Пежо 306

Автомобили Peugeot

Конкуренция в Golf- классе всегда была очень высока — объем продаж автомобилей этого сегмента в Европе составлял почти треть от всего оборота авторынка. Несмотря на это, выпущенный в 1993 году французский семейный автомобиль Peugeot 306 сразу стал достойным соперником лидерам C – класса того времени —  Volkswagen Golf, Opel Astra, Mazda 323.

История модели

Разработка и конструирование 306 модели начались ещё в конце 80-х годов прошлого столетия, но в серийное производство модель поступила только в 1993 г.

Peugeot 306 Sketch Pietro Camardella 87
В 1987 году Pininfarina представила Peugeot идеи будущего «306». Этот эскиз от Пьетро Камарделла, сделанный под руководством Леонардо Фиораванти, был отклонён

Прекрасные технические характеристики, большая линейка модификаций, инновационные решения в конструкции задней подвески и великолепный экстерьер от «кутюрье» автодизайна Серджио Пининфарина позволили Пежо 306 стать одним из самых удачных проектов компании.

Peugeot 306 Cabrio Sketch Pietro Camardella 89
Но уже в 1989 г. облик будущего Peugeot 306 был сформирован. Этот эскиз Пьетро Камарделла тому прекрасное доказательство

Отличным доказательством популярности «тристашестой» служит его присутствие с 1994 по 1998 г. в TOP-10 самых продаваемых автомобилей Великобритании – англичане традиционно очень требовательны к автомобилям  (Top Gear, в пух и прах разносящий большинство культовых моделей и не признающий никаких авторитетов – отличный тому пример).

Peugeot 306 Top Gear Jeremy Clarkson 1993
1993 год. Только что появившийся в Великобритании Peugeot 306 и Джереми Кларксон в Top Gear (фото с экрана телевизора)

Модельный ряд Peugeot 306  состоит из 4-дверного седана, 3- и 5-дверных хэтчбеков, 5-ти дверного универсала Break и 2-х дверного кабриолета CC

.История автомобиля развивалась довольно плавно, но все же некоторые даты можно выделить особо:

  • Январь 1993 г. — запуск в серийное производство Peugeot 306. Модель представлена в модификации «хэтчбек» (3 и 5 дверей);
Peugeot 306 5D XSi pre-restyling
Peugeot 306 5-дверный, XSi, до рестайлинга
  • Август того же года — дебют версии Peugeot 306 Cabriolet (кабриолет);
Peugeot 306 Cabrio pre-restyling
Peugeot 306 Cabrio, до рестайлинга
  • Начало марта 1994г. – признание Peugeot 306 Cabriolet  «Лучшим кабриолетом 1994 года» по версии организаторов Женевского автосалона;
  • Январь 1995 г. – дополнение модельного ряда Peugeot 306 модификацией «седан»;
Peugeot 306 Sedan XT pre-restyling
Peugeot 306 Sedan XT, до рестайлинга
  • Июль 1996 г.  —  производство спортивной версии S16 (GTi в Великобритании) с 6-ступенчатой МКПП и 2,0-литровым «атмосферным» двигателем мощностью 168 л. с;
Peugeot 306 S16 I in Action
Peugeot 306 S16/GTi, до рестайлинга. Этот 168-сильный «Лев» обладал сумасшедшей динамикой, но добрым нравом
  • Май 1997 – модернизация и первый рестайлинг модели. В августе того же года запуск в серию 5-дверного универсала 306 Break;
Peugeot 306 Break XT
Peugeot 306 Break XT. Универсалы «306 Break» априори — после рестайлинга
  • Январь-февраль 2001 г. – прекращение серийного производства 3- и 5-дверных хэтчбеков Peugeot 306;
  • Начало 2002 г. —  остановлен выпуск модификаций Peugeot 306 CC и Break;
  • Середина 2002 г. – снятие с производства вариантов «седан», официальное прекращение производства модели.

