Пежо 106

Автомобили Peugeot

В 90-х годах прошлого столетия автомобильной промышленности пришлось менять свои приоритеты. Крупные города развивались очень стремительно, машин на улицах становилось все больше, размеры улиц и дорог все быстрее уменьшались, а мегаполисы задыхались в пробках. Огромные автомобили-корабли оказались «не в тренде». Из-за удобных габаритов, маневренности и экономичности большой популярностью стали пользоваться субкомпакты сегмента «А».

После снятия с производства в 1988 г. предыдущего мини-автомобиля Пежо 104, в модельной гамме Пежо образовалась «дыра», которую не смогли заполнить «бюджетные» версии  европейского бестселлера того времени —  Пежо 205.  Инженеры PSA Peugeot Citroen  оперативно отреагировали  на сложившуюся ситуацию – в 1991 году заводы концерна запустили в производство идеальный вариант для динамичных улиц мегаполисов и дорожных пробок – субкомпактный Peugeot 106.

Peugeot 106 3D Palm Beach pre-styling
Peugeot 106 3-дверный Palm Beach, до рестайлинга

История модели

В сентябре 1991 года в автосалонах континентальной Европы (спустя 2 месяца и в Великобритании) появился очередной представитель линейки Peugeot superminis «10…» — городской автомобиль класса «А» Пежо 106. Он был своего рода «слегка уменьшенной» версией Пежо 205 — у них одна платформа, одинаковые подвески, общие силовые агрегаты и схожий интерьер салона. Оригинальным фактически был только кузов и некоторые связанные с ним элементы.

Peugeot 106 5D XR pre-styling
Peugeot 106 5-дверный, XR, до рестайлинга

Несмотря на миниатюрные габариты, субкомпакт Peugeot 106 сразу продемонстрировал сильные стороны  сити-мобилей. Инженеры-конструкторы PSA воплотили в этой модели все качества, необходимые для комфортного и быстрого передвижения в мегаполисе.

Автомобиль обладал:

  • плавностью хода;
  • возможностью парковки в ограниченном пространстве;
  • малым радиусом разворота;
  • экономичным расходом топлива (от 5 до 8 литров на 100 км режим «город-трасса» в зависимости от мощности и типа ДВС);
  • усиленной шумоизоляцией;
  • хорошей маневренностью;
  • доступностью и невысокой стоимостью обслуживания.

Пежо 106 выпускался только в двух кузовах — 3-х и 5-дверный хэтчбек.  На протяжении истории Peugeot 106 можно выделить следующие события:

  1. В 1991 началось серийное производство и поступление в продажу году субкомпакта 106-й модели с 3 дверями;
    Пятидверный superminis появился в автосалонах в 1992 году. В конце этого же года в связи с ужесточением требований  ЕС к стандартам выброса углекислого газа карбюраторные двигатели Пежо 106 (1.0 и 1.1s) были заменены на инжекторные;
  2. В 1993 г. линейка двигателей пополнилась бензиновыми моторами объемом  1,2 л., мощностью 98 л.с. и 1,5 л., мощностью 88/103 л.с.
  3. В 1995 году к ним прибавился дизельный ДВС объемом 1,5 л/58 л.с. В этом же году на Peugeot 106 начинают устанавливать 3-ступенчатую АКПП;
  4. Летом того же года PSA начинает серийный выпуск электрической версии 106 Пежо, получившей название 106 Electrique.
  5. В январе 1996 года на базе Peugeot 106 был выпущен Citroën Saxo, ставший почти полной копией своего прототипа;
  6. Весной 1996 года произошел рестайлинг всего модельного ряда Пежо 106. Была дополнена линейка ДВС,  в салоне появляются подушки безопасности для водителя и пассажира, а в подвеске – газонаполненные амортизаторы. Изменения были внесены и в экстерьер и интерьер автомобиля;
  7. Почти одновременно выпускается спортивная версия Peugeot 1.6 GTI , ставшая «духовным» преемником легендарного 205 GTI;
  8. В 2002 году  появилась последняя модификация этой модели. Peugeot 106 Independence  («Независимый») был выпущен ограниченным тиражом и отличался оттенком ЛКП «металлик», концептуальным дизайном интерьера салона и наличием гидроусилителя руля;
  9. В 2003 году из-за падения объема продаж серийное производство субкомпактного автомобиля Пежо 106 было прекращено. В 2005 году линейку Peugeot superminis продолжил Пежо 107-й модели.
Peugeot 106 3D, XT, pre-styling
Peugeot 106 3-дверный хэтчбек, XT, до рестайлинга. Обратите внимание на её «лицо» и сравните с послерестайлинговой версией

