Пежо 405

Автомобили Peugeot

«Создан для удовольствия» — именно этим слоганом руководствовались конструкторы французского автоконцерна Peugeot решив, что за компактным хетчбеком 205-й модели должен последовать семейный, достаточно вместительный, надежный и некапризный в обслуживании автомобиль. Так был создан Peugeot 405.

История модели

Серийный выпуск Peugeot 405 начался в 1987 г.

Первым был представлен седан с обтекаемой формой кузова, передним приводом, просторным вместительным салоном (колесная база 2669 мм) и не менее вместительным багажником. «Вишенкой на торте» стал великолепный дизайн, традиционно разработанный в содружестве с итальянским ателье Пининфарина (Pininfarina — известное ателье, занимающееся дизайном автомобилей и созданием экспериментальных прототипов и концепт-каров).

Начало 1988 года ознаменовалось победой Peugeot 405 в международном европейском конкурсе «Автомобиль года» («Car of the Year»). До этого  Peugeot только один раз оказывались на вершине пьедестала – в 1969 году конкурс выиграл Пежо 504.

В этом же году модельный ряд  405 пополнился пятидверным универсалом Peugeot 405 Break. Он до задних кресел был полностью идентичен седану, отличие было в размерах багажника (около 750 литров). Благодаря рациональной организации пространства багажного отделения 405 Break — чуть ли не рекордсмен по вместительности среди универсалов среднего класса.

Четыреста пятая модель Пежо неоднократно становилась победителем самых престижных чемпионатов мира по ралли, кольцевым гонкам и марафонам. Спортивная версия седана 405 купе Rally-raid (в основу положена механика 205 Turbo 16) дважды выигрывала ралли Париж-Дакар в 1989 и 1990 годах. Самой знаменитой стала победа адаптированной модификации 405 Turbo 16 в горной гонке 1989 года на побережье США Pikes Peak International Hill Climb .

Финский гонщик  Ари Ватанен (Ari Pieti Uolevi Vatanen) на 405 Turbo 16 с ДВС XU9T объемом 1 905 см3 и  мощностью не менее 540 л.с. не только выиграл чемпионат, но и установил новый рекорд Pikes Peak: 10:47,22.
Этой победе французский режиссер Жан Луи Морне посвятил короткометражный (5 минут) фильм      Climb Dance, получивший впоследствии (1990 г.) престижные награды на кинофестивалях в Валь-д’Изер, Чикаго, Шамони и Хьюстоне.
В следующем, 1989 году, Ари Ватанен снова побеждает в гонке Pikes Peak, но рекорд времени ему установить не удается.

Любопытно, что побед у 405 Т16 на ралли «Париж-Дакар» могло быть больше — в 1988 году Ватанен на новом 405 Turbo 16 уверенно лидировал на протяжении первого этапа марафона, но на ночной стоянке в одном из африканских городов машину украли. Несмотря на то, что спустя некоторое время ее вернули, Ари Ватанен и Peugeot 405 Т16 были дисквалифицированы. Финский гонщик выиграл в 1988-м на 405 T16 несколько престижных ралли-рейдов — «Португальская баха», «Атлас» и «Тунис» в Марокко, «Ралли Фараонов» в Египте.

Престижные награды есть не только у 405 Т16  — модифицированная версия 405 MI16 Procar принимала участие и занимала призовые места в британском чемпионате по кузовным гонкам и европейских чемпионатах по Супертуризму. В 1994 г. французский гонщик Лоран Айелло (Laurent Aïello) на 405 MI-16 выиграл в общей сложности 5 гонок чемпионата Франции Supertouring Championship (CFS).

Поколения и рестайлинг

В 1992 году произошла модернизация и рестайлинг всего модельного ряда Peugeot 405. Основные отличия рестайлинговых моделей: слегка измененный дизайн капота и передней части, новый дизайн салона, крышка багажника с пониженным порогом для размещения багажа, увеличенный объем ДВС с турбонаддувом (изменился с 1769 см3 до 1905 см3) , появление в стандартной комплектации подушек безопасности и ABS на версиях с мощными моторами.
Массовый выпуск седана Пежо 405 и спортивных версий  Mi 16 и T16  во Франции прекращается в июле 1995 года, универсалы продержались немногим дольше — их производство заканчивается в ноябре 1996, что означает прекращение эры 405 в Европе.

Однако, производство линейки Peugeot 405 в других странах было весьма успешным: в Египте четыреста пятая модель Пежо в модификации с 1,6 –литровым бензиновым двигателем мощностью  90 л. с. начала выпускаться в 1994 г, в  Аргентине версии 1,8-литрового бензинового ДВС и 1,9 — литрового дизеля производились до 2001 г., в Иране автомобиль был переименован в Peugeot Pars и выпускался до 2020 г. в трех модификациях, с февраля 2019 Парс собирается в Азербайджане под названием Peugeot Хазар 406.

