому модель увидела свет только в 1986 году, но сразу же пришлась по душе огромному количеству автовладельцев. Модернизированную платформу взяли у модели Samba дочернего PSA бренда Talbot. На тот момент этот автомобиль считался самым экономичным в Европе. AX стал одним из первых, который сконструирован путем компьютерного моделирования, что позволило достичь отличных аэродинамических показателей

Стоит отметить, что с 1996 года в рамках сотрудничества с японским производителем Mitsubishi был разработан автомобиль Proton Tiara, который стал лицензионным клоном Citroen AX. Данная модель выпускалась в Малайзии на заводе USPD (Usahasama Proton DRB Sdn. Bhd) вплоть до начала 2000 года.

Поколение 1986 года выпуска

Новый Ситроен AX представлял собой 5-ти местный микролитражный хэтчбек, вес которого не превышал 640 кг. Низкий коэффициент «Cx» лобового аэродинамического сопротивления сделал данный автомобиль рекордно экономичным. Этот показатель позволил очень многим владельцам, с уровнем дохода ниже среднего, свободно использовать АИкс каждый день.

Поколение 1989 года выпуска

В 1989 году происходит рестайлинг модели, к тому моменту уже ставшей популярной. Появился новый вариант Citroёn AX Sport. Из особенностей можно отметить скрытое исполнение дверных ручек. Пошёл в серию форсированный с 60 л.с. до 75 л.с. бензиновый двигатель 1.4i, благодаря чему автомобиль улучшил время разгона. Экстерьер модели, её внутреннее убранство, панель приборов и комплектация — остались без изменений.

Поколение 1992 года выпуска

Новый хэтчбек получает осовремененый дизайн, который лучше соответствует эпохе 90-х годов, с чуть угловатым силуэтом. Вариант Sport оснащается двигателем, объемом в 1.4 л, мощность которого достигла 98-101 л.с.

Дизайн

Глядя на хэтчбек Citroen АX, сразу отмечается компактность и гармоничность силуэтных линий. Это делает его эстетически привлекательным, милым и интересным, благодаря чему он сразу обращает на себя внимание. Парадоксально, что дизайн является неброским, в нем нет ничего лишнего или авангардного, характерного для Citroёn, но он буквально привинчивает к себе внимание прохожих,  выгодно подкупает своей простотой и изяществом.

Экстерьер

Экстерьер автомобиля спроектирован в классическом стиле 80-х прошлого века. Ровные покатые линии капота, крыльев и дверей выгодно дополняются элегантными вставками по бокам, которые визуально отделяют верхнюю часть автомобиля от нижней. Фары располагаются в традиционным вместе, причем были оснащены мощными галогеновыми лампами.

Превосходные показатели аэродинамики (коэффициент 0,31) достигаются за счет покатого капота и сильно наклоненного ветрового стекла. Благодаря этому никаких завихрений за задним стеклом не образуется.

У 3-дверок отсутствие задних дверей ничуть не затрудняло посадку, поскольку спинки передних сидений откидывались вперед на достаточную глубину. Это позволяло пассажирам свободно садиться на заднее сиденье, не испытывая при этом никакого дискомфорта.

Интерьер

Салон выполнен просто, но комфортно. Приборы управления располагаются в максимально удобных местах. Привыкнуть к автомобилю не составляет никакого труда, поскольку все понятно на интуитивном уровне. Водитель быстро разберётся в системе управления. Конечно, в сравнении с дизайнерскими отделками современных авто XXI века салон АХ выглядит довольно минималистично, однако вспомним, что во времена «Моден Токинг» и «Би Джиз» лаконичный дизайн был в моде.

Кресла не имеют большого количества регулировок, однако водитель может легко настроить угол наклона спинки, а также двигать сиденье вперёд-назад. Тканевая отделка отличается износостойкостью, однако чтобы повысить защиту от влаги многие автовладельцы для удобства устанавливали дополнительные чехлы. В целом, даже с учетом компактных габаритов автомобиля, салон является весьма вместительным и удобным.

Технические характеристики

Из интересных технических особенностей автомобиля можно выделить полноприводный вариант GT 4х4 (не для бездорожья, а для кольцевых гонок), что делало автомобиль чрезвычайно устойчивым на любой дороге. Рядное расположение цилиндров двигателя делало его чрезвычайно удобным в обслуживании.

На АИкс устанавливались двигатели с самыми разнообразными вариантами топливной системы:

  • Карбюраторы с одной и двумя камерами;
  • Моновпрыск;
  • Распределённый (многоточечный) впрыск;
  • Дизель.