Официально 106 модель выпускалась только в одном поколении, но достаточно серьезный рестайлинг и модернизация в 1996 году, а также выпуск спортивной версии и модификации 106 Electrique, стали знаковыми этапами в истории модели.

Peugeot 106 3D Symbio restyling
Peugeot 106 3-дверный хэтчбек, Symbio. Обратите внимание, как изменилось «лицо» модели после рестайлинга

Эволюция модели

Трехдверный переднеприводный «супермини» Peugeot 106  с четырьмя вариантами бензиновых ДВС мощностью от 50 до 94 л.с. был представлен в 1991 году. 106-й Пежо такого же размера с пятью дверями и дизельным двигателем объемом 1361 см³, мощностью 50 л.с. поступил в продажи в 1992 г.

Отличительной особенностью субкомпактного хэтчбека стала его экономичность – про нее просто слагали легенды. По слухам, кто-то из владельцев 106 Symbio 1.1 умудрился доехать из Москвы в Санкт-Петербург по «старой» М10 со средним расходом 4 литра на 100км АИ95. Вполне достоверно — маленький двигатель легкого и компактного автомобиля априори не может обладать богатырским аппетитом.

Peugeot 106 5D Symbio restyling
Peugeot 106 5-дверный хэтчбек, Symbio, после рестайлинга. Эта версия была наиболее популярной среди Peugeot 106 в России

Названия стандартных уровней комплектации Пежо 106 — XN, XR, XS, XT, XSi. Спецверсии, такие как Symbio, Elen Park, Roland Garros, Mistral, Le Mans, GT, GTi, Maxi, Rally и др., поставлялись не в каждую страну и в зависимости от региона поставки  имели разную комплектацию и другие названия.

Peugeot 106 3D Le Mans pre-restyling
Peugeot 106 3-дв., Le Mans, до рестайлинга. Эта ограниченная версия 1992-93 г. была выпущена в честь победы Peugeot в «24 часа Ле-Мана»

Была и еще одна малоизвестная комплектация — Peugeot 106 XA. Этот автомобиль внешне был абсолютно идентичен «обычной» 106-й модели, но его багажное отделение и складная конструкция рудиментарных сидений заднего 2 ряда однозначно указывали на коммерческое использование автомобиля. Действительно – Пежо106 XA был предназначен для доставки мелких партий грузов в условиях плотной городской застройки и в мегаполисах. В основном 106 -е XA работали в почтовых и курьерских службах европейских городов.

Peugeot 106 5D XTD
Peugeot 106 5-дверный хэтчбек, XTD, до рестайлинга. Эта версия оснащалась дизельными двигателями 1.4 D 50 л.с. или 1.5 D 58 л.с.

В России традиционно отдавали предпочтение экономичным, но при этом «шустрым» версиям 106-й модели. Среди «обычных» Пежо 106, с двигателями 1.0-1.4 литра, наиболее массовыми стали варианты с бензиновым 1.1- литровым ДВС мощностью 60 л.с. и  дизельным  двигателем объемом  1,4 литра.  Эти модификации  отличаются неплохой экономичностью (средний расход около 7 л топлива на 100 км в городском цикле), резвостью на старте и почти идеальным сочетанием «цена /качество/ динамика/ комплектация». Достаточно заметить, что один из самых популярных в нашей стране  Пежо 106 Symbio 1.1 легко «уделывал» со старта самые мощные «восьмерки» и «девятки».

