Ситроен Саксо

Энциклопедия авто

Машина класса супермини (В-класс), которая характеризуется компактными габаритами, малым весом и удобным управлением. Низкий расход топлива в сочетании с высокой маневренностью сделали автомобиль чрезвычайно популярным для эксплуатации в городских условиях. Несмотря на то, что с момента первого выпуска прошло свыше 25 лет, данное авто до сих пор можно увидеть на дорогах Европы и стран СНГ. Всё это — компактный хэтчбек Ситроен Саксо.

История модели

Citroen Saxo 3D 1996 1.5 Diesel
Citroёn Saxo 3-дверный (1996-1997, до рестайлинга) с дизелем 1.5D 48л.с. (TUD5)

Новинка Citroen Saxo  была представлена в 1996 году и получила множество положительных оценок. Автомобиль пришел на смену АХ, который в начале 90-х годов стал уже несколько устаревшим. Машина имела классическую компоновку «мини» с передним приводом, отличаясь отличными аэродинамическими характеристиками и вместительным салоном.

Citroen Saxo Chanson in Japan
Citroёn Saxo продавался в Японии как Chanson и имел там большой успех

Автомобиль оказался настолько актуальным, что продавался не только в Европе, но даже в США и Канаде. В Японии он реализовывался под названием Citroën Chanson. Благодаря детальной продуманности и задорному нраву модель участвовала в ралли и кольцевых гонках, сумев отлично себя зарекомендовать множеством побед. Для этого выпускалась специальная спортивная версия VTS, которая отличалась «продвинутым» оснащением. Визуально ее можно было отличить по расширенным колесным аркам, белым циферблатам приборов, иному набору передаточных чисел в трансмиссии и другими автоспортивными атрибутами.

Team Citroёn Sport Rallye Saxo
Гоночная команда Citroёn Sport и её раллийный Saxo Rallye WRC (1998)
Citroen Saxo 3D VTS
Спортивный Saxo VTS имел характерные внешние отличия (на фото VTS 1996-1997, до рестайлинга)

Примечательно, что в первых модификациях (с мотором 1.0 л.), максимальная скорость не превышала показателя в 120—130 км/ч. По этой причине наибольшей популярностью пользовались модели с двигателями 1.1-1.4 л и выше. Саксо выпускался вплоть до конца 2003 года, когда ему на смену пришел Citroen C2, который стал более современным и функциональным.

Поколение 1996 года выпуска

Citroen Saxo 5D 1.0i 1997
Citroёn Saxo 5-дверный с самым маленьким бензиновым 1.0i (TU9). 1997-1999 г, до рестайлинга

В Ситроен Сахо конструкторы концерна PSA Peugeot Citroën учли все достоинства Peugeot 106, от которой новинка получила надежную и устойчивую к нагрузкам платформу. Новый автомобиль получил более характерный дизайн, актуальную отделку салона и улучшенную эргономику. При появлении в 1996 году данный автомобиль считался самым маленьким в семействе Citroen и в течение длительного периода времени удерживал это лидерство.

Citroёn Saxo Music
«Дорестайлинговые» Citroёn Saxo 1996-1997 и 1997-1999 г.г. отличались решёткой радиатора. На фото Saxo 1996 года

Поколение 1999 года выпуска

При рестайлинге в 1999 года автомобиль получил новый, более мощный и экономичный «атмосферный» бензиновый 1.6 л 16v (1587 см³) TU5JP4, который вскоре стал легендарным.

Citroen Saxo 5D 1999 Exclusive
«Рестайлинговый» Citroёn Saxo 5-дверный в комплектации Exclusive 2000-го года

Новые Saxo отличаются от образцов первых годов выпуска более стильными передними фарами каплевидной формы, а также «улыбающейся» решеткой радиатора.

Citroen Saxo 3D Restylee 1.1i
Citroёn Saxo 3-дверный, после рестайлинга 1999 г., с бензиновым 1.1i (TU1)

По эргономике и комплектации почти ничего не поменялось. В плане безопасности, как и в предыдущих версиях, новинка имела усовершенствованную систему натяжения ремней, 2 подушки безопасности, а также комплекс усилений кузова, отвечающий за смягчение бокового удара.

Дизайн

С первого взгляда на Saxo от Citroën можно отметить его «аккуратность», что обуславливается особым рельефом корпуса. Благодаря этому инженерам удалось добиться визуальной динамики и «энергетики». Неудивительно, почему с момента своего появления он сразу же завоевал уважение со стороны обычных автолюбителей, которые ценят компактность в размерах, хорошую быстроту, комфорт, безопасность и ходовые характеристики.

