«Создан для удовольствия» — именно этим слоганом руководствовались конструкторы французского автоконцерна Peugeot решив, что за компактным хетчбеком 205-й модели должен последовать семейный, достаточно вместительный, надежный и некапризный в обслуживании автомобиль. Так был создан Peugeot 405.
- История модели
- Поколения и рестайлинг
- Типы кузова Peugeot 405
- Peugeot 405 седан. Годы выпуска (европейская сборка): 1987 – 1995
- Peugeot 405 Break универсал.Годы выпуска в Европе: 1988 – 1996
- Спортивная модификация Peugeot 405 Mi-16 и T16
- Дизайн
- Экстерьер
- Интерьер
- Технические характеристики
- Двигатель и трансмиссия
- Подвеска и ходовые качества
- Типичные проблемы и неисправности
- Заключение
История модели
Серийный выпуск Peugeot 405 начался в 1987 г.
Первым был представлен седан с обтекаемой формой кузова, передним приводом, просторным вместительным салоном (колесная база 2669 мм) и не менее вместительным багажником. «Вишенкой на торте» стал великолепный дизайн, традиционно разработанный в содружестве с итальянским ателье Пининфарина (Pininfarina — известное ателье, занимающееся дизайном автомобилей и созданием экспериментальных прототипов и концепт-каров).
Начало 1988 года ознаменовалось победой Peugeot 405 в международном европейском конкурсе «Автомобиль года» («Car of the Year»). До этого Peugeot только один раз оказывались на вершине пьедестала – в 1969 году конкурс выиграл Пежо 504.
В этом же году модельный ряд 405 пополнился пятидверным универсалом Peugeot 405 Break. Он до задних кресел был полностью идентичен седану, отличие было в размерах багажника (около 750 литров). Благодаря рациональной организации пространства багажного отделения 405 Break — чуть ли не рекордсмен по вместительности среди универсалов среднего класса.
Четыреста пятая модель Пежо неоднократно становилась победителем самых престижных чемпионатов мира по ралли, кольцевым гонкам и марафонам. Спортивная версия седана 405 купе Rally-raid (в основу положена механика 205 Turbo 16) дважды выигрывала ралли Париж-Дакар в 1989 и 1990 годах. Самой знаменитой стала победа адаптированной модификации 405 Turbo 16 в горной гонке 1989 года на побережье США Pikes Peak International Hill Climb .
Финский гонщик Ари Ватанен (Ari Pieti Uolevi Vatanen) на 405 Turbo 16 с ДВС XU9T объемом 1 905 см3 и мощностью не менее 540 л.с. не только выиграл чемпионат, но и установил новый рекорд Pikes Peak: 10:47,22.
Этой победе французский режиссер Жан Луи Морне посвятил короткометражный (5 минут) фильм Climb Dance, получивший впоследствии (1990 г.) престижные награды на кинофестивалях в Валь-д’Изер, Чикаго, Шамони и Хьюстоне.
В следующем, 1989 году, Ари Ватанен снова побеждает в гонке Pikes Peak, но рекорд времени ему установить не удается.
Любопытно, что побед у 405 Т16 на ралли «Париж-Дакар» могло быть больше — в 1988 году Ватанен на новом 405 Turbo 16 уверенно лидировал на протяжении первого этапа марафона, но на ночной стоянке в одном из африканских городов машину украли. Несмотря на то, что спустя некоторое время ее вернули, Ари Ватанен и Peugeot 405 Т16 были дисквалифицированы. Финский гонщик выиграл в 1988-м на 405 T16 несколько престижных ралли-рейдов — «Португальская баха», «Атлас» и «Тунис» в Марокко, «Ралли Фараонов» в Египте.
Престижные награды есть не только у 405 Т16 — модифицированная версия 405 MI16 Procar принимала участие и занимала призовые места в британском чемпионате по кузовным гонкам и европейских чемпионатах по Супертуризму. В 1994 г. французский гонщик Лоран Айелло (Laurent Aïello) на 405 MI-16 выиграл в общей сложности 5 гонок чемпионата Франции Supertouring Championship (CFS).
Поколения и рестайлинг
В 1992 году произошла модернизация и рестайлинг всего модельного ряда Peugeot 405. Основные отличия рестайлинговых моделей: слегка измененный дизайн капота и передней части, новый дизайн салона, крышка багажника с пониженным порогом для размещения багажа, увеличенный объем ДВС с турбонаддувом (изменился с 1769 см3 до 1905 см3) , появление в стандартной комплектации подушек безопасности и ABS на версиях с мощными моторами.
Массовый выпуск седана Пежо 405 и спортивных версий Mi 16 и T16 во Франции прекращается в июле 1995 года, универсалы продержались немногим дольше — их производство заканчивается в ноябре 1996, что означает прекращение эры 405 в Европе.
