Пежо J5

Автомобили Peugeot

История грузового производства компании Peugeot начиналась еще в 1895 г. – именно тогда на заводе в г. Лилль был выпущен первый в истории легкий грузовик «Type 13» на четырех велосипедных колесах и с рукояткой управления вместо руля. С тех пор грузовые автомобили немало изменились – как внешне, так и по своим техническим характеристикам.

История модели

В 1981 году, спустя 4 года после присоединения к Peugeot  компании Citroen и образования крупнейшей французской автомобильной группы PSA, в серийное производство был запущен легкий малотоннажный коммерческий фургон.

Он был разработан совместно с инженерами итальянского автоконцерна FIAT и практически идентичен итальянским грузовичкам FIAT Ducato I / Talento и Alfa Romeo AR6 и французскому фургону Citroen C25/C35 II.

Говоря об этих автомобилях, сразу вспоминаешь главного героя фильма «Москва слезам не верит» – «Гоша, он же Гога, он же Жора» — фургоны  различаются только комплектацией и некоторыми деталями экстерьера.

Проект J5 и его «братьев-близнецов» являлся модернизацией предыдущего проекта FIAT и PSA, по которому с 1974 года выпускались коммерческие Fiat 242 и Citroen C35 I.

Peugeot J5 выпускался с октября 1981 по март 1993 года в Италии (долина Sangro, провинция Chieti) на заводе SEVEL Sud (Societe Europeenne de Ve’hicules Legers – Южное Европейское общество легких автомобилей),  принадлежащему консорциуму групп FIAT и PSA Peugeot Citroen.

Для Великобритании была выпущена версия Talbot Express, ее производство началось в 1984 году, а закончилось в 1994г. Основную популярность в Англии  легкий фургон приобрел в качестве базы для кемперов («домов на колесах»).
Самым массовым автомобилем проекта среди «братьев-близнецов» Peugeot J5 был Fiat Ducato (выпущено около 450 000 шт.). Peugeot J5 занимает второе место (произведено 370 000 шт.).

Интересно, что Fiat Ducato стал самым широко используемым фургоном для создания автомобилей-дач (автокемперов). В то же время Peugeot J5 был явным фаворитом у создателей передвижных мобильных магазинчиков, мини-пекарен и кафе фаст-фуда.

В 1991 году была произведена легкая модернизация модели и выпущена версия Peugeot J5 series 2 с увеличенной решеткой радиатора. Серийное производство Пежо J5 было прекращено в 1983 году, всего за время выпуска фургона с конвейера SEVEL сошло более 1 миллиона автомобилей.

Пришедшие на смену Peugeot J5, Fiat Ducato I / Talento ,Alfa Romeo AR6 и Citroen C25/C35 II  фургоны  следующих поколений «Пежо», «Ситроен» и «ФИАТ» так же практически идентичны друг другу по техническим характеристикам. Основное различие – в экстерьере и базовых комплектациях.

В 1994 году легкий фургон Peugeot J5 уступил место Peugeot Boxer – самому тяжелому фургону грузовой программы компании Пежо (его полная масса составляла 2,7-3,5 тонн), его аналогами стали Citroen Jumper и  новая версия Fiat Ducato. Citroen Jumper принял эстафету у Talbot Express  и стал продаваться в Великобритании.

В 1993 году группа PSA в сотрудничестве с концерном FIAT открывают второй завод SEVEL Nord уже во Франции (область Lieu-Saint-Amand — Лье Сент-Аманд), а в 1995 году в серийное производство поступили малотоннажные фургоны «Пежо Эксперт» (Expert) и очередные «близнецы» Citroën Jumpy и Fiat Scudo.

Эра коммерческого грузового транспорта в компании Peugeot продолжается…

Развитие Peugeot J5

Peugeot J5 выпускался только в одном поколении с  рестайлингом в 1991 году. Модернизация коснулась только некоторых деталей экстерьера.

Изменения при рестайлинге

  • другой дизайн и увеличенный размер решетки радиатора;
  • изменили форму фары и передние фонари;
  • боковые окна кабины и передние крыльев обрели новые очертания.

Модификация Peugeot J5 Dangel 4х4

Особого упоминания заслуживает полноприводная внедорожная версия Peugeot J5 с трансмиссией 4×4 от французской компании Automobiles Dangel  (Dangel 4×4).

