К числу необычных, оригинальных и по-настоящему классических автомобилей можно уверенно отнести Ситроен модели CX, который представляет полноразмерный автомобиль бизнес-класса, выпускавшийся с 1975 по 1991 годы. Модель имела 3 варианта кузова – фастбэк, удлиненный фастбэк (удлиненная колесная база), но выполненный на удлинённой базе универсал.
Многие истинные энтузиасты и приверженцы классических автомобилей до сих пор считают Ситроен CX настоящим «последним Ситроеном», поскольку после этого в 1975 году Citroen и Peugeot объединились в единый концерн Peugeot Societe Anonyme (официально добавлялись названия титульных марок: PSA Peugeot Citroen …. Ведь в концерне были ещё и неизвестные нам Talbot и Panhard).
История модели
В конце XX века за компанией Citroen закрепилась слава производителя автомобилей, которые отличались нестандартным исполнением и особым качеством исполнения. Особенно яркими и узнаваемыми в этом понимании были автомобили, выпущенные в 60-70е годы. Разработка новой модели с кодом «CX» началась в начале 70-х годов, в непростое для многих компаний время.
В качестве прообраза новинки был легендарный автомобиль Citroёn DS, выпускавшийся с 1955 по 1975 год (в течение 20 лет!).
Новинка получилась новаторской и весьма футуристичной для того времени, благодаря чему получила высокую оценку со стороны критиков.
Дизайн был разработан знаменитым художником Робером Опроном, который является автором таких знаковых автомобилей, как Citroёn SM, Citroёn ID и Citroёn GS. Индекс новинки CX был выбран не просто так, а подчеркивал коэффициент Cx, означающий высокие аэродинамические характеристики Ситроен CX (показатель равен 0,31 – рекордная для того времени цифра).
Поколение 1975 года выпуска
Яркий и современный полноразмерный автомобиль бизнес-класса Citroen CX оснащался ДВС CX 2000 (102 л.с.) или CX 2200 (112 л.с.) в зависимости от модификации. Головокружительный успех нового автомобиля воодушевил дизайнеров на создание версии CX 2400 Prestige с удлиненным кузовом и чуть приподнятой крышей. Чуть позже в линейке появляются универсал Break и варианты с дизельными двигателями.
Поколение 1981 года выпуска
Автомобиль впервые приобретает 3-х ступенчатую АКПП, что делает управление более удобным и безопасным. Новинка оснащается также инновационной системой впрыска топлива Bosch L-Jetronic, что повышает мощность и снижает расход горючего. В 1983 году автомобиль приобретает инжекторную систему CX Pallas IE и турбонагнетатель CX 25 RD Turbo. При этом в плане экстерьера автомобиль практически не меняется, сохраняя свою «космическую» стилистику и футуристический облик.
Дизайн
С первого взгляда на автомобиль возникала ассоциация транспорта будущего, что обуславливалось удлиненными и плавными формами, благодаря чему автомобиль напоминал ракету. Из особенностей автомобиля можно выделить низкую посадку, сильный наклон лобового стекла, а также футуристическую отделку салона, где особое внимание привлекала форма приборной панели. Из особенностей авто можно выделить следующее:
- заниженная линия капота;
- единая щетка стеклоочистителя;
- чуть вогнутое вовнутрь заднее стекло, что снижало степень его загрязнения.
В каждой детали CX чувствовалось совершенство и продуманность, поэтому модель с момента своего выхода сразу привлекла внимание многих ценителей новинок того времени.
Экстерьер
В сравнении с «классическими» автомобилями 60-х годов, которые имели округлые формы, Citroen CX стал весьма узнаваемым, поэтому активно привлекал к себе внимание со стороны окружающих. Модель выпускалась в кузове «седан» с обычной и удлиненной версией Prestige, а также «универсал», с тремя рядами сидений и вместительным багажником. При этом удлиненный седан «Престиж» часто предназначался для представительных поездок директоров и президентов успешных компаний.
Интерьер
Внутри Citroen CX отличался просторным салоном, как и хорошим освещением за счет огромной площади остекления. При этом дизайн интерьера был весьма необычным, что обуславливалось панелью приборов, выполненной в космическом стиле с непривычными индикаторами и вращающимся спидометром. Особо удивлял руль, имеющий одну спицу, что подчеркивало космический стиль, при котором рулевое колесо напоминало штурвал космического корабля.
Из особенностей можно выделить :
- наличие тахометра и спидометра в двух квадратных окошках;
- пепельница в виде шара, располагаемого над магнитолой;
- перчаточный ящик с личинкой замка;
- расположение дефлекторов заборников воздуха по краям торпедо.
Удобное расположение звуковых сигналов и освещения повышало комфорт, делая управление более безопасным во всех отношениях. На рулевой колонке располагались подрулевые лепестки системы омывания лобового стекла и управления «дворниками».
