Французский концерн изобрел идеальный “рецепт” субкомпактности и мощности в одном флаконе. Этим воплощением стал Пежо 205 — уникальный автомобиль, выигравший практически все чемпионаты, кубки или «формулы», в которых участвовал. Он одерживал победы во всех автогоночных дисциплинах: ралли, ралли-рейдах, ралли-кроссах, кольцевых гонках и др. Не мудрено, что он пришелся по душе миллионам автолюбителей.
История модели
Peugeot 205 — модель субкомпактного (сегмент «B») класса, выпускавшаяся c 1982 по 1998 г. Он оказался одним из основополагающих авто в истории марки Peugeot. Однозначно, что Peugeot 205 находится в числе великих моделей французской марки и мирового автомобилестроения.
Модель выпускалась в одном поколении с двумя рестайлингами в 1987 и 1991 годах. До 2010-х годов это был самый массовый в истории французский автомобиль (изготовлено в общей сложности 5 278 300 экземпляров). Его рекорд побила лишь преемница, Peugeot 206.
У Пежо 205 было два отца-дизайнера. В конструкторском бюро PSA Peugeot Citroen создателем «205-й» однозначно считают шеф-дизайнера Жерара Вельтера. Однако, во многих официальных описаниях Peugeot 205, в строке «Дизайн» указано ателье Pininfarina и его главное действующее лицо, Серджио Пининфарина. И та и другая информация — верна!
Интересный факт … при разработке будущей «Таврии» ЗАЗ 1102, в качестве прототипов для всесторонних исследований, за границей было закуплено (инкогнито) несколько образцов Пежо 205. Тщательный разбор конструкции «205-х» поставил конструкторов ЗАЗа и НАМИ в тупик. Большинство технологий невозможно было воспроизвести в условиях советского автомобилестроения, а по поводу некоторых элементов, самые опытные инженеры, «бессильно опустив руки», высказывались: «Мы не знаем как это сделано!». Так, разобрав кузов Peugeot 205, разрезав его «по швам», наши инженеры впервые встретились с так называемым «преднатягом кузова» — запрограммированными при сварке/сборке упругими деформациями, которые, после установки автомобиля на колеса, компенсировались, и кузов становился свободным от паразитных внутренних напряжений. В результате у «Таврии» от 205-й остался только внешний вид, и то, очень отдаленно напоминающий легендарную модель.
Peugeot 205 выпускалась на нескольких сборочных заводах:
- Франция, г. Пуасси;
- Франция, г. Сошо;
- Франция, г. Мюлуз;
- Испания, г. Мадрид;
- Италия, г. Камбиано.
Рестайлинг 1987 года выпуска
Следует понимать, что термин «рестайлинг» по отношению к 205-й модели является, скорее, формальностью. Коррективы были настолько мизерными, что могут быть заметны только для специалистов. В числе изменений, новое положение сектора сигнала заднего хода внутри светоблоков задних фонарей. При этом «рестайлинговые» фонари взаимозаменяемы со «старыми».
При рестайлингах, наиболее заметные изменения происходили в дизайне и материалах отделки салона, а также в совершенствовании моторной гаммы. Во всём остальном Peugeot 205 была настолько идеально и рационально «скроена», что излишними коррективами производитель рисковал нарушить гармонию и испортить имеющееся совершенство.
Рестайлинг 1991 года выпуска
Изменения коснулись гаммы двигателей. В общий арсенал прибавился турбодизель объемом 1,8 л. и мощностью в 78 л.с. Агрегат был довольно мощным, но весьма экономичным в плане расхода топлива.
Дизайн
С 50-х годов марка Peugeot заказывала дизайн своих новых моделей, уже тогда ставшему знаменитым Маэстро автомобильного дизайна, Серджио Пининфарине. Однако, компания располагала и собственным дизайн-бюро с прекрасными специалистами, которые, в тесном сотрудничестве с коллегами из Pininfarina, принимали самое активное участие в создании дизайна новых Пежо. Разработка дизайна Peugeot 205 (тогда еще «Проект М24»), по традиции, также была доверена Pininfarina.
Разумеется, Серджио Пининфарина и шеф-дизайнер Peugeot Жерар Вельтер работали над будущим автомобилем вместе. Участие Вельтера, будто предчувствовавшего, что модели будет уготована очень нелегкая, но светлая и триумфальная судьба, оказалось основополагающим. Труд Пининфарины в создании «205» также неоценим, но главным все-таки стал его коллега из Peugeot. В любом случае, результат совместной работы двух великих личностей превзошел самые смелые ожидания.
