Автомобиль Peugeot 104 – настоящая классика французского автомобилестроения, благодаря чему модель до сих пор ценится теми, кто любит и хорошо разбирается в особенностях легковых транспортных средств. Это переднеприводный автомобиль субкомпактного класса, который выпускался на заводе PSA Peugeot Citroen в г.Мюлуз (Франция) с 1972 по 1988 год. Небольшое количество Пежо 104 было собрано методом крупноузловой сборки из французских машинокомплектов в Тунисе (завод STAFIM).
История модели
Peugeot 104 – модель класса «супермини», спроектированная конструктором Паоло Мартином. В серийное производство машина поступила в 1972 году. Автомобиль оснащался двигателем, объемом 1 л. «Douvrin engines», причем этот мотор был разработан усилиями 2х производителей: Renault и Peugeot. Двумя годами позже появилась версия 3-дверного хэтчбека. 5-дверная версия Peugeot 104 появилась в 1986 году в результате рестайлинга фастбека, который впоследствии заменили на хэтчбек. Кроме изменений кузова, так же был доработан дизайн фар и добавлена модификация более мощного мотора, объемом 1.1 л.
Поколения автомобилей Peugeot 104
Примечательно, что на протяжении всего периода существовало только одно поколение автомобилей, которое просто периодически подвергались рестайлингу. Удивительное дело — Пежо 104, без каких бы то ни было кардинальных изменений в конструкции, выпускался и вполне удачно продавался в течение … 16 лет!!! Даже для тех лет это — удивительно большое долгожительство. Однако отметим, какие изменения осуществлялись при рестайлингах.
Peugeot 104 поколения 1972 — 1976 г.
С самого начала Пежо 104 выпускался в особом кузове …. 4-дверный фастбэк! Внешне он стопроцентно напоминал 5-дверный хэтчбек, но вместо «5-й» двери у него была крышка багажника, как у седанов доходящая до нижнего среза заднего стекла. Второй вариант кузовной гаммы Пежо 104 — 3-дверный хэтчбек.
Его производство началось в 1973 году. Относительно 5-дверного хэтчбека его платформа была укорочена на 190 мм по размеру базы, двери — аналогичные «5-дверке». Возможно именно поэтому 3-дверный Пежо 104 всю свою историю назывался Peugeot 104 Coupe, по сути являясь трехдверным хэтчбеком.
Peugeot 104 поколения 1976-1988
В 1976 году у Peugeot 104 появился «брат-близнец» Citroen LN/LNA, отличавшийся от «старшей сестры» лишь круглыми фарами и мелкими элементами декора.
Из усовершенствований при ресталинге можно выделить следующее
- изменение частоты и формы ячеек радиаторной решетки;
- изменение формы задних фонарей с квадратной на прямоугольную, а также и появление на них хромированных полосок;
- обновление цветовой гаммы кузова;
- изменение дизайна отделки и небольших декоративных элементов салона.
Таким образом, лишь в 1976 году фастбэк стал полноценным 5-дверным хэтчбеком, который выпускался вплоть до 1988 года. Примечательно, что за 16 лет было выпущено около 1,7 млн. экземпляров Пежо 107, из которых примерно 350 000 – это 3-дверные Coupe.
В целом, спартанская комплектация Пежо 104 за 16 лет практически не менялась, а список опций занимал от силы десяток строчек: обогрев заднего стекла, стеклоочиститель заднего стекла, кондиционер, тахометр, варианты отделки, и немного прочих «мелочей».
Скудно? Возможно! Но Пежо 104 был одним из самых доступных и недорогих французских автомобилей, приобрести который было по силам студенту-первокурснику или недавно начавшему серьезную жизнь человеку.
Дизайн
Дизайн Пежо 104 был разработан итальянским дизайнером Паоло Мартином, руководителем отдела стиля Carrozzeria Pininfarina. Он знаменит такими своими творениями, как FIAT 131 Coupe, Lancia Beta MonteCarlo и Ferrari Modulo. К слову, дизайн Пежо 104 также отмечен «золотом» в его карьере, поэтому стоит подробней рассмотреть все особенности как экстерьера, так и интерьера данной марки автомобиля.
