Вот и настала очередь истории об одном из красивейших французских автомобилей с гидропневматической подвеской. Да, это Citroen Xantia, имя которого в переводе с греческого означает “свет”. Действительно, яркий образ “светлячка” и его замечательные ходовые характеристики подогревали интерес публики на протяжении целого десятилетия.
История модели
Ситроен Xantia выпускался в период с 1993 по 2002 годы. За производство отвечало подразделение PSA Group. С 2001 до 2010 года лицензию на сборку получила иранская компания SAIPA (Iran Khodro). На французских мощностях было сделано 1 528 800 единиц Ксантия. А Иран собирал машину до тех пор, пока Ситроен не перестал выпускать для нее детали. Стоит отметить, что SAIPA занималась только лифтбеками.
Поколение 1993-1997 года выпуска
Модель пришла на смену уже устаревшему на то время Citroën BX. Дебют пятидверного Berline состоялся в 1992 году на Женевском автосалоне. В 1995 году вышел универсал Break. Она также была пятидверной, но стала на 21,5 см длиннее и чуточку выше.
Платформа Ксантия была действительно легендарной. Она нашла применение в последующем Peugeot 406 — все осталось таким же, кроме подвески.
В 1996 году появилась еще одна версия Xantia — Dongfeng Fengshen Xietuolong XM. Она собиралась в китайском Гуанчжоу на предприятии Dongfeng Citroen. Производство длилось недолго и закончилось в 1998 году.
Покупателям было предложено четыре стандартных комплектации Citroen Xantia и пять «именных»:
- базовая Xantia Х — наиболее бюджетная версия с цельной спинкой второго ряда кресел и наименее мощными двигателями;
- Xantia SX — версия с гидроусилителем руля, тахометром, разрезной спинкой задних сидений, центральным замком, передними электростеклоподъемниками, кондиционером;
- Xantia VSX — комплектация, дополненная ABS, противотуманками, приводом боковых зеркал, тонировкой стекол, водительской подушкой безопасности и регулировкой водительского кресла по высоте;
- Xantia Activa — топовая версия самыми мощными моторами, особым исполнением подвески Hydractive и климат-контролем.
Премиальная комплектация стала выпускаться в 1994 году. Она не утратила своей популярности вплоть до 2001 года. За все время было собрано 18 000 Xantia Activa.
Рестайлинг 1997 года
С рестайлингом в 1997 году образ Xantia заметно посвежел. Изменения коснулись косметических нюансов и комфортабельности салона. Среди них:
- обновленный капот;
- цельная радиаторная решетка, объединенная с капотом;
- обновленные бамперы, увеличивающие длину универсала на 5 см, а длину лифтбека на 8 см;
- обновленные фары;
- стоп-сигналы заднего бампера, разделенные красным и белым цветами;
- обновленная приборная панель с округлыми чертами;
- тканевая обивка на дверях;
- четырехспицевый руль.
После рестайлинга добавилось еще три комплектации: Tentation, Audace, Athena. Система ABS перекочевала из версий VSX и Activa во все комплектации, в качестве базовой опции. К водительской подушке безопасности прибавили фронтальные и боковые. А еще обновленная модель удивила всех датчиком дождя, “умными” дворниками и иммобилайзером, который управлялся с ключа.
Ксантия пользовалась небывалой популярностью на протяжении 90-х годов, вплоть до окончания своего выпуска в 2002 году.
Машина составила достойную конкуренцию таким автомобилям:
- Форд Мондео;
- Ровер 600;
- Опель Вектра;
- Ниссан Праймера;
- Фольксваген Пассат.
Дизайн
Над дизайном салона и кузова трудились дизайнеры итальянской студии с мировым именем Bertone. Слегка удлиненные габариты сделали салон еще просторнее, а внешний облик автомобиля еще причудливее.
- Размеры Ситроена: 4444х1755х1380 мм.
- Вес: 1170 кг.
- Клиренс: 160 мм.
- База: 2740 мм.
- Модель универсал Break стала чуть выше и на 215 мм длиннее.
Экстерьер
Итальянцы придумали оригинальный вытянутый силуэт, дополненный довольно объемным бампером с обилием хрома. Немного непривычно для 90-х! Действительно высокую планку дизайна в сегменте D задали заднее пологое стекло и вытянутые фары.
В целом, Ксантия сочетала нотки харизматичности и благородной классики. Огромные колесные арки с 15-дюймовыми дисками гармонично смотрелись с контуром цельного передка. Радиаторная решетка теперь плавно перетекала в крышку капота, а покатая задняя крышка багажника откидывалась вверх.
Интерьер
Задний ряд кресел оказался одинаковым как на лифтбеке, так и в универсале. Здесь есть лючок, чтобы достать что-то из багажника. Он умело спрятан за подлокотником. А еще сиденья складываются в соотношении 2:3 для удобной перевозки габаритных грузов. Так багажник объемом 480 литров увеличивается в два раза. В версии Break багажный отсек еще вместительнее — целых 618 литров, а при сложенных спинках кресел – вообще под полтора кубометра.
Ненавязчивый интерьер создавал неповторимую атмосферу уюта. Классическая приборная панель с аналоговыми устройствами дополнялась удобно расположенными кнопками и рычагами. Водительская посадка была высокой, а рулевая колонка регулировалась по высоте.