Peugeot 106 3D Rallye restyling
Peugeot 106 3-дверный, Rallye, после рестайлинга

Peugeot 106 Electric –«опережающий время»

Именно этот слоган как нельзя более подходит полностью электрической серийной версии Peugeot 106 Electric. Его появление в июле 1995г. перевернуло многие устоявшиеся тенденции автомобильного мира. Концерн PSA и компания EDF (крупнейшая государственная энергогенерирующая компания Франции) провели партнерский эксперимент: опытная партия из 25 электромобилей Peugeot 106 ELECTRIC с конца 1993 года по 1995 год была предоставлена представителям местных властей и автолюбителям — энтузиастам нового направления в автомобилестроении.

Peugeot 106 Electric schema
Peugeot 106 Electric

Эксперимент прошел весьма успешно и Peugeot решился на серийное производство электрической версии 106-й модели. Несмотря на то, что доля электромобилей в общем объеме продаж Peugeot 106 с 1990г. по 2003 г. (2 800 000 единиц) составляет всего  0,13 % (3542 автомобиля), для старта абсолютно нового по техническим характеристикам проекта это было очень даже неплохо.

Продажи 106 Electric осуществлялись во Франции, Голландии, Норвегии, Бельгии и Великобритании. Разработчиком и производителем электрической силовой установки была французская инжиниринговая компания Heuliez. Ещё одним инновационным решением было применение технологии никель–кадмиевых  аккумуляторов производства Saft Groupe S. A. (французская компания, занимающаяся проектированием, разработкой и производством аккумуляторов, в настоящее время принадлежит концерну Total).

Peugeot 106 Electric Cockpit
Peugeot 106 Electric, 3-дверный, до рестайлинга. Обратите внимание на отсутствие рычага КПП — электромобилю коробка передач не нужна

Именно 106 Electric первым поставил перед автопроизводителями вопросы, которые сегодня блестяще решены:

  • инфраструктура зарядных станций;
  • скорость зарядки АКБ от 0 до 100%;
  • утилизация и повторное использование АКБ;
  • ремонт специфического электромобильного оборудования;
  • возможность загородных поездок на дальние расстояния;
  • температурный комфорт на борту электромобиля зимой.
Peugeot 106 Electric in Action
Peugeot 106 Electric, 3-дверный, после рестайлинга. На улицах Европы

Так что, несмотря на амбиции электромобилей Tesla, претендующих на лавры первопроходца в этом сегменте, не стоит забывать, что задолго до них был электромобиль Пежо 106 Electric, который одно время был самым массовым легковым электромобилем в мире!

Спортивные модификации Peugeot 106

Даже через  20 лет после снятия с производства у любителей тюнинга, спортивного драйва и автогоночных профи пользуются большим спросом и огромной популярностью спортивные версии:

  1.  «Горячие хэтчбеки» — Пежо 106  в модификациях GT, GTi, XSi, Rally и Maxi вполне заслуженно столь популярны: технические характеристики спортивных версий Peugeot 106  действительно впечатляют — даже у серийных стандартных «заряженных» версий энерговооруженность составляла от 125 до 140 л.с. на тонну веса. При довольно скромных габаритах (длина  3,7 м., ширина 1,6, высота 1,4 м, снаряженная масса от 810 до 950кг) это обеспечивало «ураганную» динамику.
  2. Отдельно стоит упомянуть версию 106 Rallye, имеющую фирменные стальные колеса, окрашенные в белый цвет. Для снижения веса автомобиля до 825 кг. конструкторы отказались от установки на хот-хетч  гидроусилителя руля, центрального  замка и электрических стеклоподъемников. Облегченный вес, 100-сильный 1,3-литровый двигатель, максимальная скорость 195 км в час и время разгона до 100 км от 9,3 до 8,8 секунды обеспечили Peugeot 106 Rallye уникальные характеристики.
Peugeot 106 Rallye pre-restyling 02
Peugeot 106 Rallye, до рестайлинга. 106 Rallye выпускался только в кузове 3-дверный хэтчбек

Большим преимуществом было отличное поведение, маневренность и управляемость Rallye не только на трассах, но и на проселочных дорогах. Именно эти качества позволили Пежо106 Rallye стать неоднократным призером любительских и национальных гонок по ралли и «кольцу».

