Peugeot Expert III (альтернативные названия: Пежо Эксперт 3, третьего поколения, Expert Mk3) — среднеразмерный коммерческий фургон, грузопассажирский автомобиль или микроавтобус. Огромное количество модификаций производится как на конвейерах самого концерна, так и силами сторонних предприятий, занимающихся переоборудованием цельнометаллических фургонов. Например, для заказа доступны инкассаторские броневики, автомобили медицинских служб, рефрижераторы и другая спецтехника.
История модели
Пежо Эксперт 3 выпускается на двух заводах:
- Франция, завод PSA Peugeot Citroen SEVEL Nord в г. Валансьен;
- Россия, завод PCMA в г. Калуга.
Как и предыдущие Эксперты, третье поколение имеет соплатформенных «братьев-близнецов», которые отличаются лишь мелкими декоративными элементами и эмблемами:
- Citroen Jumpy (в Великобритании Dispatch);
- Toyota ProAce;
- Opel Vivaro.
Представитель FIAT в этом списке отсутствует, так как итальянский концерн вышел из консорциума SEVEL Nord, уступив своё место Toyota. Однако в связи с образованием Группы Stellantis (PSA + FCA) в ближайшее время ожидается возвращение итальянского партнера на новых взаимовыгодных условиях.
Вместе с коммерческими Peugeot Expert III и его «братьями-близнецами» в рамках одного проекта «KZero» (или К0, «ка-ноль») производятся соплатформенные минивэны:
- Peugeot Traveller;
- Citroen Spacetourer;
- Toyota ProAce Verso;
- Opel Zafira Life.
Чтобы усилить подсознательные акценты минивэнов на комфорте и роскоши для пассажиров, им дали собственные имена и сделали отдельными моделями.
Дизайн
Экстерьер
Пежо Эксперт 3 предлагается в следующих типах кузова:
- Expert FT (Fourgon Tole) фургон цельнометаллический;
- Expert Combi фургон 6-местный грузопассажирский;
- Expert Minibus 8-9-местный микроавтобус;
- Expert ChC (Chassis Cabine) шасси для установки кузовов сторонних производителей.
На выбор предлагается два размера колёсной базы:
- «короткая» 2925 мм;
- «стандартная» 3275 мм…. и три габаритных длины автомобиля:
- L1 («короткая» база) 4606 мм;
- L2 («стандартная» база) 4956 мм;
- L3 («стандартная» база) 5308 мм.
Разница в длине L2 и L3 достигается за счет увеличенного заднего свеса.
- Объемы грузовых отсеков — от 4.6 м3 до 7.0 м3.
- Грузоподъемность — от 1000 до 1400 кг.
Высота кузова: внутри 1397 мм (габаритная высота 1905 мм) — всегда одна, и формально не предоставляет выбора. Однако ряд партнерских Группе PSA сторонних компаний наладили мелкосерийный выпуск Peugeot Expert III с высокой пластиковой крышей.
Интерьер
По мнению многих специалистов — Peugeot Expert III на данный момент создает на своем борту самые дружественные и позитивные условия для работы водителя.
«Высоко сижу, далеко гляжу!» — это как раз про Эксперт 3! Компоновка кабины «Cab Forward», смещенной вперед и вверх относительно предыдущего поколения Expert, обеспечивает отличный обзор во все стороны. Это в первую очередь важно при движении в плотном городском потоке и при парковках для погрузки/разгрузки в тесных складских помещениях.
Комплектация Expert III богата и рациональна. Здесь есть всё, что нужно для удобной работы, уверенной езды и безопасности, но без «излишеств». ESP и полный набор тормозной электроники, передние подушки безопасности, кондиционер, полный электропакет, круиз-контроль и др. Для облегчения эксплуатации в холодное время года предназначены штатные подогреватель двигателя Webasto, электроподогревы сидений и ветрового стекла в зоне покоя щеток стеклоочистителя и вдоль левой стойки. Комплектацию «Эксперта 3» всегда можно дополнить, воспользовавшись длинным списком дополнительного оборудования и аксессуаров.
Кстати, компоновка «Cab Forward», сделавшая Expert III более «прямоугольным» относительно предыдущего «стреловидного» Эксперта 2, при сохранении простора и внушительного жизненного пространства кабины, позволила выкроить на 15% больший объем в грузовом отсеке автомобиля.
Технические характеристики
Двигатель и трансмиссия (для российского рынка)
Дизельные
- 1.6 HDi 90-95 л.с. (DV6UC) + 5МКПП;
- 2.0 HDi 150 л.с. (DW10FB) + 6МКПП или 6АКПП Aisin AT6.
- 2.0 HDi 150 л.с. (DW10FB) + 6МКПП 4х4
Дизельные двигатели PSA семейства DW считаются лучшими в мире легковыми дизелями по надежности, выносливости, мощи и экономичности. Автоматическая трансмиссия на грузовых версиях была доступна в России только на импортируемых автомобилях, поставки которых были прекращены в середине 2018 г. Весной 2021 г. завод в Калуге начинает установку АКПП и на свои фургоны.
