История модели
Но сначала был Chenard&Walcker. Эта французская марка базировалась в парижском пригороде Аньер-сюр-Сен и создала свой первый автомобиль «Type A» в 1900-м году. Всемирная известность компании пришла, когда её спортивный «Type U3 15CV Sport» в 1923 году выиграл первый в истории марафон «24 часа Ле-Мана». Однако бизнес «не шёл». В 1936 году главным акционером фирмы становится компания Chausson, которая в свою очередь сама находилась под контролем Peugeot. Chenard&Walcker переориентировала своё производство на выпуск коммерческих автомобилей. Сразу после начала войны Северная Франция была быстро занята немецкими войсками, и фирма попала в руки захватчиков.
Желая сохранить компанию, в 1940-1943 г.г. руководство Chenard&Walcker предложило вермахту проект лёгкого фургона для военных нужд, который оккупантов не заинтересовал. К проекту вернулись после освобождения Франции.
В июне 1946 года на заводе компании Chausson в Аньер-сюр-Сен началось производство фургона Chenard&Walcker XB. Так как создание и выпуск автомобиля фактически производились под контролем и с участием Peugeot, ему было бы уместным носить логотип «львиной марки», но, как дань уважения некогда знаменитому бренду, до 1950 года эти автомобили выпускались под именем создателя, и только после полного входа в состав Peugeot, модель сменила наименование на D3/D4.
Всего 1 год XB выпускался по первоначальному проекту, так как его 2-цилиндровый 2-тактный двигатель жидкостного охлаждения рабочим объёмом 1021 см3 развивал всего 26 л.с., что было категорически недостаточно для перевозки заявленных 1500 кг груза. Так в апреле 1947 г. автомобиль получил двигатель от довоенной Peugeot 202 рабочим объёмом 1133 см3 мощностью 30 л.с., сменив название модели на CPV.
Chenard&Walcker XB и CPV, как и Peugeot D3 и D4, фактически выпускались в одном поколении, а модернизации и улучшения производились ежегодно. Проследим дальнейшую эволюцию этого автомобиля …
Октябрь 1950 г.: начало производства Chenard&Walcker СР3 и Peugeot D3A с дефорсированным двигателем от Peugeot 203 рабочим объёмом 1290 см3 мощностью 32 л.с. Относительно «203-й» мотор оснащался другим карбюратором и ограничителем оборотов.
Двигатель был длиннее предыдущих, поэтому автомобиль приобрёл характерную выдвинутую вперёд капотную часть, из-за чего получил шуточное народное прозвище «Nez de cochon» («нос свиньи»), которое в переводе на русский язык звучит не менее позитивно – «пятачок».
- Январь 1951 г.: Chenard&Walcker СР3 снимается с производства.
- Июль 1952 г.: старт производства Peugeot D3B с двигателем от Пежо 203 увеличенной мощности 40 л.с. Внешне модель узнаваема по дополнительным вентиляционным отверстиям спереди.
- Февраль 1953 г.: появление в стандартной комплектации дополнительного правого пассажирского кресла с банкеткой (ранее было дополнительным оборудованием).
- Август 1955 г.: начало выпуска Peugeot D4A с двигателем от 403 модели мощностью 47 л.с. Модель можно узнать по двум горизонтальным полосам на переднем бампере и трем вертикальным полосам на решетке радиатора. Появляется возможность заказа раздвижной боковой двери.
- Октябрь 1959 г.: запуск в серию Peugeot D4AD с дизелем Indenor – первым послевоенным легковым дизельным двигателем.
- Январь 1960 г.: старт производства Peugeot D4B (55 л.с.) и D4BD. Модель можно узнать по коническим ступицам передних колес. Изменение дизайна логотипа и надписи спереди, исчезновение полос на переднем бампере и только одна полоса на решетке радиатора.
- Январь 1961 г.: увеличение размеров фонарей сигналов поворота («мигалок») спереди и сзади.
- Май 1963 г.: уменьшение количества отверстий в нижней части решетки радиатора.
- Июнь 1965 г.: окончание производства всех вариантов D4 и замена его на конвейере абсолютно новой моделью – Peugeot J7.
Дизайн
Экстерьер
Для второй половины 40-х годов Chenard&Walcker XB и Peugeot D3 имели весьма «продвинутую» конструкцию, авангардную компоновку и эстетичный внешний вид. В то время, как все коммерческие автомобили тех лет всё ещё создавались по технологиям военного времени и отличались упрощёнными формами кузова с грубыми гранями и прямыми незамысловатыми линиями, новинка, выпускаемая на Chausson отличалась красивыми округлыми формами, одушевлённостью и очарованием. В отношении дизайна, это был автомобиль из ближайшего будущего – позитивного, уверенного и сытого, которого в разрушенной войной Европе ещё только предстояло построить.
При этом автомобиль был весьма технологичен. Его несущий кузов с интегрированной рамой, состоял из минимума необходимых деталей, изготовление которых не требовало сложного и дорогого штамповочного оборудования.
Присутствовало даже некое подобие модульной конструкции. Peugeot D3/D4 позволял отделить от кузова панели, находящиеся за кабиной, заменив их другими, создав новый тип кузова или превратив автомобиль в … кастрюлю-скороварку, тюбик клея, пачку кофе или какую-либо другую рекламную конструкцию. В те годы подобные переоборудования были весьма частым явлением.
Выпускался он в огромном количестве вариантов для любого случая жизни и рода деятельности
- фургон цельнометаллический
- фургон с окнами
- фургон грузопассажирский
- микроавтобус
- школьный автобус
- карета скорой помощи
- автомобиль для перевозки скота
- фургон для перевозки лошадей
- грузовая бортовая платформа
- шасси для установки кузовов сторонних производителей.