Однако, производство линейки Peugeot 405 в других странах было весьма успешным: в Египте четыреста пятая модель Пежо в модификации с 1,6 –литровым бензиновым двигателем мощностью 90 л. с. начала выпускаться в 1994 г, в Аргентине версии 1,8-литрового бензинового ДВС и 1,9 — литрового дизеля производились до 2001 г., в Иране автомобиль был переименован в Peugeot Pars и выпускался до 2020 г. в трех модификациях, с февраля 2019 Парс собирается в Азербайджане под названием Peugeot Хазар 406.
В России Пежо 405 имеет свою, особенную историю. Это один из первых Peugeot, поставлявшихся в нашу страну официально с 1992 года. Долгое время 405-я модель была самым массовым Пежо в России, так как огромное количество подержанных автомобилей было ввезено из-за границы в 90-е годы. Фактически, именно 405-ый во многом сложил в России имидж Peugeot, как надежных, выносливых, быстрых, и вместе с тем удивительно красивых автомобилей.
Типы кузова Peugeot 405
Peugeot 405 выпускался в двух типах кузова — четырехдверном седане и пятидверном универсале. Кроме того, в массовое производство была запущена спортивная, более дорогая версия седана.
Peugeot 405 седан. Годы выпуска (европейская сборка): 1987 – 1995
В 1987 году с конвейера заводов группы PSA сошел первый представитель новой линейки Peugeot 405 – вместительный седан среднего класса (сегмент D).
В начале следующего года в линейке седанов Пежо 405 появилось сразу 4 новых модификации. Это были модели GLD и GRD, оснащенные очень удачным ДВС (объем 1905 см3,мощность 70л.с.), GRDT и SRDT (с дизельным двигателем), GRD Turbo и SRD Turbo (мотор XUD 7TE объемом 1769 см3 и мощностью 90 л.с). Различие GLD и GRD только в размерах дисков и шин, GRD Turbo и SRD Turbo отличаются переключением передач в КПП. В 1988 году Peugeot 405 в кузове «седан» становится победителем международного конкурса European Car of the Year и получает звание «Лучший автомобиль года».
В 1990 году все модификации седана были оборудованы новой КПП (задняя передача установлена напротив пятой);
В 1992 году был произведена модернизация всех моделей, а также запущена в производство рестайлинговая серия «Style», с покрытием «металлик» и дополнительным оборудованием (обогреваемые зеркала, центральная блокировка дверей, гидроусилитель рулевого управления и тонированные стекла).
В июле 1995г. производство Пежо 405 в кузове «седан» было прекращено, а уже в сентябре в автосалонах появилась не менее знаменитая модель Peugeot 406.
Peugeot 405 Break универсал.Годы выпуска в Европе: 1988 – 1996
В продаже Peugeot 405 Break универсал появился в мае 1988 года в модификациях GLD, GRD, GRD Turbo и SRD Turbo. По техническим параметрам четыреста пятая модель Пежо в кузове универсал практически не отличалась от седана. Длина автомобиля составляет 4,398 м, ширина — 1,714 м, высота – 1, 445 м, аэродинамический коэффициент равен 0,33, масса варьируется в пределах 1000 кг;
Первоначальная версия была укомплектована пятиступенчатой механической коробкой передач, системой ДВС объемом 1580 куб.см. и мощностью 70 л.с., передним приводом, увеличенным топливным баком и вместительным багажником. Позднее в линейку добавились модификации Peugeot 405 Break с дизельными и бензиновыми двигателями большего объема и мощности.
В октябре 1988 года появилась модификация Case. Это был коммерческий 2-х местный автомобиль без заднего сиденья. Популярным Пежо 405 Case так и не стал, и его постепенно вывели из основной линейки.
В 1992 году Пежо 405 универсал, так же, как и седан, подвергся рестайлингу. Были внесены небольшие изменения в дизайн салона, рулевую колонку, улучшена шумоизоляция.
Во Франции производство Peugeot 405 Break не прекращалось до запуска в серию следующей модели – 406 в кузове «универсал». Окончательно выпуск Пежо 405 универсал в Европе был остановлен в ноябре 1996г.
Спортивная модификация Peugeot 405 Mi-16 и T16
В октябре 1988 года инженеры Peugeot пришли к выводу, что удовольствие надо получать не только от комфорта, но и от скорости. На свет появляется специальная модификация в линейке Peugeot 405 – спортивная версия Mi-16 в кузове «седан» со 155-сильным двигателем объемом 1905 куб. см, передним приводом FWD и временем разгона до 100 км за 8,6 с.
