Вот еще один представитель линейки легендарных французских авто. Это первая модель концерна на общей с Peugeot платформе — легковой автомобиль Ситроен ZX. Новинка стала пользоваться особой популярностью не только во Франции, но и в Британии. Затем автомобиль полюбился и всей Европе. А в КНР – стал первым в китайской истории «гражданским» автомобилем. Посмотрим, чем он пленил сердца автовладельцев.
История модели
90-е годы стали важной вехой в истории французского концерна. После долгих лет с авангардными автомобилями, которые всё больше ориентировались на особую, эксцентричную публику, компания потеряла свой статус лидера. Но теперь французы решили показать амбиции и сориентировать свои новые модели на молодёжь.
На смену Citroёn GS пришло новое поколение. Хотя поначалу инженеры создавали линейку с оглядкой на предшественника, в результате получился абсолютно другой автомобиль.
Да, вместительный ZX положил начало уникальным представителям Ситроен. Идею практичности, со временем, воплотили в себе более крупная Xantia и симпатяга Saxo. Ныне небольшой семейный автомобиль Citroёn ZX стал королем подержанных автомобилей, прочно утвердившимся на вторичном рынке.
Кстати, именно прототип ZX положил начало победам Ситроен на ралли. На его базе создавалось множество легендарных авто. А в 1992 году Ситроен Зет Икс занял третью ступеньку в конкурсе Европейский автомобиль года.
Поколение 1991-1998 годов выпуска
В этот период выпускалось три основных версии ZX:
- пятидверный хэтчбек;
- универсал Estate (Break) — с марта 1994 г. по апрель 1998 г;
- трехдверный хэтчбек — с июня 1991 г. по ноябрь 1997 г.
В 1994 году появился кабриолет Vent D`Ouest.
Комплектацией было несколько больше:
- спортивная Volcane с мощными силовыми агрегатами;
- середнячок Avantage (соотношение цены/оснащенности);
- премиальная Aura;
- базовая Reflex;
- Leader (особая отделка салона);
- SX (особая отделка салона).
Французы занимались сборкой трехдверных моделей. А вот пятидверную и спортивную версии поручили испанцам.
Рестайлинг 1994 года
В 1994 году небольшой семейный автомобиль Citroen ZX претерпел небольшой рестайлинг. Точнее, рестайлингом это не назвать — скорее небольшие доработки. Добавились водительские подушки безопасности, преднатяжители ремней безопасности и пару косметических изменений в кузове. Например, преобразилась передняя часть. Глухая сменилась ажурной радиаторной решёткой, которую рассекала эмблема “двух шевронов”.
В 1997 году линейка хэтчбеков была заменена новой серией Xsara. Предшествующая линейка продолжала выпускаться вплоть до 1998 года, но уже не была столь популярна.
Некоторые комплектации оснащались ГУР. Без усилителя руль оказывался довольно тяжелым. Гидроусилитель нуждается в регулярной замене масла — руль станет полегче.
Дизайн
Элегантный стиль ZX полностью соответствовал вкусу и требованиям европейцев, живших в 90-е. Никаких излишеств! Ведь вся красота и заключается в простоте!
Экстерьер
В экстерьере Ситроен Зет Икс прослеживаются нотки французской классики. Плавные линии разбавились легкой угловатостью заднего бампера. Немного прищуренные передние фонари визуально уменьшают габариты хэтчбека. Так что в целом, это вполне узнаваемый француз марки Ситроен.
Кузов покрыт двойной оцинковкой. Впрочем, Ситроен всегда славился добросовестным отношением к качеству ЛКП. Так что на кузове не появится никакой ржавчины или гнили даже на месте сколов и царапин.
Интерьер
Интерьер ZX поймет не каждый современный автолюбитель. Дизайн здесь, мягко говоря, устаревший. Зато в салоне использовались очень качественные материалы, которые переживут современные пластики и ткани. Внешний вид интерьера останется прежним спустя десятилетия.
Здесь все продумано до мелочей. Грамотная организация пространства, вместительный салон… Уютно будет всем, в том числе и пассажирам заднего ряда. Конечно, кондиционера в базовой комплектации ZX еще пока не было (стал доступен «в базе» на Xsara). Его роль принял на себя внушительный люк на крыше.
Рулевое колесо обтянуто кожей. А велюр на дверях был заменен кожзамом. Это значительно облегчило уборку в салоне. Если кто-то не закрыл дверь, об этом уведомляла лампочка специального индикатора.
Объем багажного отсека составлял 488 л. А если сложить спинки сидений заднего ряда, емкость багажника увеличивалась до 1580 л.
Технические характеристики
Габариты ZX:
- колесная база 2540 мм;
- длина 4260 мм;
- высота 1421 мм;
- ширина 1702 мм;
- полная масса 1665 кг (1,4i 1550 кг — 1,9TD 1630 кг);
- снаряженная масса 1150 кг (1,4i 1050 кг — 1,9TD 1090 кг).
Двигатель и трансмиссия
Гамма двигателей ZX включала:
- 1,1i / 60 л.с. + 5МКПП;
- 1,4i / 75 л.с. + 5МКПП;
- 1,6i / 90 л.с. + 4АКПП или 5МКПП;
- 1,8i / 103-112 л.с. + 5МКПП;
- 1,9i / 120 л.с. + 5МКПП;
- 2,0i / 122 л.с. + 5МКПП;
- 2,0i Turbo / 150 л.с + 5МКПП.
