Ситроен SM

Энциклопедия авто

Автопром Франции во все времена задавал новые стандарты и отличался от других. В соревновании за лидерство в создании «идеального автомобиля» с немецкими производителями, французы постоянно сопротивлялись эталонным рамкам и создавали модели, заставляющие в очередной раз восхититься оригинальными решениями.

В 1970 г. мятежный дух автоконструкторов «двойного шеврона» создал еще один шедевр концептуальных проектов – купе-хетчбек Citroen SM класса GT (Grand Tourismo), ставший одним из самых удивительных творений марки Ситроен.

История модели

История «ЭсЭм» начинается в 1961 г —  именно тогда французскими конструкторами был начат долговременный проект, вначале носивший название «Project S».

После прекращения в 1964г. малосерийного выпуска мощных скоростных и дорогих автомобилей Facel-Vega (производитель  Forges et Ateliers de Construction d’Eure et de Loire — FACEL) Пятая Республика осталась без собственного автомобиля высшего класса «люкс».

Citroen Maserati S
После объединения Citroen и Maserati «Project S» стал называться Citroen-Maserati S

Неудовлетворенные амбиции и огромное желание помериться силами с английскими и немецкими производителями престижных авто привело к слиянию в 1968г. автоконцерна Citroen и итальянского Maserati (по сути это было скорее поглощение – Citroen выкупил контрольный пакет акций компании из Модены). В результате этого французы получили доступ к техническим ноу-хау знаменитых спорткаров, а вместе с ним и возможность создания автомобиля, способного достойно конкурировать с такими авторитетами, как Porsche, Jaguar, Ferrari, Mercedes-Benz, Aston Martin, Lotus и Alfa Romeo.

В название проекта добавилась буква «M»(Maserati) – теперь автомобиль именовался Citroen SM.

Расшифровка аббревиатуры SM имеет довольно много вариантов, итальянские инженеры из Модены вложили в нее названия Special Maserati и Serie Maserati , а более романтично настроенные французы предпочитают в названии автомобиля слышать «Sa Majesté» – Её Величество (по аналогии с другой популярной  моделью Citroen DS  «Déesse»  — Богиня).

Интересный факт – в начале проекта его основной целью было создание спортивной модификации Citroen DS для участия в кольцевых гонках. Один из руководителей проекта – инженер Jacques Né (Жак Нё)  был серьёзно настроен на победу в самом престижном на планете суточном марафоне «24 Heures du Mans» («24 часа Ле-Мана»). С течением времени приоритеты поменялись – Франции были нужны не столько победы в одиночных соревнованиях, сколько запуск в серию престижного автомобиля класса «люкс». Внешний вид автомобиля разрабатывался главным дизайнером Citroën Робером Опроном (Robert Opron), технические решения и работу над двигателем и трансмиссией поручили конструкторам из Maserati под руководством Джулио Альфьери (Giulio Alfieri).

Giulio Alfieri V6 Citroen SM
Джулио Альфьери за разработкой V6 для Citroen SM

Первая премьера Citroen SM состоялась на Женевском международном автосалоне в марте 1970 г.

Citroen SM at the 1970 Geneva Motor Show
Citroen SM на Женевском автосалоне ‘1970. На фото вверху Citroen GS, который станет «Автомобилем года в Европе»

Автомобиль вызвал массу восторженных откликов в прессе, поэтому, когда осенью того же года он поступил в продажу в европейские автосалоны – у него уже была определённая репутация, имя и даже свои поклонники. Будучи «люксовым», SM изначально был недоступен большинству традиционных любителей Citroen из «рабочего класса» – весьма высокая цена от 40 тысяч франков (для сравнения – самый богато оснащённый DS Pallas в те годы продавался за 37 тысяч франков) оказалась непреодолимым барьером. Стоимость неплохой бюджетной малолитражки (например, Renault 12) была в 4-5 раз меньше. За близкую к SM цену можно было приобрести такие престижные купе, как BMW 3.0 Ci или Mercedes Benz 280 SL «Пагода».

