Citroen C4 Cactus

Энциклопедия авто

К середине второго десятилетия XXI века консервативные автоконструкторы французской компании Citroën созрели и морально подготовились к выпуску неформального кроссовера, рассчитанного прежде всего на молодежную аудиторию.  Инженеры Citroën не стали перестраховываться и переделывать или улучшать предшественников автомобиля, а выпустили в 2014 году на переполненный европейский авторынок компактный внедорожник Citroen C4 Cactus с причудливым внешним видом и оригинальным дизайном интерьера.

История модели

Неформальные идеи вместе с духом свободы и волюнтаризма вносили смятение в ряды ситроеновских конструкторов почти 7 лет. Именно столько продолжалась работа над Кактусом, занявшим  в модельном ряду место перед полноприводным C4 Aircross. Изначально предпочтение было отдано формату семейного авто на грани сегментов B+ и С+. Базой кроссовера стала бюджетная платформа PF2, лежащая в конструктивной основе Peugeot 308, 3008 и Citroen С4.

Массовое производство Ситроен Кактус началось на заводе концерна PSA в Испании (Мадрид) весной 2014 года. В автосалонах Франции и Великобритании «неформалы» появились летом того же года, в Европе старт продаж пришелся на конец лета-осень 2014г.

Citroen C4 Cactus выпускался в одном поколении, в 2018 году был проведен радикальный рестайлинг модели, в результате которого французский кроссовер практически превратился в  хэтчбек. В этом же году PSA наладил серийный выпуск обновленного Ситроен Кактус в Бразилии, на заводе в Порту-Реал.  Главным отличием южноамериканской версии «Кактуса» от его испанского собрата стали изменения во внешнем виде – сохраненная дорестайлинговая решетка на крыше, более высокий дорожный просвет, опускающиеся в двери боковые задние стекла (в европейской  базовой версии Cactus задние стекла не опускаются полностью, а лишь приоткрываются, как форточки). Кроме того, в отличие от европейского рынка, на котором Citroen C4 Cactus 2-го поколения продавался уже как хэтчбек, бразильская модель по-прежнему позиционируется как компактный кроссовер.

Во Франции серийное производство Citroen C4 Cactus прекратилось летом 2020 года. На южноамериканском рынке яркий и удобный Кактус почти сразу стал бестселлером Citroën, (в Бразилии, Колумбии и Аргентине по итогам продаж 2018 года он занял лидирующие позиции). После остановки серийного выпуска кроссовера в Европе в 2018 году, PSA продолжает производство C4 Cactus в Бразилии и экспорт этой модели в страны Латинской Америки по настоящее время.

Несмотря на то, что в Россию Ситроен Кактус официально не поставлялся, у него нашлось немало поклонников в нашей стране и на просторах бывшего СНГ – особенную популярность «неформал» приобрел в Белоруссии и Украине.

Поколения Citroen C4 Cactus

Небольшой кроссовер Citroen Cactus выпускался в Европе с 2014 г. по 2020 год (Испания), в Южной Америке (Бразилия) с 2018 по настоящее время, модель производилась в одном поколении, рестайлинговая версия была представлена в 2018 году.

1 поколение

Первое и единственное поколение европейских компакт-кроссоверов  Citroen C4 Cactus выпускалось с апреля 2014 года по 2020 год.

Летом 2014 г. в продаже появилась пятидверная модель французского компакт-кроссовера Ситроен Кактус, укомплектованная линейкой из 1,2-литровых бензиновых двигателей в двух модификациях (мощностью 82 л. с., турбированная версия мощностью 110 л. с.) и 1,6-литровых  бензинового и дизельного ДВС.

Главной задачей инженеров и дизайнеров Citroen стало создание яркого и динамичного автомобиля, непохожего на других и выделяющегося из общей массы. Что же — это у них получилось! Основные конкуренты в сегменте —  Nissan Juke и Renault Captur – далеко не скучные ребята, но даже они на фоне Citroen C4 Cactus могут показаться милыми, но заурядными ромашками в дерзкой кактусовой оранжерее.

В середине 2016 г. модельный ряд C4 Cactus пополнился новыми версиями – W, Flair Edition и Rip Curl .

Отличие между ними — уровни отделки, количество дополнительных опций, цветовая гамма. Модификация Rip Curl  разрабатывалась в сотрудничестве с одноименным брендом для серфинга и представляет собой более проходимый автомобиль с опцией Grip Control, позволяющей менять коэффициентом внешней блокировки межколёсного дифференциала в зависимости от дорожного покрытия (асфальт, снег, грязь, лед).