Для участия в гоночных состязаниях была сконструирована модифицированная версия 405 MI16 Procar .Одной из моделей стала полноприводная Mi16x4 с принудительной блокировкой центрального дифференциала и гидравлической подвеской с эффектом компенсации кренов и автоматической регулировкой по высоте.
В апреле 1993 г. для омологации болидов (тестирования и сертификации на соответствие международным техническим стандартам для участия в гонках, ралли-рейдах и марафонах) ограниченной серией — 1061 автомобилей — была выпущена флагманская полноприводная модель Peugeot 405 T16 с двухлитровым турбированным двигателем и мощностью 196 и 220 л.с. Шестьдесят спорткаров были впоследствии закуплены национальной жандармерией Франции для перехвата нарушителей на автострадах.
Эта модификация стала «жемчужиной» гаммы вариантов Пежо 405 — первым в мире серийным автомобилем, оснащенным бензиновым двигателем с турбокомпрессором с изменяемой геометрией наддува. Peugeot 405 T16 обладал вискомуфтой в приводе задней оси, дифференциалами повышенного трения и активной задней подвеской, в которой использовались узлы от «братского» соплатформенного Citroen BX GTi.
Производство спортивных версий 405 Mi-16 и T16 было закончено летом 1995 г., но инженерные решения и даже двигатель Peugeot 405 T16 долгое время использовались в сборке гоночных болидов команды Ситроен.
Дизайн
Пежо 405 отличался рекордным соотношением жизненного пространства салона, большого объема багажника и относительно компактных габаритных размеров. В этом проявился гений Серджио Пининфарины, который смог создать очень красивый дизайн кузова, соединивший в себе эти взаимоисключающие качества.
Одновременно с дизайном Peugeot 405 ателье Pininfarina разрабатывало тюнинг кузова для Alfa Romeo 164 . Поэтому в экстерьере обеих машин проглядывает достаточно уловимое сходство, а внешний облик четыреста пятой модели Пежо помимо французского изящества и элегантности приобрел итальянскую неукротимость, напористость и даже некоторую агрессивность. Но все эти черты очень органично дополняют друг друга, делая Peugeot 405 достойным титула самого красивого автомобиля 1988 года.
Экстерьер
Peugeot 405 — типичный представитель автомобилей французской компании того времени. Его экстерьер очень узнаваем и своеобразен. Многие именитые дизайнеры считают Пежо 405, наряду с Пежо 605 одним из самых гармоничных и удачных проектов конца 80-х годов прошлого века.
Уровни комплектации рестайлинговых моделей линейки Peugeot 405 отличались формой противотуманных фар, составом электропакетов, наличием кондиционера или климат-контроля, электрического люка, литых дисков разного размера и дизайна, обивкой салона, материалами передней панели и другими аксессуарами.
Отличительной особенностью модельного ряда Пежо 405 стал оцинкованный кузов и высокое качество ЛКП, стойкое к ржавчине. Завод-производитель давал антикоррозийную гарантию сроком на 6 лет – беспрецедентный случай для того времени. Даже спустя столько лет на вторичном авторынке попадаются четыреста пятые модели Peugeot, без следов сквозной коррозии.
Интерьер
Дизайн салона и приборной панели имели очень привлекательный вид в 1988 году, и не потеряли своей актуальности по сей день. Приборы отличаются высокой информативностью и хорошей обзорностью, заднее сиденье достаточно просторно для комфортного размещения трех пассажиров, поток воздуха в салоне настраивается индивидуально для каждого пассажира.
Разные комплектации Peugeot 405, кроме технических характеристик, отличались дополнительными опциями и обилием вариантов отделок салона.
Основными материалами служили
- жаккардовая полушерстяная ткань;
- кашемир;
- твид;
- габардин;
- натуральная кожа, цельная и перфорированная;
- комбинация кожи с тканью или замшей Alkantara.
При этом каждый из типов материала отделки мог иметь несколько расцветок и исполнений, в том числе «именных», от знаменитых брендов одежды. Было несколько «юбилейных» и «победных» исполнений, например «Le Mans» в честь побед прототипов Peugeot 905 в марафоне «24 часа Ле-Мана» в 1992-1993 г.г. и 100-летия первого автомобиля марки Пежо в 1990-м.
Технические характеристики
Инновационной конструкторской разработкой при создании Пежо 405 стало поперечное расположение системы ДВС и переход с заднего на передний привод. Отличает автомобиль и несколько оригинальных инженерных решений для облегчения технического обслуживания и ремонта:
- «двухконусное» соединение выхлопной системы и глушителя значительно облегчает ремонт или замену деталей;
- для снятия или установки сцепления снятие нет необходимости предварительно снимать узел ДВС;
- сжатые в необходимый момент пружины позволяют легко снимать амортизаторы;
- через отверстия в тормозных барабанах определяется степень износа тормозных колодок.
