Ситроен XM

Энциклопедия авто

Автомобили французского концерна PSA Peugeot Citroën отличаются высокой надежностью и большим ресурсом, поскольку имеют качественную сборку. Одним из узнаваемых и футуристических автомобилей своего времени стал лифтбек Ситроен XM, который впервые увидел свет в 1989 году.

Инновационный дизайн позволил завоевать ему положительную репутацию, благодаря чему автомобиль выпускался вплоть до конца 2000 года. Модель относится к E-сегменту, поэтому может уверенно относиться к «премиум»-классу, что подтверждается просторным салоном и качественной кожаной отделкой сидений.

История модели

История разработки модели Citroen XM начинается с 1984 года, когда инженеры-конструкторы стали думать о том, чем заменить модель Citroen CX, которая выпускалась с 70-х годов. С самого начала созданием экстерьера и общей концепцией занималось дизайн-бюро Bertone. Проект нового автомобиля носил название Y30, причем был до определенного времени засекречен.

Sketches and mockups of the Citroen XM design bureau Bertone
Скетчи и макеты будущего Citroen XM в Bertone

Впервые Citroen XM был представлен на автосалоне по Франкфурте (Германия) в 1989 году, причем сразу же получил положительные оценки экспертов и критиков. Это подтверждается и тем, что новинка от PSA Peugeot Citroën составила серьезную конкуренцию таким автомобилям, как Audi 100 и BMW 5-й серии. Примечательно, что с 1991 года XM начал выпускался также с кузовом «универсал» (Citroen XM Break).

Citroen XM Break 2.0E
Citroёn XM Break считается одним из самых красивых универсалов в истории. На фото «дорестайлинговый» XM Break с турбодизелем 2.1TD 110 л.с. (XUD11)

Поколение 1989 года выпуска

Первая версия автомобиля Ситроен XM отличалась клиновидным силуэтом кузова и широким панорамным остеклением.

Из особенностей нужно выделить знаменитую гидропневматическую подвеску Citroen, систему круиз-контроля и климат-контроля, а также электрорегулировку зеркал и стеклоподъемников. Модель в данной версии производилась до конца 1993 года, после чего был произведен рестайлинг.

Citroen XM front view
Авангардный, но при этом дьявольски элегантный! XM до рестайлинга легко определить по смещённой влево от центра эмблемы «двух шевронов»

Поколение 1994 года выпуска

В 1994 году приняли решение несколько видоизменить внешний вид XM, что отразилось в смене расположения шильдика «Citroen», который был принесен в центр решетки радиатора и увеличен в размере. Обновлённый автомобиль был оснащен новыми боковыми зеркалами, а заднее антикрыло расположено ближе к верхней части багажника.

Citroen XM after restyling
Citroёn XM 3.0 V6 после рестайлинга

Что касается интерьера автомобиля «премиум»-класса Citroen XM, то приборная панель и торпедо приобрели более плавные линии. Руль, который вопреки традиции Citroen стал 4-спицевым, получил интегрированную в него подушку безопасности, а на люксовых версиях появилась возможность точно настраивать температуру воздуха при активном климат-контроле.

 Citroen XM cockpit after restyling
Таким стал кокпит Citroёn XM после рестайлинга

Дизайн

С первого взгляда Ситроен Икс М привлекает внимание, поскольку отличается необычной формой с явными элементами футуристического будущего. Это достигнуто ярким и вытянутым силуэтом, низкой посадкой, и конечно же гидропневматической подвеской. Автомобиль выглядит стильно и элегантно, причем даже по современным меркам, несмотря на то, что с момента первого выпуска прошло свыше 30 лет. Дизайн совершенно не устарел и сегодня отлично вписывается в дорожный трафик.

Citroen XM is beautiful and elegant
Шикарный автомобиль! На фото «дорестайлинговый» Citroёn XM с самым мощным из его бензиновых — 3.0 V6 24v 200 л.с. (ZPJ4)

Экстерьер

Плавные линии стреловидного кузова автомобиля делают его действительно похожим на машину будущего, где прослеживается явная ассоциация с ракетой. Простая, но достаточно элегантная архитектура фар приплюснутой формы, делает модель весьма привлекательной, без «хищного» взгляда. В целом силуэт уверенно можно назвать незаурядным, благодаря чему автомобиль привлекает взгляды окружающих и выделяется в плотном дорожном потоке.

 Even the Citroen XM Break station wagon is fast and graceful
Даже универсал Citroёn XM Break — стремительный и изящный. На фото поздний «рестайлинговый» XM Break 3.0 V6 194 л.с. (ES9J4)

Ломаный силуэт подоконных линий подчеркивает особый французский шарм, красоту и изящество. Широкое остекление из 12 разных плоскостей обеспечивает прекрасный обзор, что является дополнительным поводом для гордости владельца Citroen XM.

Интерьер

У Ситроен «ИксЭм» очень просторный салон, благодаря чему водитель и пассажиры чувствуют себя не просто комфортно, а роскошно. При сложенных спинках задних сидений багажник увеличивается с 750 до 1960 литров, что позволяет перевозить огромное количество багажа, но в виду премиальности модели весь этот объём использовался редко. Кресла и подлокотники (даже на дверях) отделаны мягкой кожей высокой выделки. Впервые все 4 кресла получили функцию подогрева.

 Citroen cockpit before restyling
В отделке салона Citroёn XM использовался шпон из натурального дерева и натуральная кожа. На фото кокпит «дорестайлинговых» XM Exclusive

Приборная панель значительно расширена, благодаря этому водитель получает возможность быстро и удобно контролировать все параметры и показания индикаторов. Из особенностей можно выделить большое количество воздуховодов и удобное расположение магнитолы (с автореверсом – для тех лет весьма редкое преимущество). В целом внутри можно отметить грамотную эргономику пространства.