Доказательством добрых отношений между Peugeot и Pininfarina стало решение о ручной сборке кабриолетов Peugeot 205 CT/CTi в Италии, на собственном заводе Carrozzeria Pininfarina в Турине. Но и, конечно же, модель получила «именной» логотип «Pininfarina» на бортах.
Гамма кузовов Пежо 205
- 3-дверный хэтчбек;
- 5-дверный хэтчбек;
- 2-дверный кабриолет;
- 3-дверный коммерческий хэтчбек XA;
- 3-дверный коммерческий фургон Multi и Fourgonette.
Экстерьер
Кузов Пежо 205 полностью двусторонне оцинкован. Его антикоррозионная стойкость стала легендарной. Небольшое количество сохранившихся до настоящего времени в России Пежо 205, с огромными пробегами и преклонных лет выпуска, не имеют никаких проблем по кузову, даже в результате воздействия едких противогололедных реагентов.
Продуманная форма бамперов, а также рациональная конструкция сменяемых элементов и крыльев, защищали кошелек владельца «205-й» от излишних финансовых затрат, например, в случае ДТП. Ремонт всегда был быстрым и бюджетным, что оказалось взаимовыгодным как для владельцев, так и для страховых компаний. Страховка на Пежо 205 долгое время была самой доступной среди автомобилей субкомпактного класса.
Интерьер
Главным дизайнером интерьера стал Поль Брак. На то время он уже обладал опытом работы, ведь до этого сотрудничал с компаниями Mercedes и BMW. Поль задался целью сделать салон максимально просторным. Это казалось невозможным ввиду субкомпактности самой модели. Но цель была достигнута.
Дизайнер опустил линию торпедо, органы управления и приборную панель, разместив их ниже уровня глаз. Водительское место было хорошо организовано, поэтому шоферу легко было добраться до любого элемента управления. А багажный отсек мог увеличиваться за счет складывания сидений заднего ряда.
За всю историю модели, внешность салона кардинально не менялась. С каждой новой модификацией, улучшалась шумоизоляция, более благородными становились материалы отделки салона.
Кстати, 205-я оснащена очень удобными креслами. Хорошо продуманные изгибы спинок создают комфортные условия для пассажиров и водителя. Так что даже дальние поездки не вызывали болей в спине и шее.
Технические характеристики
Peugeot 205, в самом простом и бюджетном исполнении Junior, долгое время был наиболее доступным французским автомобилем, приобретение которого могли позволить себе даже студенты и малообеспеченные слои общества. Противоположностью Junior’ам были самые мощные спортивные GTi и роскошные CTi Roland Garros, сопоставимые по цене с солидными седанами. Пежо 205 предоставила всем слоям общества то, о чем они давно мечтали. Для Франции «205-я» стала настоящим «народным автомобилем».
Представить автомобиль без усилителя руля в наше время невозможно. Но во времена Пежо 205, его необходимость была очевидной только для самых мощных вариантов 1.6-1.9 GTi. Владельцы «обычных» 205-х никогда не задумывались о необходимости гидроусилителя — и без него автомобиль прекрасно управлялся, не требуя излишних усилий даже при повороте руля на припаркованном авто.
Двигатель и трансмиссия
Peugeot 205, даже с самым слабым карбюраторным двигателем 0.9 л 8v 42 л.с, обладала весьма задорным и бойцовским нравом. Вообще в гамме 205-й нельзя назвать ни одного «слабого» или «тухлого» варианта — все они были быстры и амбициозны по-своему.
Секрет кроется в мастерской «игре» коробками передач и главными парами дифференциалов. Благодаря этому, водитель даже самого маломощного 0.9 л/42 л.с. ни в коем случае не чувствовал себя ущербным в плане динамики. Автомобиль на удивление быстро разгонялся — «только успевай работать рычагом КПП!“. Его максимальная скорость не превышала 124 км/ч, чего было более чем достаточно для езды по городу, и всё еще хватало, чтобы держаться в потоке на автобанах.
Кстати, расхожая характеристика экономичности автомобилей Peugeot: «Он топливо не расходует! Он его нюхает!», — впервые прозвучала от российского владельца Peugeot 205 5D Junior 0.9/42 л.с. в 1998 году на первой официальной СТО Peugeot в России.