Citroen SM booth at the 1970 Geneva Motor Show amazed with its futuristic design
Стенд Citroen SM на женевском автосалоне 1970 удивлял своим футуристичным дизайном и был признан самым красивым

Яркое появление Citroen SM почти сразу ознаменовалось не менее яркой победой – стандартная серийная модель приняла участие в длительном ралли-марафоне Марокко (Rallye du Maroc) и заняла 1 место. Это позволило Citroën смело использовать в следующей рекламной кампании слоган победного результата: «SM: первое появление — первая победа».

Citroen SM Winner Rallye du Maroc
Citroen SM выиграл Rallye du Maroc

Ещё одно признание своих выдающихся качеств – не только скорости, но и комфорта, стиля  и безопасности — Citroen SM в 1972 г занял верхнюю строчку в рейтинге самого авторитетного американского журнала Motor Trend, став «Автомобилем года США». Это был первый случай, когда эту победу завоевал иностранный автомобиль.
Через много лет, в 2005 г.  Citroen SM занял одиннадцатое место в рейтинге журнала Automobile, «100 самых крутых автомобилей, номинация «Дизайн»», а инженер-конструктор Робер Опрон, создавший его дизайн, стал номинантом на звание «Лучший автодизайнер 20-го века».

Серийное производство Citroen SM продолжалось с 1970г. по 1975г. За 6 лет с заводских конвейеров сошло 12920 автомобилей: в 1970 г. – 868, 1971 – 4988, 1972 – 2786, 17973 —  1469, 1974 – 294, 1975 —  115 . В 1972-1973гг Citroen SM поступил на североамериканский рынок. Общий объем продаж за этот период составил 2400 автомобилей.

Резкое падение результатов продаж не было связано с «разочарованием» автолюбителей — Citroen SM не только оправдал надежды, но и продолжал приятно удивлять своих владельцев. «»Как только Вы освоитесь с жизнью за рулем SM, Вы начнете понимать, что Citroën сделал все правильно там, где все остальные ошибались» – это высказывание одного из популярных французских автообозревателей  действительно соответствовало истине.

 Body assembly Citroen SM
Сборка кузова Citroen SM производилась вручную на специальных стендах

Компании Citroën просто не повезло – несмотря на то, что попытка французов прорваться в ранее недоступный для них сегмент мирового авторынка технически оказалась более чем удачной,  грянул нефтяной  кризис 1973 г., повлекший за собой грандиозный экономический спад с  резким ростом цен на топливо и введением строгих ограничений максимальной скорости. Сыграл свою роль и просчет менеджеров компании – в модельном ряду Citroen SM не была предложена версия  для правостороннего движения, поэтому авторынок Великобритании оказался неохваченным.

Несмотря (а может быть и потому), что в Соединенных Штатах Citroen SM пользовался большой популярностью за свою экономичность и комфорт при скоростном передвижении на большие расстояния, в 1974 г. национальным управлением безопасности дорожного движения США (NHTSA) были приняты новые стандарты по безопасности и технике, которые фактически запретили продажи SM на рынке США.

Все эти факторы привели к сокращению продаж Citroen SM. В 1974 г. компания Citroën была объявлена банкротом, завод Quai André-Citroën на берегу Сены в Париже закрылся, а последние Citroen SM были произведены на заводах компании Лижье (Ligier – французский производитель автобусов в Виши — Бурбон, Франция). Сама компания Citroën  вошла в состав концерна PSA (в декабре 1974 г. выкуплена компанией  Peugeot), руководство которого решило оптимизировать расходы и в начале 1975 г. прекратило выпуск малопродаваемых Citroen SM, а в мае 1975 г. «избавилась» и от Maserati.

И всё же, история Citroen SM на этом не закончилась. Многие технические решения нашли применение в более продаваемом Citroen CX (в том числе и ставшая впоследствии популярной система рулевого управления DIRAVI), Lotus Esprit полностью скопировал трансмиссию SM, а Maserati Merak «отзеркалил» не только трансмиссию, но и двигатель.

Поколения  Citroen SM

Автомобиль выпускался в одном кузове (3-х дверное купе-хэтчбек), в одном поколении, но имел довольно много версий – многие из них не стали серийными и выпускались лишь в нескольких экземплярах по индивидуальным заказам.