Технические характеристики
Яркий и узнаваемый дизайн – далеко не единственное преимущество модели, поскольку с технической точки зрения машина представляла собой практическое совершенство на тот момент времени. Здесь была впервые применена новая пневматическая подвеска, которая обеспечивает исключительную плавность хода. Более того, она позволяла регулировать высоту кузова, вследствие чего при движении на высокой скорости дорожный просвет значительно уменьшался. Если же требовалось преодолеть неровности, клиренс автоматически увеличивался. Вообще, подвеска Citroen CX была мастерски продумана до мельчайших деталей и тонкостей.
В рулевое управление также были внесены качественные изменения, где впервые была применена система изменения усилия Vari-Power. В ее основе лежала зависимость силы вращения рулевого колеса от скорости движения автомобиля, что делало управление более безопасным на высокой скорости. Вместе с тем, рулевое управление с включенным гидроусилителем было лишено обратной связи, однако все равно автомобиль обеспечивал комфортное передвижение на дальние расстояния, поскольку усталость водителя снижалась до минимума.
Двигатель и трансмиссия
Что касается моторов, то данный автомобиль изначально был запроектирован под установку роторного и достаточно компактного по размеру двигателя модели GS Birotor. Однако пришлось начать с привычного двигателя внутреннего сгорания модели DS, мощностью 102 л.с. (объемом 2,0 л.).
Из других моторов, устанавливаемых на данные авто, можно выделить такие:
- Бензиновый, объемом в 2,2 л и мощностью в 112 л.с.; расход топлива — 10,5 л/100 км.
- Дизельный Peugeot-Indenor, объемом в 2,2 л; мощность в 66 л.с.; расход топлива — 6,4 л/100 км.
В 1977 году модель CX с мотором GTi получила современную систему впрыска типа Bosch L-Jetronic, что позволило увеличить мощность до 128 л. с.
Подвеска и ходовые качества
В своей основе Citroën CX имеет жесткую раму, к которой крепится несущий кузов при помощи 16-ти подушек. С целью создания пространственной жесткости самого кузова к лонжеронам были с самого начала приварены передние крылья.
Плавность хода достигалась за счет уникальной гидропневматической подвески, состоящей из 6-ти сфер. Каждая из них имела по 2 камеры, в нижней из которых находилась жидкость LHM (гидравлическая), а в верхней – сжатая азотная газовая смесь. Сферы были разделены между собой цилиндром и особой эластичной мембраной, что делало подвеску чрезвычайно устойчивой к высоким динамическим и статическим нагрузкам.
Между прочим, такая подвеска была способна эффективно поглощать разные неровности дорожного покрытия, что качественным образом улучшало качество езды. Сама подвеска крепилась к подрамникам, установленным на корпусе за счет системы гибких креплений, что снижало уровень шумового воздействия. Важно подчеркнуть, что подвеска такого типа ставилась по лицензии Citroën знаменитым английским Rolls-Royce на свой автомобиль модели Silver Shadow.
Особенности эксплуатации
Неординарный Ситроен Ц Икс получил множество положительных отзывов от автовладельцев того времени, поскольку новинка отличалась удобным расположением приборов контроля, а также элементов управления. Эргономичные сиденья позволяли водителю на протяжении длительного периода времени не чувствовать усталость, поэтому автомобиль пользовался особой популярностью в дальних путешествиях.
Типичные проблемы и неисправности
Несмотря на качество исполнения, автомобиль не был лишен некоторых минусов, к которым можно отнести следующее:
- сложное расположение агрегатов подвески и ходовой части, что затрудняет проведение технического обслуживания, для чего требуется специальное оборудование;
- быстрое возникновение очагов коррозии кузова на ранних авто, выпускавшихся до 1982 года (позже начали применять метод цинкования кузова, что устранило проблему).
Заключение
Авангардный «космический» дизайн автомобиля, а также удачное сочетание технических и эксплуатационных характеристик позволили данной модели продержаться в производстве целых 16 лет, что наилучшим образом подтверждает удачную разработку. Дизайнеру Роберу Опрону удалось придать CX силуэт модели будущего, вследствие чего в течение длительного периода времени, без особых изменений, автомобилю удалось сохранять актуальность концептуального дизайна.
Помимо Франции, Citroen CX также собирался на территории Чили и Испании. Сегодня данная марка относится к классическим, поэтому она представляет особый интерес для коллекционеров и всех ценителей европейских авто. Всего за 27-летний период производства было выпущено свыше 1,1 млн. экземпляров автомобилей. Несмотря на то, что выпуск данных автомобилей был прекращен в далеком 1991 году, CX до сих пор можно встретить на дорогах Европы.