Отделка салона в большинстве комплектаций выглядела сдержанно. Но в топовой версии она была шикарной. Более богатые материалы, например, натуральная кожа и благородные вставки под дерево прибавляли Ксантии статусности.
Технические характеристики
Xantia прошла тестирование Euro NCAP. В нем участвовала модель 1997 года, 1,8i Dimension, RHD. Она заслужила один балл из пяти, наравне с Rover 100 и Nissan Navara. Виной низкому баллу стали недоработки в конструкции. Они привели к тому, что при лобовом столкновении автомобиль складывался, а при боковом — пассажиры получили бы повреждения груди и головы. К чести специалистов PSA Peugeot Citroen – кузов Ксантии тут же усилили и безопасность пришла в «норму».
Двигатель и трансмиссия
Гамма двигателей Xantia:
- бензиновый рядный четырехцилиндровый 8-клапанный XU5JP объемом 1,6 л, мощностью 90 л.с.;
- бензиновый рядный четырехцилиндровый 8-клапанный XU7 объемом 1,8 л, мощностью 103 л.с.;
- бензиновый рядный четырехцилиндровый 16-клапанный XU7J4 объемом 1,8 л, мощностью 112 л.с.;
- бензиновый рядный четырехцилиндровый 8-клапанный XU10 объемом 2 л, мощностью 121 л.с.;
- бензиновый рядный четырехцилиндровый 16-клапанный XU10J4R объемом 2 л, мощностью 135 л.с.;
- бензиновый рядный четырехцилиндровый с турбонаддувом 8-клапанный XU10TE объемом 2 л, мощностью 151 л.с.;
- дизельный вихрекамерный «атмосферный» XUD9 объемом 1,9 л, мощностью 69 л.с.;
- турбодизельный вихрекамерный XUD9TE объемом 1,9 л, мощностью 92 л.с.
Модификации двигателей немного менялись с ходом истории. В 1994 году добавился бюджетный двигатель XU5JP 1,6 л. 90 л.с, а в следующем году появился 2.1-литровый вихрекамерный турбодизель XUD11ATE мощностью 110 л.с.
- В 1996 году появился бензиновый 3.0-литровый V6 мощностью 194 л.с. С ним «Ксюша» (как ласково прозвали модель в России) набирала сотню всего за 8.4 с!
- В 1998 году линейка двигателей пополнилась новенькими дизелями 2.0 HDi с впрыском Common Rail мощностью 90 и 110 лошадиных сил.
Практически все Xantia, включая иранские, оснащались 5-ступенчатой «механикой». Сначала «автоматические» Ксантии комплектовались АКПП ZF 4HP18 и 4HP20, а после рестайлинга модель 1998 года с 2-литровыми «бензинками» получила адаптивный 4-ступенчатый «автомат» AL4. Коробка умела снижать расход горючего и приспосабливаться к разным стилям вождения.
Подвеска и ходовые качества
Ксантия оснащалась гидропневматической подвеской Hydractive 2, которая была позаимствована у модели XM.
Передняя и задняя оси были дополнены гидропневматическими демпферами и могли работать в четырех режимах, регулируя высоту клиренса от 90 мм до 235 мм:
- с минимальным клиренсом, автомобиль можно было опускать для стоянки;
- для режима езды по асфальту;
- для движения по бездорожью;
- для замены колес.
Гидропневматическая подвеска была доступна с базовой комплектации вплоть до самой мощной и роскошной. Именно пневматика обеспечивала потрясающую плавность хода и мягкость управления.
Однако это не единственная передовая технология того времени. Машина оснащалась еще и стабилизатором поперечной устойчивости, дополненным системой SC.CAR. Эта фирменная разработка не только обеспечивала комфорт всех пассажиров, но и отвечала за безопасность на дороге. Согласно командам ЭБУ, система усиливала стабилизатор на резких поворотах. В результате, угол крена равнялся максимум двум градусам.
Система сама регулировала жесткость подвески, в зависимости от качества дорожного полотна. Она работала в двух режимах: спортивном и обычном драйверском. К сожалению, обслуживание SC.CAR оказалось баснословно дорогим, поэтому, несмотря на удобство системы, она не стала столь популярной.
Особенности эксплуатации
Ксантия получилась весьма экономичной. В смешанном цикле она расходовала от 5 до 7 литров горючего, в зависимости от типа двигателя.
Для безопасности пассажиров была предусмотрена дополнительная балка в дверях, ремни с преднатяжителями и ограничивающими механизмами, а также подушки безопасности для всех пассажиров и водителя.
Типичные проблемы и неисправности
Вы удивитесь, но среди более-менее серьезных недостатков «Ксюши» оказалась её гидропневмоподвеска. Ломается она нечасто, но если уж сломалась, то далеко на ней не уедешь. Кузов начинает волочиться по асфальту или вообще приходится вызывать эвакуатор. Да и ремонт Hydractive 2 обойдется весьма дорого.
Иногда хромает электроника. Впрочем, не чаще, чем это бывает в России на всех автомобилях.
Заключение
Ксантию ругали за ее якобы дорогостоящее обслуживание и ненадежность, но, в то же время, обожали за красоту, неповторимость и эксклюзив. Сейчас Xantia относится к небольшому числу автомобилей, которые вспоминают исключительно с позитивом и любовью. В 2002 году она с гордостью покинула автомобильный рынок, передав эстафету новому и не менее достойному С5.