Спортивные модификации

Самым большим достижением Citroen SM в спорте является победа в «Ралли дю Марок» в 1971 году, когда экипаж Жан Дешазо — Жан Плассар (Deschaseaux Jean — Plassard Jean) выиграл гонку на обыкновенной серийной версии SM.

Создали спортивную версию Citroen SM намного позже – и это были уже не французы, а американцы. В январе  2021 г. на аукционе Gooding был представлен уникальный лот — гоночный Citroen SM, поставивший несколько мировых рекордов скорости, и пере­возящие его тягач с прицепом, также построенные на базе Citroen. Первоначальная цена лота начиналась с 60 000 $ , продан он был за 203 500 $.

Это был Citroen SM, модифицированный в конце 70-х гг. американским автолюбителем Джерри Хетэуэйем, руководящим автосалоном SM World (по продаже и обслуживанию Citroen SM в США). Модифицированный для гонок и установления рекордов Citroen SM получил название Land Speeder.

Citroen SM Record SM World
Рекордный Citroen SM Джерри Хетэуэя и тягач для его перевозки

Спорткар был оснащён безнаддувным 3,0-литровым мотором Maserati с тремя карбюраторами Weber 42DCNF и пятиступенчатой МКПП Hewland. Максимальная мощность — 250 л.с., в тренировочных заездах болид Хэтэуэя разогнался на озере Бонне­виль до 243 км/ч.

В середине 80-х годов Хетэуэй оснастил ДВС двумя турбо­компрес­сорами AiResearch, в результате чего максимальная скорость поднялась до 320 км/ч. Но самых серьёзных результатов добилась в 1987 г. жена  Хетэуэя Сильвия – в квалификационном заезде гонок на соляных равнинах Бонневилля (США)  она показала скорость 332,2 км/ч., а во время зачётного заезда максималь­ная скорость Citroen SM составила 325,5 км/ч. Для GT того времени это было рекордным показателем, который смог продержаться почти 23 года.

Эксклюзивные модели

  • SM Presidentiel. В 1972 году ателье Chapron было изготовлено два  четырёхдверных кабриолета (длиной более 5,5 м) для президента Франции Жоржа Помпиду — Citroën SM Chapron limousine décapotable (зарегистрированные 2 PR 75 и 3 PR 75 ). Один из них был предоставлен английской королеве Елизавете II во время ее визита во Францию.
    SM Presidentielle
    Citroen SM Presidentielle во время визита Елизаветы II во Францию. Рядом с Королевой Президент Франции Жорж Помпиду

    Они находились в автопарке служебных автомобилей Elysée (Елисейского Дворца) до 2007 г., и до сих пор являются собственностью Республики;

    Salon Citroen SM Presidentielle
    Салон Citroen SM Presidentielle
  • SM Opéra. То же самое ателье Шапрон представило на Женевском автосалоне в 1972 г. 4-дверный седан с кузовом «нотчбэк» и увеличенной на 29см колесной базой (длина 5,2 м). SM Opéra выпускался с 1972 по 1974 год , всего было произведено только 7 автомобилей.  Продажная цена одного из  SM Opéra на аукционе в 2018 году составила более 400 000 евро;
  • Кабриолет Citroen SM Mylord. Используя оригинальный дизайн для SM, Шапрон срезал крышу, укрепил кузов и добавил стандартный задний багажник. Этот элегантный четырехместный кабриолет  стоил в два раза дороже заводского купе SM, и почти столько же, сколько Ferrari Daytona. С 1971 по 1973 год будет выпущено 5 экземпляров.  Аукционная цена SM Mylord в 2016 г. —  более 600 000 евро;
  • Citroën SM Espace – купе с весьма оригинальным образом частично убирающейся крышей типа Targa —  результат творчества другого, не менее известного ателье — Heuliez

    Citroen SM Espace
    Заказной Citroen SM Espace с крышей типа Targa от Heuliez
  • Австралийская компания Chappel Engineering  модифицировала 12 Citroen SM, превратив их в «праворульные», для австралийского импортера Citroën.

О настрое на победы в ралли и марафонах  инженеров Ситроена свидетельствовал и заводской прототип, на котором отрабатывали поведение гидропневматической подвески и автовыравнивания автомобиля над дорогой на высоких скоростях — такие машины оснащались 24-клапанной версией того же V6, форсированной до 300 л.с.