Подвеска и ходовые качества
Передняя подвеска — полностью независимая Pseudo McPherson со стабилизатором поперечной устойчивости, соединенным с амортизаторными стойками.
Задняя — полностью независимая, торсионная, на двух продольных рычагах, со стабилизатором поперечной устойчивости, интегрированным в оси рычагов.
Характеристика жесткости передней и задней подвесок — прогрессивная: чем больше ход и скорость перемещения рычагов/амортизаторов, тем более жесткой становится подвеска. Благодаря этому свойству, традиционно прекрасная управляемость 205-й модели достигла своего идеала! При этом, не менее высоких слов заслуживала и плавность хода, совершенно несвойственная для автомобилей компактного класса.
Клиренс 17 см для этого класса автомобилей был огромен! Это наделяло легкую машину феноменальной проходимостью на бездорожье и пересеченной местности. Причем клиренс можно было регулировать, применяя шины и колесные диски из целой номенклатуры стандартных размерностей — от 155/75R13 до 205/55R15.
Интересная особенность: маломощные (с двигателями 0.9-1.1 л.) 205-е в самых простых исполнениях комплектовались редко применяемыми ступицами «под три болта». Более мощные модификации (1.4-1.9 л.) комплектовались уже привычными ступицами «под 4 болта».
Типичные проблемы и неисправности
Их очень немного, но они есть.
- Двигатель на Пежо 205 соединен с «массой» кузова при помощи эластичного плетеного латунного провода. Пока он новый, он прекрасно проводит электрический ток. К сожалению, неизбежно попадающие на него едкие брызги антигололедных коктейлей приводят к быстрой коррозии. «Позеленевший» провод «массы» может вызвать неожиданные сбои в работе системы зажигания или даже внезапную остановку двигателя.
Чтобы проблемы исчезли, плетеный латунный провод следует заменить (это легко — провод крепится «на винтах») на толстый одно- или трехжильный медный провод подходящего сечения, после чего, хорошенько покрыть его толстым слоем «антикора». Проблемы исчезнут. - Если вентилятор климатической системы Пежо 205 вдруг начал работать с перебоями, виновата влага, попавшая на его контакты из-под «задубевших» уплотнителей «жабо» и торпедо. Следует добраться до вентилятора, снять его вместе с корпусом (это несложно) и осмотреть контакты. Если они «зеленые», их нужно очистить и, при необходимости, пропаять. Если контакты болтаются, их важно очистить, обезжирить, зафиксировать лаком, эпоксидной смолой или клеем типа «Поксипол». А иногда контакты нужно еще и пропаять. После «лечения» вентилятора, следует найти источник попадания на него влаги и хорошо его загерметизировать.
- Запасное колесо у Пежо 205 закреплено под задним бампером и полом багажника. Оно опускается/поднимается на специальной раме, которая фиксируется крючком с резьбой. Крючок перемещается с помощью вращения винта. Настоятельно рекомендуем, регулярно, раз в год-два, доставать «запаску» из рамы и проверять ее состояние. После этого нужно обязательно очищать и смазывать консистентной смазкой петли рамы, резьбы крючка и направляющего винта. Если делать это регулярно, то проблем с извлечением запасного колеса никогда не будет.
Заключение
Вскоре после появления, Peugeot 205 стал эталонным автомобилем субкомпактного класса для автоконструкторов всего мира. Поэтому сложно оценивать то, что стало объектом вдохновения на создание множества других автомобилей — не только более совершенных, но и более современных. Просто Пежо 205 является для них «мамой».
Какие вердикты о недостатках и достоинствах можно выносить в адрес «Моны Лизы» великого Леонардо Да Винчи. Всё, что мы будем говорить, будет пустым звуком и пылью, которая исчезает без следа под пытливым взглядом «Джоконды». На неё можно только смотреть и восторгаться!
Наверное самый объективный индикатор успеха «205-й» — её конвейерное долгожительство. 16 лет на конвейере без особо заметных изменений — показатель идеально проработанной конструкции и высочайшего технического совершенства. Пежо 205 останется в истории французской марки одним из самых великих и успешных автомобилей, с которым может сравниться только её «дочь», сделавшая не менее успешную, чем у «мамы» карьеру. Но это уже другая история.