Создатель компании автоконструктор Анри Данжель в основном разрабатывал полноприводные трансмиссии  для спорткаров и рейдовых прототипов. Одна из разработок привлекла внимание инженеров PSA, было принято решенияе использовать ее при создании коммерческих модификаций автомобилей Peugeot повышенной проходимости.

В 1980 году была создана компания Automobiles Dangel с небольшим производством в г. Сентхайм на востоке Франции.
Первыми появились полноприводные универсалы Пежо 504, которые конвертировали в полноценные «внедорожники». Peugeot 504 Dangel обзавелись усиленной передней подвеской Peugeot 604, внушительным дорожным просветом в 255 мм, самоблокирующимися передними и задними дифференциалами, двухступенчатой раздаточной коробкой с межосевым дифференциалом (за корректную работу блокировки отвечал вакуумный привод) и понижающей передачей.
Прошедшие омологацию Peugeot 504 Dangel постоянно участвовали в марафоне Париж-Дакар и других рейдах.
Очень быстро Анри Данжель стал в группе PSA главным по …. нет, не по тарелочкам – по полному приводу. Надо признать, вполне заслуженно.

В 1987 году начался серийный выпуск полноприводных внедорожных фургонов Peugeot J5 Dangel и Citroen C25. По своим техническим характеристикам они были близки к Peugeot 504 Dangel.

Пежо Джей 5, в том числе и 4х4, часто использовались гоночными командами в качестве машин технической поддержки («техничек») на этапах ралли и ралли-рейдов «Париж-Дакар».

Продажи Peugeot J5 Dangel велись через дилерскую сеть компании, основным рынком сбыта была сама Франция и ее бывшие колонии в Африке. Около 80 % выпущенных машин были изготовлены по госзаказу – для армии, спасателей, пожарников, жандармерии, патрульно-постовых служб.

Дизайн

Пежо Джи 5 разрабатывался итальянскими конструкторами, всегда тяготевшими к резким угловатым формам. Французский фургон не стал исключением – изяществом и элегантностью линий он не отличается, хотя малотоннажному грузовику это и не требуется.

Для своего времени PeugeotJ5 выглядел весьма достойно и минималистический дизайн в этом случае был вполне уместен.

Экстерьер

Внешний облик PeugeotJ5 создает впечатление угловатости и даже некоторой брутальности.  Очертания кузова практически  лишены плавных линий.

Общая площадь остекления автомобиля  довольно обширна, соответственно, и обзорность очень хорошая.
Радиаторная решетка выполнена в строгом стиле, характерным отличием стало подчеркнутая линия колесных арок.
PeugeotJ5 выпускался в 3 –х вариантах по следующим параметрам: колесная база, длина кузова, высота крыши.

Модельный ряд составляли модификации с типом кузова

  • цельнометаллический фургон (FT);
  • фургон остекленный (с окнами) (FG);
  • грузопассажирский фургон (до 7 мест) (Combi);
  • микроавтобус (до 9 мест) (Minibus);
  • шасси с грузовой бортовой платформой (с тентом или без) с одинарной кабиной (PtC) или двойной кабиной (PtDC);
    шасси для установки кузовов сторонних производителей с одинарной кабиной (ChC) или двойной кабиной (ChDC).
  • Существовала  версия  PeugeotJ5 с кузовом «кабинный блок», представлявший собою кабину с силовым агрегатом и «фланцем» для крепления задней части рамы.

Кабинный блок обычно использовали для создания эвакуаторов с «переламывающейся рамой», транспортёров небольших катеров и гоночных автомобилей, автомобилей для перевозки лошадей, и другого специализированного автотранспорта

Технические характеристики

Габариты цельнометаллического фургона

  • длина  кузова —  4760 — 5495 мм;
  • ширина — 1985 мм;
  • высота — 2108 — 2420 мм;
  • грузоподъемность 1000 — 1800 кг.

Отличие модификаций состояло и величине полезной нагрузки: обозначение «Q10» соответствует 1000 кг полезной нагрузки (разрешенная максимальная масса 2,7 т); «Q14» — 1400 кг полезной нагрузки (разрешенная максимальная масса 3,1 т); «Q18»  — 1800 кг полезной нагрузки (разрешенная максимальная масса 3,5 т).