Американская версия

В 1972 г. Ситроен вышел на североамериканский рынок. Американцы восторженно приняли удивительный даже для них Citroen SM  и прозвали его «галльской ракетой».  Для соответствия федеральным законам «американцы» вместо поворотных фар оснащались четырьмя неподвижными круглыми фарами.

Citroen SM for US sales
Citroen SM для рынка США можно отличить по чётырём круглым фарам вместо шести прямоугольных для Европы

Часть автомобилей оснащалась трёхступенчатым автоматом Borg-Warner вместо пятиступенчатой механики.

Citroen SM for US market with automatic transmission
Салон Citroen SM с 3-ст. АКПП Borg&Warner для рынка США

В 1972 году три карбюратора Weber уступили место инжектору Bosch D-Jetronic, что обеспечило прибавку в десяток сил мощности. Карбюраторный же мотор с 1973 года имел объём 3.0 литра, а в 1974-75гг. только с ним можно было заказать автоматическую КПП, инжекторные 2.7- литровые при этом выпускались исключительно с «механикой».

Поставки Citroen SM на авторынок США продолжались в 1972-1973 гг., всего было продано 2400 автомобилей. В 1974 г. из-за несоответствия новым стандартам NHTSA продажи SM в Соединенных Штатах были прекращены.

Дизайн

Citroen SM is very handsome
Citroen SM не просто красивый, а завораживающий, особенно в движении

Дизайн экстерьера Citroen SM не просто удивлял – он поражал воображение! Создавалось ощущение, что в облике SM воплотились все тогда ещё нереализованные мечты французов о космических полетах. Дизайнеры Робер Опрон (ранее работавший в авиационной промышленности) и Жан Жире смогли сделать невероятное: глядя на почти пятиметровую летающую тарелку, распластанную на шоссе, начинаешь верить – французы смогли построить космический корабль, предназначенный для передвижения по дорогам общего пользования.

Экстерьер

Футуристический вид Citroen SM придают кузов каплевидной формы, заметно сужающийся в направлении багажника, прозрачный обтекатель, под которым располагаются шесть фар, и наклонная остеклённая крышка багажника, огибающая номерной знак. Кроме фантастического внешнего вида, эти конструктивные решения придали SM отличные аэродинамические качества — коэффициент Cх (аэродинамическое сопротивление) составляет всего 0.26 (ниже, чем у Lamborghini Murcielago!!!). К сожалению, за высокую аэродинамику пришлось расплатиться тесным задним сиденьем и ограниченным объёмом багажного отделения.

Citroen SM side view
Citroen SM стремителен, как настоящие GT, но при этом потрясающе элегантен

Декоративные элементы кузова была выполнена не из привычного хрома, а из нержавеющей стали, а капот – из авиационного лёгкого сплава.

Необычный облик автомобилю придавали фары, закрытые стеклянными колпаками (две неподвижные и  четыре поворачивающиеся вместе с передними колёсами), а также закрытые арки задних колес (задняя колея была на 200 мм уже, чем передняя).

Интерьер

Не отставал и интерьер «Её Величества» — отделка салона материалами из дорогой натуральной кожи, обогреватель заднего стекла, кондиционер и первоклассная аудиосистема, электрические стеклоподъёмники – немногие автомобили того времени могли похвастаться таким шиком.

Cockpit Citroen SM
Кокпит Citroen SM для Европы. Обратите внимание на оригинальный рычаг МКПП. Да-да! Это «механика»!

Салон Citroen SM поражает воображение — смелые и неоднозначные решения опять-таки возвращают к «космической» теме. Сначала  создается впечатление, что имеет место «обман зрения», иллюзия, но присмотревшись, понимаешь – руль действительно имеет форму овала, как и четыре циферблата на панели приборов. Хромированный рычаг КПП располагался на центральной консоли, разделявшей ковшеобразные передние сиденья с центральной секцией в виде «стиральной доски» и внушительными подголовниками.

