Peugeot DMA / Q3A

Автомобили Peugeot

Этот симпатичный автомобиль создавался для мирной жизни и счастливого возрождения грузовой линейки марки Peugeot, но ему пришлось пройти все круги ада самой страшной в истории человечества войны, сильно покалечившей его судьбу.

Peugeot DMA/Q3A – грузовой коммерческий автомобиль полной массой до 3.5 тонн, выпускался с марта 1941 г. по сентябрь 1946 г. (DMA) и с сентября 1946 г. по апрель 1950 г.(Q3A) во Франции на центральном заводе марки в г. Сошо.

История модели

Проектирование грузового коммерческого автомобиля началось осенью 1939 года и совпало с началом Второй Мировой Войны. Поэтому в конструкцию грузовика, изначально ориентированную на сугубо мирную жизнь, пришлось вводить поправки для его выпуска и эксплуатации в условиях военного времени. Автомобиль получил кабину и грузовую платформу упрощённой конструкции, а рама, ходовая часть и силовой агрегат с небольшими изменениями были заимствованы у отлично себя зарекомендовавшей Peugeot 402. Весной 1940 года проект автомобиля был готов и получил название «DMA». Осенью того же года должно было начаться его производство на освободившихся линиях конвейера после вынужденного снятия с производства ненужных в условиях военного времени купе, кабриолета и родстера «402-й» модели.

13 мая 1940 года немецкие войска пересекли бельгийско-французскую границу, а уже 22 июня Франция капитулировала перед Германией. 2/3 территории Франции было оккупировано, а остальная, южная её часть и колонии, перешла под власть марионеточного профашистского режима Виши. Город Сошо и заводы Пежо оказались в зоне оккупации в первые же часы немецкого вторжения. Компания перешла под контроль нацистской организации KDF («Kraft durch Freude», «Сила через радость»), занимавшейся развитием марки Volkswagen.

Производство автомобилей Peugeot было свёрнуто. Захватчики приступили к циничной экспроприации имущества компании, её материальных ресурсов, оборудования и станочного парка, вывозя награбленное в Германию. От полного уничтожения марку спас проект грузовика Peugeot DMA, производством которого, в преддверии скорого вторжения в СССР, заинтересовались в вермахте. Для его производства в Сошо оставили часть оборудования, и в марте 1941 года с конвейера сошли первые грузовики, тут же отправленные в войска.

Необходимо обязательно сказать о том, что французы крайне негативно отнеслись к захватчикам. Большая часть персонала заводов Peugeot примкнула к Силам Сопротивления. Производство «DMA» в Сошо шло крайне неорганизованно по причине намеренно созданных трудностей с поставками комплектующих и сырья, а также из-за многочисленных актов саботажа, нарушающих работу завода. Сотрудники Peugeot, от руководства до рабочих, делали всё возможное, чтобы, рискуя жизнью, замедлить выпуск грузовиков и ухудшить их качество. … Лишь около половины поступивших в вермахт машин были пригодны для эксплуатации и смогли доехать до Восточного Фронта.

Небольшое количество трофейных Peugeot DMA, в основном санитарных фургонов, служили в Красной Армии (большей частью на южном и западном театрах военных действий) вплоть до Победы 9 мая 1945 г., и пользовались у советских водителей весьма неплохой репутацией.

Заводы Peugeot были отличной мишенью для атак авиации союзников, которые отлично информировались Сопротивлением. 16 июня 1943 года город Сошо и территория автозавода были подвергнуты массированной бомбардировке, в результате которой большая часть производственных цехов и оборудования была уничтожена. Выпуск грузовиков упал до минимума.

После четырнадцати диверсий, совершенных за пять месяцев, в марте 1944 года гебитскомиссар оккупационной администрации г. Сошо потребовал уничтожить саботажников. Семь директоров были арестованы. Репрессирован был и Жан-Пьер Пежо, который поддерживал Силы Сопротивления и максимально способствовал саботажу на своем заводе, в т.ч. предоставляя властям неверные отчеты о деятельности предприятия.