Фактически, Peugeot 306 лишь формально был снят с производства в 2002 году. На самом деле выпуск модели продолжался до 2017 года в КНР, где, после небольшого изменения дизайна, она сменила имя на Dongfeng и выпускалась как DFM S30 и DFM H30. Эти автомобили поставлялись и в Россию, где заслужили множество позитивных отзывов.

Больше всего машин было выпущено во Франции на заводе PSA в г. Пуасси. Чуть меньшее количество Пежо 306 с «правым рулем» выпустили предприятия PSA в Райтоне (Англия),  в Аргентине на SEVEL El Palomar, в Чили, Уругвае и Индонезии.

Появление в 1993 году в гамме Пежо модели с номером «306» решило некоторые несоответствия нумерации моделей и их преемственности. Формально «тристашестая» пришла на смену Пежо 309, чей алогичный номер был следствием «непрямого родства» — модель досталась Пежо «по наследству» от поглощенной в 70-х компании Talbot-SIMCA. Peugeot 305 тоже не совсем подходил на роль «предка», так как по своим размерам относился скорее к среднему классу (его преемник — Peugeot 405). С появлением Peugeot 306 всё встало на свои места.

Поколения и рестайлинги

Peugeot 306 выпускался с 1993 по 2002 годы в одном поколении с двумя рестайлингами в 1997 и 1999 годах.

Изменения при первом рестайлинге (1997):

  • более плавные изгибы фар и радиаторной решетки;
  • новый бампер, с новыми обводами и вытянутыми противотуманными фарами каплевидного дизайна;
  • небольшие изменения дизайна торпедо, центральной консоли и приборов;
  • увеличение состава уровней комплектации новым оборудованием (ABS, подушки безопасности, кондиционер или климат-контроль, впервые в мире в компактном классе — сенсор дождя и датчик света, электропакет, и др.);
  • новые, более яркие и элегантные отделки салона.

Изменения при втором рестайлинге (1999 г.):

  • изменение дизайна противотуманных фар с каплевидного на круглый;
  • появление на задних фонарях хромированной полоски, перекликающейся по стилю с «рестайлинговым» Пежо 406;
  • включение в стандартную комплектацию ABS, двух подушек безопасности, полного электропакета и др.;
  • цветные бамперы и центральная консоль панели приборов с алюминиевым эффектом на некоторых версиях, хромированный логотип на рулевом колесе;
  • удаление черной полосы на крышке багажника;
  • новые наименования уровней комплектаций (например: вместо XT появилась ST);
  • переход на новые двигатели — 1.6 16v 110 л.с. и дизельные с Common Rail семейства DW (HDi).

Примечательно, что в Великобритании в 1998 г. была выпущена лимитированная (501 автомобиль) спортивная версия  306 Rallye , продаваемая только в Англии. Rallye был практически идентичен версии S16/GTi, но производился в менее «богатой» комплектации (ручные окна и зеркала, отсутствие кондиционера, передних противотуманных фар, стеклоподъемников, специальная ткань Rallye вместо кожи и алькантары).

Peugeot 306 Rallye
Peugeot 306 Rallye

В России Peugeot 306 в подавляющем большинстве продавалась в кузове «седан». Потрясающе красивые и супервместительные универсалы Break прочно занимали второе место.

Peugeot 306 Sedan XN
Peugeot 306 Sedan XN, после рестайлинга. С двигателем 1.4 8v 75 л.с. это был самый массовый вариант «306» в России

Хэтчбеки большим спросом у нас не пользовались.

Спортивные 306 S16 и эксклюзивные 306 Cabrio Pininfarina приобретали искушенные в гоночном драйве и автомобильной роскоши заказчики.

