Знаменитая французская марка сумела удивить автолюбителей 50-60-х годов, надолго оставив след в их сердцах. Лимузины, кабриолеты, пикапы, универсалы и фургоны Пежо 403 стали легендой, о которой узнали во всех уголках земного шара. Большие семейные авто и элитные звездные модели не уходили с рынка на протяжении 10 лет.
История модели
Пежо 403 — среднегабаритная, но очень колоритная модель выпускалась с 1955 по 1966 год. Это первая в истории машина Пежо, которая сумела перешагнуть отметку в миллион продаж. Ее активно раскупали в разных уголках мира.
Peugeot 403 долгое время был официальным «автомобильным лицом» модного дома Chanel (Шанель). Искрящиеся люрексом и металликом фургоны развозили парфюм, аксессуары и одежду по магазинам и бутикам, доставляли заказы клиентам Chanel.
На Пежо 403 специализировался молодой Жак Ширак, будущий Президент Франции, который в начале своей карьеры работал автослесарем. А актеру Питеру Фальку, всем известному ролью инспектора Коломбо, полюбился кабриолет 403 Cabrio.
Дебют модели состоялся в Париже в дворце Токаредо. Это был седан, который уже был знакомым местным жителям. За несколько месяцев до анонса, “четыреста третья” модель Пежо без значка разъезжала по небольшим улочкам возле завода Peugeot в Сошо.
Изменения 1958 г. коснулись передних фонарей и стеклоочистителей ветрового стекла, которые были перемещены с металлической полоски к основанию капота. Семафорные выступающие поворотные огни стали привычными фонарями-«мигалками».
Вместо считавшейся травмоопасной хромированной носовой фигуры «льва», которая гордо возвышалась над капотом, стали использовать плоскую эмблему, изящно крепящуюся на радиаторной решетке. Что касается салона, то полукруглая кнопка звукового сигнала превратилась в полноценное круглое звуковое кольцо.
Peugeot 403 — первый послевоенный массовый дизельный автомобиль. Несмотря на неудачные попытки конкурентов усовершенствовать на то время новый тип агрегатов, на Peugeot первыми сумели развернуть серийное производство дизелей.
Peugeot — первая в мире марка, чей автомобиль Пежо 403 был оснащен регулируемым вентилятором, который приводился в действие, когда температура охлаждающей жидкости достигала 82 градусов, и отключался, когда она остывала до 68 градусов.
С 1960 года появилась комплектация с 1,3-литровым бензиновым двигателем мощностью в 54 л.с.
К этому времени покупателям было предложено около 51 варианта Пежо 403, в том числе универсалы с дизельными агрегатами.
В 1960 году свет увидел Пежо 404, но 403-й остался в производстве до 1966 года, так как его популярность не снижалась.
Дизайн
Вопреки расхожему мнению, Peugeot 403 выпускался не только, как седан, универсал и кабриолет. Был и кузов Coupe. Но выпускались они не на самом Peugeot. Мелкосерийным изготовлением 403 Coupe занимались частные кузовные ателье: Darl’Mat, Henri Chapron, Rene Bernard и др. Красота, эстетика и качество изготовления этих автомобилей было настолько высоким, что в настоящее время все они являются коллекционными «жемчужинами» и продаются только на закрытых аукционах.
Вся слава за роскошный дизайн Peugeot 403 достается дизайнерской компании Пининфарина. В 1955 году было положено начало 60-летнему партнерству, в результате которого опытные дизайнеры Pininfarina будут трудиться над проектами для Peugeot. Теперь французские авто стали стилягами среди своих современников. Отчасти своей популярностью 403-й обязан модной на то время форме кузова с гладкими и абсолютно цельными боковыми частями.
Экстерьер
Помимо пассажирских вариантов: седан, универсал, кабриолет и купе, в гамме Peugeot 403 присутствовали и коммерческие варианты: универсал-фургон, универсал-фургон с окнами, фургон с увеличенной высотой грузового отсека, он же с окнами (для Скорой Помощи), пикап с грузовой платформой и тентом, и шасси с кабиной для установки кузовов сторонних производителей.
Интересная «фишка» Peugeot 403 — внешнее отсутствие заправочной горловины! Дело в том, что заправочная горловина у этого автомобиля находилась под одним из задних фонарей. Благодаря такому решению, на боковых поверхностях Пежо 403 не было каких бы то ни было визуальных «помех», и кузов смотрелся полностью симметричным и архитектурно «чистым». Спокойные аккуратные формы лишь подчеркивали надежность и долговечность модели.
В крыше был предусмотрен сдвижной люк. Он отсутствовал лишь в бюджетной 1,3-литровой комплектации. В кабриолетах была мягкая крыша белого или серого оттенков.
