Пежо Эксперт 1-го поколения

Автомобили Peugeot

Peugeot Expert 1 (Пежо Эксперт 1-го поколения) — среднеразмерный коммерческий фургон, имевший также грузопассажирские и пассажирские варианты стандартного изготовления на главном конвейере или конвертированные из цельнометаллических фургонов силами сторонних предприятий.

История модели

Peugeot Expert Mk1 (более употребительное название Peugeot Expert 1) выпускался с 1995 по  2007 г.г. во Франции на заводе PSA SEVEL Nord в г. Валансьен в консорциуме с FIAT Group. В 2004 году модель подверглась рестайлингу.

Peugeot Expert 1 является «братом-близнецом» идентичным моделям родственных марок — Citroen Jumpy 1 и FIAT Scudo 1, которые выпускались здесь же на одной с ним линии конвейера.

Изначально совместное PSA Peugeot Citroen и FIAT Group создание Expert/Jumpy/Scudo входило в состав проекта «Eurovans» вместе с разработкой минивэнов 806/Evasion/Ulysse/Zeta. Однако в виду разницы в специфике конструкций минивэнов и среднеразмерных коммерческих фургонов (пусть и с пассажирскими версиями) грузовые Expert/Jumpy/Scudo выделили в отдельный проект.

Тем не менее минивэны и грузовые представители обоих проектов имеют большое количество одинаковых узлов и деталей, идентичных элементов отделки салона и систем, несмотря на разные области применения.

Изменения при рестайлинге

  • новый, более мощный и удароустойчивый бампер с оптимизированным для лучшего охлаждения радиатора и интеркулера воздухозаборником и круглыми, более мощными противотуманными фарами;
  • новая решетка радиатора с увеличенным «Львом» эмблемы марки Peugeot;
  • крышка капота «со ступенькой» для установки силовых агрегатов более крупного размера;
  • фары головного света нового дизайна с увеличенной светосилой;
  • широкая ударозащитная накладка на боковинах кузова и на задних распашных дверях;
  • изменения материалов отделки кабины, салона и декора;
  • оснащение дизельными двигателями новых семейств и бензиновым мотором в паре с АКПП.

Дизайн

Экстерьер

Кузов Peugeot Expert 1 мог быть пяти типов:

  • цельнометаллический фургон (Fourgon Tole);
  • фургон остекленный (Fourgon Glass);
  • грузопассажирский (Combi);
  • пассажирский (Minibus);
  • шасси для установки стороннего кузова (Chassis).… с двумя вариантами высоты крыши:
  • 1919 мм «стандартная»;
  • 1954 мм «высокая».… с двумя вариантами колёсной базы:
  • 2824 мм (длина автомобиля 4440 мм) «стандартная»;
  • 3224 мм (длина автомобиля 4840 мм) «длинная».

В зависимости от варианта Пежо Эксперт 1 имел грузоподъемность от 800 до 1100 кг, а для пассажирских и грузопассажирских — от 2 до 9 мест в салоне (включая водителя).

Стандартное исполнение кабины — 3-местное (кресло водителя + 2-местное пассажирское). Опционально — 2-местная кабина, в которой рядом с водительским устанавливалось такое же пассажирское.

Интерьер

Впервые на борту среднеразмерного коммерческого автомобиля были созданы настолько комфортные условия для водителя:

  • рычаг переключения передач КПП в виде удобного «джойстика» находился на приливе торпедо, прямо около ладони правой руки водителя, а не торчал из пола;
  • стояночный тормоз переместился на левую сторону от водительского кресла;
  • реечное рулевое управление, снабженное гидроусилителем, отличалось высокой точностью и небольшими усилиями на мягком толстом «бублике» рулевого колеса;
  • наглядная приборная панель с красивой и удобной для чтения графикой;
  • комфортное эргономичное кресло с удобным профилем, развитым поясничным подпором и несколькими регулировками.

Секрет такой «роскоши» прост — кабина коммерческого Peugeot Expert 1 была такой же, как у комфортабельного семейного минивэна Peugeot 806. Отличия были лишь в специфических мелочах.

Разумеется пассажирские версии Peugeot Expert не могли  обладать настолько высоким уровнем комфорта, как соплатформенный минивэн Peugeot 806. Здесь всё было слегка аскетичнее, зато более функционально и рассчитано на тяжелую эксплуатацию при минимуме надлежащего ухода.
Поэтому пассажирские Эксперты 1 поколения получили наибольшее распространение в такси, муниципальных службах и в качестве вахтовых или школьных автобусов.

Технические характеристики

Двигатель и трансмиссия

Дизельные

  • 1.9 D 68-70 л.с. (XUD9) + 5МКПП
  • 1.9 D 70 л.с. (DW8) + 5МКПП
  • 1.9 TD 90 л.с. (XUD9TE) + 5МКПП
  • 2.0 HDi 98-110л.с. (DW10ATED) + 5МКПП
  • 2.0 HDi 110-120 л.с. (DW10ATED4) + 5МКПП
  • 2.0 HDi 135 л.с. (DW10BTED4) + 5МКПП

Бензиновые

  • 1.6 8v 90 л.с. (XU5JP) + 5МКПП
  • 1.8 8v 98-103 л.с. (XU7JP) + 5МКПП
  • 2.0 16v 135 л.с. (EW10J4) + 5МКПП или 4АКПП

Дизельных Peugeot Expert 1 было выпущено в 4 раза больше, нежели бензиновых. Во многом это заслуга высокой надежности и отличной репутации дизельных двигателей PSA Peugeot Citroen. Однако и бензиновым моторам было что предложить покупателям.