В России Пежо 405 имеет свою, особенную историю. Это один из первых Peugeot, поставлявшихся в нашу страну официально с 1992 года. Долгое время 405-я модель была самым массовым Пежо в России, так как огромное количество подержанных автомобилей было ввезено из-за границы в 90-е годы. Фактически, именно 405-ый во многом сложил в России имидж Peugeot, как надежных, выносливых, быстрых, и вместе с тем удивительно красивых автомобилей.

Типы кузова  Peugeot 405

Peugeot 405 выпускался в двух типах кузова —  четырехдверном седане и пятидверном универсале. Кроме того, в массовое производство была запущена спортивная, более дорогая версия седана.

Peugeot 405 седан. Годы выпуска (европейская сборка): 1987 – 1995

В 1987 году с конвейера заводов группы PSA сошел первый представитель новой линейки Peugeot 405 – вместительный седан среднего класса (сегмент D).

В начале следующего года в линейке седанов Пежо 405 появилось сразу 4 новых модификации. Это были модели GLD и GRD, оснащенные очень удачным ДВС (объем 1905 см3,мощность 70л.с.), GRDT и SRDT (с дизельным двигателем), GRD Turbo и SRD Turbo (мотор  XUD 7TE объемом 1769 см3 и мощностью 90 л.с). Различие GLD и GRD только в размерах дисков и шин, GRD Turbo и SRD Turbo отличаются переключением передач в КПП. В 1988 году Peugeot 405 в кузове «седан» становится победителем международного конкурса European Car of the Year и получает звание «Лучший автомобиль года».

В 1990 году все модификации седана были оборудованы новой КПП (задняя передача установлена напротив пятой);
В 1992 году был произведена модернизация всех моделей, а также запущена в производство рестайлинговая серия «Style», с покрытием «металлик» и дополнительным оборудованием (обогреваемые зеркала, центральная блокировка дверей, гидроусилитель рулевого управления и тонированные стекла).

В июле 1995г. производство Пежо 405 в кузове «седан» было прекращено, а уже в сентябре в автосалонах появилась не менее знаменитая модель Peugeot 406.

Peugeot 405 Break универсал.Годы выпуска в Европе: 1988 – 1996

В продаже Peugeot 405 Break универсал появился в мае 1988 года в модификациях GLD, GRD, GRD Turbo и SRD Turbo.  По техническим параметрам четыреста пятая модель Пежо в кузове универсал практически не отличалась от седана. Длина автомобиля составляет 4,398 м, ширина —  1,714 м, высота – 1, 445 м, аэродинамический коэффициент равен 0,33, масса варьируется в пределах 1000 кг;

Первоначальная версия была укомплектована  пятиступенчатой механической коробкой передач, системой ДВС объемом 1580 куб.см. и мощностью 70 л.с., передним приводом, увеличенным топливным баком  и вместительным багажником.  Позднее в линейку добавились модификации Peugeot 405 Break с дизельными и бензиновыми двигателями большего объема и мощности.

В октябре 1988 года появилась модификация Case. Это был коммерческий 2-х местный автомобиль  без заднего сиденья. Популярным Пежо 405 Case  так и не стал, и его постепенно вывели из основной линейки.

В 1992 году Пежо 405 универсал, так же, как и седан, подвергся рестайлингу. Были внесены небольшие изменения в дизайн салона, рулевую колонку, улучшена шумоизоляция.

Во Франции производство Peugeot 405 Break  не прекращалось до запуска в серию следующей модели – 406 в кузове «универсал». Окончательно выпуск Пежо 405 универсал в Европе был остановлен в ноябре 1996г.

Спортивная модификация Peugeot 405 Mi-16 и T16

В октябре 1988 года инженеры Peugeot пришли к выводу, что удовольствие надо получать не только от комфорта, но и от скорости. На свет появляется специальная модификация в линейке Peugeot 405 – спортивная версия Mi-16 в кузове «седан» со 155-сильным двигателем объемом 1905 куб. см, передним приводом FWD и временем разгона до 100 км за 8,6 с.

Для участия в гоночных состязаниях была сконструирована модифицированная версия 405 MI16 Procar .Одной из моделей стала полноприводная   Mi16x4 с принудительной блокировкой центрального дифференциала и гидравлической подвеской с эффектом компенсации кренов и автоматической регулировкой по высоте.