Экстерьер
Важно отметить, что кузов Пежо 104 стал полностью и двусторонне оцинкованным с рестайлинга 1978 года. До этого приемлемый уровень антикоррозионной защиты обеспечивался высоким качеством окраски и нанесением защитных мастик. При всем этом автомобиль имел довольно стройный силуэт и привычные пропорции, но с особой изюминкой, что выгодно приковывало взгляд со стороны окружающих и делало модель очень узнаваемой в плотном дорожном трафике.
Интерьер
Салон выполнен в характерном стиле 70-х годов, что было особенностью того времени: качественная отделка сидений, интуитивно понятная приборная панель с 3-мя «стаканами»: тахометр, спидометр, уровень топлива, а также хороший обзор. Нельзя обойти стороной и тот факт, что внутри было чрезвычайно просторно, а на то время это было качественное преимущество!
Технические характеристики
Для своего времени автомобиль Пежо 104 был «огонь», поскольку отличался динамикой и «резвостью». Во многом это обуславливается малым весом, поскольку миниатюрный и легкий автомобильчик Peugeot 104 Coupe ZS4, имел массу всего каких-то 700 кг. При всем этом он был оснащенный обычным (не форсированным) двигателем 1.4 8v 95 л.с., наделявшим машинку «атомной» энерговооруженностью в 135 л.с. на 1 тонну веса!!! Даже сегодня такой характеристикой может похвастаться далеко не каждый «горячий хэтчбек».
Двигатель
Прежде чем перейти к описанию двигателей, стоит немного рассказать о концептуальных достоинствах Пежо 104. У этого субкомпактного автомобильчика было мощное преимущество, которое сделало 104 самым успешным по продажам «субкомпактом» 70-х годов. Удивительно, однако для таких миниатюрных размеров автомобиль имел большой и вместительный салон. Даже в укороченном 3-дверном «104 Coupe» четверо взрослых ростом в 175 см чувствовали себя вполне вольготно и максимально комфортно.
Оснащали Пежо 104 рядными бензиновыми моторами. Линейка силовых агрегатов включала в себя двигатели объемом: 1.0 л, 1.1 л, 1.2 л и 1.4 литра. Максимальная скорость «малолитражки» составляла 158 км/час. Что касается бензиновых силовых агрегатов, то здесь можно выделить следующие:
0.9 8v 44-45 л.с. (XV) + 4МКПП;
8v 50-67 л.с. (XW) + 4МКПП;
8v 57 л.с. (XZ) + 4МКПП;
8v 74-95 л.с. (XY) + 4МКПП.
А где же дизельные движки? Ирония автомобильной судьбы Пежо 104 состояла в том, что этот малыш стал ЕДИНСТВЕННОЙ моделью Пежо с 1955 года, которая не имела в гамме дизельных моторов! Причина одна — подкапотное пространство 104 было настолько мало, и рассчитано на использование сугубо двигателей PSA X-серии. Так что ни один, даже самый маленький дизель 1.2/1.3 D семейства PSA XLD не смог бы в нем поместиться.
Вместе с тем, конструкторы знали, на чем в Пежо 104 можно отлично «оттянуться». Речь, конечно же, о спортивных и гоночных вариантах (ZL, ZS2, ZS4, ZS4 S). По этой причине спортивные Пежо 104 тут же стали участвовать в национальных и любительских чемпионатах по ралли. А представьте себе, «что вытворяли» специально подготовленные в Peugeot Talbot Sport гоночные Пежо 104 ZS4 S с форсированными до 150 л.с. 1.4-литровыми моторами!!! Не зря эти «болиды» сейчас являются коллекционной редкостью и очень ценятся богатыми коллекционерами ретро-авто.
Был у Пежо 104 и сугубо утилитарный 3-дверный вариант ZA для перевозок мелких партий грузов в больших городах с плотной застройкой. Между прочим, Паоло Мартини применил в Пежо 104 двигатель, КПП и подвески — наиболее компактные по конструкции и размерам, при этом используя несколько весьма оригинальных технических ухищрений.