Двигатель и трансмиссия

Гамма двигателей и КПП Peugeot J5

  • Двигатель XN1 — бензиновый двигатель PSA, объемом 1,8 и 2 литра, карбюраторный (до 1994 года) или с впрыском, известен тем, что применялся на Peugeot 505;
  • Дизель 1.9 D XUD9 — самый «маленький» дизель легендарного своей надежностью семейства PSA XUD, применялся на большинстве моделей Peugeot и Citroen, от субкомпактного Пежо 205 до коммерческого Expert;
  • Дизели 2.5 D/TD семейства CRD93 — производства SOFIM, совместного с FIAT Powertrain, PSA Peugeot Citroen и IVECO.

Компоновка: полукапотная, двигатель расположен поперечно, привод на передние ведущие колеса. В модификации Peugeot J5 Dangel –  опциональный вариант с полноприводной трансмиссией 4×4.

Немного о коробках передач

Все модификации отличались полной массой и грузоподъемностью. В тех моделях, которые имели грузоподъемность 1000 кг, применяли в качестве трансмиссии 4-ступенчатую коробку передач. А в моделях с грузоподъемностью 1400 и 1800 килограмм, использовали 5-ступенчатую МКПП.

Подвеска и ходовые качества Peugeot J5

Передняя подвеска: полностью независимая, МакФерсон, со стабилизатором поперечной устойчивости;

Задняя: зависимая, с неразрезной трубчатой поперечной балкой,  на двух продольных полуэллиптических малолистовых рессорах и телескопических амортизаторах.

Рулевое управление представляло собой зубчато-реечный механизм. С 1989 года  некоторые модели в качестве дополнительной опции были оснащены гидроусилителем руля.
Тормозная система оборудована гидравлическим приводом и вакуумным усилителем, с дисковыми механизмами в передней части и барабанными – в задней.

Типичные проблемы и неисправности

По отзывам владельцев, Peugeot J5 , несмотря на почтенный возраст, достаточно надежный и неприхотливый в эксплуатации грузовичок.  Но, как и у всех автомобилей у него есть свои слабые места:

Рессоры. Со временем и в результате эксплуатации в непростых дорожных условиях (то яма, то канава) России-матушки и постоянного перегруза (жлобство еще никто не отменял)), рессоры Peugeot J5 не просто скрипят – они кричат во весь голос: « Замену в студию!». Отечественные Кулибины часто усиливают рессоры — дает неплохой результат, а некоторые еще и добавляют дополнительные пружины с опорными чашками;

Частая замена  подшипников задней подвески. Причина быстрого выхода из строя  такая же, как и у рессор — перегрузы и плохие дороги;

Более частая замена смазочных жидкостей и расходных материалов. Выработанный ресурс ДВС практически на всех Peugeot J5 приводит к потере моторного масла, как следствие, его надо постоянно доливать и чаще менять;
В салоне часто выходят из строя крепления сидений;

Нижняя часть кузова подвержена коррозии – сказывается возраст машины и усталость металла.

В плановом техобслуживании и ремонте Peugeot J5 не доставляет особых хлопот своим владельцам – запчасти на него вполне доступны по ценам и взаимозаменяемы со многими другими марками и моделями. Системы и агрегаты просты в ремонте, поэтому его стоимость не посадит вас на внеплановую диету)

Заключение

Peugeot J5  — неутомимый трудяга-грузовичок. Не стоит искать в нем элегантность парижского денди, прогуливающегося по Quai des Orfèvres, скорее его можно сравнить с надёжным трудолюбивым дядюшкой-фермером, каждое утро привозящим на рынок Marche des Enfants Rouges свой собственноручно выращенный товар.

Не вызывает сомнения, прошлое  Peugeot J5  заслуживает уважения, но и в настоящем и даже в будущем этот автомобиль еще способен на многое. Тут уж все зависит от вас – вовремя  проходите техобслуживание и не надейтесь, что ресурс запчастей в автомобиле обратно пропорционален количеству воспоминаний о них (чем меньше вспоминаешь – тем больше проходят))

Будьте уверены,  Peugeot J5 с благодарностью примет Вашу заботу, и в свою очередь, не подведет Вас.

Денис Шебеко
Оцените автора
Обзор автомобилей Пежо и Ситроен от Car-fanatik