В зависимости от модификации на данный автомобиль можно было устанавливать шины самых разных размерностей: 145/70SR13, 135/70SR13, 175/70HR13, 155/70R13 и 165/65R13. Максимальная скорость автомобиля составляла от 142 до 180 км/ч, в зависимости от варианта двигателя. Время разгона до 100 км/ч колебалась от 9,6 до 14,3 секунд.

Двигатель и трансмиссия

Первые модели данных транспортных средств представляли собой 3-х дверные хэтчбеки, которые оснащались бензиновыми двигателями семейства TU рабочим объемом от 1.0 до 1,4 литра. Все они имели верхний распредвал, приводимый зубчатым ремнем.

Всего на Ситроен А Икс устанавливалось 8 вариантов моторов (среди которых один – электрический), что считалось достаточно много для того времени:

  • Бензиновый 1.0 (954 см3) 42-55 л.с.;
  • Бензиновый 1.1 (1124 см3) 55 – 60 л.с.;
  • Бензиновый 1.4 (1360 см3) 60 – 101 л.с.;
  • Дизельный 1.4D (1360 см3) 45 л.с.;
  • Дизельный 1.5D (1527 см3) 58 л.с.

Все двигатели отличались рекордной экономичностью, поскольку расход топлива был в диапазоне от 4,5 до 5,5 л/100 км. В 1989 года. Располагались моторы под капотом поперечно, имели жидкостное охлаждение и были 8-ми клапанными. Трансмиссия – 4-х или 5-ступенчатые МКПП.

В 1989 году Citroёn AX с безнаддувным дизельным двигателем TUD3 израсходовал всего 2,7 л/100 км, проехав более 1609 км от Дувра до Барселоны. Это принесло АИксу место в Книге рекордов Гиннеса как самый экономичный серийный автомобиль.

Подвеска и ходовые качества

Автомобиль имеет отличные ходовые качества, что во многом обуславливается отлично настроенной подвеской: спереди традиционная McPherson, а сзади – независимая торсионная. Благодаря этому автомобиль уверенно проходит повороты и как положено Ситроенам – комфортен при езде по бездорожью.

Рулевое управление является реечным, поэтому не требует какого-либо специализированного обслуживания в течение длительного периода времени. Передние тормоза — дисковые, задние – барабанного типа.

Особенности эксплуатации

Небольшой вес автомобиля в 640 кг достигается за счет использования большого количества пластмассовых элементов и использования тонкого термоупрочнённого листа кузовной стали. Кузов оцинкован полностью. Интересно отметить, что даже крышка багажника была сделана из пластика. Со всей уверенностью можно отметить, что инженеры Citroёn разработали этот автомобиль с расчетом на многие годы, поскольку до последнего времени Ситроен AX можно было увидеть на европейских и российских дорогах.

При изготовлении авто сталь применялась только там, где это было действительно необходимо. Наиболее толстый металл использовался только в коробчатых секциях платформы.

Стекла были достаточно тонкими, однако прочными, способными хорошо выдерживать вибрационные, ударные и статические нагрузки. Автомобиль всецело соответствовал европейским нормам безопасности того времени.

За счет приподнятых вверх сидений лобовое стекло находилось ниже относительного уровня глаз, нежели у других автомобилей. Это позволяло быстрее научиться чувствовать габариты автомобиля.

Грузоподъемность AX составляла от 416 до 435 килограмм, чего было вполне достаточно для перевозки всего необходимого.

Типичные проблемы и неисправности

Несмотря на то, что автомобиль относился к «бюджетному» сектору рынка, спроектирован и изготовлен он был очень качественно. Благодаря этому в ходе эксплуатации машина практически не вызывала никаких нареканий.

Есть лишь небольшой «ряд моментов» на которые стоит обратить внимание:

  1. Спустя каждый 60-70 тыс. км пробега желательно менять ремень приводных агрегатов. Ремень ГРМ – через 80-90 000 км;
  2. Имеются некоторые сложности с автозапчастями, поскольку сегодня данный автомобиль встречается на дорогах очень редко.

Небольшая масса и замечательное семейство двигателей TU/TUD обеспечивает АИксу отличную динамику и высокую скорость.

Заключение

Подводя итоги, стоит отметить, что Citroёn AX в течение 12 лет удавалось удерживать лидирующие позиции среди субкомпактных моделей. Это обуславливалось не только простотой конструкции, но и высокой маневренностью в городских стесненных условиях, хорошей обзорностью, и особенно — исключительной экономичностью. Да и более симпатичного и милого автомобильчика – вряд ли можно найти даже сегодня.

Денис Шебеко
Оцените автора
Обзор автомобилей Пежо и Ситроен от Car-fanatik