Подвеска и ходовые качества
С 2019 году в России на заводе PCMA производятся полноприводные Peugeot Expert III 4х4. Систему передачи крутящего момента на заднюю ось с вискомуфтой в Калугу поставляет давний партнер Группы PSA – французская компания Dangel — признанный авторитет в создании внедорожных трансмиссий.
Peugeot Expert создан на новой высокомодульной платформе PSA EMP2, которая позволяет любую новую модель «собирать как из кубиков», меняя узлы и фрагменты для получения высоких характеристик. У Peugeot Expert III их — в избытке.
Одно из важнейших преимуществ Пежо Эксперт 3, возвышающее его над конкурентами — задняя полностью независимая пружинная подвеска с прогрессивной характеристикой жесткости. У других коммерческих авто этого класса обычно применяются архаичные подвески с листовыми рессорами, грузовые мосты «а-ля 24-я Волга» или «Н-образные» скручивающиеся балки. Конструкторы Expert III сделали свою конструкцию не только совершенной и «продвинутой», но и (как уже показали сотни тысяч км эксплуатации по плохим российским дорогам) очень надежной и «неубиваемой».
Кроме этого:
- автомобиль всегда, на любой скорости и при любой загрузке отлично и безопасно управляется;
- создается ранее недостижимый комфорт перевозки грузов и удобства работы водителя и экспедитора;
- рациональное устройство подвески не требует затрат на периодическое обслуживание — её нужно просто осматривать, а «ломаться в ней нечему» — всё сделано из высокопрочной стали;
- подвеска такой схемы позволяет без капитальных изменений оснастить её пневмоопорами и сделать регулируемой.
Схема задней подвески Peugeot Expert III: полностью независимая, пружинная, на двух диагональных рычагах, со стабилизатором поперечной устойчивости.
Передняя подвеска «третьего Эксперта» имеет проверенный классический тип МакФерсон, полностью независимая, со стабилизатором поперечной устойчивости.
Уже традиционно для среднеразмерных коммерческих Пежо, кузов фургона Expert III богато оснащен такелажными «мелочами» для прочного крепления любого по массе и размеру груза. При заказе системы «ModuWork» покупатель получает лючок для перевозки длинномеров, а также механизм складывания правого пассажирского сиденья вверх. В спинке среднего переднего сиденья появляется откидной столик с поворотным планшетом для бумаг, а под его подушкой – небольшой вещевой ящик.
Можно выбирать из нескольких десятков вариантов опциональной внутренней отделки грузового отсека: обычная или ламинированная фанера различной толщины, влагостойкий оргалит, ПВХ, сэндвич-панели, и др.
Остается добавить, что кузов любого Peugeot, в том числе и Expert III — полностью оцинкован и дополнительно защищен от едких противогололёдных реагентов. Поэтому автомобиль является «нержавеющим». Моторный отсек прикрыт снизу стальной защитой.
Типичные проблемы и неисправности
Контроль уровня и долив жидкости в бачок тормозной системы на Peugeot Expert III вызывает ряд затруднений. В темноте разглядеть уровень очень трудно, а если подкапотное пространство в пыли, то невозможно даже днем. Это — из-за специфического расположения бачка. Долить ТЖ до нужного уровня без «Z-образной» воронки или спринцовки — бесполезное занятие. Производитель это логично объясняет тем, что водителю современного Peugeot под капотом делать нечего — все работы будут проводиться в условиях хорошо оснащенной фирменной СТОА. Однако российские реалии вносят свои коррективы, поэтому полезно знать о такой особенности, и заранее запастись старой зубной щеткой чтобы очистить бачок от пыли, и приспособлениями для залива ТЖ.
Лебедка опускания/подъема запасного колеса нуждается в ежегодном осмотре, очистке и смазке. Наматывать трос следует, предварительно его натянув, чтобы он «лёг» в «ручьи» винтовой катушки без образования петель и заеданий.
Не очень удачной является форма боковых зеркал заднего вида. Они имеют недостаточную ширину и большие «слепые зоны». Это особенно ощущается водителями цельнометаллических фургонов, лишенных возможности смотреть свозь остекление задней части кузова, как на грузопассажирских и пассажирских версиях. Система мониторинга «слепых зон» доступна при заказе в качестве опции на зарубежных рынках
Механизм переключения передач шестиступенчатой механики и педаль сцепления на двухлитровом дизеле требует некоторого привыкания.
Заключение
Peugeot Expert III на сегодняшний день — лучший среднеразмерный коммерческий автомобиль из продающихся в России. По соотношению «цена/качество/характеристики/стоимость владения» ему нет равных. При этом высокое качество сборки Expert III на заводе PCMA в г. Калуге не отличается от SEVEL Nord, что является, наверное, самым мощным «козырем» Эксперта 3, так как ближайший его конкурент, поставляемый из Европы, имеет В ПОЛТОРА РАЗА большую цену! Есть над чем призадуматься