Боковые зеркала в разных версиях размещались на крыльях, по бокам или прямо на капоте. В некоторых машинах зеркало было только одно. А вот круглые поворотные огни, размещенные под передними фарами, стали отличительной особенностью уже рестайлинговых версий..
В 1961 году с хромированной решетки исчезла широкая центральная планка.
Интерьер
В целом гамма исполнений салона Пежо 403 была очень разнообразной: от роскошного с кожаной обивкой (в версии кабриолет) до обычного двухцветного с тканевой отделкой. Поражает и гамма цветовых сочетаний. Здесь встретятся и кремово-сиреневые оттенки, и гармония красного со светло-серым, и необычный горчичный с белым.
Минимум всяких переключателей и большое тонкое рулевое колесо привносят в интерьер незримое обаяние престижа и нотки ретро.
Передние сиденья очень удобно складывались. Спинки ложились так, что образовывали с сиденьями заднего ряда уютные кровати, на которых можно было отдохнуть.
Задние двери распахивались на все 90 градусов, а стекла полностью опускались.
Некоторые версии универсала получили удлиненную на 21 см колесную базу. В Familiale добавился третий ряд сидений, так что в машину теперь помещалось не 6, а 8 пассажиров. Салон в версии Commerciale напротив стал попросторнее.
Технические характеристики
Peugeot 403 стал первым в мире массовым дизельным автомобилем-такси, во многом предопределив скорую дизелизацию легковых автомобилей.
Он стал первым дизельным флагманом и хэдлайнером дизелей Peugeot Indenor, которые в наше время являются легендарными, а Группа PSA стала мировым лидером в производстве и разработке лучших в мире легковых дизелей.
С Пежо 403 связаны первые триумфальные победы «львиной марки» в ралли и ралли-рейдах.
Двигатель и трансмиссия
Гамма двигателей включала бензиновые модели
- TN3 1,5 л с 58 л.с.;
- TM5 1,3 л с 54 л.с.;
- 1,3 МТ с 47 л.с.;
- 1,5 МТ с 65 л.с.
А также дизели
- TMD85/XDP85 1,9 л
Французы придумали уникальное решение для дизельных двигателей. Термостат, который включался и выключался в зависимости от температуры охлаждающей жидкости, позволил существенно сократить расход топлива (примерно 5-10%) и снизить показатель шума. Пежо 403 стал первопроходцем среди массовых автомобилей с дизельными двигателями.
Самая бюджетная версия «403» получила бензиновый двигатель от 203-й модели, которая на то время уже была снята с производства. Агрегат мощностью 47 л.с.
Заднеприводный 403-й оснащался 4-ступенчатой МКПП. Рычаг переключения передач размещался справа от рулевой колонки. Начиная с 57-го года за дополнительную плату можно было приобрести автоматическое сцепление с электромагнитным принципом работы.
Подвеска и ходовые качества
1 300-килограммовый автомобиль разгонялся до 122 км/ч. Он мог развить скорость в 100 км/ч всего за 24 секунды. Для тех времен, это отличные показатели.
Независимая передняя пружинная подвеска в сочетании с барабанными тормозами Lockheed и шинами Michelin X обеспечивала прекрасную управляемость. Зависимая подпружиненная задняя балка отвечала за курсовую устойчивость. Удлиненные универсалы получили усиленную подвеску.
Подвеска полугрузовых версий была сделана на продольных полуэллиптических рессорах.
Типичные проблемы и неисправности
Стоит отдать должное уважение автомобилю, который выиграл не одно ралли и завоевал сердца стольких автолюбителей. Постоянные улучшения и изменения позволили выпускать модели лишенные явных недостатков.
Если не брать во внимание сегодняшние представления, а судить по тогдашним меркам, то главным недостатком Пежо 403 остаются затрудненные повороты и немного “размазанное” рулевое управление.
Заключение
Да, миллионник Peugeot 403 оставил свой неизгладимый след в истории французского автопрома. Он сумел завоевать любовь разных людей: от простых таксистов и полицейских до звезд кино и политиков.
И даже сегодня, спустя много лет, неунывающий 403-й все же можно встретить на улицах Франции или Германии. Эта знаменитость до сих пор выглядывает со снимков на фоне Эйфелевой башни и кадров известных фильмов.
Пежо 403 остается излюбленным обьектом среди ценителей раритетных марок и исторических элитных моделей. 403-я не померкла даже на фоне блистательной преемницы — 404-й модели, и оба автомобиля вошли в «золотой фонд» исторического наследия старейшего французского автопроизводителя.