В  апреле 1993 г. для омологации болидов (тестирования и сертификации на соответствие международным техническим стандартам для участия в гонках, ралли-рейдах и марафонах)  ограниченной серией — 1061 автомобилей — была выпущена флагманская полноприводная модель Peugeot 405 T16 с двухлитровым турбированным двигателем и мощностью 196 и 220 л.с. Шестьдесят спорткаров были впоследствии закуплены национальной жандармерией Франции для перехвата нарушителей на автострадах.

Эта модификация стала «жемчужиной» гаммы вариантов Пежо 405 — первым в мире серийным автомобилем, оснащенным бензиновым двигателем с турбокомпрессором с изменяемой геометрией наддува.  Peugeot 405 T16 обладал вискомуфтой в приводе задней оси, дифференциалами повышенного трения и активной задней подвеской, в которой использовались узлы от «братского» соплатформенного Citroen BX GTi.

Производство спортивных версий 405 Mi-16 и T16 было закончено летом 1995 г., но инженерные решения и даже двигатель Peugeot 405 T16  долгое время использовались в сборке гоночных болидов команды Ситроен.

Дизайн

Пежо 405 отличался рекордным соотношением жизненного пространства салона, большого объема багажника и относительно компактных габаритных размеров. В этом проявился гений Серджио Пининфарины, который смог создать очень красивый дизайн кузова, соединивший в себе эти взаимоисключающие качества.

Одновременно с дизайном Peugeot 405 ателье Pininfarina разрабатывало тюнинг кузова для Alfa Romeo 164 . Поэтому в экстерьере обеих машин проглядывает достаточно уловимое сходство, а внешний облик четыреста пятой модели Пежо помимо французского изящества и элегантности приобрел итальянскую неукротимость, напористость и даже некоторую агрессивность. Но все эти черты очень органично дополняют друг друга, делая Peugeot 405 достойным титула самого красивого автомобиля 1988 года.

Экстерьер

Peugeot 405 — типичный представитель автомобилей французской компании того времени. Его экстерьер очень узнаваем и своеобразен. Многие именитые дизайнеры считают Пежо 405, наряду с Пежо 605 одним из самых гармоничных и удачных проектов конца 80-х годов прошлого века.

Уровни комплектации рестайлинговых моделей линейки Peugeot 405 отличались формой противотуманных фар, составом электропакетов, наличием кондиционера или климат-контроля, электрического люка, литых дисков разного размера и дизайна, обивкой салона, материалами передней панели и другими аксессуарами.

Отличительной особенностью модельного ряда Пежо 405 стал оцинкованный кузов и высокое качество ЛКП, стойкое к ржавчине. Завод-производитель давал антикоррозийную гарантию сроком на 6 лет – беспрецедентный случай для того времени. Даже спустя столько лет на вторичном авторынке попадаются четыреста пятые модели Peugeot, без следов сквозной коррозии.

Интерьер

Дизайн салона и приборной панели  имели очень привлекательный вид в 1988 году, и не потеряли своей актуальности по сей день. Приборы отличаются высокой информативностью и хорошей обзорностью, заднее сиденье достаточно просторно для комфортного размещения трех пассажиров, поток воздуха в салоне настраивается индивидуально для каждого пассажира.

Разные комплектации Peugeot 405, кроме технических характеристик, отличались  дополнительными опциями и обилием вариантов отделок салона.

Основными материалами служили

  • жаккардовая полушерстяная ткань;
  • кашемир;
  • твид;
  • габардин;
  • натуральная кожа, цельная и перфорированная;
  • комбинация кожи с тканью или замшей Alkantara.

При этом каждый из типов материала отделки мог иметь несколько расцветок и исполнений, в том числе «именных», от знаменитых брендов одежды. Было несколько «юбилейных» и «победных» исполнений, например «Le Mans» в честь побед прототипов Peugeot 905 в марафоне «24 часа Ле-Мана» в 1992-1993 г.г. и 100-летия первого автомобиля марки Пежо в 1990-м.

Технические характеристики

Инновационной конструкторской разработкой при создании Пежо 405 стало поперечное расположение системы ДВС и переход с заднего на передний привод. Отличает автомобиль и несколько оригинальных инженерных решений для облегчения технического обслуживания и ремонта:

  • «двухконусное» соединение выхлопной системы и глушителя значительно облегчает ремонт или замену деталей;
  • для снятия или установки сцепления снятие нет необходимости предварительно снимать узел ДВС;
  • сжатые в необходимый момент пружины позволяют легко снимать амортизаторы;
  • через отверстия в тормозных барабанах определяется степень износа тормозных колодок.