С высадки в Нормандии в начале июня 1944 г. началось освобождение Франции. Производство «DMA» было остановлено в сентябре 1944 года. Оккупанты приступили к тотальному разграблению заводов Peugeot. Ежедневно в течение двух месяцев в Германию отправлялся полностью гружёный поезд с сотнями станков и тысячами тонн сырья: стали, листового металла, чугуна и др. Этот грабеж закончился лишь незадолго до освобождения г. Сошо в ноябре 1944 года.

После Победы назад во Францию удалось вернуть далеко не всё награбленное захватчиками. Поэтому владельцам и сотрудникам пришлось заново создавать марку фактически «с нуля» на чистом энтузиазме. Восстановлением компании руководили её владелец Жан-Пьер Пежо III и его первый помощник Морис Джордан.

С мая 1945 г. в небольших количествах возобновился выпуск Peugeot DMA, сначала вариант с газогенераторной установкой, а затем с бензиновым двигателем от Peugeot 402. Новые DMA слегка отличались своим более «благородным» внешним видом со штампованными кузовными панелями благодаря восстановленному довоенному оборудованию, и новому, полученному из США.

В октябре 1946 года Peugeot DMA был заменён модернизированным DMAH. Конструкция и трансмиссия осталась неизменными. Новый грузовик получил изначально заложенную в проект цельнометаллическую полностью штампованную кабину (в военные годы она часто была клёпаной из кровельного железа, а иногда даже сбитой гвоздями деревянной) со скругленными углами на оконных стойках и крыльях, фигурный узор над фарами и прямоугольные выштамповки на дверях. Окна из двух сдвигающихся вдоль стеклянных половинок были заменены привычными цельными с опускающимися вниз стёклами. Механические тормоза были заменены гидравлическими Lockheed (от этого и появилась буква «H» в названии модели – «hydraulique»). До июля 1948 года было произведено 11 045 экземпляров Peugeot DMAH.

В июле 1948 года Peugeot DMA был ещё раз, уже капитально модернизирован. Новая модель получила наименование Q3A. Его грузоподъёмность была снижена до 1400 кг (2000 кг на DMAH), что позволило ему войти в категорию транспортных средств, для вождения которых не требовалась лицензия на управление тяжелым транспортом. Колесная база увеличилась на 12 см, а общая длина на 15 см, при этом ширина уменьшилась на 5 см. Расширенные колёсные диски уменьшились в диаметре и получили более «толстые» шины с увеличенным профилем. Сдвоенные колеса сзади заменили одиночными. Двигатель от Peugeot 402 (50 л.с.) заменен более современным от Peugeot 203 (40 л.с.). Главное его преимущество — на 30% меньший расход бензина.

К традиционной бортовой платформе с брезентовым тентом добавился кузов цельнометаллический фургон, который выпускала компания Surirey. Чтобы не отставать от более молодых послевоенных конкурентов, интерьер Peugeot Q3A постарались сделать менее спартанским.

Но Peugeot Q3A устарел окончательно. После производства 4 207 экземпляров он был снят с производства в апреле 1950 года. Формально он уступил место инновационному фургону D3A, но это была совсем другая модель, другого класса коммерческих транспортных средств, а классические грузовики на Peugeot больше не выпускались.

