Ситроен VISA

Автомобили Citroen

Данная модель знаменитого концерна – ярко характеризует эпоху автомобилизма 80-х в Европе. Удобный и практичный пятидверный хэтчбек Citroen Visa с передним приводом производился с 1978 по 1988 годы. На него устанавливался не только бензиновый, но и дизельный двигатель, что позволяло покупателю выбрать наиболее подходящий для себя вариант. Между прочим, даже Китай производил эти автомобили под маркой Liuzhou Wuling с 1991 по 1994 год, что подтверждало популярность модели в конце ХХ века. Кроме Франции и «Поднебесной» Visa выпускалась в Испании, Португалии, Бельгии и Югославии.

История модели

История Citroёn Виза начинается с далекого 1965 года, когда инженер Роберт Опрон стал искать замену морально устаревшему на то время автомобилю 2CV. Во второй половине 70-х годов особая мода пришлась на разработку кузовов, обладающих высоким аэродинамическим коэффициентом сопротивления. При этом во внимание принимались компактные внешние размеры, чтобы управлять автомобилем было удобно не только в сельской местности, но и в городе.

Это и стало предпосылкой для создания Ситроен Виза, который увидел свет в 1978 году и сразу завоевал уважение сотен тысяч автовладельцев. Автомобиль относился к классу «супермини» (В) и имел компоновку F4 по «старой» шкале Citroёn (до слияния с Peugeot). «Пежовцы» очень позитивно отнеслись к модели. Это позволило внедрить некоторые инновационные решения того времени, что улучшило динамику и ходовые характеристики транспортного средства.

Поколение 1978 года выпуска

Первый автомобиль Ситроен Виза выпускался в вариантах «Spécial» и «Club», причем имел инновационное электронное зажигание. Автомобили данной серии выпускались в кузовах 5-дверный хэтчбек и 4-дверный «Soft Top», что позволяло потребителю выбирать ту модификацию, которая больше устраивает. Автовладельцы высоко отмечали топливную экономичность автомобиля при неплохой динамике, что приятно радовало.

Поколение 1983 года выпуска

В начале 80-х годов в продажу поступают усовершенствованные версии Visa – Super, E и GL. Они отличались более удобным задним сиденьем, состоявшим уже не из одной, а из двух отдельных частей. При этом оба съёмных части можно было легко снимать без использования каких-либо дополнительных инструментов. Это позволило качественно увеличить вместимость багажника.

Машина также оснащалась:

  • литыми дисками Michelin (не удивляйтесь – Мишлен в то время очень плотно занимался легкосплавными колёсными дисками);
  • инновационными шинами Michelin TRX;
  • спойлером и интерцептором;
  • боковой аэродинамической «юбкой».

Варианту Super (была ещё и «заказная» Sport) придали спортивные настройки подвески, более «острый» характер педали газа, чего ранее на автомобилях Citroёn суб- и компактного класса не было.

Поколение 1985 года выпуска

Citroёn в ограниченном количестве выпустил серию Visa 14 S Tonic. Здесь использовался уже новый мотор XY8 (1360 cм3/80 л.с.), который заставил эту компактную модель считать в превосходном качестве GT. А самой экстремальной, а ныне культовой, стал вариант Chrono с двигателем XYR (1360 см3/93 л.с.). Их было произведено порядка 2000 экземпляров, и они до сих пор считаются крайне редким.

Дизайн

С первого взгляда на модель можно увидеть нацеленность на аэродинамику, что подчеркивалось четкими и ровными линиями. Здесь уже не найти закругленных элементов, поскольку автомобиль имеет строгий силуэт. Благодаря этому инженерам удалось добиться низкого коэффициент аэродинамического сопротивления, что положительно сказалось на расходе топлива (менее 6 л/100 км).

В принципе ничего авангардного в дизайне не наблюдается, однако нельзя обойти стороной аккуратные трапециевидные фары, решетку радиатора и ровный капот, плавно опускающийся книзу. Автомобиль Ситроен VISA всецело вписывался в стилевые решения 80-х годов, где на смену просторным габаритам пришли новые формы, в которых ценилась четкость и компактность.

Экстерьер

В экстерьерных решениях можно выделить гармоничность, аккуратность и симметрию. По левой и правой стороне через все двери проходит силуэтная линия, что придает особую эстетику. Все кузовные элементы имеют четкое прилегание друг другу, с минимальными зазорами – это говорит о высоком качестве сборки. Изначально автомобили оснащались традиционными штампованными колёсными дисками, однако чуть позже, сначала опционально, а затем и в «пакетах» стали использоваться и легкосплавные диски.

Из особенностей можно выделить широкие зеркала заднего вида, что улучшало обзорность автомобиля. Модель оснащалась одним стеклоочистителем, однако его взмаха вполне хватало для очистки преимущественной площади лобового стекла. В тесном дорожном потоке автомобиль был весьма узнаваемым, что также добавляло ему популярности среди покупателей.