Rear seats Citroen SM
Считается, что задние сиденья Citroen SM тесны и неудобны. Однако здесь намного комфортнее, чем у многих современных «двухдверок» и купе 2+2

Из-за технических особенностей задние сидения оказались довольно тесными – комфортно на них могли разместиться только дети – но от автомобиля класса GT большего никто и не требовал. Объем багажника впечатлял – 500 л., хотя половину из них занимало запасное колесо. Зато топливный бак вмещал целых 90 литров бензина.

Кроме системы усилителя руля DIRAVI, в базовой комплектации присутствовали:

  • реагирующие на интенсивность дождя стеклоочистители;
  • регулируемая по высоте и длине рулевая колонка;
  • обогрев заднего стекла; электрические стеклоподъёмники; кондиционер;
  • штатная аудиосистема (кассетный проигрыватель), что тогда считалось настоящей экзотикой.

Колёсные диски имели колпаки из нержавеющей стали, но в качестве дополнительной опции можно было приобрести сверхлёгкие пластиковые колёса Michelin, упрочнённые углеродным волокном и смолой (технология, предшествовавшая современному карбону).

Citroen SM with Michelin carbon fiber wheels
Вид на кормовую часть «европейского» Citroen SM с углепластиковыми колёсными дисками Michelin

Технические характеристики

Citroen SM стал не просто одним из «люксовых» автомобилей. Его технические возможности поражали инновациями – разработкой двигателя SM занимался главный инженер-конструктор «моденского трезубца» Giulio Alfieri (Джулио Альфьери). Всего за 6 месяцев итальянские конструкторы в содружестве с французским бюро смогли  разработать полностью алюминиевый 2.7-литровый 170-сильный V6 весом всего 140 кг. Надо заметить, что этот ДВС был создан на базе двигателя Maserati Indy V8, у которого в рекордно короткие сроки инженеры смогли убрать два цилиндра, а также немного уменьшить их диаметр и рабочий ход.

Maserati C-114-01 Citroen SM engine
Двигатель Maserati C-114-01 Citroen SM с тремя карбюраторами Weber

Быстрота исполнения должна была произвести впечатление на руководителей Citroën и убедить их в отзывчивости и способности Maserati к совместной работе (в талантах моденцев уже давно никто не сомневался). Такая разработка позволила SM стать одним из самых быстрых переднеприводных автомобилей 70-х годов XX столетия с максимальной скоростью свыше 220 км/ч и разгоном до 100 км за 8,2 с. Для сравнения — Citroen SM легко опережал Oldsmobile Toronado — мощное купе от американского GM.

Впечатляли и габариты автомобиля: ширина 1836 мм, длина 4893 мм, высота 1324 мм, объем багажника 488 литров. Снаряженная масса 1460 кг.

Technical filling Citroen SM
«Рентгенограмма» устройства Citroen SM

Двигатель и трансмиссия

Отличительной особенностью V6 Citroen SM был нехарактерный угол 90° между рядами цилиндров. Эта инновация применялась впоследствии на более позднем 3.0-литровом бензиновом двигателе PRV V6 и позволяла использовать только один шаблон для головок цилиндров и удлиненный промежуточный вал для привода вспомогательных устройств.

Ещё одна конструктивная особенность: место установки двигателя — за передней осью.

Citroen SM engine layout behind the front axle
Двигатель у Citroen SM находился за передней осью, а КПП — впереди него

Линейка моторов была представлена 3 вариантами:

  • «C114-1» (1970 – 1972гг.)  —  V6 , 2,7 литра, 170 л.с.;
  • «C114-03» (1973 – 1976гг.) —  V6 , 2,7литра, 178 л.с.;
  • «C114-11» (1971 – 1975гг.) —  V6, 3, 0 литра, 180 л.с.
Citroen SM engine and transmission
Двигатель и трансмиссия Citroen SM. Обратите внимание на дисковые тормоза, для снижения неподрессоренных масс подвески перемещённые к КПП

Версии Citroen SM, выпускавшиеся для Северной Америки в 1972-73гг и для Европы в 1974-75 годах  были укомплектованы трехступенчатой АКПП Borg&Warner .