Пожарная модификация Peugeot DMA

Эволюция Peugeot DMA/Q3A

  • Март 1941 г. – сентябрь 1944 г.: Peugeot DMA
    Производство лёгкого грузовика Peugeot грузоподъёмностью 2000 кг с дефорсированным до 45 л.с. двигателем от Peugeot 402, средним расходом бензина 20 л / 100 км и максимальной скоростью 70 км/ч. Часть грузовиков комплектовалась 4-ступенчатой АКПП Cotal, «доставшейся по наследству» от довоенных Peugeot 402.Цельнометаллическая кабина и бортовая платформа, в первые годы производства собиравшиеся из штампованных стальных кузовных панелей на заклёпках, сначала уступили место листам кровельного железа, а с осени 1942 года стали изготавливаться из дерева и фанеры. Почти 100% из 15 309 единиц Peugeot DMA, изготовленных в этот период производства, поступили в вермахт и погибли на фронтах войны. По этой причине (невероятно, но факт!) до лета 1945 года Peugeot DMA во Франции встречался редко и для французов был малоизвестной моделью! В сентябре 1944 г. после бомбардировки заводов Peugeot производство DMA было остановлено.
  • Июль 1941 г. – декабрь 1941 г.: Peugeot Q5A
    С целью обеспечения работы почтовых и курьерских служб на оккупированной территории Франции, для гражданских нужд была выпущена укороченная на 18 см версия DMA под наименованием Q5A с грузоподъёмностью 1500 кг (вместо 2000 кг. У DMA) и полной массой 3.3 тонны, что исключало его использование в вермахте. Изготовлено 176 экземпляров Peugeot Q5A.
  • Январь 1942 г. – июнь 1942 г.: Peugeot Q5AG
    Помимо 176 бензиновых экземпляров Peugeot Q5А было выпущено 114 газогенераторных Q5AG.
  • Cентябрь 1942 г. — сентябрь 1944 г.: Peugeot DMAG
    В связи с острой нехваткой топлива, для вермахта началось производство Peugeot DMAG, оснащённых газогенераторными топливными установками, французской Gohin-Poulenc или немецкой Imbert. По сравнению с DMA, грузоподъёмность DMAG уменьшилась на 200 кг, объем под брезентом кузова уменьшился с 9,15 до 7 м3. Мощность двигателя упала ниже 34 л.с. при расходе 62 кг древесного угля на 100 км. Около десятка оставшихся после остановки производства комплектов газогенераторов было установлено на DMAR, выпущенных в 1945 г. Изготовлено около 333 единицы Peugeot DMAG.
  • Июнь 1945 г. – сентябрь 1946 г.: Peugeot DMAR
    Возобновление производства Peugeot DMA по образцу 1941 года (DMAR). Изготовлено 8 046 экземпляров, из которых все были использованы для гражданских нужд.
  • Октябрь 1946 г. – июль 1948 г.: Peugeot DMAH
    Производство модернизированного варианта Peugeot DMAH со штампованным оперением кабины и кузова, гидравлическими тормозами Lockheed и прочими усовершенствованиями. Изготовлено 11 045 единиц.
  • Июль 1948 г. – 30 апреля 1950 г.: Peugeot Q3A
    Производство последнего представителя семейства DMA – варианта Q3A, с грузоподъёмностью 1 400 кг, двигателем от Peugeot 203, односкатными колёсами на всех осях и прочими усовершенствованиями.

Автомобиль военного времени peugeot DMA

Дизайн

Экстерьер

Peugeot DMA – первый в новой истории марки Пежо автомобиль с бескапотной компоновкой «кабина над двигателем». Действительно, этот грузовик не имел капота. Расположенная впереди овальная декоративная решётка служила для доступа к радиатору.

Кабина изначально имела простую форму, напоминающую призму. Для бескапотной компоновки такая форма является близкой к идеальной – кабина состоит из минимума деталей, при её сборке не нужны сложные кондукторы, а из-за обилия прямых швов облегчается процесс сварки. Грузовой DMA был стопроцентно утилитарен, поэтому рука дизайнера работала над его обликом в наименьшей степени, чем над любым другим Peugeot за всю историю существования марки.
По первоначальному проекту кабина, грузовая платформа и кузов должны были быть изготовлены из штампованных фигурных кузовных панелей, соединённых точечной сваркой – на столь же высоком уровне качества, как у легковых Peugeot. Но требования военных, а затем и тотальный дефицит материалов, заставили максимально упростить технологии сборки и изготавливать эти элементы «из того, что под руку попадётся» вплоть до фанеры, дерева и гвоздей. Если рассмотреть и сравнить фотографии самых первых образцов Peugeot DMA, автомобилей военных лет, и первых послевоенных DMAR, то разница в качестве изготовления и количестве упрощений будет видна с первого взгляда.

Бортовая платформа только в проекте имела стальные штампованные откидные борта. Все годы производства, за редким исключением, бортовые Peugeot DMA имели традиционную для грузовиков того времени деревянную конструкцию платформы с откидными или намертво прибитыми гвоздями к основанию дощатыми бортами лестничного типа.

С самого начала выпуска все Peugeot DMA окрашивались в военный цвет техники вермахта – мышино-серый фельдграу. Немцы завезли на завод настолько огромное количество этой краски, что её запаса хватило до 1950 года, когда конвейер покинул последний Peugeot Q3A.