Citroen Saxo 3D VTS Restyling
«Рестайлинговый» Citroёn Saxo VTS 3-дверный с бензиновым 1.6i 16v (TU5JP4S)

Экстерьер

С первого взгляда на автомобиль можно выделить его схожесть со спортивными авто благодаря низкой посадки и особым энергичным силуэтом капота, как и кузова в целом. Простая по форме архитектура головной оптики формирует приятный, «не агрессивный» вид, обеспечивая в то же время завидную освещённость.

Citroёn Saxo 3D 1.0i Restylee 1999
Citroёn Saxo 3-дверный с 1.0i (TU9), после рестайлинга 1999, в самой простой комплектации

Радиаторная решетка имеет небольшие размеры. На ней располагается внушительных размеров «двойной шеврон» Citroen. Со всех сторон автомобиль смотрится аккуратно и компактно. По бокам можно увидеть декоративные пластиковые накладки, выполнение в черном или серебристом цвете, в зависимости от комплектации и цветового решения авто.

Интерьер

Interior Citroen Saxo Automatique
Интерьер Citroen Saxo Automatique с автоматической коробкой передач

В салоне Saxo чувствуется работа профессионалов, которые сумели достичь комфорта и ощущения внутреннего простора, несмотря на компактные габариты в 3718х1595х1379 мм. Внутри виден утонченный французский стиль, выражающийся в приятной для глаз цветовой отделке передних и задних сидений. Классический трехспицевой руль регулируется по высоте, что позволяет легко выставлять его в удобное положение.

Cockpit Citroen Saxo Electrique Entreprise
Приборная панель и торпедо электромобиля Citroёn Saxo Electrique Entreprise

Все элементы управления располагаются в понятных на уровне интуиции местах. Между прочим, данный автомобиль подходит не только для мужчин, но и для женщин, которые ценят его за удобство и повышенный комфорт. На заднем сидении свободно могут разместиться 2 взрослых человека. А вот втроём там будет уже тесновато, что следует учитывать перед покупкой.

Saloon Citroёn Saxo 3D
Салон 3-дверного Citroёn Saxo очень вместительный для своего класса. Точно такой же — у Peugeot 106

Технические характеристики

А авто супермини Ситроен Саксо можно отметить продуманность многих инженерных решений, о чем говорит удобное расположение основных узлов под капотом. Тип кузова автомобиля — классический хэтчбек, где объем багажного отделения составляет 280 л. (при сложенных задних сиденьях объем увеличивается до 953 л.).

Luggage compartment Citroën Saxo
Багажник Citroёn Saxo — большой и удобный

Из других важных параметров можно выделить:

  • коэффициент лобового аэродинамического сопротивления — 0.34, что является оптимальным показателем;
  • разгон от 0 до 100 км/час с самым маленьким 1.0 8v 48 л.с. — всего за 13 сек, что является выдающимся показателем;
  • максимальная скорость спортивного VTS с 1.6 16v 118 л.с. – около 200 км/час;
  • тип рулевого управления – классическая «шестерня-рейка».

Стандартно автомобили комплектуются 13-дюймовыми колесами, однако при эксплуатации в условиях плохого дорожного покрытия, лучше отдать предпочтение 14-дюймовым колесам (именно с такими Saxo в основном и поставлялся в Россию). Важно заметить, что на автомобилях, укомплектованных моторами в 1,6 л., задние тормоза уже были не барабанными, а дисковыми, которые при спортивном драйве считаются более надежными.

Двигатель и трансмиссия

В большинстве случаев Ситроен Сахо оснащался бензиновым мотором, который имел один из 5-и вариантов рабочего объема:

  • 1.0 л (954 см³) TU9M, CDZ, 49 л.с., 73 Нм;
  • 1.1 л (1124 см³) TU1M, HDZ, 59 л.с., 89 Нм;
  • 1.4 л (1360 см³) TU3JP, KFW, KFX, 75 л.с., 95-111 Нм;
  • 1.6 л (1587 см³) TU5JP, NFZ, 90 л.с., 135 Н·м;
  • 1.6 л (1587 см³) TU5JP4, NFU, 110 л.с., 145-148 Нм.
Under the hood of Citroen Saxo massive 1.4 8v TU3A
Под капотом Citroёn Saxo массовый 1.4 8v 75 л.с. (TU3A)

Наиболее распространенным получился автомобиль с двигателем, объемом 1.4 л. (75 л.с.).

