Пежо 403

Автомобили Peugeot

Знаменитая французская марка сумела удивить автолюбителей 50-60-х годов, надолго оставив след в их сердцах. Лимузины, кабриолеты, пикапы, универсалы и фургоны Пежо 403 стали легендой, о которой узнали во всех уголках земного шара. Большие семейные авто и элитные звездные модели не уходили с рынка на протяжении 10 лет.

История модели

Пежо 403 — среднегабаритная, но очень колоритная модель выпускалась с 1955 по 1966 год. Это первая в истории машина Пежо, которая сумела перешагнуть отметку в миллион продаж. Ее активно раскупали в разных уголках мира.

Peugeot 403 Fourgonnette by Chanel
Peugeot 403 Fourgonnette модного дома Chanel

Peugeot 403 долгое время был официальным «автомобильным лицом» модного дома Chanel (Шанель). Искрящиеся люрексом и металликом фургоны развозили парфюм, аксессуары и одежду по магазинам и бутикам, доставляли заказы клиентам Chanel.

Peugeot 403 Jacques Chirac
Жак Ширак, будущий Президент Франции, в молодости работал автослесарем и специализировался на Peugeot

На Пежо 403 специализировался молодой Жак Ширак, будущий Президент Франции, который в начале своей карьеры работал автослесарем. А актеру Питеру Фальку, всем известному ролью инспектора Коломбо, полюбился кабриолет 403 Cabrio.

Peugeot 403 Cabrio Columbo
Лейтенант Коломбо (Питер Фальк) на Peugeot 403 Cabrio

Дебют модели состоялся в Париже в дворце Токаредо. Это был седан, который уже был знакомым местным жителям. За несколько месяцев до анонса, “четыреста третья” модель Пежо без значка разъезжала по небольшим улочкам возле завода Peugeot в Сошо.

Изменения 1958 г. коснулись передних фонарей и стеклоочистителей ветрового стекла, которые были перемещены с металлической полоски к основанию капота. Семафорные выступающие поворотные огни стали привычными фонарями-«мигалками».

Вместо считавшейся травмоопасной хромированной носовой фигуры «льва», которая гордо возвышалась над капотом, стали использовать плоскую эмблему, изящно крепящуюся на радиаторной решетке. Что касается салона, то полукруглая кнопка звукового сигнала превратилась в полноценное круглое звуковое кольцо.

Peugeot 403 — первый послевоенный массовый дизельный автомобиль. Несмотря на неудачные попытки конкурентов усовершенствовать на то время новый тип агрегатов, на Peugeot первыми сумели развернуть серийное производство дизелей.

Peugeot 403 Diesel
Peugeot 403 сделала легковые дизельные автомобили массовыми и популярными

Peugeot — первая в мире марка, чей автомобиль Пежо 403 был оснащен регулируемым вентилятором, который приводился в действие, когда температура охлаждающей жидкости достигала 82 градусов, и отключался, когда она остывала до 68 градусов.

С 1960 года появилась комплектация с 1,3-литровым бензиновым двигателем мощностью в 54 л.с.

К этому времени покупателям было предложено около 51 варианта Пежо 403, в том числе универсалы с дизельными агрегатами.

В 1960 году свет увидел Пежо 404, но 403-й остался в производстве до 1966 года, так как его популярность не снижалась.

Дизайн

Вопреки расхожему мнению, Peugeot 403 выпускался не только, как седан, универсал и кабриолет. Был и кузов Coupe. Но выпускались они не на самом Peugeot. Мелкосерийным изготовлением 403 Coupe занимались частные кузовные ателье: Darl’Mat, Henri Chapron, Rene Bernard и др. Красота, эстетика и качество изготовления этих автомобилей было настолько высоким, что в настоящее время все они являются коллекционными «жемчужинами» и продаются только на закрытых аукционах.

Peugeot 403 Coupe by Henri Chapron
Peugeot 403 Coupe от кузовного ателье Henri Chapron

Вся слава за роскошный дизайн Peugeot 403 достается дизайнерской компании Пининфарина. В 1955 году было положено начало 60-летнему партнерству, в результате которого опытные дизайнеры Pininfarina будут трудиться над проектами для Peugeot. Теперь французские авто стали стилягами среди своих современников. Отчасти своей популярностью 403-й обязан модной на то время форме кузова с гладкими и абсолютно цельными боковыми частями.

Initial Peugeot 403 design proposed by Pininfarina
Первоначальный вариант дизайна Peugeot 403, предложенный Pininfarina

Экстерьер

Помимо пассажирских вариантов: седан, универсал, кабриолет и купе, в гамме Peugeot 403 присутствовали и коммерческие варианты: универсал-фургон, универсал-фургон с окнами, фургон с увеличенной высотой грузового отсека, он же с окнами (для Скорой Помощи), пикап с грузовой платформой и тентом, и шасси с кабиной для установки кузовов сторонних производителей.

Peugeot 403 Ambulance
Peugeot 403 в исполнении кареты скорой медицинской помощи

Интересная «фишка» Peugeot 403 — внешнее отсутствие заправочной горловины! Дело в том, что заправочная горловина у этого автомобиля находилась под одним из задних фонарей. Благодаря такому решению, на боковых поверхностях Пежо 403 не было каких бы то ни было визуальных «помех», и кузов смотрелся полностью симметричным и архитектурно «чистым». Спокойные аккуратные формы лишь подчеркивали надежность и долговечность модели.
В крыше был предусмотрен сдвижной люк. Он отсутствовал лишь в бюджетной 1,3-литровой комплектации. В кабриолетах была мягкая крыша белого или серого оттенков.