Интерьер

В кабине было только самое необходимое. Условия работы водителя были более, чем спартанскими. Единственный прибор – спидометр (в военные годы и его могло не быть) и несколько выключателей: вот и всё убранство приборной панели. Из роскоши – рычаг переключения передач на рулевой колонке, «доставшийся по наследству» от Peugeot 402, или здесь же находящийся селектор выбора ступеней у оснащённых АКПП Cotal грузовиков первых лет выпуска.

Кабина – 3-местная. Лишь у самых первых и самых последних «DMA» в кабине было некоторое подобие сидений.

Большую часть времени грузовик выпускался с фанерным сундуком для ЗИПа и мелкого шоферского скарба, на обитой дермантином крышке которого сидели водитель и пассажиры.

Разумеется, никаких климатических систем или просто вентилятора у DMA не было. От холодной смерти суровой российской зимой была способна спасти только близость двигателя, находящегося практически в кабине.

Даже послевоенные Peugeot DMA и Q3A не пытались оснащать атрибутами комфорта – восстанавливающим своё хозяйство трудящимся было не до этого, да и климат во Франции достаточно тёплый, чтобы заботиться об оснащении печкой сугубо утилитарного автомобиля.

Технические характеристики

Двигатели и трансмиссия

Бензиновые

  • 2142 см3 45-50 л.с. (THU3) + 4МКПП или 4АКПП Cotal (DMA, DMAR и DMAH)
  • 2142 см3 30-34 л.с. (THG3) + 4МКПП (DMAG и Q5AG)
  • 1290 cм3 40 л.с. (ТМ) + 4МКПП (Q3A)
Двигатели
  • 2142 см3 – дефорсированный от «402»,
  • 1290 см3 – дефорсированный от «203».
  • Все моторы 4-цилиндровые, карбюраторные.

Коробка передач

  • 4-ступенчатая, от Peugeot 402, полностью синхронизированная
Привод
  • задний, с помощью карданного вала, на задний неразрезной мост с дифференциалом и двойной (цилиндрическая + гипоидная) главной передачей.

Подвеска и ходовые качества

Подвеска передняя: независимая, рессорная, на двух поперечных рычагах, с гидравлическими амортизаторами;
Подвеска задняя: зависимая, неразрезной мост с дифференциалом и главной передачей, на двух продольных полуэллиптических многолистовых рессорах, с гидравлическими амортизаторами.

Бесспорно, что конструкция Peugeot DMA/Q3A в первую очередь была рассчитана на перевозку груза массой 2 тонны в условиях бездорожья. Однако то, что подвеска и её схема были частично заимствованы у «402-й» модели (разумеется, у DMA она была усилена), отличавшейся прекрасной управляемостью и высоким комфортом, во-многом эти полезные свойства передалось и военному грузовику. Лишнее доказательство высокой плавности хода Peugeot DMA – его частое использование для создания санитарных фургонов, а в мирное время в качестве шасси для постройки автобусов.

Шасси Peugeot DMA/Q3A обладало огромным запасом прочности и надёжности. Владельцы этих грузовиков никогда особо не задумывались о соблюдении предписанной грузоподъёмности (2000 кг у DMA, 1400 кг у Q3A), на них ежедневно перевозили по 3 и даже 4 тонны груза, и машины служили своим владельцам десятилетиями. Известно, что последний из Peugeot DMAH с почётом был отправлен «на заслуженную пенсию» в музей в 2001 году во Франции, а до этого с 1947 года грузовик работал на местных виноградниках.

Типичные проблемы и неисправности

Мы намеренно не будем писать здесь об этом. К автомобилю, прошедшему все круги ада огненного горнила самой кровопролитной в истории человечества войны, нужно относиться с особым уважением и говорить о его недостатках, как минимум — неуместно.

Заключение

Peugeot DMA не только автомобиль-солдат. Он ещё и – спаситель! Благодаря этому грузовичку марка Peugeot была спасена от полного уничтожения немецкими захватчиками, выжила в условиях оккупации, не запятнав своё имя грязью пособничества врагу, а после войны смогла возродиться, в прямом смысле — «как Феникс из пепла».
Денис Шебеко
Оцените автора
Обзор автомобилей Пежо и Ситроен от Car-fanatik