Peugeot 106 Rallye in Action
Peugeot 106 Rallye на гоночной трассе

Для участия в ралли-классе 1300 см3 и омологации (тестирование и сертификация автомобиля на соответствие международным техническим стандартам для участия в гонках, ралли-рейдах и марафонах)  спорткара  была разработана версия S1 Rallye , отличающаяся от прототипа  четырехцилиндровым 8-клапанным 1,3 –х литровым двигателем высокой степени сжатия. Такая система ДВС  в сочетании с короткой пятиступенчатой коробкой передач позволило S1 Rallye стать более спринтерским. Лучшим доказательством великолепных технических характеристик  хот – хетча стало второе место Peugeot 106 GTi S16 (в плане управляемости)  после FERRARI 355 в  тестировании, проводимом известным британским изданием «Top Gear». Нелишне напомнить, что в эксперименте также принимали участие такие «монстры», как: Ferrari 550, Lotus Elise , Porsche 911, Nissan Skyline, Honda NSX, BMW M3, Mitsubishi 3000GT, VW Golf VR6. Согласитесь, более чем достойная компания.

Peugeot 106 S16 restyling
Peugeot 106 S16, после рестайлинга. S16 считалась «гражданской» версией Rallye и на ней выступали преимущественно в кольцевых гонках

Дизайн

Дорестайлинговый дизайн салона Пежо 106 не отличался излишествами. Небольшие габариты автомобиля диктовали свои условия дизайнерам интерьера, так что первоначальная отделка была скорее аскетичной – отсутствовали даже элементарные аксессуары. Рестайлинг, прошедший в 1996 г. внес изменения как во внешний облик Peugeot 106, так и в интерьер салона.

Экстерьер

Экстерьер первых модификаций Peugeot 106 немного угловатый. Кузов имел скорее форму трапеции. При рестайлинге инженеры — конструкторы сделали дизайн 106-го более современным, придав плавность и мягкость общим очертаниям автомобиля.

Peugeot 106 5D XR pre-restyling view from above
Peugeot 106 5-дверный, XR, до рестайлинга.

Изменения в элементах экстерьера при рестайлинге:

  • более плавный дизайн передних фар и задних фонарей ;
  • решетка радиатора из «ступенчатой» стала «улыбкой» (более подходящей по имиджу этому миловидному субкомпакту) и частично переместилась на бампер;
  • кузов автомобиля приобрел округлые очертания.
Peugeot 106 5D XR restyling
Peugeot 106 5-дверный, XR, после рестайлинга

Разумеется, Пежо 106, как и все другие автомобили модельного ряда Peugeot 106 , имел полностью двухсторонне оцинкованный кузов и завоевал славу «нержавеющего» автомобиля.

Интерьер

Повторимся, дизайн 106-го до рестайлинга был довольно лаконичным.

Peugeot 106 3D XN pre-restyling Cockpit
Peugeot 106 5-дверный, XN (с опциональной магнитолой), до рестайлинга. XN была самой простой комплектацией в гамме «106»

В большинстве моделей отсутствовали:

  • дефлекторы в центральной консоли, крышка бардачка;
  • прикуриватели;
  • подушки безопасности для водителя и пассажира;
  • электрические стеклоподъемники.

Однако, отсутствие таких элементарных мелочей абсолютно не сказывалось на общей эргономике салона. Водительское кресло было довольно удобным, задние сиденья даже в 3-х дверной модели легко доступны. Багажное отделение относительно небольшое-215 литров в обычном состоянии и 528 л со сложенным задним сиденьем – но трудно представить себе мини-автомобиль с внушительным багажником.

После рестайлинга салон 106-й модели «обогатился» новым, более широким спектром отделочных материалов. Дизайн салона стал более оптимистичным и жизнеутверждающим, хотя его создатели как будто определились: основная часть комплектаций Пежо 106 будет иметь явную популярность у «прекрасной половины человечества», а более мощные и спортивные варианты будут в фаворе у мужчин. В соответствии с этим решением, дизайнеры и создавали внутренний облик 106-х.