Боковые зеркала в разных версиях размещались на крыльях, по бокам или прямо на капоте. В некоторых машинах зеркало было только одно. А вот круглые поворотные огни, размещенные под передними фарами, стали отличительной особенностью уже рестайлинговых версий..

В 1961 году с хромированной решетки исчезла широкая центральная планка.

Интерьер

В целом гамма исполнений салона Пежо 403 была очень разнообразной: от роскошного с кожаной обивкой (в версии кабриолет) до обычного двухцветного с тканевой отделкой. Поражает и гамма цветовых сочетаний. Здесь встретятся и кремово-сиреневые оттенки, и гармония красного со светло-серым, и необычный горчичный с белым.
Минимум всяких переключателей и большое тонкое рулевое колесо привносят в интерьер незримое обаяние престижа и нотки ретро.

Peugeot 403 Cockpit
Кокпит Peugeot 403

Передние сиденья очень удобно складывались. Спинки ложились так, что образовывали с сиденьями заднего ряда уютные кровати, на которых можно было отдохнуть.

Задние двери распахивались на все 90 градусов, а стекла полностью опускались.

Зугпуще 403 Familiale Saloon
Салон универсала Peugeot 403 Familiale

Некоторые версии универсала получили удлиненную на 21 см колесную базу. В Familiale добавился третий ряд сидений, так что в машину теперь помещалось не 6, а 8 пассажиров. Салон в версии Commerciale напротив стал попросторнее.

Peugeot 403 passengers
Удивительно! Но все эти люди — с удобством разместятся в 8-местном Peugeot 403 Familiale

Технические характеристики

Peugeot 403 стал первым в мире массовым дизельным автомобилем-такси, во многом предопределив скорую дизелизацию легковых автомобилей.

Peugeot 403 Diesel
Рекламная листовка Peugeot 403 Diesel

Он стал первым дизельным флагманом и хэдлайнером дизелей Peugeot Indenor, которые в наше время являются легендарными, а Группа PSA стала мировым лидером в производстве и разработке лучших в мире легковых дизелей.

С Пежо 403 связаны первые триумфальные победы «львиной марки» в ралли и ралли-рейдах.

Peugeot 403 Winner Rally
Peugeot 403 выиграла практически все гонки, в которых участвовала, передав эстафету «404-й»

Двигатель и трансмиссия

Гамма двигателей включала бензиновые модели

  • TN3 1,5 л с 58 л.с.;
  • TM5 1,3 л с 54 л.с.;
  • 1,3 МТ с 47 л.с.;
  • 1,5 МТ с 65 л.с.

А также дизели

  • TMD85/XDP85 1,9 л
Peugeot 403 TN3
Под капотом Peugeot 403 бензиновый TN3

Французы придумали уникальное решение для дизельных двигателей. Термостат, который включался и выключался в зависимости от температуры охлаждающей жидкости, позволил существенно сократить расход топлива (примерно 5-10%) и снизить показатель шума. Пежо 403 стал первопроходцем среди массовых автомобилей с дизельными двигателями.

Самая бюджетная версия «403» получила бензиновый двигатель от 203-й модели, которая на то время уже была снята с производства. Агрегат мощностью 47 л.с.

Заднеприводный 403-й оснащался 4-ступенчатой МКПП. Рычаг переключения передач размещался справа от рулевой колонки. Начиная с 57-го года за дополнительную плату можно было приобрести автоматическое сцепление с электромагнитным принципом работы.

Подвеска и ходовые качества

1 300-килограммовый автомобиль разгонялся до 122 км/ч. Он мог развить скорость в 100 км/ч всего за 24 секунды. Для тех времен, это отличные показатели.

Независимая передняя пружинная подвеска в сочетании с барабанными тормозами Lockheed и шинами Michelin X обеспечивала прекрасную управляемость. Зависимая подпружиненная задняя балка отвечала за курсовую устойчивость. Удлиненные универсалы получили усиленную подвеску.

Подвеска полугрузовых версий была сделана на продольных полуэллиптических рессорах.

Типичные проблемы и неисправности

Стоит отдать должное уважение автомобилю, который выиграл не одно ралли и завоевал сердца стольких автолюбителей. Постоянные улучшения и изменения позволили выпускать модели лишенные явных недостатков.
Если не брать во внимание сегодняшние представления, а судить по тогдашним меркам, то главным недостатком Пежо 403 остаются затрудненные повороты и немного “размазанное” рулевое управление.

Заключение

Да, миллионник Peugeot 403 оставил свой неизгладимый след в истории французского автопрома. Он сумел завоевать любовь разных людей: от простых таксистов и полицейских до звезд кино и политиков.

И даже сегодня, спустя много лет, неунывающий 403-й все же можно встретить на улицах Франции или Германии. Эта знаменитость до сих пор выглядывает со снимков на фоне Эйфелевой башни и кадров известных фильмов.

Peugeot 403 - one of the symbols of France
Peugeot 403 стал одним из символов Франции

Пежо 403 остается излюбленным обьектом среди ценителей раритетных марок и исторических элитных моделей. 403-я не померкла даже на фоне блистательной преемницы — 404-й модели, и оба автомобиля вошли в «золотой фонд» исторического наследия старейшего французского автопроизводителя.

Денис Шебеко
Оцените автора
Обзор автомобилей Пежо и Ситроен от Car-fanatik