Двигатель и трансмиссия

Марка Peugeot придерживался политики, основоположником которой был Jean-Paul Paraire (глава PSA в 1977-1984), а продолжателем – Jacques Calvet (Генеральный директор группы с 1984 по 1997 г). Главной концепцией являлось расширение конструктивных предложений PSA для увеличения потребительского спроса. В соответствии с этой политикой, модели 405 с менее мощными моторами оснащались ДВС 1,4 см3 семейства TU и КПП типа МА (ранее применяемой в автомобилях Citroen AX), в остальных модификациях линейки Peugeot 405 установлен ДВС семейства XU и КПП типа ВЕ.

Модельный ряд Пежо 405 был оснащен тремя видами бензиновых ДВС — объемом 1,4 литра (1360 см3, TU, 65-70 л.с.), 1,6 литра (1580 см3, XU, 92 л.с.) и 1,9 литра (1905 см3, XU). Мощность 8-клапанного двигателя составляла 115-130 л.с., 16-клапанный мотор производил более 160 л.с.

Дизельные ДВС представлены двумя версиями: турбированный 1,8 –литровый XUD агрегат объемом 1769 см3 мощностью 90 л.с. и ДВС мощностью 71 л.с. и объемом 1,9 литра.

На всю линейку 405 устанавливалась  четырехступенчатая АКПП и пятиступенчатая МКПП.

Подвеска и ходовые качества

Несомненное преимущество Пежо 405 — потрясающая управляемость. На протяжении почти десятилетия, (вплоть до начала 2000-х)  эта модель для конструкторов всего мира считалась эталоном маневренности, поведения в поворотах и устойчивости для массового легкового автомобиля.

При этом потрясающе высоким было соотношение управляемости, жесткости-мягкости подвески и высокого клиренса. Клиренс 405-го даже в самых «низких» вариантах был не ниже 16 см, а у большинства — 18 см. Поэтому проходимость была отличной.

Передняя подвеска автомобиля — полностью независимая, так называемая Pseudo McPherson, у которой стабилизатор поперечной устойчивости крепится не к рычагам, а к стойкам подвески.

Задняя подвеска торсионная, на двух продольных рычагах, соединенных внутри балки стабилизатором поперечной устойчивости.

Peugeot 405  один из первых в истории автомобилей, амортизаторы и пружины/торсионы которого имели нелинейную, прогрессивную характеристику жесткости — чем больше ход подвески и скорость перемещения рычагов — тем более жёсткой она становится. Это качество обеспечивает оптимальное сцепление с дорожным покрытием и хорошую маневренность автомобиля.

Типичные проблемы и неисправности

Автомобили модельного ряда Peugeot 405 отличаются высокими техническими характеристиками надежностью в эксплуатации.

Но, в силу почтенного возраста, у них есть свои слабые места:

  • игольчатые подшипники рычагов задней подвески нужно менять каждые 30-40 000 км из-за обилия антигололедных реагентов зимой и повышенных нагрузках при езде по нашим плохим дорогам;
  • оригинальное крепление запасного колеса под задним бампером и полом багажника требует регулярной чистки и смазки механизма его опускания/подъема/извлечения;
  • постоянного ухода и «подтяжки» требуют клеммы и крепления контактов «массы» к кузову, которые из-за воздействия едких противогололедных реагентов и солей могут окисляться и ослабевать;
  • необходимо регулярно проверять и обслуживать контакты электромотора вентилятора печки, которые могут окислиться или разболтаться. Операция несложная, но ее надо проводить раз в 1-2 года;
  • распространенной проблемой является утечка трансмиссионного масла;
  • при использовании некачественного или неправильного антифриза возможна повышенная коррозия вплоть до возникновения течей у радиатора «печки». Проблема решается промывкой/очисткой радиатора или его заменой.

Все проблемы довольно просто устраняемы. Запасные части и расходные материалы для четыреста пятой модели Пежо  легко заказать по приемлемой стоимости, многие элементы систем и узлов взаимозаменяемы с деталями других моделей Peugeot и Citroen.

Заключение

Пежо 405 — один из показательных автомобилей в истории марки Peugeot, ставший мировым бестселлером и хорошо известный в России. У модели замечательный имидж и высокий авторитет надежного, выносливого, «неубиваемого» и при этом очень красивого и комфортного автомобиля. Успеху способствовала  практичность машины, экономичность в обслуживании и эксплуатации, доступность запчастей и их невысокая цена.

Peugeot 405 ездят по России и сейчас — более чем через 20 лет после снятия модели с производства. Конечно, их количество неизбежно тает из-за возраста и естественного износа, но Пежо 405 — была, есть и будет оставаться в числе самых легендарных моделей «львиной марки».

 

Денис Шебеко
Оцените автора
Обзор автомобилей Пежо и Ситроен от Car-fanatik