Пежо 309

Автомобили Peugeot

Автомобили марки Peugeot отличаются стилем, продуманной конструкцией и харизмой, которое делает их чрезвычайно узнаваемыми в плотном потоке дорожного трафика. Давайте сегодня коснемся модели Пежо 309, которая представляет собой компактный хэтчбек, разработанный инженерами корпорации PSA в далеком 1985 году. Красивый и стильный, он долго считался классикой 80-х годов, на которую равнялись другие автопроизводители.

 Peugeot 309 and lion
Peugeot 309 GTi 3-дверный. До рестайлинга

Имея переднеприводную компоновку, Peugeot 309 занял особое место в С-сегменте и был чрезвычайно высоко оценен экспертами на международных выставках. Заметьте, если в Европе автомобиль производился до 1993 года, то в Индии производство длилось аж до 1997! На протяжении целых 12 лет ценители марки Peugeot могли наслаждаться компактным и экономичным автомобилем, который отлично удовлетворял потребности современного автовладельца конца ХХ века.

История модели

Примечательно, что 309 – это «непорядковый» номер модели, поскольку она явно выделялась из общего модельного ряда. Все дело в том, что триста девятая модель по своей сути была не Peugeot, а Talbot Arizona. Из-за закрытия марки Talbot ее пришлось внедрить в модельный ряд PSA, как Peugeot. И, как показала история, это было сделано не зря, поскольку продажи Peugeot 309 шли чрезвычайно успешно.

Peugeot 309 SR before restyling
Peugeot 309 SR 5-дверный, до рестайлинга

Модель выпускалась в кузовах хэтчбек: 3-дверный и 5-дверный. Интересно, что все они напоминали кузов лифтбек. Между прочим, от Peugeot 205 ей в наследство достались двери, которые некоторым критикам показались не самыми подходящими. В целом же 309-я модель была своего рода «домашней» разработкой, где не принимали участие специалисты знаменитого итальянского дизайнерского дома Pininfarina. Хотя дизайн многих других моделей Пежо выполняли именно они.

В целом же данная модель стала не самой большой, но и не самой маленькой, не самой сильной, но и не самой слабой, настоящий «середнячок». Этим, кстати, и обьясняется её высокая популярность среди всех слоев населения, поскольку автомобиль отлично подходил как студентам и домохозяйкам, так и инженерам, бизнесменам, преподавателям.

Peugeot 309 XLD 3D before restyling
Peugeot 309 XLD 3-дверный. До рестайлинга

Дорестайлинговый Peugeot 309 выпускался с 1985 по 1989 год, причем модель соответствовала Talbot Arizona, где были внесены лишь небольшие изменения. Сборка осуществлялась не только во Франции, но и Великобритании. Машина оснащалась бензиновым ДВС серии Simca, а также имела колесную формулу 4×2.

Range of Peugeot 309 after restyling
Гамма 1989 года Peugeot 309 после рестайлинга

После рестайлинга в конце 1989 года автомобиль внешне получил минимальные изменения, разве что был исправлен недостаток первого поколения – слишком высокий погрузочный борт багажника, который теперь стал ниже. Немого была усовершенствована задняя оптика, которая теперь стала напоминать старшего брата – «четыреста пятого». Внутри изменениям подверглось «торпедо», ставшее теперь более современным, отвечающим духу времени начала 90-х годов.

Дизайн

Для своего времени дизайн Peugeot 309 был весьма продвинутым. Можно отметить характерные угловатые формы и правильную геометрию линий, несмотря на компактные размеры. Это делало автомобиль несколько похожим на спортивные модели, поэтому он был узнаваем на дорогах. Внутри было достаточно просторно, поэтому водитель и пассажиры чувствовали себя комфортно даже в дальних поездках.

Peugeot 309 GTi salon before restyling
Салон Peugeot 309 GTi 3-дверного. До рестайлинга

Важно заметить, что кузов «триста девятого» имел важное преимущество — в сравнении с многочисленными сверстниками и конкурентами, он был оцинкованным. Благодаря этому кузовные элементы практически не подвергались процессам коррозии и ржавчины. Были только мелкие огрехи, к примеру, в районе запаски, где с течением времени могли возникать проблемы с коррозией.

Традиционно, запасное колесо для многих французских автомобилей размещалось под полом багажника. В принципе, это неплохо и даже удобно, поскольку не занимает лишнего места. Вместе с тем, если «запаска» длительное время не используется, достать ее бывает сложно, так как болт крепления сильно ржавеет. Чтобы избежать данной неприятности, его требуется регулярно смазывать.

Экстерьер

Конечно, в сравнении с современными требованиями, предъявляемыми к внешнему виду автомобиля, экстерьер Peugeot 309 может показаться сильно устаревшим. Однако давайте будем помнить, что в момент разработки дизайна «309» на дворе был 1985 год, а в то время прямолинейные линии были чрезвычайно популярны. Крышка багажника украшена интересным элегантным антикрылом, что подчеркивает спортивную стилистику.