Технические характеристики

В числе преимуществ Citroen XM следует отметить:

  • подогрев не только водительского, но и всех пассажирских сидений;
  • электроуправление боковыми стеклами и полный «электропакет»;
  • наличие климат-контроля;
  • электрический привод боковых зеркал;
  • гибкая регулировка сидений;
  • кодовый иммобилайзер;
  • мультируль;
  • управляемая гидропневматическая подвеска, которая регулирует величину дорожного просвета.

Для своего времени автомобиль Citroen ХМ имел множество интересных фишек, которые повышали удобство и безопасность управления автомобилем.

Двигатель и трансмиссия

  • Изначально на автомобиль Ситроен ХМ устанавливались двигатели XU10J2C (2.0 л) и XU10J2TE (2.0 л Turbo), оснащенные каталитическим нейтрализатором. Все бензиновые моторы были инжекторными. Удивительно, но на протяжении первых двух лет «ИксЭм» выпускался в модификации с карбюраторным двигателем 2.0 л мощностью 115 л. с.
  • Бензиновые V-образные «шестёрки» PRV ZPJ S6A (3.0 л, до 1995 года) и ES9J4 (3.0 л, после 1995 года) считаются более долговечными и мощными, ведь будучи на XM «атмосферными», эти двигатели имели гоночные варианты с турбонаддувом, которые одерживали победы даже в «24 часа Ле-Мана».
  • Турбодизельные версии с 2.1 TD XUD11ATE/BTE и 2.5 TD DK5T считаются самыми надёжными и очень экономичными. Их расход топлива (средний) составляет всего около 7 л. на 100 км.
Two 3.0 V6 engines - early ZPJ and late ES9J4
Два двигателя 3.0 V6 Citroёn XM: слева ранний ZPJ 190 л.с., справа поздний ES9J4 194 л.с. Был ещё третий «промежуточный» ZPJ4 200 л.с.

Автомобили Citroen XM выпускались как с МКПП, так и с 4-ст АКПП. Модель имела только передний привод. Фирменная система рулевого управления DIRAVI получила функцию автоматического возврата руля в исходное положение. Однако высокая стоимость ремонта такой системы вынудила инженеров отказаться от нее в пользу более простой и удобной DIRASS с реечным механизмом.

Подвеска и ходовые качества

Важно отметить, что XM был спроектирован на общей платформе с Peugeot 605, однако получил «фирменную» гидропневматическую подвеску Hydractive. Она устанавливалась на все варианты, причем отличалась особой инженерной сложностью, но при этом высокой надёжностью.

Diagram of the Citroen XM device
«Рентген» устройства Citroёn XM показывает его высокое техническое совершенство

Подвеска позволяла менять жесткость и положение кузова над дорогой, обеспечивая особую плавность хода, которую отмечают все автовладельцы. С конструктивной точки зрения гидропневматическая подвеска весьма сложна, поскольку в общую магистраль высокого давления также были подключены тормозная система и гидропривод усилителя рулевого управления.

Подвеска Hydractive имеет особые пустотелые сферы, находящейся под давлением, где выделяют одну основную и две дополнительные (центральные). Малые сферы располагаются под каждым из колес, а большие – под каждым из 2-х мостов (передний, задний). Управлением подвеской занимается специальный блок управления (ЭБУ), для активации которого имеется специальный переключатель на торпедо (со спортивного на комфортный режим).

Особенности эксплуатации

Благодаря отличной аэродинамике, мощному двигателю и особой системе рулевого управления, езда на автомобиле Citroen доставляет изысканное удовольствие. Многие автовладельцы до сих пор вспоминают данный автомобиль с любовью, который давал массу приятных ощущений. Со всей уверенностью Citroen XM можно назвать одной из самых удачных в истории концерна PSA Peugeot Citroën.

Единственное что хочется отметить — для безопасной и уверенной эксплуатации автомобиля важно вовремя проходить обслуживание, поскольку, несмотря на качество исполнения, многие компоненты подвержены естественному износу и требуют регулярной замены.

Оптимальный расход топлива 7 л/100 км (у дизелей) и 8-11 л/100 км у «бензинок» делает его достаточно экономичным даже по современным меркам.

Stern part of Citroen XM before restyling
Кормовая часть Citroёn XM до рестайлинга

Типичные проблемы и неисправности

Несмотря на высокое качество сборки, данный автомобиль, как и любой другой, имеет некоторые недостатки, к числу которых можно отнести следующее:

  • нестабильное качество электропроводки на автомобилях до 1994 года выпуска;
  • непростой ремонт рулевого управления DIRAVI, требующий особого мастерства и навыков со стороны специалистов;
  • единая система высокого давления гидроподвески и тормозной системы, в результате чего при выходе из строя одного из главных компонентов, управлять автомобилем (чтобы доехать СТО) становилось опасным.

Заключение

Автомобиль Citroen XM имел для своего времени явно выраженные инновационные функции, которые делали его уникальным, неповторимым и престижным. Футуристический дизайн подчеркивал стремление к совершенству и смелое устремление в будущее.

Несмотря на сложную систему подвески, рулевое управление и тормозов, автомобиль обеспечивал высочайший уровень безопасности, открывая широкие возможности для путешествий на кроткие и дальние расстояния.

Stern part of Citroen XM after restyling
Кормовая часть Citroen XM после рестайлинга
Денис Шебеко
Оцените автора
Обзор автомобилей Пежо и Ситроен от Car-fanatik