Flair Edition – модель кроссовера, представленная в ярких цветовых оттенках. Кроме неё была выпущена версия Total Black edition (модификация C4 Cactus антрацитового цвета с черными Airbump и черными глянцевыми дисками) особенно популярная в Великобритании.

Версия Citroen C4 Cactus W — модель с жемчужно-белым цветом кузова, белыми решетками крыши, дверными зеркалами, ручками и легкосплавными колёсными дисками. В середине 2017г. из-за небольшого объема продаж производство модификации Citroen Cactus W было прекращено.

После рестайлинга модели в 2018 г. серийный выпуск Ситроен Кактус в Европе был остановлен в 2020г. В Южной Америке обновленная модель французского кроссовера выпускается по настоящее время.

Рестайлинговая версия

Изменения после рестайлинга модели в 2018 году были настолько радикальными, что обновленный Citroen Cactus стал позиционироваться уже не как кроссовер, а как хэтчбек.

В рестайлинговой версии довольно сильно изменился интерьер и экстерьер автомобиля – передние сиденья стали более эргономичными — они поменяли форму и текстуру (Citroen Advanced Comfort с 15-мм прослойкой из мягкого пенополиуретана), а в качестве дополнительной опции можно выбрать цвет и материал отделки. Кроме того, между креслами появился тоннель с подлокотником и отсеком для принадлежностей. Общая направленность дизайна интерьера не изменилась – светлые тона, ощущение простора, практицизм и отсутствие излишеств.

В экстерьере изменения коснулись радиаторной решетки – она приобрела традиционную форму, и соединила передние фары. Головная оптика после рестайлинга осталась прежней, задние фонари изменили форму – с круга на узкий овал.

Серьезная технологическая модернизация затронула системы помощи водителя. Их список был расширен и дополнен – теперь Ситроен Кактус оснащался парктроником, мониторингом слепых зон, системами распознавания дорожных знаков, предупреждения о выезде на встречную полосу и экстренного торможения.  Изменения коснулись и линейки ДВС – гамма моторов дополнилась трехцилиндровым бензиновым 130-сильным двигателем объемом 1,2 л. в паре с 6-ступенчатых МКПП и АКПП.

Дизайн

В отличие от предшествующих кроссоверов марки Ситроен, разработанных преимущественно в содружестве с Mitsubishi, дизайн экстерьера и интерьера Citroen Cactus создавался полностью французскими конструкторами. По заявлению инженеров и дизайнеров Citroen , после опроса потребителей, принципами создания  C4 Cactus стали: максимальный комфорт, минимальные затраты при эксплуатации,  практичность и оригинальный дизайн.

Экстерьер

В чести оригинального дизайна конструкторы Citroen Cactus свои намерения осуществили полностью. Кактус – приколист и неформал, это не машина с изюминкой – это машина-изюм.

Одной из главных фишек экстерьера по праву считается запатентованная Citroen пассивная защита кузова Airbump –  накладки из термопластичного полиуретана, наполненные небольшими капсулами с воздухом (на каждой двери по 15 капсул) и предназначенные для защиты от веток деревьев

Но на практике они спасают в основном от соседей по парковке (от всей души открывающих двери своей машины) или царапин и сколов от летящих камней.  Помимо основной защитной нагрузки, Airbump подчеркивают индивидуальность автомобиля и выполняют декоративную функцию –  мягкие «пузыри» (предлагаются производителем в разной цветовой гамме – черные, песочные, серые или коричневые) на дверях кроссовера трудно не заметить.

К особенностям экстерьера Citroen Cactus  можно отнести и то, что на месте традиционной радиаторной решетки располагается глухая панель с двойным шевроном.

Внимание привлекает  панорамная крыша из атермального стекла без внутренней шторки. Необычна конструкция щеток – встроенные в поводки форсунки стеклоомывателя позволяют экономить жидкость.

Интерьер

Интерьер салона дорестайлингового Кактуса тоже довольно оригинален – передний ряд сидений выполнен в  «диванный» дизайне – места водителя и пассажира стали монолитом и представляют собой гибрид мини-дивана и табуретки, (но, надо признать, гораздо удобнее).

Инновационной идеей стала установка подушки безопасности переднего пассажира в обшивке крыши – это позволило значительно увеличить внутреннее пространство бардачка

Передняя панель выполнена в духе входящего в то время в моду минимализма – впрочем, и здесь французы  отличились – «тахометр, что это… а, compte-tours — счетчик оборотов, ну, ему просто не хватило места на дисплее»  –  комментирует  Карин Фошон Ивон, отвечавшая за планирование разработки Кактуса.