Under the hood of Citroen Saxo diesel engine 1.5D
Под капотом Citroёn Saxo дизельный двигатель 1.5D 48 л.с. (TUD5)

Что касается дизельных вариантов, то здесь выделяется модель с «атмсферным» 1.5 л (1527 см³) TUD5,VJX, 48-52 л.с., 117 Н·м, который характеризуется высокой надежностью и экономичностью

 Under the hood of the most powerful Citroen Saxo VTS
Под капотом самого мощного Citroёn Saxo VTS

Двигатель комплектуется чаще всего механической 5-ступенчатой коробкой передач, однако в небольшом количестве выпускались модификации и с АКПП (ZF 3HP14 и 4HP14). Такие варианты считались «эксклюзивом» и выпускалась с моторами 1.6 л и не отличалась высокой экономичностью.

Подвеска и ходовые качества

На Citroen Saxo задняя полностью независимая торсионная подвеска и Mc Pherson спереди. Вся конструкция отличается легким техническим обслуживанием. При всем этом подвеска на данном авто сумела положительно себя зарекомендовать, поскольку стойко переносит эксплуатацию в условиях не всегда ровного дорожного покрытия. Единственное слабое место – это 2 подшипника игольчатого типа, которые следует менять каждые 60 тыс. км.

Citroen Saxo Suspension
Подвеска Citroёn Saxo

Во всем остальном автомобиль служит уверенно на протяжении многих десятков лет. Рычаги с шаровыми опорами, а также сайлентблоками «ходят» в течение 85-90 тыс. км пробега, не доставляя никаких хлопот владельцу. Опорные подшипники и ШРУСы также уверенно выдерживают большие динамические нагрузки.

Особенности эксплуатации

Кузов Saxo прочный и устойчивый к ржавчине, благодаря чему, даже при возникновении царапин и сколов, коррозия его не разъедает. Кузовные элементы и ЛКП стойко переносят агрессивное воздействие низкой и высокой температуры, а также прямое попадание ультрафиолетовых лучей.

Aft Citroën Saxo with 1.4i engine adapted to run on GPL gas mixture
Кормовая часть Citroёn Saxo 5-дверного с двигателем 1.4i, адаптированным для работы на газовой смеси GPL, после рестайлинга 1999 г.

Единственно, ездить на автомобиле Saxo следует аккуратно, поскольку оригинальные кузовные запчасти не всегда есть в наличии (заказ – без проблем) и стоят они достаточно дорого.

Автомобиль отличается высокой маневренностью и легкостью в управлении, благодаря чему можно говорить о высоком уровне пассивной и активной безопасности. Согласно рейтингу Европейского комитета по проведению независимых краш-тестов Euro NCAP, модель Saxo имеет рейтинг 13 по категории пассажир и 10 по категории пешеход.

Типичные проблемы и неисправности

  • Некоторые автовладельцы, эксплуатирующие автомобиль Saxo, сталкиваются с проблемами, которые касаются холостых оборотов двигателя. Обычно проблема возникает в сырую погоду или же в зимний период времени, причинами чего чаще всего являются электронные датчики.
  • Приобретая автомобиль, пробег которого составляет более 150 тыс. км, зачастую можно обнаружить подтеки масла, что обуславливается износом сальников двигателя, которые, в принципе, служат достаточно долго. При замене сальников лучше всего приобретать их все и менять не только на коленчатом и распределительном валу, но также на коробке передач.
  • Одним из слабых моментов в автомобиле является металлический тросик сцепления, который зачастую обрывается в самый неподходящий момент, приводя к невозможности передвижения на автомобиле. Чтобы этого не допустить автовладельцу следует периодически отслеживать его состояние, своевременно заменяя трос на новый, чтобы избежать неожиданных неприятностей.

Заключение

Citroёn Saxo — отличный автомобиль как для города, так и для шоссе, поэтому вполне подойдет самым разным категориям автовладельцев. При выборе лучше отдавать предпочтение моделям с 1,6-литровым двигателем, поскольку такая версия авто считается наиболее устойчивой к эксплуатационному износу. Также стоит отметить, что в модели Citroёn C2, которая пришла на смену Saxo, многие системы и узы остались без изменений.

Aft Citroёn Saxo 3-door diesel 1.5D
Кормовая часть Citroёn Saxo 3-дверного с дизелем 1.5D, до рестайлинга, 1996-1997
Денис Шебеко
Оцените автора
Обзор автомобилей Пежо и Ситроен от Car-fanatik