Двигатель и трансмиссия
Марка Peugeot придерживался политики, основоположником которой был Jean-Paul Paraire (глава PSA в 1977-1984), а продолжателем – Jacques Calvet (Генеральный директор группы с 1984 по 1997 г). Главной концепцией являлось расширение конструктивных предложений PSA для увеличения потребительского спроса. В соответствии с этой политикой, модели 405 с менее мощными моторами оснащались ДВС 1,4 см3 семейства TU и КПП типа МА (ранее применяемой в автомобилях Citroen AX), в остальных модификациях линейки Peugeot 405 установлен ДВС семейства XU и КПП типа ВЕ.
Модельный ряд Пежо 405 был оснащен тремя видами бензиновых ДВС — объемом 1,4 литра (1360 см3, TU, 65-70 л.с.), 1,6 литра (1580 см3, XU, 92 л.с.) и 1,9 литра (1905 см3, XU). Мощность 8-клапанного двигателя составляла 115-130 л.с., 16-клапанный мотор производил более 160 л.с.
Дизельные ДВС представлены двумя версиями: турбированный 1,8 –литровый XUD агрегат объемом 1769 см3 мощностью 90 л.с. и ДВС мощностью 71 л.с. и объемом 1,9 литра.
На всю линейку 405 устанавливалась четырехступенчатая АКПП и пятиступенчатая МКПП.
Подвеска и ходовые качества
Несомненное преимущество Пежо 405 — потрясающая управляемость. На протяжении почти десятилетия, (вплоть до начала 2000-х) эта модель для конструкторов всего мира считалась эталоном маневренности, поведения в поворотах и устойчивости для массового легкового автомобиля.
При этом потрясающе высоким было соотношение управляемости, жесткости-мягкости подвески и высокого клиренса. Клиренс 405-го даже в самых «низких» вариантах был не ниже 16 см, а у большинства — 18 см. Поэтому проходимость была отличной.
Передняя подвеска автомобиля — полностью независимая, так называемая Pseudo McPherson, у которой стабилизатор поперечной устойчивости крепится не к рычагам, а к стойкам подвески.
Задняя подвеска торсионная, на двух продольных рычагах, соединенных внутри балки стабилизатором поперечной устойчивости.
Peugeot 405 один из первых в истории автомобилей, амортизаторы и пружины/торсионы которого имели нелинейную, прогрессивную характеристику жесткости — чем больше ход подвески и скорость перемещения рычагов — тем более жёсткой она становится. Это качество обеспечивает оптимальное сцепление с дорожным покрытием и хорошую маневренность автомобиля.
Типичные проблемы и неисправности
Автомобили модельного ряда Peugeot 405 отличаются высокими техническими характеристиками надежностью в эксплуатации.
Но, в силу почтенного возраста, у них есть свои слабые места:
- игольчатые подшипники рычагов задней подвески нужно менять каждые 30-40 000 км из-за обилия антигололедных реагентов зимой и повышенных нагрузках при езде по нашим плохим дорогам;
- оригинальное крепление запасного колеса под задним бампером и полом багажника требует регулярной чистки и смазки механизма его опускания/подъема/извлечения;
- постоянного ухода и «подтяжки» требуют клеммы и крепления контактов «массы» к кузову, которые из-за воздействия едких противогололедных реагентов и солей могут окисляться и ослабевать;
- необходимо регулярно проверять и обслуживать контакты электромотора вентилятора печки, которые могут окислиться или разболтаться. Операция несложная, но ее надо проводить раз в 1-2 года;
- распространенной проблемой является утечка трансмиссионного масла;
- при использовании некачественного или неправильного антифриза возможна повышенная коррозия вплоть до возникновения течей у радиатора «печки». Проблема решается промывкой/очисткой радиатора или его заменой.
Все проблемы довольно просто устраняемы. Запасные части и расходные материалы для четыреста пятой модели Пежо легко заказать по приемлемой стоимости, многие элементы систем и узлов взаимозаменяемы с деталями других моделей Peugeot и Citroen.
Заключение
Пежо 405 — один из показательных автомобилей в истории марки Peugeot, ставший мировым бестселлером и хорошо известный в России. У модели замечательный имидж и высокий авторитет надежного, выносливого, «неубиваемого» и при этом очень красивого и комфортного автомобиля. Успеху способствовала практичность машины, экономичность в обслуживании и эксплуатации, доступность запчастей и их невысокая цена.
Peugeot 405 ездят по России и сейчас — более чем через 20 лет после снятия модели с производства. Конечно, их количество неизбежно тает из-за возраста и естественного износа, но Пежо 405 — была, есть и будет оставаться в числе самых легендарных моделей «львиной марки».