Пежо 306 — благодарный автомобиль в плане характера покупателей. «Тристашестую» выбирали в случаях, когда Peugeot 406 оказывалась слишком большой или дорогой машиной. Поэтому и в шоу-румах они стояли рядом и успешно представлять 306 можно было «под соусом», что это «чуть меньшая в размерах 406-я». «Ветераны» российской дилерской сети Пежо помнят, что спустя некоторое время после покупки Peugeot 306,  многие клиенты приезжали в автосалон и благодарили за помощь в приобретении такого замечательного автомобиля.

Peugeot 306 Cabrio pre-restyling
Peugeot 306 Cabrio, до рестайлинга, с установленной жёсткой крышей для холодного времени года

Модификация Peugeot 306 CC («кабриолет»)

Отдельного упоминания стоит самая роскошная модификация Peugeot 306 – кабриолет 306 CC. Хотя Пежо немного запоздал с ответом открытым Volkswagen Golf, Ford Escort, Opel Kadett и Renault 19/Megane, пришедшим на рынок кабриолетов намного раньше и довольно популярным в то время, сам ответ получился весьма достойным. Удачно стартовавший 306-й хэтчбек дал «зеленый свет» итальянцам из Pininfarina, задумавшим в прямом смысле «снести ему крышу».

Peugeot 306 Cabrio restyling
Peugeot 306 Cabrio, после рестайлинга

Сборка 306 CC происходила в итальянском Турине, на небольшом заводе знаменитого на весь мир автомобильно-дизайнерского ателье Carozzeria Pininfarina. Эксклюзивность и благородство происхождения собираемого вручную автомобиля подчеркивала эмблема «Pininfarina» на бортах кабриолета.

Дизайн

«306-ю» — было за что хвалить — кроме суперуправляемости, её богатая комплектация и красивые, благородные материалы отделки салона создавали «на борту» тёплый домашний уют. Особенно привлекательными были «заключительные» варианты Peugeot 306 после рестайлинга 1999 года – версии ST, SV и Executive. Богатству их оснащения могли позавидовать даже прославленные «символы тщеславия» того времени.

Interior Peugeot 306 Sedan SV restyling
Интерьер Peugeot 306 Sedan в комплектации SV, после рестайлинга. Роскошь и эстетика

Полный электропакет с сенсором дождя, датчиком света, системой Follow my Home, разнообразными электрическими обогревами и приводами, а также весьма неплохой магнитолой от Clarion входили в базовую комплектацию этих версий Peugeot 306. Затмевал их только 306 Executive, в комплектацию которого входил еще и высококачественный кожаный салон черного или кремового цвета.

Экстерьер

«Неподвластный времени дизайн от маэстро Pininfarina» — пожалуй, самая точная характеристика экстерьера Пежо 306 .  Дизайн 306-й модели был особенным – чистота линий и полное отсутствие вычурности и агрессивности придают «триста шестому» образ потомственного аристократа — интеллектуала, ценящего благородное фланирование по ночным набережным вдоль Сены превыше дорожных разборок в стиле «кто круче».

Peugeot 306 Cabrio Soft Top
Peugeot 306 Cabrio, после рестайлинга, с поднятым мягким верхом

Интересно, что изначально Пининфарине был заказан еще один вариант кузова — коммерческий фургон. Но Маэстро пошел дальше техзадания, и создал на платформе Пежо 306 принципиально новый, ставший революционным, коммерческий автомобиль, который мы знаем, как Peugeot Partner.

Интерьер

Несмотря на то, что интерьер салона в стандартной комплектации явно проигрывает общему экстерьеру и выглядит довольно простовато, все детали сделаны качественно и эргономично. Из преимуществ можно выделить удобную форму приборной панели со стороны пассажира и высокую заднюю полку с подголовниками в варианте «седан», пусть ухудшающие видимость, но повышающие комфорт задних пассажиров. В версиях «универсал» и «хэтчбек» проблемы с обзорностью отсутствуют.

Peugeot 306 Sedan Symbio
Велюровый салон Peugeot 306 Sedan в комплектации Symbio

Большим преимуществом всех модификаций является просторность и вместительность задних сидений Пежо 306, на них могут с комфортом расположиться даже очень высокие пассажиры.