Peugeot 106 5D Long Beach restyling Cockpit
Peugeot 106 5-дверный, Long Beach, после рестайлинга. Именная комплектация long Beach близка к богатой XT

Кроме новых цветов и материалов отделки, в базовых комплектациях появились подушки второго и более высоких уровней безопасности для пассажира и водителя, рулевое управление дополнилось  сервоусилителем, в качестве дополнительной опции можно было установить систему ABS.

Технические характеристики

Технические характеристики Пежо 106 полностью соответствуют требованиям хорошего субкомпакта. Если, конечно не брать в расчет спортивные версии. Для городского автомобиля 106 Peugeot продолжает оставаться одним из лучших вариантов. Линейка моделей с бензиновым ДВС была представлена 5 вариантами, дизельных – двумя. Габариты автомобиля были весьма скромными (на то он и «супермини»): ширина 1590 мм, длина 3564 мм, высота 1369 мм, объем багажника 215 литров в обычном состоянии и 528 л. со сложенным задним сиденьем.

Двигатель и трансмиссия

Двигатель 106-й модели расположен спереди поперечно с приводом только на передние колеса.

Бензиновые двигатели

  • 1.0 8v 45-55 л.с. (TU9, с карбюратором или впрыском) + 5МКПП;
  • 1.1 8v 60 л.с. (TU1, с карбюратором или впрыском) + 5МКПП;
  • 1.4 8v 75 л.с. (TU3) + 5МКПП или 4АКПП;
  • 1.6 8v 86-90 л.с. (TU5J) + 5МКПП или 4АКПП;
  • 1.6 16v 110-124 л.с. (TU5JP4/JP4R/JP4S) + 5МКПП для спортивных и «полугоночных» вариантов.

Дизельные двигатели

  • 1,4 D 49-50 л.с. (TUD3Y (K9Y)), год выпуска 1991-1994;
  • 1,5 D 57-58 л.с. (VJX/VJY), год выпуска 1999-2003 (для Великобритании с каталитическим нейтрализатором и EGR);
  • 1,5 D 57-58 л.с. (TUD5Y (VJZ)) + 5МКПП, год выпуска 1995-2003.
Peugeot 106 Diesel TUD5
Дизельный двигатель TUD5 (1.5 D 58 л.с.) под капотом Peugeot 106

На Пежо 106 применялось два типа трансмиссионных систем: пятиступенчатые механические коробки передач и четырехступенчатые гидромеханические немецкие ZF 4HP14  АКПП (с бензиновым 1.6 90 л.с.).
Несмотря на наличие «автомата», «львиную долю» проданных Пежо 106 составляли варианты с «механикой».

Peugeot 106 S16 Engine 1.6 16v
Бензиновый двигатель TU5JP4S (1.6 16v 125 л.с.) под капотом Peugeot 106 S16

Подвеска и ходовые качества

Подвеска Peugeot 106

  • передняя — полностью независимая типа МакФерсон со стабилизатором поперечной устойчивости;
  • задняя — полностью независимая на двух продольных рычагах и двух поперечных торсионах с интегрированным в ось вращения рычагов стабилизатором поперечной устойчивости.
Peugeot 106 3D Sport in Action
Peugeot 106 — быстрый, азартный и прекрасно управляющийся автомобиль

Рулить по трассе слалома, нырять в самые нереальные повороты на Пежо 106 доставляло водителю неописуемое удовольствие. Даже визжа шинами, автомобиль держался за траекторию «до последнего», и начинал с неё «сползать» плавно и предсказуемо, когда скорость уже явно выше критической.

При этом подвеска компактного автомобильчика обладала солидным ходом и завидной упругостью. Её сделали в меру жесткой, чтобы пилотаж был высшим, и в меру мягкой, чтобы водитель и пассажиры не испытывали неприятных ощущений при проезде «лежачих полицейских» и подобных неровностей.

Секрет преимуществ подвески  в том, что она во многом позаимствована у неоспоримого драйверского лидера в компактном классе — Пежо 205.