Under the hood Citroen SM
Под капотом Citroen SM

Подвеска и ходовые качества

Citroen SM был оснащен гидропневматической саморегулирующейся подвеской, инновационной системой рулевого управления с регулируемым усилителем (DIRAVI) и саморегулирующимися по уровню фарами, поворачивающимися вместе с рулевым управлением – для того времени это были революционные решения.

Конструкторы решили использовать в SM уже проверенную на модели DS гидравлическую систему, оснащенную насосом высокого давления с приводом от двигателя.  Основой ее служила гидропневматическая подвеска со сферами, заполненными азотом, на поперечных рычагах спереди и продольных рычагах сзади.

 Lowest suspension position Citroen SM
Самое низкое положение подвески Citroen SM

Главным преимуществом такой подвески была возможность сохранения постоянного дорожного просвета (это достигалось выравниванием нагрузки на каждое колесо) и изменения высоты клиренса: минимальные 60 мм, 155 мм, 175 мм и 230 мм или максимальные 255 мм. Эту функцию можно было удобно использовать даже при замене колеса, не пользуясь домкратом.

Highest suspension position Citroen SM
Самое высокое положение подвески Citroen SM

Революционной разработкой стало самоцентрирующееся рулевое управление (DIRAVI), автоматически возвращавшее руль в исходное положение даже когда машина стояла на месте.

Тормозная система SM имела «тормозные диски по кругу» — 300 мм спереди, 256 мм сзади. Блокировка передних дисков стояночным тормозом осуществлялась с помощью двух дополнительных суппортов.

Citroen SM оснащался 3-точечными ремнями безопасности на всех четырех сиденьях, а рулевая колонка регулировалась как по высоте, так и по длине.

SM стал демонстрацией новых возможностей Citroën – это был наглядный пример оптимальной реализации большой мощности при максимальной роскоши и комфорте в переднеприводном автомобиле.

Типичные проблемы и неисправности

Несмотря на то, что снижение продаж Citroen SM началось уже в 1973 году из-за нефтяного кризиса, были некоторые проблемы и с техническим обслуживанием.

Трио карбюраторов Weber оказалось достаточно капризным и требовало частой настройки – ведь согласование работы даже двух однокамерных карбюраторов под силу только опытному специалисту, а здесь этих изделий было три.

У некоторых двигателей начались проблемы уже после 60 000 км пробега (цепи ГРМ должны были периодически регулироваться вручную, о чем многие владельцы SM не знали). Механики автосервисов дилерской сети Citroen еще не были знакомы с премудростями обслуживания и ремонта ГРМ V-образных «шестёрок» довольно сложной конструкции.

Еще одной проблемой, которая впоследствии была успешно решена, были ненадежные контактные группы замка зажигания.

Затруднением стало и довольно специфическое техобслуживание – необходимо было привлекать не только специалистов Citroën, но и более редких специалистов по Maserati для поддержки двигателя в рабочем состоянии. На фоне  большинства автомобилей, требующих только общего ТО, доступного в любом автосервисе, Citroen SM стал выглядеть довольно проблемным и дорогостоящим в эксплуатации автомобилем. Как только потенциальные покупатели начали понимать это, продажи резко упали.

Заключение

Несмотря на то, что компания Citroën уже отметила 100-летний юбилей, она сохранила ДНК нестандартных технических решений, отличающие ее автомобили, и их незаурядный дизайн от остальных.

Citroen SM with automatic transmission for the US market
Вид на кормовую часть Citroen SM с АКПП для американского рынка

Citroen SM был рожден с особой чувственностью для высоких скоростей на больших расстояниях. Это была гордость французской автомобильной промышленности и, вероятно, самый технически продвинутый автомобиль в мире начала 70-х годов. SM был сказочным видом смелости и технического безумия – гением, который никогда не может быть заменен чем-то другим.

Начиная «Project S» — проект Citroen SM – французы решились на рискованный шаг. И пусть SM не стал успешным коммерческим проектом, пусть это было отчаянно и даже безумно, но «черт возьми, месье, это было красиво!».

Citroen SM was advertised with great imagination and grace
Citroen SM рекламировался с большой выдумкой и изяществом
Денис Шебеко
Оцените автора
Обзор автомобилей Пежо и Ситроен от Car-fanatik