Peugeot 309 5D SX after restyling
Peugeot 309 SX 5-дверный. После рестайлинга

Здесь можно выделить черный бампер, слева и справа от которого устанавливается центральная галогеновая оптика характерного угловатого типа. Лючок бензобака расположен несколько необычно, а именно, в районе задней стойки.

Интересной фишкой Пежо 309 является большой стеклоочиститель, обмахивающий почти всё лобовое стекло – это редкость для автомобилей. Несмотря на то, что в Европе были одинаково популярными как 3-х, так и 5-дверные варианты, в России чаще всего встречаются именно 5-ти дверные модификации хэтчбека.

Интерьер

Как отмечалось выше, внутри Peugeot 309 достаточно просторно, причем на заднем сиденье свободно могут разместиться трое взрослых пассажиров. Нужно заметить, что для обеспечения максимального удобства посадки пассажиров в трехдверные хэтчбеки, конструкторы немного переделали передние кресла. В них подголовник откидывается вместе со спинкой, что упростило посадку на заднее сиденье, сделав процесс более комфортным.

Interior Peugeot 309 SX
Кокпит Peugeot 309 SX 5-дверного. После рестайлинга

Стоит отметить отличную обзорность, благодаря которой водитель может выполнять любые маневры, так как отлично видит габариты своего автомобиля. У дорестайлингового Пежо 309 торпедо выполнено несколько угловато, однако после рестайлинга 1989 года оно приобрело более плавную форму. Примечательно, что все детали в салоне изготовлены из качественного пластика, который не выгорает на солнце и стойко переносит воздействие царапин.

Интересное расположение имеет и кнопка звукового сигнала, которая находится в торце подрулевого переключателя бокового указателя поворотов. Поначалу это кажется не очень удобным, однако спустя некоторое время водитель привыкает и это не вызывает никаких неудобств.

Технические характеристики

С технической точки зрения новый Peugeot 309 был продуманным, поскольку оснащался новым ДВС, усиленной торсионной подвеской и надежной трансмиссией. Отдельно стоит коснуться версий GTI, которые отличались наличием встроенных в передний бампер противотуманных фар, а также более мощным двигателем.

Речь идет о новом GTI 16V объемом 1,9 л (157 л.с.). Между прочим, у 309 GTi есть ряд блестящих побед в кольцевых гонках и ралли, так что этот «горячий хэтчбек» сумел получить признание со стороны автогонщиков.

Двигатель и трансмиссия

Первоначальная линейка двигателей для 309-х состояла из ДВС от Simca 1294 см³ (G1A) и 1118 см³ (E1A), с верхним расположением клапанов. Для рынков некоторых стран силовые агрегаты были модифицированы, и здесь уже представлены моторы Simca 1592 см³ (J2) и 1442 см³ (Y2).

Примечательно, что в самой мощной версии «тристадевятый» Пежо GTI был использован ДВС, объемом 1905 см³ с инжектором. Peugeot 309 комплектовался 4-х и 5-ст МКПП, а также 3-ст АКПП, что позволило легко выбирать тот вариант, который подходил ему наилучшим образом. В целом же с учетом небольшого веса автомобиля (822 кг), он получился очень маневренным, что ценилось во все времена.

Подвеска и ходовые качества

Передняя подвеска — полностью независимая, McPherson, со стабилизатором поперечной устойчивости

Задняя подвеска в 309-й модели Пежо выполнена торсионной, где подшипники балансиров установлены внутри торсионной балки, поэтому внутренние элементы меньше подвержены агрессивному воздействию влаги. Сайлент-блоки рычагов служат порядка 70-90 тыс. км, а шаровые опоры — порядка 130 тыс. км. Это обеспечивает автомобилю отличную управляемость и устойчивость на дороге, причем машина уверенно держит дорогу и классно походит даже резкие повороты.

Типичные проблемы и неисправности

Приборная панель и торпедо выполнены из жесткой пластмассы, что иногда приводит к досадным скрипам. «Лечится» разборкой, где внутри проклеиваются полоски фетра, а элементы смазываются жидким силиконом.

Мотор соединен с «массой» кузова латунным проводом плетеного типа, который сильно окисляется под воздействием антигололедных коктейлей. Вследствие этого могут возникать проблемы с запуском и перебои в работе, так что желательно заменить его толстым медным эластичным проводом, а места контактов и сам провод — защитить антикором.

Заключение

Подводя итоги можно отметить, что Peugeot 309 – надежный автомобиль, разработанный еще в те годы, когда конструкторы стремились сделать машину надежной и долговечной. Эксплуатационный ресурс ДВС составляет свыше 500 тыс. км, так что до сих пор на российском рынке можно встретить данную модель.

Peugeot 309 Gorby
Председатель Президиума Верховного Совета СССР Михаил Сергеевич Горбачёв в Peugeot 309 при посещения заводов Peugeot во время дружеского визита во Францию
Денис Шебеко
Оцените автора
Обзор автомобилей Пежо и Ситроен от Car-fanatik