Интерьер

Заглянув внутрь – отмечаем нехилый для столь компактных размеров простор, а также салон, имеющий качественную отделку. Сразу можно высоко оценить эргономичность органов управления, которые располагались в специальных отсеках по бокам рулевого колеса. Все элементы управления, включая омыватель бачка стеклоочистителя, звуковой сигнал, указатели поворота и фары — аккуратно установлены на едином цилиндрическом блоке

Управлять системой отопления можно при помощи специальных ползунков, расположенных на центральной панели. Между прочим, такая система была в новинку, и автомобильный журнал Popular Science даже описал такое решение, как «барабан управления кончиками пальцев».

Технические характеристики

Citroen Виза имела для своего времени весьма передовые технические характеристики, однако стоимость была вполне доступной населению с уровнем доходов ниже среднего. Передний привод облегчал управление, а его настройки снижали риск заноса при вхождении с поворот на высокой скорости.

Из особенностей можно выделить следующее:

  • продольное расположение силового агрегата;
  • оптимальные габаритные размеры автомобиля: 369х153.5х140.8 см;
  • способность гоночных версий развивать максимальную скорость до 225 км/ч;
  • разгон самой маломощной версии до 100 км — за 22 секунды (очень хороший результат для своего времени)

Объем багажника автомобиля достигал 300 литров, что было на тот момент высоким показателем. Задние сиденья могли складываться, благодаря чему объем багажного отсека увеличивался фактически в два раза.

Двигатель и трансмиссия

Изначально на автомобиль устанавливался 2-цилиндровый двигатель 652 куб.см с «одновременным» зажиганием электронного типа. Спустя год стали устанавливаться моторы Peugeot 1124 см3 (PSA X) уже с 4 цилиндрами. Они выполнялись полностью из алюминиевого сплава.

Из его особенностей можно указать:

  • цепной привод;
  • верхнее расположение распределительного вала;
  • расположение МКПП в поддоне, разделяющей моторное масло.

В целом двигатель X получился таким же экономичным, как и 2-х цилиндровый, однако с гораздо лучшими техническими характеристиками.

Чуть позже гамма силовых агрегатов расширилась:

  • 1219 куб. см (Super X),
  • 954 куб. см (10E после 1984 г.)
  • 1360 куб. см (1983 Visa GT)

В 1984 году появилась дизельная версия двигателя. Здесь используются уже знаменитый дизельный «атмосферник» XUD7 с объемом 1769 куб.см. (с трансмиссией от Peugeot 205).

Такой мотор требовал более широкого внутреннего отсека, вследствие чего передние крылья были несколько расширены и дополнены черными панелями колесных арок. В некоторых модификациях автомобилей запасное колесо располагалось поверх плоского, практически горизонтального ДВС и крепилась болтами.

В начале 1986 года была представлен мотор 1 580 см3. С этим двигателем автомобиль получился самым скоростным. Ведь его скорость достигала показателя в 192 км/ч.

Подвеска и ходовые качества

Данная модель транспортного средства имела мягкую, сбалансированную и полностью независимую подвеску. Главными здесь выступали, конечно же, стойки, McPherson с винтовой пружиной переменного шага.  Это давало не только приемлемую жёсткость, но и способствовало более планом ходу. Даже при прохождении поворотов на высокой скорости автомобиль давал минимальный крен, что обеспечивало максимальную безопасность и точность управления.

Особенности эксплуатации

На практике автомобиль Ситроен VISA сумел зарекомендовать себя исключительно с положительной стороны. Удобный и просторный салон, продуманная эргономика управления делали его наиболее предпочтительным для очень многих водителей. Просторный багажник с возможностью увеличения объема давал возможность перевозить большие грузы, недоступные, порой, более крупным авто.

Именно в Виза была реализована новая «пежовская» версия подвески МакФерсон, что качественно повысило уровень комфорта при управлении транспортным средством. По дизайну на то время автомобиль был актуальным, поэтому на него обращали повышенное внимание. Оцинкованный кузов имел лучшую устойчивость к коррозии, поэтому стойко переносил высокую влажность, воздействия солей, сохраняя лакокрасочное покрытие.

Типичные проблемы и неисправности Citroen Visa

Автомобиль сумел показать себя достаточно надежным.

Единственное, на что следует обращать внимание автовладельцев, так это на своевременную замену следующих элементов:

  • Наружных/внутренних ШРУСов и «триподов»;
  • диск сцепления и выжимной подшипник (не на всех двигателях);
  • наконечники рулевых тяг;
  • подшипники задних колес (удивительно, но «живут» они не более 50 000 км);
  • тормозные цилиндры заднего колеса (под воздействием антигололёдных реагентов – особенно).

Заключение

Продуманные инженерные решения в автомобиле Citroen Visa сделали его одним из наиболее популярных автомобилей 80-х годов. Именно этим объясняется тот факт, что в период 1978 по 1988 год было выпущено свыше 1,254 млн. экземпляров таких транспортных средств. «Визу» до сих пор можно встретить на дорогах Европы, причем они постепенно пополняют коллекцию ретро-автомобилей.

Денис Шебеко
Оцените автора
Обзор автомобилей Пежо и Ситроен от Car-fanatik