4-цилиндровые двигатели семейства X, сопровождавшие Пежо 104 всю его жизнь, имели весьма оригинальную компоновку, из-за чего получили у механиков уважительное прозвище «моторов-чемоданов». Его легкосплавный блок со стальными гильзами был практически …. горизонтальным! Угол наклона осей цилиндров от вертикали составлял 72°
Трансмиссия
Механическая КПП размещалась «за» двигателем, в едином с ним блоке. При разборке двигателя и отделении от него коробки передач, силовой агрегат раскрывался на две части аналогично половинкам чемодана, из-за чего эти моторы и получили столь запоминающееся прозвище.
Фактически силовой агрегат, действительно — как чемодан, плотно и компактно занимал всё небольшое подкапотное пространство Пежо 104, имея доступ для обслуживания не по бокам от себя (как у моторов обычной компоновки), а преимущественно сверху или снизу.
А чтобы извлечь силовой агрегат из автомобиля, его цепляли краном-балкой за предусмотренное для этого «ухо», и вынимали из-под капота, как чемодан из ячейки камеры хранения.
К слову, конструкция «моторов-чемоданов» считалась настолько удачной, что кроме Пежо и Ситроен их использовали на автомобилях Talbot и Renault. Двигатели семейства X стали основой для создания нового семейства моторов TU (и EC) — одного из лучших в истории PSA Peugeot Citroen.
Подвеска и ходовые качества
Передняя подвеска на машине является полностью независимой — МакФерсон со стабилизатором поперечной устойчивости. Компактность и надежность конструкции является общеизвестной, поэтому в представлении особо не нуждается. Задняя подвеска — полностью независимая, торсионная, на двух продольных рычагах, в чьи оси вращения интегрирован стабилизатор поперечной устойчивости.
Подобная подвеска уже применялась на Пежо 204 и 304, но у «сточетвёртой» эта конструкция стала действительно «субкомпактной». Рулевое управление — реечное. Никаких усилителей в нем никогда не применялось…..
Типичные проблемы и неисправности
Peugeot 104, который выпускался до 1978 года, имел неоцинкованный кузов, поэтому попадая в зоны с влажным жарким морским климатом, без должного ухода и заботы о кузове, через 5-7 лет начинал ржаветь. Полная оцинковка, появившаяся на Пежо 104 с 1978 года, полностью решила эту проблему.
Вследствие особой конструкции, многие двигатели Пежо 104 требуют частой (а желательно даже ежедневной) проверки количества масла и доведения его до необходимого уровня. Если этот момент не контролировать, то автовладелец может легко попасть на дорогостоящий капитальный ремонт ДВС из-за масляного голодания, что следует принимать во внимание.
Также при эксплуатации Пежо 104 с большими нагрузками и на плохих дорогах, может потребоваться досрочная замена игольчатых подшипников рычагов задней подвески. Желательно производить их превентивную замену раз в 30-40 тыс. км пробега, благо операция не относится к сложным. После такого ремонта подвеска будет служить намного дольше, обеспечивая не только безопасность, но и комфорт при передвижении на любом дорожном покрытии.
Из небольших недостатков также следует выделить и то, что конструктивно колеса крепятся на 3-х болтах, поэтому достаточно сложно отыскать альтернативные диски нужного типоразмера. Вместе с тем, благодаря Интернету сделать это стало гораздо проще, поэтому при сильном желании проблему можно решить.
Заключение
Долгожительство модели Peugeot 104 во многом объясняется удивительно рациональной конструкцией, которая, значительно опередив темпы развития субкомпактов, позволила модели долгое время оставаться на волне прогресса, сохраняя актуальность для благодарной публики.
Это явилось действительно большим достижением Паоло Мартина, однако наделило Пежо 104 «Обратной стороной медали», поскольку из-за «слишком рациональной конструкции» что-либо улучшить без ухудшения других характеристик и/или привлекательной цены было крайне затруднительно. Несмотря на это сегодня Peugeot 104 остается для многих ценителей машин примером отличного качества исполнения и креативного дизайна для своего времени!