Технические характеристики

Пежо 306 по праву мог называться  семейным автомобилем, его внушительные габариты составляли:

  • Хэтчбек: высота – 1,38 м,  длина – 4,001 м,  ширина – 1,689 м, клиренс – 1,10 м, колесная база 2,58 м;
  • Размеры Peugeot 306 CC (кабриолет) от хэтчбека отличались только длиной, которая равнялась 4,179 м;
  • Cедан – модель прибавила почти 0.4 м в длине и 0.20 м в величине дорожного просвета.

Техническая база 306-го практически идентична Citroën ZX, выпускавшемуся с 1990 г. Снаряженная масса автомобиля составляла 980 кг. В зависимости от уровня отделки и комплектации к названию модели добавляли обозначения «XN», «XL», «XR», «XT» и «XS».

В названия модификаций с дизельным ДВС  добавляли букву «D» или «Dt» (турбодизель).
Конструкторы  Пежо 306  внесли серьезные изменения в систему безопасности автомобиля и  оснастили его зонами программируемой деформации для предотвращения травматизма пассажиров при столкновении.

Двигатель и трансмиссия

В первые годы продаж автомобиль  оснащались 3 бензиновыми моторами разной производительности, 1 дизельным двигателем и одним турбодизельным ДВС, укомплектованные 5 МКПП или 4 АКПП.

Кроме стандартных модификаций, с 1993 года выпускались «заряженные» хэтчбеки XSi (2-литровый бензиновый мотор мощностью 121 л.с.) и S16 (16-клапанный двигатель 2,0 (168 л.с.) с разгоном до 100 км/ч за 7,2 секунды и максимальной скоростью 215 км/ч).

К 1997 году линейка двигателей насчитывала уже более 10 версий.

Гамма двигателей и КПП
Бензиновые

  • 1.1 8v 60 л.с. (TU1) + 5МКПП
  • 1.4 8v 75 л.с. (TU3) + 5МКПП
  • 1.6 8v 88 л.с. (TU5JP) + 5МКПП
  • 1.6 8v 90 л.с. (XU5JP). + 5МКПП
  • 1.6 16v 110 л.с. (TU5JP4) + 5МКПП или 4АКПП PSA AL4
  • 1.8 8v 103 л.с. (XU7JP) + 5МКПП или 4АКПП ZF 4HP14
  • 1.8 16v 112 л.с. (XU7JP4) + 5МКПП
  • 2.0 8v 121 л.с. (XU10JP) + 5МКПП
  • 2.0 16v 125-135 л.с. (XU10J4) + 5МКПП
  • 2.0 16v 184 л.с. (XU10J4S) + 6МКПП

Дизельные

  • 1.8 D 90 л.с. (XUD7TE) + 5МКПП
  • 1.9 D 70 л.с. (XUD9) + 5МКПП
  • 1.9 D 70 л.с. (DW8A) + 5МКПП
  • 1.9 TD 95 л.с. (XUD9TE) + 5МКПП
  • 2.0 HDi 90 л.с. (DW10TD) + 5МКПП
  • 2.0 HDi 110 л.с. (DW10ATED) + 5 МКПП

Интересные факты о двигателях Пежо 306

Многие знают, что одним из трех первых в мире легковых авто, оснащенных дизелями с Common Rail, был легендарный Peugeot 406. Однако мало кто помнит, что первый официальный показ такого дизеля 2.0 HDi от PSA Peugeot Citroen произошел в марте 1999 года на Женевском автосалоне на концепт-каре … Peugeot 306 HDi Hunting Break;

Peugeot 306 HDi Hunting Break Concept
Концепт-кар Peugeot 306 HDi Hunting Break Concept ‘1999