Несмотря на отсутствие некоторых «непоместившихся» приборов, управление функциями автомобиля довольно удобно и осуществляется через 7-дюймовый монитор, расположенный в центре панели. На дисплее выделены семь «горячих» клавиш для доступа к основным функциям.

Технические характеристики

Габариты Citroen Cactus:

  • колесная база – 2 608 мм;
  • длина – 4 157 мм;
  • ширина – 1729 мм;
  • высота – 1490 мм;
  • вместимость багажника 358 литров.

Двигатель и трансмиссия

Дорестайлинговая версия Ситроен Кактус оснащалась  1,2-литровыми  бензиновыми PureTech ДВС в модификациях  мощностью 82 и 110 (турбированная версия) л. с., и 1,6-литровыми дизельными моторами в комплекте с 5-ступенчатой КПП.

После рестайлинга в 2018 г. обновленная модель, в дополнение к имеющимся ДВС, получила новый дизельный турбодвигатель DV5-R объёмом 1,5 литра мощностью 102 л.с. (ранее – 99 л.с.) и крутящим моментом 250 Нм (ранее — 254 Нм), отвечающий стандартам Евро-6.

Кроме того, старую 5-ступенчатую МКПП сменила 6-ступенчатая МКПП, АКПП на рестайлинговом Кактусе идет только в комплекте с трёхцилиндровым бензиновым ДВС мощностью 110 л.с. Установка новой коробки передач улучшила и без того минимальный расход топлива – теперь он составляет 4,8 л\100 км.

Отдельно стоит отметить управление ручником и РКПП – ручник у  Citroen Cactus  механический, а управление АКПП – электронное и осуществляется кнопками на панели.

Подвеска и ходовые качества

Переднеприводный кроссовер Ситроен Кактус сконструирован на проверенной временем и отлично себя зарекомендовавшей платформе PF2 от модели C4 . Автомобиль оснащен задней скручивающейся балкой и усиленной передней подвеской McPherson со стабилизатором поперечной устойчивости.

Большое значение конструкторы придали снижению  веса машины — благодаря использованию высокопрочных сталей и алюминия (из последнего изготовлен капот) вес кроссовера C4 Cactus  составляет 965 кг, что на 200 кг меньше, чем у хэтчбека C4.

Рестайлинговая версия C4 Cactus оснащена модернизированной, более мягкой и комфортной, подвеской Progressive Hydraulic Cushions (PHC) с гидравлическими буферами на сжатие и отбой.

Типичные проблемы и неисправности

Несмотря на то, что Citroen C4 Cactus не особенно распространен в России, отзывы владельцев говорят о том, что особых проблем своим владельцам французский кроссовер не доставляет.

Одной из главных проблем автовладельцы считают не совсем корректную работу роботизированной КПП первых лет производства.

Поэтому, учитывая, что официальных поставок Citroen C4 Cactus в Россию не было,  оптимальным вариантом на вторичном рынке считается модель с 1,2-литровым бензиновым ДВС и МКПП (кроме лучших по сравнению технических характеристик, цена на автомобиль значительно ниже из-за меньшей стоимости растаможки) или дизельные варианты.

При приобретении  Citroen C4 Cactus стоит обратить особое внимание на автомобили, выпущенные в период с апреля по ноябрь 2017 г. В этот период Citroen проводил пять кампаний по отзыву C4 Cactus из-за возможных неисправностей АКПП, неработающего стартера, отслоения облицовки переднего бампера и непроизвольного открывания капота (справедливости ради надо признать — это были единичные случаи).

Стоимость ТО и ремонта Ситроен Кактус вполне демократичны, многие детали взаимозаменяемы с другими моделями.

Заключение

Можно много рассуждать на тему идеального автомобиля. Наверное, для каждого он свой.

Кактус не стремится быть драйвовым азартным гонщиком, он равнодушен к виражам любой крутизны и в каждом из них одинаково флегматичен. Поэтому не сравнивайте его с  Ferrari – он не такой. Зато пролетая ямы и не сбрасывая газ перед «лежачими полицейскими», Кактус лишь томно вздыхает подвеской и мягко приземляется на все лапы.

Не стоит искать в C4 Cactus вальяжность и роскошность Mersedes – он яркий неформал, стильный и в то же время сдержанный, экономичный, но недешевый.

Непохожий на тебя, не похожий на меня…  Ситроен Кактус – ты крут!

 

Денис Шебеко
Оцените автора
Обзор автомобилей Пежо и Ситроен от Car-fanatik