Интерьер
Здесь всё обустроено по-спартански. Тогда никто сильно не задумывался о создании особо комфортных условий для работы водителя. Кресло с упругим трубчатым каркасом и мягкой дермантиновой обивкой, длинный рычаг переключения передач с удобной ручкой, да единственный прибор – большой круглый спидометр в обрамлении нескольких ручек включения самого необходимого, всё это считалось верхом роскоши убранства кабины коммерческого грузовика.
Двери кабины открывались против хода автомобиля. В наше время такой способ распахивания считается крайне опасным, а в те времена двери большинства автомобилей открывались именно так, и этот вариант считался самым удобным. Боковые двери салона могли быть двух видов – открывающиеся как обычно, либо сдвигающиеся в сторону, в качестве заказной опции. Задние двери фургонов и микроавтобусов были распашными двухстворчатыми.
Пространство кузова у фургона и салона у микроавтобуса не имело отделки. Она присутствовала только у комфортабельных вариантов, которые переоборудовали из обычных серийных сторонние компании, или сами владельцы. Отсутствие декоративных панелей в салонах и кузовах коммерческих автомобилей тех лет считалось вполне нормальным и естественным, ведь в первую очередь к ним относились, как к «рабочим лошадкам», где всё это было ненужным излишеством.
Технические характеристики
Двигатели и КПП
Бензиновые
- 1021 см3 26 л.с. (CW012) + 3МКПП (Chenard&Walcker XB)
- 1133 см3 30 л.с. (TH) + 3МКПП (Chenard&Walcker CPV)
- 1290 см3 32 л.с. (TM) + 3МКПП (Chenard&Walcker CP3 и Peugeot D3A)
- 1290 cм3 40 л.с. (TM5) + 3МКПП (Peugeot D3B)
- 1468 см3 47 л.с. (TN3) + 4МКПП (Peugeot D4A)
- 1468 см3 55 л.с. (TN3B) + 4МКПП (Peugeot D4B)
Дизельные
- 1816 см3 D 48 л.с. (TMD85) + 4МКПП (Peugeot D4AD)
- 1816 см3 D 48 л.с. (XDP85) + 4МКПП (Peugeot D4BD)
Подвеска и ходовые качества
Chenard&Walcker XB / Peugeot D3 – чуть ли не единственный коммерческий автомобиль своего времени с передней и задней полностью независимыми подвесками.
Передняя подвеска: полностью независимая, торсионная, на двух сдвоенных поперечных треугольных рычагах.
Задняя подвеска: полностью независимая, торсионная, на двух продольных рычагах.
Разумеется, все узлы и детали подвески выполнены из высокопрочной стали, так как в те времена многие лёгкие сплавы ещё не были изобретены, а использование дорогого алюминия в коммерческом автомобиле считалось непозволительной роскошью.
Управляемость и плавность хода у Д3-Д4 были на самом высоком уровне. Выгоды полностью независимых подвесок в полной мере проявились при движении по неровным сельским дорогам. Не только комфорт перевозки людей был в преимуществах коммерческого фургона. Доставка самых нежных и деликатных грузов из сельской глубинки на городские ярмарки в целости и сохранности – за это «пятачка» очень полюбили в деревнях и фермерских хозяйствах.
Типичные проблемы и неисправности
Peugeot D3 — D4 был сделан просто и надёжно. Да и времена были таковы, что любой автомобиль был в радость, а любой автолюбитель был ещё и автомехаником, способным починить любой агрегат или узел своего «железного коня». Возможно и по этой причине у рассматриваемых автомобилей каких-то регулярно возникающих неисправностей или патологических недостатков никогда не отмечалось. Отметим лишь …
Набивная конструкция уплотнения коленчатого вала и блока цилиндров у дизелей TMD/XDP первых лет выпуска требовала слишком частой подтяжки и замены асбестовой набивки. Проблемы с обслуживанием этого узла полностью снимались заменой набивного уплотнения подходящим по размеру резино-металлическим сальником;
Компоновка «кабина над двигателем», при которой крышка капота фактически находилась на консоли и полу, создавала некоторые акустические проблемы – в кабине было шумно, сюда проникали все нотки работы мотора и КПП.
Предъявлялись повышенные требования и к герметичности выхлопной системы – даже небольшой её неплотности было достаточно для проникновения отработавших газов в кабину и их негативного воздействия на здоровье водителя и пассажиров;
Кузов Peugeot D3/D4 неплохо сопротивлялся коррозии благодаря высокому качеству лакокрасочного покрытия и отличной кузовной стали, однако никакого цинкового покрытия он не имел (технологии электрофорезного цинкования ещё не были изобретены) и через некоторое время неизбежно начинал ржаветь, особенно во влажном морском климате.
По этой причине кузов «пятачка» требовал регулярного ухода и безотлагательной ликвидации возникающих очагов коррозии.
Заключение
Скромный труженик Peugeot D3 D4 «не хватал звёзд с небес», на нём не путешествовали the Beatles, он не оставил заметного следа в голливудских кинолентах, и не засветился в паддоках Гран-При Формулы 1. Его предназначение и судьба в другом – служить на благо людям, их благосостоянию и благополучию, став помощником, коллегой и другом.
Всё это он делал мастерски на протяжении десятков лет, передав эстафету ставшему не менее славным и заслуженным преемнику Peugeot J7, оставшись в истории Peugeot моделью из числа снискавших самую большую народную любовь.