Сейчас это удивительно, но вплоть до 1999 года в нашу страну поставлялись машины в специальной «российской адаптации», в которую помимо всего прочего входило оснащение двигателя … карбюратором Solex! Наивные французские партнеры были уверены, что карбюраторы для россиян более привычны. Но они не знали, что «наевшись» проблем с карбюраторами на ВАЗах,  Москвичах и Волгах, избавившись от ужасов и покупая свою первую в жизни новую иномарку, автолюбители хотели видеть у нее под капотом только впрыск, впрыск и еще раз впрыск! С большим трудом (приводя неоспоримые аргументы и факты, призывая на помощь неумолимую статистику продаж и потребительского спроса и, наконец, пожелав «да чтоб у вас с конвейера только наши «Москвичи» сходили») удалось доказать французским партнерам необходимость поставок к нам исключительно впрысковых моторов, а о карбюраторных «забыть, как о страшном сне»;

Peugeot 306 чуть ли не единственная в истории Пежо модель, которая в одно и то же время могла оснащаться двумя безиновыми двигателями 1.6 8v с одинаковой мощностью 90 л.с., но разных семейств — TU и XU;

Двигатель Peugeot 306 S16 (2.0 16v 168 л.с.) стал самым мощным европейским серийным 2-литровым «атмосферным» бензиновым двигателем.

Немного о коробках передач

Сегодня мы живем в эпоху победившего «автомата». А во второй половине 90-х он считался лишней и ненадежной роскошью, тем более — на компактных автомобилях. По этой причине за все без малого 10 лет серийного производства Peugeot 306 в её гамме была только одна версия XT, оснащаемая бензиновым ДВС 1.8 8v 103 л.с., с немецкой 4-ступенчатой АКПП  ZF 4HP14. Уже «под закат карьеры» 306 Пежо появилась модификация с  мотором 1.6 16v 110 л.с. и 4АКПП PSA AL4, выпущенная в небольшом количестве.

«Ураганная» Peugeot 306 S16 оснащалась серийной, но специально доработанной в Peugeot Sport 6-ступенчатой МКПП на базе «механики» PSA ML. Переключение передач отличала образцовая «скорострельность» и отсутствие «комфортных» люфтов — «как затвор винтовки» говорили многие об этой КПП.

Подвеска и ходовые качества

Существует мнение, что в плане управляемости лучший автомобиль в истории Пежо (а многие считают, что вообще в истории мирового автопрома) — легендарная Peugeot 406. Это бесспорно! Но справедливости ради заметим, что и Peugeot 306 по пилотажному драйву ни в чем не уступал «старшей сестре».

Инженеры — «подвесочники» компании во все времена считались большими волшебниками, но в  Пежо 306 они превзошли самих себя. Для доказательства достаточно рассмотреть подвеску.

Передняя подвеска: полностью независимая, Pseudo McPherson, со стабилизатором поперечной устойчивости, соединенным с амортизаторными стойками.

Задняя подвеска: полностью независимая, торсионная, на двух продольных рычагах, с интегрированным в их оси стабилизатором поперечной устойчивости.

Геометрия перемещения рычагов и торсионов наделяла подвеску прогрессивной характеристикой жёсткости: чем больше ход — тем более жесткой она становится. Это свойство сделало Peugeot 306 одновременно комфортным и по-спортивному агрессивным «болидом», прекрасно держащим дорогу в любых виражах.

Peugeot 306 Maxi Gilles Panizzi
Благодаря своей замечательной управляемости Peugeot 306 одержала множество побед на раллийных трассах

Впервые в мире инженеры-конструкторы PSA снабдили заднюю подвеску эффектом эластокинематического подруливания. Подвеска в сборе закреплена на кузове с помощью двух тяг и особых сайлент-блоков, имеющих несимметричную жесткость.