«Рестайлинговый» Пежо Эксперт 1 стал чуть ли не единственным в классе, имеющий вариант с бензиновым 2.0 то в паре с 4-ст автоматической КПП. Версия с «автоматом» — редкая. Часто это были пассажирские варианты в исполнении для перевозки инвалидов. Однако и «обычные» фургоны и микроавтобусы Expert можно было заказать с 2.0 16v 137 л.с. и 4АКПП.

Подвеска и ходовые качества

Если мы произносим Peugeot — подразумеваем: дизайн, управляемость и безопасность. А если говорим управляеость — имеем в виду подвеску.

Подвеска Пежо Эксперт 1 поколения: передняя — полностю независимая, МакФерсон, со стабилизатором поперечной устойчивости, задняя —  полунезависимая «Н-образная» скручивающаяся балка с тягой Панара. Такая конструкция обеспечивает образцовую устойчивость на дороге даже полностью загруженного автомобиля и при этом обладает большим ресурсом и надежностью.

Надо отметить, что на безопасности в Peugeot Expert 1 никто не экономил. Набор систем тормозной электроники здесь был столь же внушительным, как у «806-го», подушка безопасности водителя с 1998 года из опций перешла в стандартную комплектацию, а ремни безопасности с пиронатяжителями находились в базовом оборудовании изначально.

Позаботились и о комфорте груза. Относительно мягкая подвеска способствовала беспроблемной транспортировке самых деликатных и нежных предметов, которые можно было прочно закрепить стропами за специально предусмотренные анкерные кольца на полу, петли и клюзы на внутренних ребрах каркаса кузова. Пол в стандартном исполнении был металлическим крашеным, но опционально его можно было покрыть резинопластмассовым ковром, ламинированной водостойкой фанерой, а боковины грузового отсека — оргалитом или пластиковыми панелями.

Задние двери грузового отсека — распашные, симметричные, с возможностью открытия на 180 градусов, что позволяет удобно подъехать к любому порогу или пандусу.

Как и все Peugeot того времени, Expert 1 получил полностью двусторонне оцинкованный кузов. Десятилетия и сотни тысяч км эксплуатации доказали высокую антикоррозионную стойкость автомобилей этой модели.

Типичные проблемы и неисправности

Запасное колесо у Peugeot Expert 1 находится под задним бампером, а его подъем, опускание и извлечение происходит с помощью встроенной лебедки. Чтобы эта лебедка не стала причиной проблем в самый ненужный момент, её необходимо хотя бы 1 раз в 2 года «разматывать», чистить и смазывать все её детали морозоустойчивой консистентной смазкой типа ЦИАТИМ 201 или аналогичной;

Задняя подвеска Peugeot Expert 1 снабжена тягой Панара, имеющей по одному резинометаллическому шарниру (сайлент-блоку) на концах. Состояние «резинок» этих шарниров необходимо периодически контролировать (желательно на каждом ТО, 1 раз в 10-20 000 км). Если этого не сделать и шарниры «разобьются», это негативно скажется на управляемости и комфорте вождения — автомобиль будет требовать постоянного подруливания и контроля траектории, аккуратного торможения и повышенного внимания особенно зимой на скользких поверхностях. Процедура по замене шарниров тяги Панара у Пежо Эксперт 1-го поколения имеет «копеечную» стоимость, как и сами «резинки». Поэтому не надо «экономить на спичках».

После езды по высокой траве или стерне может начать «глючить» датчик уровня топлива в баке. Проблеиа в том, что его разъем расположен довольно низко и неудачный удар упругого стебля может перебить провод или перекосить «штепсель», а попавшая в зазор влага окислит контакты. Устраняется очисткой, соединением оборванного провода, герметизацией разъема датчика и помещения его проводов в прочную гофрированную трубку. Проблема исчезнет и больше не возвратится.

Общая рекомендация по лебедке запасного колеса: чтобы трос не перепутывался и не клинил внутри корпуса, сматывать ее можно только под нагрузкой, обеспечивая натяг рукой, или прицепив колесо. Это справедливо для всех авто с такими лебедками.

Раз в год обязательно промывайте снаружи потоком воды высокого давления с моющим средством соты радиаторов и интеркулера. Если этого вовремя не сделать, во время летнего зноя двигатель может получить «тепловой удар» (особенно, если Expert возит большие массы груза). Предложенная мера защитит двигатель от тепловых неприятностей.

Заключение

Вообще, Peugeot Expert и его «братья-близнецы» открыли очень успешную «формулу» среднеразмерного коммерческого автомобиля, который мог возить грузы по массе и объему мало уступающим «большим» фургонам, но при этом стоймость владения автомобилем и «цена километра» его пробега не превышала таковые у экономчных фургонов «компактного» класса. Эксперт первоого поколения заслуженно считается в среде автолюбителей «хорошим автомобилем». Его любят несмотря на уже «преклонный возраст».

Следующие поколения Peugeot Expert внесут в эту «формулу» новые выгодные «переменные».

Денис Шебеко
Оцените автора
Обзор автомобилей Пежо и Ситроен от Car-fanatik