- 1,8D / 60-62 л.с. + 5МКПП.
- 1,9D / 68 л.с. + 5МКПП;
- 1,9TD / 90-92 л.с. + 5МКПП;
1,8-литровый дизель мог разогнаться до 160 км/ч. Правда, делал он это не очень быстро. Сотня набиралась за 17,9 с. Дизели начали ставить на модели 1992 года.
1,9-литровый турбодизель более проворный силовой агрегат, развивающий скорость в 177 км/ч и набирающий сотню за 12,8 с. В плане расхода, этот дизель «малоежка». По городу он потребляет 8,9 литра, по трассе — 5,4 литра, а в смешанном цикле — 6,7 литра. В топливный бак вмещает 56 литров горючего.
Конечно, турбодизельная версия намного лучше обычной в плане тяговитости и динамики.
Бензиновый 1,4i оснащался бошевским моновпрыском. Двигатель развивал максимальную скорость в 165 км/ч. Сотня на спидометре высвечивалась спустя 15,8 с. В смешанном режиме двигатель потреблял 7 литров бензина.
Более мощная 2-литровая версия силового агрегата устанавливалась на трехдверные модели c 1992 года. Бензиновые моторы “кормили” 95-м бензином. Тогда ZX превращается в мощную ракету, которая на светофорах позволяет легко расправляться с мощными BMW.
Не стоит переживать, что эти двигатели не смогут набрать скорость свыше 180 км/ч. Вам это и не понадобится, так как машина очень легкая.
5-ти ступенчатая механическая BE4/5 до сих пор не устарела! Чтобы переключать передачи, Вам придется приложить минимум усилий.
Подвеска и ходовые качества
Технологии полного привода еще не коснулись ZX, поэтому все его версии были переднеприводными. Передняя подвеска McPherson оснащалась поперечными рычагами, а торсионная независимая задняя — продольными.
Задняя ось с эффектом пассивного подруливания — частично повторяет движение передних колес. Это положительно сказывается на сцеплении с дорогой и снижает вероятность кренов при прохождении крутых поворотов.
Спереди устанавливались вентилируемые тормозные диски, а сзади — барабанные тормоза.
Незамысловатая передняя подвеска с обычными пружинами обойдется дешево в обслуживании. Да и ездит она очень хорошо. В плане управляемости, ЗетИкс — молодец. Водитель и пассажиры не лишатся комфорта даже на проселочных дорогах. Им будут помогать газонаполненные амортизаторы.
ZX полюбился многим женщинам, особенно тем, кто оказался за рулем впервые. Все благодаря превосходной управляемости, хорошей курсовой устойчивости и мягкости подвески. Французы постарались настроить подвеску в угоду максимальному комфорту.
На колесах установлены шины размерностью 14 дюймов. Бывают и 13-е, но с 14-ми ZX «едет» пошустрее. Если поставить «зубастые» зимние шины, у авто будет замечательная проходимость по заснеженным и обледенелым дорогам.
Особенности эксплуатации
Этот автомобиль легко парковать в черте города. Ну а если его нужно отремонтировать или купить расходники, это не составит никакого труда. Запчастей для ZX очень много, да и стоят они недорого.
А вот на бездорожье будьте осторожнее! Невысокий клиренс не даст преодолевать большие ямы и глубокие броды.
А еще берегите крышку багажника, особенно, если пытаетесь впихнуть туда что-то габаритное. Пластиковая крышка может не выдержать и треснуть. Если такое случится, то Вы останетесь с этой бедой уже навсегда!
Типичные проблемы и неисправности
ZX был сделан на совесть. Здесь придется менять лишь расходники: масла, ремни, колодки.
- Единственным слабым местом оказалась ходовая. Большинство автовладельцев заглядывали под машину уже спустя годы, когда игольчатые подшипники задних рычагов были «убиты», а эластокинематические подушки подвески рассыпались в труху. Приходилось менять амортизаторы, сайлентблоки, пыльники и ШРУСы. Это болячка большинства моделей Ситроен (не только ZX) при тяжёлой эксплуатации и невнимательном обслуживании.
- Спустя 150 000 км пробега, приготовьтесь поменять бензонасос и трос сцепления. Мелочи, но это — надо.
- Еще один нюанс касается системы охлаждения. Некоторые глупцы предпочитают вообще не менять антифриз. Следует помнить, что ОЖ обладает не только охлаждающими, но и смазывающими свойствами. От времени он начнёт выпадать в осадок и Вам придется распрощаться с помпой, радиаторами, а может и перегреть двигатель.
Зимой важно быть особенно внимательными к герметичности лючка бензобака. Туда с легкостью попадает вода и замерзает. Так что открыть крышку без разморозки уже не получится.
Заключение
В Европе было выпущено 1,5 миллионов ZX. В 1997 году его история сменилась другой линейкой — Citroen Xsara. Отголоски ZX остались лишь на китайском рынке, где он выпускался с 1992 года, передав эстафету DFM S30 и H30. С французско-китайского предприятия Donfeng-Citroen Automobile Co.Ltd в г.Ухань поставлялись универсалы, хэтчбеки и собственной Dongfeng конструкции седан Fukang 988. Окончательно история ZX завершилась в 2009 году.