При входе в поворот на небольшой скорости работает вся «эластика» сайлент-блоков, но если Пежо 306-й уже на большей скорости начинает активно штурмовать серпантины и изгибы трассы, то под действием центробежной силы резина блоков одной стороны «смыкается», а противоположные — «вытягиваются» с небольшим перемещением. В результате вся подвеска поворачивается на небольшой угол и подруливает, помогая водителю пройти поворот без скольжений, «визга шин» и ненужных «отлавливаний» автомобиля рулем.

Парадокс, но при кажущейся сложности подвеска была устроена довольно просто, все её детали легко менялись, были унифицированы с некоторыми другими моделями группы PSA, а цена их была вполне доступной. Разумеется, такая конструкция (как и любая другая) не была лишена недостатков, но об этом чуть далее.

Типичные проблемы и неисправности

При эксплуатации на плохих дорогах в напряженных режимах с полной нагрузкой (а так обычно у нас и происходит), следует в 3 раза чаще, чем в Европе — раз в 30-50 000 км — менять игольчатые подшипники осей рычагов задней подвески. Мероприятие это несложное. Любой опытный сервис «Пежо» или «Ситроен» легко проведет такие работы. Если на разбивающиеся подшипники не обращать внимания, то не за горами крупный и дорогой ремонт всей задней подвески;

Запасное колесо закреплено под бампером и полом багажника. Его опускание и поднятие осуществляется с помощью «рамы» и крючка с резьбой. Желательно раз в один-два года вынимать запасное колесо и смазывать петли рамы, кроме этого, необходимо тщательно очистить и смазать резьбу болта и крючка;

Европейские Peugeot 306 последних двух годов выпуска с двигателем 1.6 16v 110 л.с. оснащались приснопамятной АКПП PSA AL4. Если к двигателю не было абсолютно никаких претензий, то AL4 первого поколения «изрядно попортила кровь» ее владельцам. Однако этот «автомат» можно сделать надежным и удобным. Для этого понадобится провести её (недорогой!) «капитальный осмотр» и заменить всё, что пришло в негодность, а также хорошенько промыть весь гидроблок сольвентом или хотя бы уайт-спиритом.

Обязательной замене подлежат

  • Жидкость ATF с допуском LT 71141 (последующая периодичность замены — каждые 30 000 км пробега);
  • Встроенный внутренний фильтр;
  • Электрогидравлические клапаны (в случае повреждения);
  • Неизбежно растрескавшиеся или потерявшие за столь долгий срок резиновые прокладки и уплотнения.

Помните, что AL4 — самая удобная для ремонта АКПП, разбирающаяся «как автомат Калашникова», у которого каждую детальку можно заказать отдельно и недорого. После этого AL4 будет служить долго и надежно.

Заключение

Peugeot 306 богами была уготована трудная судьба. Этому, несомненно, замечательному автомобилю, всю его без малого десятилетнюю карьеру приходилось находиться в тени славы бешено популярных «Львов» — Peugeot 405, 406 и 206. Он достойно продавался на всех рынках, где присутствовал, уверенно входя в ТОП 6. Но «звезд с неба не хватал». Однако всё это абсолютно никак не уменьшает его достоинств и преимуществ. Peugeot 306 — прекрасно управляющийся, комфортный и благодарный автомобиль, который способен радовать любого водителя даже сейчас, через 20 лет после прекращения выпуска.

Peugeot 306 Break XR
Peugeot 306 Break в комплектации XR с 1.4 8v 75 л.с. и 1.6 8v 90 л.с. были самыми популярными универсалами гаммы «306» в России

Кто знает? Вполне может быть, что без Пежо 306, не появился бы его преемник, триумфальный Пежо 307, ставший мировым бестселлером, получивший гордое прозвище «Golf-Killer» и на долгие годы ставший эталонным автомобилем.
Впрочем, в этом случае предшественник почти не уступает преемнику. Пежо 306, твой действительно заслуженный девиз – «качество, проверенное временем».

Денис Шебеко
Оцените автора
Обзор автомобилей Пежо и Ситроен от Car-fanatik