Типичные проблемы и неисправности

  1. Стальная защита картера двигателя и КПП не входила в стандартную комплектацию. Найти оригинальную деталь для Пежо 106 сейчас — редкая удача. К тому же цена её — весьма высока. Однако есть в России много компаний, которые могут изготовить эту защиту для Peugeot 106 и его «родного брата» Citroen Saxo за весьма доступную сумму.
  2. При постоянной езде по плохим дорогам, тем более с «перегрузом», могут раньше времени начать разрушаться игольчатые подшипники рычагов задней подвески. В российских условиях лучше всего их менять превентивно, с периодичностью раз в 30-40 000 км. Операция по их замене — относительно несложная. В этом случае задняя подвеска будет служить «вечно».
  3. «Масса» двигателя соединена с «минусом» кузова хорошо электропроводным, плетеным и эластичным латунным проводом. Российская проблема — при попадании на латунь едких антигололедных реагентов и солей, она начинает корродировать и разрушаться. Из-за этого  даже при новом аккумуляторе может вдруг отказаться заводиться или начать работать с перебоями. Поэтому постарайтесь изолировать этот провод, обильно смазав его антикором и защитив изолентой. Лучшим решением  станет его замена на подобный медный провод, одно-трехжильный соответствующего сечения, благо, что крепится провод на болтах через шайбы;
  4. После долгих лет тяжелой эксплуатации, бывает, что у Пежо 106 проседает задняя подвеска и снижается клиренс. Сервисмены обычно назначают покупку новых торсионов и установку их вместо старых. Но есть и другой, более экономичный, быстрый и не менее эффективный способ: «старые» торсионы ещё очень даже послужат! Просто надо обозначить их положение в рычагах и на балке задней подвески, вынуть их из штатных мест, после чего вставить обратно с «перескоком» на одинаковое количество шлицов справа и слева (торсионы установлены на шлицах), «с преднатягом». После этого Ваш Пежо 106 вернет себе былой клиренс, изначальные ход и упругость подвески;
  5. После пробега примерно в 100—150 тыс. км  или на длительно простаивающих автомобилях начинается утечка масла в ДВС.  В этом случае, кроме долива или замены масла, потребуется замена сальников (рекомендуется менять сальники во всей системе ДВС  — приводах, коленвале, распредвале и др.);
  6. Каждые 60 тыс. км необходимо менять ремень ГРМ (лучше в паре с роликом), замена свечей и регулировка клапанов проводится на каждых 20 — 30 тыс. км (в зависимости от типа двигателя).

Заключение

В России 106-я модель была чрезвычайно популярна у представительниц «прекрасной половины человечества», но, вот парадокс — часто бывало и такое, что преуспевающий «отец семейства», ездящий на дорогом и солидном авто, покупал Peugeot 106  супруге или дочке. Каково же было удивление продавцов, когда через пару месяцев этот мужчина подъезжал к салону на купленной для дамы 106-й со словами; — «Отобрал! Она мне самому нравится — юркая и быстрая! Вот за второй приехал — либо эту себе оставлю, а новую — жене, либо новую себе, а эту — верну ей».

Peugeot 106 3D Sergio Taccini
Peugeot 106 был несомненным женским фаворитом, но у мужчин он пользовался большим успехом

Peugeot 106  до сих пор является одной из самых удачных моделей субкомпактного городского автомобиля. Он по праву  пользовался огромной популярностью за экономичность, недорогое обслуживание, легкость парковки, хорошую маневренность, отличную управляемость и надежную тормозную систему.

В своем классе и ценовом сегменте  главными конкурентами Пежо 106 были европейские Fiat Cinquecento, Renault Twingo и японский Suzuki Swift. Но, при одинаковых технических характеристиках, неизменный французский шарм и обаяние позволяли  Peugeot 106 занимать лидирующую позицию. «Le petit garçon» — маленький мальчик Пежо 106 – тебе есть чем гордиться!

 

Денис Шебеко
Оцените автора
Обзор автомобилей Пежо и Ситроен от Car-fanatik